Доклад Метод проектов на уроках русского языка





Скачать 302.51 Kb.
НазваниеДоклад Метод проектов на уроках русского языка
страница1/2
Дата публикации28.07.2014
Размер302.51 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад
  1   2
МКОУ «Юрьевская СОШ»

Доклад

Метод проектов на уроках русского языка

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках русского языка

    1. Что такое метод проектов?....................................................4-7

    2. Алгоритм деятельности учителя и учащегося в технологии проектного обучения…………………………………………….8-9

    3. Правила успешной проектной деятельности……………….10

    4. Общие подходы к структурированию проекта…………….11

    5. План действий учащихся в проекте…………………………12

    6. Критерии оценивания работ учащихся……………………..13

    7. Типология проектов …………………………………………14-15

Глава 2. Использование метода учебного проекта на уроках русского языка…………………………………………………………………16-22

Заключение……………………………………………………………23

Список использованной литературы


Введение

  Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения [10]. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:

  • активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

  • формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

  • приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

  Актуальность. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Цель данной работы: исследовать теоретический материал в рамках данной темы, сформулировать общие подходы к структурированию проекта, план действий учителя и учащегося, посмотреть на практическое применение метода проектов на уроках русского языка.

Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках русского языка

    1. Что такое метод проектов?

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952гг), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личный интерес и личные цели. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему[7].

Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. 

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое значение методу проектов уделял С.Т. Шацкий. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «…нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы».
Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и другие. Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-лабораторный метод[1].
Метод проектов, по мнению педагогов 1920-х гг., вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ от 05.09.1931 г. «О начальной и средней школе» организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена [1]. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. 
Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». 

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом в системе образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 

По мнению И.С. Сергеева, проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты.

 Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Учебный проект – это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы.

Особый интерес обычно представляют общественно значимые проекты.
Проект - это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.      Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.                                                                                    

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.[12]

 И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем [11].

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4.   Использование исследовательских методов.

5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6.   Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

1.2.  Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения.

 

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


  Применение метода проектов на уроках русского языка, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной  среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык  как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

1.3.Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Работая над проектами, многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта [2].

1.4. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.[12]

1.5. План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте», включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

1.6.   Критерии оценивания работ учащихся

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                         

4.    Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5.    Степень осмысления использованной информации;

6.    Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10.  Владение рефлексией;

11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

1.7.Типология проектов

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,

  • предмет информационного поиска,

  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео.),

  • презентация.

4. Практико - ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

Виды проектов по предметно - содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации,  организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – ученик». «ченик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconМетод проектов на уроках литературы
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconМетод проектов на уроках иностранного языка
Мы рассматриваем в данном контексте технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, диктуемой...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconМетод проектов на уроках русского языка
Постоянно модернизирующееся образование и современное общество требует от школы выпускника не только обладающего определенным набором...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconСтатья” Метод проектов на уроках французского языка“
Глотова Ольга Васильевна, учитель французского языка гбоу сош №494 г. Санкт-Петербург
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconТипология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое...
Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник статей тоипкро «Проектный метод на уроках русского языка и литературы» Материалы 5 областной заочной научно-практической...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconУроки. Метод проектов
Метод проектов в курсе информатики. Метод открытых программ. Интегрированные уроки
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconМетод проектов в начальной школе Заместитель директора по увр писак О. В. Метод проектов – это
Формирование компетенций, т е применение в практической деятельности знаний и умений
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconНа уроках литературы
Технология проектной деятельности давно известна педагогике. Метод проектов разработан еще в 20 – е годы прошлого века американским...
Доклад Метод проектов на уроках русского языка iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск