Скачать 314.45 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Столярова Г.Р., Козлов В.Е. Семейно-брачные отношения в христианстве и исламе Учебно-методическое пособие Казань- 2011 УДК 39:572.9 21:316.3 Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» методической комиссии исторического факультета Протокол № 8 от 25 марта 2011 г. заседания кафедры этнографии и археологии Протокол № 8 от 10 марта 2011 г. Научный редактор доктор исторических наук, проф. Т.А. Титова Рецензенты: кандидат философских наук, доцент Серебряков Ф.Ф. Столярова Г.Р., Козлов В.Е. Семейно-брачные отношения в христианстве и исламе: Учебно-методическое пособие / Г.Р.Столярова, В.Е.Козлов. – Казань: Казанский университет, 2011. – 32 с. Данное учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров по направлению подготовки «Этнология и антропология», а также студентов отделения религиоведения философского факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, изучающих на лекционных и практических занятиях курс «Семейно-брачные отношения в христианстве и исламе». Для студентов и преподавателей высших учебных заведений. © Казанский университет, 2011 © Столярова Г.Р., 2011 © Козлов В.Е., 2011 Содержание I. Методические указания и регламент курса с. 4 II. Содержание курса «Семейно-брачные отношения в христианстве и исламе» с. 7 III. Рекомендуемая учебно-методическая и дополнительная литература с. 14 IV. Программа семинарских занятий с. 17 V. Методические указания к самостоятельной работе студентов и подготовке рефератов с. 23 VI. Рекомендуемые темы рефератов с. 25 VII. Пример тестового задания с. 27 VIII. Вопросы к зачету с. 30 IX . Программное обеспечение и интернет ресурсы с. 32 I.Методические указания и регламент курса Предлагаемый учебный курс посвящен изучению формирования основных понятий и категорий, относящиеся к формам и нормам брачно-семейных отношений, а также знакомству с концепциями формирования семьи и брака в различных культурных и религиозных традициях. Особое внимание уделяется брачно-семейным нормам, сформировавшимся в рамках христианской и исламской традиции. При этом всесторонне анализируются догматические основы брака и историко-культурные особенности внутрисемейных отношений в христианстве и исламе. Подробно рассмотрены брачно-семейные нормы и отношения у основных народов Волго-Уральского региона, исповедующих христианство и ислам: финно-угорских, тюркских и славянских. Изучение учебного материала предполагается на основе вовлечения в образовательный процесс широкого круга источников (фото и видео материалов) и дополнительной литературы. Диапазон тем и предметов, вовлекаемых в сферу исследовательского внимания данного учебного курса, очень широк: от исторической реконструкции этнокультурных форм адаптации религиозных догм в семейно-брачной сфере до представлений о кризисе современной семьи, причинах этого явления и дальнейших перспективах. При изучении курса в первую очередь используется проблемный метод. Будет также использоваться и ряд других методов: хронологический, сравнительно-исторический, системно-структурный. Цель курса состоит в освещении генезиса, развития форм и норм брачно-семейных отношений в христианской и исламской традициях, применительно к различным историческим периодам и историко-культурным областям. Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: Знать:
Уметь:
Владеть:
Курс рассчитан на 72 часа и читается бакалаврам по направлению «Этнология и антропология», а также студентам отделения религиоведения философского факультета. Курс предполагает лекционные (14 часов) и семинарские (22 часа) занятия, а также самостоятельную работу студентов (36 часов). По итогам изучения курса студенты сдают зачет. Зачет по курсу основан на балльно - рейтинговой системе. Общая оценка по курсу складывается из суммы баллов за работу в семестре и за ответ на зачете. Максимальная сумма баллов – 100, минимальная – 51. За работу в семестре студент может получить максимально 50 баллов. Минимальная сумма баллов составляет 25,5. Студенты, получившие за работу в семестре меньше этой суммы баллов, к зачету не допускаются. Работа в семестре подразумевает: - посещение занятий: максимально 9 баллов (делится на количество занятий), - за развернутый ответ на семинарском занятии – максимально 2 балла, - написание тестового задания: максимально 14 баллов (делится на количество вопросов в контрольной работе), – написание реферата: максимально 5 баллов. За ответ на зачете студент может получить максимально 50 баллов, минимально – 25, 5 баллов. Если студент набрал при ответе на зачете менее 25,5 балла, но при суммировании с количеством баллов за работу в семестре он набирает 51 и более баллов, то он получает положительную оценку. II. Содержание курса РАЗДЕЛ I. СЕМЬЯ И БРАК В ЭТНОЛОГИИ. Предмет, задачи, структура курса. Что такое семья и брак, их функции с точки зрения этнологии и социологии? История научного изучения семьи и брака, основные научные концепции происхождения и эволюции брачно-семейных норм. Античные мыслители (Платон, Аристотель, Плутарх) о сущности семьи и ее значении. Представители раннего и позднего Возрождения о семейных ценностях. Появление теории эволюции и ее влияние на гуманитарные науки. Бахофен – основоположник теории эволюции семейной организации. Развитие идей Бахофена Мак-Леннаном. Концепция эволюции семьи и брака Генри Льюиса Моргана. М.М.Ковалевский о сущности семьи. Критика семейной теории М.М.Ковалевского М.О.Косвеном. Гегель о трех типах взаимоотношений внутри семьи. Значение труда Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Новые подходы к изучению семейно-брачных отношений в рамках школы «культура и личность», с использованием психологических теорий, З.Фрейда и др., Маргарет Мид –основоположник «этнографии детства». Социологическая теория семьи П.А.Сорокина. Классики социальной и культурной антропологии об институтах семьи и брака. Исследования семьи и брака в современных междисциплинарных науках. РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА И ТИПЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Культурная детерминированность форм брака и семьи. Брак как основная форма существования семьи. Семья как поле инкультурации и социализации. Основные виды и универсальные формы брака и брачных отношений. Формы брака по критериям: особенности выбора брачного партнера, количество брачных партнеров, локализация брака, социально-экономические условия заключения брака. Разновидности эндогамного и экзогамного брака. Неравные браки. Формы и практики выкупного брака. «Священный брак» (Дж.Фрезер). Брак по расчету в культуре различных народов. Патрилокальные и матрилокальные браки. Кувада. Большие и малые семьи; пульсирующая семья. Матрилинейность и патрилинейность. Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Типология семьи по составу: неполная семья, простая (нуклеарная) семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, материнская семья, семья повторного брака. Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Типология, учитывающая специфику десоциализирующего влияния семьи на своих членов. Типология семьи по видам отношений между супругами: семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями. Типология по стилям семейных взаимоотношений: семья с попустительским стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с демократическим стилем взаимоотношений. Типология по гармоничности семейного союза. Типы гармоничных семей: внешне «спокойная семья»; «вулканическая семья»; семья – санаторий; семья-крепость; семья-театр; семья – третий лишний; семья с кумиром; семья-маскарад. РАЗДЕЛ III. СЕМЬЯ И БРАК В ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЯХ И ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Категория «традиционное общество» в гуманитарных науках в целом и в этнологии, в частности. Виды традиционных религиозных верований: анимизм, тотемизм, магия. Формы реализации религиозных верований: Основные этапы эволюции социального регулирования отношений между полами. Табу. Миф и семья в традиционном обществе. Промискуитетные праздники. Традиция, обычай, обряд. Семья и брак у древних славян: языческие основы. Взаимоотношения полов до вступления в брак. Семья и у древних кельтов и германцев. Семья у ранних семитских народов. Языческие основы семьи у древних греков и древних римлян. Расторжение брака в традиционных обществах. Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян ХΙХ – начала ХХ веков. РАЗДЕЛ IV. САКРАЛЬНОЕ И СВЕТСКОЕ НАЧАЛА СЕМЬИ И БРАКА Понятие «сакральное» («религиозное»). Основные трактовки сущности светского: светское как контррелигиозное; светское как безрелигиозное; светское как арелигиозное. Светское понимание брака. Проблема взаимосвязи семейно-брачных отношений и религии у представителей «афинской школы философии». Античная традиция взаимосвязи семьи и религии. Средневековая религиозно-метафизическая теория происхождения семьи. Либерализация подходов к браку в Эпоху Возрождения. Взаимосвязь семьи как социального института и религии с позиции объективного научного знания. Переоценка значения семьи и внутрисемейных отношений в эпоху индустриализации и модернизации. Теория Парсонса о связи семьи и церкви в современном обществе. РАЗДЕЛ V. СЕМЬЯ И БРАК В ХРИСТИАНСТВЕ: ДОГМАТИКА И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ Брак и сексуальная мораль в раннем христианстве: Законы Моисея, учение Христа и его апостолов. Божественная и земная модели семьи в христианском вероучении. Права и обязанности мужа и жены в Священном писании. Размежевание римской (латинской) и византийской (православной) ветвей христианства. Оформление принципиальных различий доктринального и культового характера в направлениях христианства. Католические догматы о семье и браке в средневековье. Доктрина сексуальной жизни христианина Фомы Аквинского. Выделение протестантизма и оформление новых практик относительно семьи и брака. Брачно-семейные нормы в европейском католицизме и протестантизме в новое время. Гражданские нормы Великой французской революции и изменение отношения к брачно-семейным нормам в европейских странах. Брачно-семейные нормы и внутрисемейные отношения в различных западноевропейских странах в ХΙХ веке. Отношение церковной христианской традиции к разводам. Контроль за деторождением. Современная католическая церковь о семье и браке. Бенедикт ХVΙ о защите жизни и традиционной семьи. Семья и брак в православии. Догмы православия о брачных партнерах. Общее и особенное в отношении православия и католицизма к смешанным бракам, разводам и второбрачию. Православие о семейной жизни священнослужителей. Канонические препятствия к браку. «Домострой» как источник традиционных основ брачно-семейных норм и семейной морали в средневековой России. Православная семья и брак в Российской империи. Введение гражданских форм брака после революции 1917 г. Изменения в статусах и взаимоотношениях супругов в советский период. Внутрисемейные отношения (главенство, распределение трудовых ролей) и воспитание детей. Брак в современной Русской православной церкви (государственно-правовой статус; время и условия совершения брака; расторжение брака; повторный брак). Отношения современного государства и церкви по вопросам семьи и брака. РАЗДЕЛ VI. СЕМЬЯ И БРАК В ИСЛАМЕ: ДОГМАТИКА И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ Доисламские источники о положении женщины в семье и обществе. Основы и источники исламской догматики о семье и браке. Коран о моногамной семье и полигамии. Моральные и правовые нормы семейных отношений в исламе. Источники ислама о предбрачном поведении мужчин и женщин, местах знакомств, брачном возрасте, выборе брачного партнера, ритуале женской одежды и правилах ее ношения, требованиях к невесте, выкупе за невесту, внутреннем и внешнем хиджабе, смешанных браках, брачных запретах. Отличительные черты мусульманского брака; обязательные условия вступления в мусульманский брак. Семейные ценности в исламе. Положение мужчины и женщины в семье в исламской традиции, их права и обязанности. Институт наложниц. Ислам о деторождении и материнстве. Внутрисемейные отношения и воспитание детей в мусульманских семьях. Имущественные отношения в мусульманской семье; право женщин на наследство. Роль адатов (обычного права) в регулировании внутрисемейных отношений. Расторжение браков в мусульманской традиции. Роль религии в современной мусульманской семье. Общее и особенное в нормах брака и семьи у мусульманских народов мира. РАЗДЕЛ VII. СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ У ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ. Финно-язычные народы (мордва, мари, удмурты) – аборигенное население Волго-Уралья. Язычество и христианство у финноязычных народов Поволжья в различные исторические периоды. Обычное право о браке и семье. Традиционные места предбрачных знакомств. Право брачного выбора. Возраст вступления в брак. Ограничения брачного выбора. Круги брачных связей. Религиозная традиция и календарное распределение браков. Первичные и вторичные браки. Способы заключения брака. Религиозно-ритуальное оформление брака. Обрядовые функции одежды. Обрядовая роль воды. Символические функции жилища. Ритуальные функции предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов. Семейный и общественный быт мордвы, мари, удмуртов. Религиозное обоснование института главенства. Положение мужчин и женщин в семье; распределение трудовых ролей. Имущественные отношения. Воспитание детей. Разводы. Период атеизма и его влияние на брачно-семейные отношения. Религиозный ренессанс и семья. РАЗДЕЛ VIII. СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ. Этапы тюркизации Поволжья. Религии тюркских народов Поволжья: язычество, православие, ислам. Брак и семья у татар, башкир, чувашей. Обычное право о браке и семье. Традиционные места предбрачных знакомств. Право брачного выбора. Возраст вступления в брак. Ограничения брачного выбора. Круги брачных связей. Религиозная традиция и календарное распределение браков. Первичные и вторичные браки. Способы заключения брака. Религиозно-ритуальное оформление брака. Обрядовые функции одежды. Обрядовая роль воды. Символические функции жилища. Ритуальные функции предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов. Семейный и общественный быт татар, башкир, чувашей. Религиозное обоснование института главенства. Положение мужчин и женщин в семье; обычай избегания. Внутрисемейные отношения и распределение трудовых ролей. Имущественные отношения. Воспитание детей. Разводы. Период атеизма и его влияние на брачно-семейные отношения. Религиозный ренессанс и семья. РАЗДЕЛ IX. СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ У ПОВОЛЖСКИХ ВЕЛИКОРОССОВ. Формирование группы поволжских великороссов. Религиозное обоснование брачных норм русского крестьянства. Обычное право о браке и семье. Традиционные места предбрачных знакомств. Право брачного выбора. Возраст вступления в брак. Ограничения брачного выбора. Круги брачных связей. Религиозная традиция и календарное распределение браков. Первичные и вторичные браки. Способы заключения брака. Религиозно-ритуальное оформление брака. Обрядовые функции одежды. Обрядовая роль воды. Символические функции жилища. Ритуальные функции предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов. Архаичные элементы русской свадьбы. Семейный и общественный быт. Религиозное обоснование института главенства. Положение мужчин и женщин в семье. Институт примачества. Внутрисемейные отношения и распределение трудовых ролей. Имущественные отношения. Воспитание детей. Разводы. Снохачество и отношение «мира» к этому явлению. Период атеизма и его влияние на брачно-семейные отношения. Религиозный ренессанс и семья. Взаимодействия поволжских народов в конфессиональной и семейно-брачной сферах. III. Рекомендуемая учебно-методическая и дополнительная литература по курсу ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.Белик А.А.Культурная (социальная) антропология. М.: РГГУ, 2009 2.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. Учебное пособие. М.:РГГУ, 2000 3.Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология). – СПб.: Фонд «Университет», 2004 4.Васильев Л.С. История религий. М.: Книжный Дом «Университет», 2008 5.Введение в общее религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова. М.: Книжный Дом «Университет», 2008 6.Всеобщая история религий мира. Энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2008 7.Гарин В.Б.Страны и народы мира. Энциклопедия-справочник. М.: Феникс, 2010 8.Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. М.: КноРус, 2010 9.Гуревич П.С. Религиоведение. М.: МПСИ, 2007 10.Жуков В.И., Тавадов Г.Т.Большой этнологический словарь. М.: Омега-Л, 2010 11.Зеленков М.Ю.Мировые религии. История и современность. Учебное пособие. М.: Феникс, 2008 12.Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. М., 2006 13.История религий в 2-х тт. Учебник /под ред. И.Н.Яблокова. М., 2004 14.Леонидов Ф.Введение в вероучения народов мира. М.: Флинта, 2007 15.Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008 16.Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. М.: Петрополис, 2007 17.Основы этнологии: Учебное пособие / Под ред проф. В.В.Пименова. М.: Изд-во МГУ, 2007 18.Словарь общественных наук /Сост. Е.Подольская. М.: Феникс, 2006 19.Столярова Г.Р., Титова Т.А., Токсубаева Л.С.Этнография народов Волго-Уралья. Учебное пособие. Казань: Изд-во КГУ, 2007 20.Религиоведение. Хрестоматия. М.: Феникс, 2009 21.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005 22.Энциклопедия религий. М.: Академический проект, 2008 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989 2.Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Либроком, 2009 3.Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994 4.Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2009 5.Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Изд. 2-е. М.: Вертикаль, 2007 6.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998 7.