МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОЗОЖ
Столярова Юлия Алексеевна
МАОУ «Лицей № 36» Ленинского р-на
г. Саратова.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года - М.: 2002).
Работая над решением проблемы формирования ключевых компетенций у учащихся, используя различные формы работы, учителя стараются большое внимание уделять накоплению учащимися богатого багажа знаний, который ребята смогут применять в разнообразных областях своей деятельности, а также, что сегодня, наверное, даже важнее, формированию навыков здорового образа жизни. «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
В здоровье детей больше всего заинтересованы родители и учителя. Ведущими качествами, играющими существенную роль в приобщении человека к здоровому образу жизни, в выработке его «личностного стержня» являются мотивация поведения, внутренние побудительные стимулы к выполнению той или иной деятельности. К сожалению, место здоровья в системе ценностей современного человека, определяется больше декларативно. Начинают задумываться о здоровье и им заниматься в большинстве случаев с появлением признаков его снижения, утраты. В процессе воспитания и обучения не уделяется должного внимания вопросам формирования отношения к здоровью, как к ценности. В нашей школе учителя уделяют предмету ЗОЖ особое внимание, убеждая учеников в том, что здоровье – это наивысшая ценность. И я не исключение. Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.
Использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, со слабыми - работа по индивидуальной программе.
Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; выполнение практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно отношусь со всей ответственностью: стараюсь соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Использование видеоаппаратуры, компьютера по времени на уроке с учетом требований СанПиН.
Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
Стараюсь ориентироваться на разные каналы восприятия при объяснении нового материала (визуалы, аудиалы, кинестетики), на индивидуальные особенности мышления, внимания, памяти.
Доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся, организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися.
Обеспечение школьников в период их пребывания в школе горячим питанием. Сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса, поддержание санитарного состояния кабинета, выполнение правил ТБ на уроке и вне его.
Уроки ОЗОЖ, классные часы по программе ОЗОЖ.
Призывы к поддержанию здорового образа жизни, не опираясь на фундаментальную теорию здоровья, которая бы вскрыла внутренние, интимные механизмы связи здоровья и образа жизни, для многих остаются внутренне непонятными, непринятыми.
Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо понимание роли личностных качеств школьника в сознательном и волевом стремлении к сохранению и укреплению здоровья.
Начиная преподавать курс ОЗОЖ (я веду урок ОЗОЖ с 5 класса) я обязательно говорю о том, что Россия занимает 134 место в мире по продолжительности жизни и 136 место по состоянию здоровья (из 158 стран). Мы работаем по региональной программе ОЗОЖ. Мне очень нравится эта программа, т.к. она комплексная, состоит из 5 блоков, рассматривающих разные аспекты здоровья. И в школе, и дома, и с экранов ТВ чаще всего речь идет о медико-гигиенических аспектах здоровья (такой блок тоже есть в программе). Но я думаю, что начинать надо с другого, с этики, с семьи, правовых вопросов и психологии. Региональная программа так и выстроена.
Хочу поделиться некоторыми наработками.
Например, работая над темами семьеведческого блока в 5-6 классах мной был создан сайт «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Материал сайта используется мною и другими учителями на уроках и во внеклассной работе.
В 10 классе курс ОЗОЖ интегрируется в воспитательную работу. Я считаю, что приглашение к сотрудничеству специалистов даст больший результат, чем работа только педагогов. Поэтому для учащихся 10 класса классный час «Что может быть семьи дороже?» был проведен в отделе ЗАГС. Стараюсь на уроки приглашать как можно чаще узких специалистов. При изучении тем психологического блока использую знания психолога. Например, в 9-х классах при изучении темы толерантность они помогли провести игру «Пересадка сердца».
В 2008-09 учебном году ученики 9 «А» класса на уроке ОЗОЖ подготовили и защитили проект «Семья и государство». На школьном конкурсе авторы работы были признаны победителями.
Работа на уроках психологического блока в 5 классе начинается с работы «Кто я? Кто ты? Кто мы?» Цель данной работы: Способствовать раскрытию социально-психологического аспекта здоровья. Мы с 5-классниками создали «Книгу про то, кто я такой». Как интересно ее смотреть ребятам, когда они стали 11-классниками!
Много внимания уделяю на уроке развитию умения выражать свое мнение. Умению высказать и принять просьбу, согласие или отказ. Очень интересный проект по данной теме получился у нас с учащимися, который теперь используется и в других классах.
Также в рамках предмета ОЗОЖ ученики 9 классов участвовали в работе над проектом на тему «Исследование отношения подростков ЗАТО Светлый к деньгам» (правовой, семьеведческий блок).
Используя на уроках метод проектов, учащимися были созданы компьютерные презентации по различным темам. Данные презентации используются другими учителями на своих уроках.
Я также на своих уроках широко использую игровые методики, элементы тренингов, в ходе которых приобретаются новые знания, а также развиваются коммуникативные и практические навыки. В 5 классе провожу игру «Планета людей» по формированию женственности и мужественности, на всех уроках использую упражнения - энергизаторы, которые также играют роль физ. минуток, психолог проводит упражнения релаксации. Использую видеофрагменты, уроки на свежем воздухе. Для некоторых тем медико-гигиенического блока приглашаю на уроки врачей, некоторые уроки провожу отдельно для мальчиков и девочек.
Учат человека многому, и с каждым десятилетием объем преподаваемых знаний увеличивается. Но нормам и навыкам здорового образа жизни специально нигде и никого не учат, за исключением уроков ОЗОЖ в школе и в системе воспитательной работы. Исходя из того, что обучение – высшая форма внедрения научных знаний, в эпоху научно-технической революции эффективность обучения приобретает особое значение. Должны быть разработаны простые и доступные способы быстрой оценки и самооценки состояния организма. Пользуясь ими, человек будет воочию убеждаться, к чему приводит неправильный, и что дает правильный образ жизни. Очень важно учить людей разбираться в самих себе. На уроках стремлюсь учить детей этому. |