Метод проектов на уроках литературы
Гайнанова Ляйсан Фанусовна
учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №12 г.Нефтекамск
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы
в самой маленькой поисковой работе.
А.Н. Колмогоров
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
Литература как учебный предмет – замечательная плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.
Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания.
Метод проектов целесообразно применять, если:
- Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая).
- Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся.
- Возможно структурирование проекта.
- Используются исследовательские методы.
- В результате имеем материальный продукт.
С чего начать? Прежде всего надо четко представить этапы работы. Они могут состоять из таких частей, как:
Формулировка целей и задач проекта.
Постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся.
Самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению.
Рассмотрение готовых материалов и их доработка.
Окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.
Реализация метода проектов ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью.
Что же такое проект-исследование на уроках литературы?
Исследовательская работа в рамках каждого предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт. Конечно, в школьной исследовательской деятельности научного открытия как такового не происходит. Но это вовсе не говорит о бессмысленности подобной работы, ведь конечный результат подобного вида деятельности – собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественные произведения.
Метод проектов может применяться на всех этапах обучения литературе. Например, с пятиклассниками изучили раздел «Устное народное творчество», после чего познакомились и с литературными сказками. Мы выбрали объектом исследования теоретико-литературную проблему «Сходства и отличия народной и литературной сказок». Ученики с удовольствием ощутили себя в новой роли – роли исследователя. Они с энтузиазмом сопоставляли теоретико-литературные факты, изученные в данных разделах. Совершали первые свои «научные» открытия: определяли черты, объединяющие народную и литературную сказки, находили и фиксировали отличия.
Интересный получился проект, которого мы назвали «Наши в тридевятом царстве». Материальным продуктом был альманах. Класс разделили на несколько групп, и каждая группа получила свое задание. Ученые составляли научные справки:
-Откуда взялась сказка?
- Какие бывают сказки? И т.д.
Журналисты проводили журналистское расследование на тему «Почему мы любим сказки?»
Картографы нарисовали карту «Страны русских сказок».
Детективы составили картотеку «досье» сказочных героев.
Писатели написали собственную сказку по примеру русской народной.
Результаты этих двух проектов используются на уроках литературы в качестве наглядного материала.
С учениками шестого класса проделали работу творческого характера. После изучения повести Чингиза Айтматова «Ранние журавли» учащиеся получили задание составить диафильм. Внизу каждого кадра должны были написать соответствующие рисунку цитаты из повести. Учеников заинтересовала эта работа, они с желанием выполнили, каждый защитил свой диафильм. В конце самые лучшие работы, по выбору самих учащихся, получили премию «Создатель лучшего диафильма».
На старшей ступени ученики больше подготовлены к научно-исследовательской работе. Девятиклассники хорошо знакомы с жизнью и творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Поэтому мы попробовали выполнить большую проектную работу, которую назвали «Кавказ – поэтическая родина Пушкина и Лермонтова». Материальный продукт этой работы – реферат поискового характера. В качестве приложения сделали альбом, куда собрали акварели Лермонтова, посвященные природе Кавказа, а также включили несколько рисунков А.С. Пушкина. Выполнение работы для учеников представляло много сложностей, а именно, сложность заключалась в сравнении и сопоставлении поэтических произведений. Но несмотря на сложности, работу завершили удачно. С этой проектной работой ученики выступили в районном конкурсе «Я маленький гений» и заняли первое место.
Метод проектов, безусловно, можно успешно использовать и во внеурочной деятельности. В этом году мы с ученицей пятого класса выполнили работу на тему «Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе». Для выполнения работы были изучены и проанализированы русские народные и авторские сказки с персонажем Снегурочка. С этой работой мы выступили на республиканской научно-практической конференции «Совенок – 2015»,которая традиционно проходит в г. Бирске. Нашу работу оценили дипломом второй степени.
На практике, конечно же, выполняется и множество краткосрочных работ. Это и составление кроссвордов, тестов, многие ученики пробуют себя и в области поэзии, уроки-конкурсы, уроки-концерты. Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этими заданиями. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, так как во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.
На наш взгляд, метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проектов является наиболее актуальным.
В заключение следует отметить, что проектная работа носит элемент творчества, а интерес детей к творческой работе всегда выше и, что особенно важно, такая работа направлена на формирование таких умений, как поиск информации, ее обработка, умение представить в виде рассказа, создание иллюстраций, презентаций. Работа над проектом создает навыки публичных выступлений, умения слушать, анализировать и оценивать информацию. Метод проектов в настоящее время становится одним из важных факторов в арсенале педагога современной школы. Литература:
1. Папаева М.С. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы // Обновление содержания преподавания филологических дисциплин в свете перехода на ФГОС. Бирск, 2012.
2. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. Пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф.пед.кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.2007. |