Довнар-Запольский М.В.Первобытные формы брака. М.: Красанд, 2011 8.Казаченко Б.Н.Русское родство: прошлое и настоящее. М.: Флинта, 2010 9.Кауфман А.А.Русская община в процессе ее зарождения и роста. М.: Либроком, 2011 10.Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М.: Либроком, 2011 11.Космарская Н.П. «Дети империи» в постсоветской Центральной Азии: 12.Адаптивные практики и ментальные сдвиги (русские в Киргизии, 1992-2002). М.: Издательство «Наталис», 2006 13.Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий. М.: Академия, 2005 14.Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: этнопсихологический портрет. М.: Диалог культур, 2006 15.Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М.: АСТ, 2009 16.Парриндер Дж. Сексуальная мораль в мировых религиях. М.: Фаир-Пресс, 2002 17.Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) /Отв. Ред. М.П.Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008 18.Русские: история и этнография /Под ред. И.В.Власовой и В.А.Тишкова. М.: АСТ, 2008 19.Селиванов В.В. Год русского земледельца. Зарисовки из крестьянского быта. 20.Зарайский уезд Рязанской губернии. М.: Либроком, 2011 21.Семенов Ю.И.Происхождение брака и семьи. М.: Красанд, 2010 22.Семенова Тян-Шанская О.П.Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний. М.: ЛомоносовЪ, 2010 23.Синельников А.Б.Трансформация семьи и развитие общества. М.: Книжный дом «Университет», 2008 24.Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И.Семья и вера в социологическом измерении. М.: Книжный дом «Университет», 2009 25.Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование. М.: Наука, 2010 26.Тэйлор Э.Первобытная культура. В 2 тт. М.: Терра – Книжный клуб, 2010 27.Федосюк Ю.А.Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта ХΙХ века. М.: Флинта, 2010 28.Ценностные ориентиры и приоритеты в трансформирующемся мире /Под ред.А.С.Железнякова, З.П.Яхимович. М.: Институт социологии РАН, 2010 29.Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М.: Наука, 1985 30.Четверикова О.Н., Крыжановский А.В. Культура и религия Запада. Религиозные традиции Европы. М.: Московские учебники и картолитография, 2009 31.Шестун Е. Православная педагогика. Самара: ЗАО»Самарский информац.концерн», 1998 32.Щеголева Е.В. Как создать православную семью. М.: «ДАРЪ», 2007 IV. Программа семинарских занятий. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви,... | А. В. Козлов Присутствовали Т. Ф., Голованова С. В., Гриднева Е. А., Громов Е. М., Калягин В. А., Клепоносова М. В., Козлов А. В, Козырев О. Р., Красавина Р.... | ||
Козлов. Личностный рост Владимир козлов «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии... | М. В. Дмитриев : Сегодняшний наш день посвящен сравнению отношения... Священное Писание, сакральные тексты и религиозное знание в христианских традициях (Средние века раннее Новое время) | ||
Темы рефератов по предмету «Культурология» Роузентал. Ф. Торжества знания: Концепция знания в средневековом Исламе. М. 1978 | Основные направления в Исламе Ислам – самая молодая религия, ставшая одной из мировых. Сегодня больше полутора миллиарда людей по всему миру являются приверженцами... | ||
Метод проектов на уроках озож столярова Юлия Алексеевна маоу «Лицей №36» Ленинского р-на Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: 2002 | А. С. Козлов, Е. В. Степаненко Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития | ||
Методические рекомендации по введению краеведческого компонента в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить знакомство с семейно-бытовыми обрядовыми русскими народными песнями, с колыбельными | ||
Дисциплины: «Образ женщины католицизме, православии, протестантизме... ... | Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления... «недостаточностью», которую один из крупнейших философов XX в., Мартин Хайдеггер, выразил словами: «наука не думает» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... От схоластики к Реформации: понятие о «справедливой цене» и отношение к ссудному проценту в западном христианстве | 3. Семейные правоотношения понятие, элементы, основания возникновения.... Понятие и предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений | ||
Сказъ о томъ, какъ вредно спать на урокахъ ИгРюК (Игорь Рюрикович Козлов) — Савченко (здесь должен был быть я! (т е. Самсонов)) | Конспект лекций по дисциплине «История США и Канады» Составитель: Козлов Л. Е., канд пол наук, доцент кафедры международных отношений и американистики |