Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2





Скачать 176.43 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины б в. Дв 2
Дата публикации02.07.2015
Размер176.43 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия социального образования»


ОДОБРЕНО

Решением Ученого совета

протокол № 9 от 26.05.2014

УТВЕРЖДЕНО

приказом ректора

№ 08/07 от 26.05.2014


Рабочая программа дисциплины

Б.1.В.ДВ.2.2 «Эконометрика»

Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору

Направление подготовки

080200 Менеджмент

Профиль подготовки

Управление малым бизнесом
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения заочная

Факультет социально-экономический

Кафедра – разработчик: кафедра менеджмента

Казань 2014

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Цели освоения дисциплины……………………………….…………….3

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…………………..3

3. Компетенции обучающегося…………………………………………….4

4. Структура и содержание дисциплины…………………………………..7

5. Образовательные технологии……………………………………………14

6. Формы и методы контроля………………………………………...…….14

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..15

8. Материально-техническое обеспечение………………………………...16

  1. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Эконометрика» является формирование у студентов научного представления о методах, моделях и приёмах, позволяющих получить количественные выражения закономерностей экономической теории, используя математико-статистический инструментарий.

Задачи курса. В соответствии с целью студенты должны:

  • усвоить методы количественной оценки социально-экономических процессов;

  • научиться строить эконометрические модели;

  • принимать решения о спецификации и идентификации модели;

  • выбирать метод оценки параметров модели

  • содержательно интерпретировать формальные результаты;

  • получать прогнозные оценки.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра для направления 080200.65 «Менеджмент».

Для освоения дисциплины «Эконометрика», обучающиеся должны обладать знаниями дисциплин «Основы экономики», «Математика».

Основные положения дисциплины «Эконометрика» могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

• Учет и анализ

• Экономический анализ

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке курсовых работ, рефератов, выпускной работы, выполнении научных студенческих работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные методы математико-статистической обработки информации;

  • основные виды эконометрических моделей;

  • процедуры оценивания эконометрических моделей;

  • процедуры проведения проверки качества модели и ее оптимизации;

  • технологию решения типовых задач в стандартных пакетах прикладных программ.


Уметь:

  • применять навыки математико-статистической обработки и анализа фактической информации;

  • строить по эмпирическим материалам эконометрические модели разного вида и разной степени сложности;

  • оценивать параметры построенных моделей;

  • проверять качество модели и статистическую надежность ее параметров.


Владеть:

  • навыками использования результатов эконометрического моделирования для анализа сложившейся ситуации и для ее прогнозирования на ближайшую и отдаленную перспективу;

  • навыками решения типовых эконометрических задач.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Эконометрика».

Общекультурные компетенции:

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  • способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);


Профессиональные компетенции:

  • способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

  • способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

  • пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

  • способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

  • знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);


Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК-13

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-20

способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности


ПК-26

способностью к экономическому образу мышления

ПК- 27

способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления

ПК- 28

пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

ПК-29

способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

ПК-30

знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли

4. Структура и содержание дисциплины «Эконометрика»

4.1 Структура дисциплины

а) Заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Аудиторные занятия - 28 часов, самостоятельная работа – 188 часов (в том числе 9 часов на подготовку к экзамену и 4 часа на подготовку к зачету). Формы контроля – зачет, экзамен.



п/п


Темы

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

итого

лекции

семинары

Самост. работа

1

Понятие эконометрики. Задачи, решаемые на ее основе

12




2

10

2

Линейная модель множественной регрессии.

20




2

18

3

Метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок МНК.

22

2

2

18

4

Показатели качества регрессии.

20




2

18

5

Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками.

22

2

2

18

6

Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК).

22

2

2

18

7

Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные).

22

2

2

18

8

Нелинейные модели и их линеаризация.

22

2




20

9

Характеристики временных рядов. Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация.

21

2




19

10

Система линейных одновременных уравнений. Косвенный, двух шаговый и трех шаговый МНК.

20




2

18




Итого

216

12

16

188

4.2 Лекционные занятия

Тема 1. Понятие эконометрики. Задачи, решаемые на ее основе.

1. Понятие эконометрики. Задачи, решаемые на ее основе. Предмет эконометрики.

2. Специфика эконометрики.

Тема 2. Линейная модель множественной регрессии.

1.Функциональная, статистическая и корреляционная зависимости.

2. Суть регрессионного анализа. Парная линейная регрессия. Оценка значимости уравнения регрессии, коэффициент детерминации.

3. Классическая нормальная линейная модель множественной регрессии.

Тема 3. Метод наименьших квадратов.

1. Метод наименьших квадратов. Свойства оценок метода наименьших квадратов.

2. Интервальная оценка функции регрессии и ее параметров.

Тема 4. Показатели качества регрессии.

1. Основные положения регрессионного анализа. Оценки параметров парной регрессионной модели. Классическая линейная регрессионная модель.

2. Предпосылки МНК.

Тема 5. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками.

1. Суть, последствия и обнаружение гетероскедастичности. Гетероскедастичности пространственной выборки.

2. Устранение гетероскедастичными выборки. Автокорреляция остатков временного ряда. Суть и причины автокорреляции.

3. Последствия, обнаружение и устранение автокорреляции.

Тема 6. Обобщенный метод наименьших квадратов.

1. Обобщенная линейная модель множественной регрессии.

2. Обобщенный метод наименьших квадратов.

Тема 7. Регрессионные модели с переменной структурой.

1. Линейные регрессионные модели с переменной структурой, фиктивные переменные.

2. Необходимость использования фиктивных переменных. Фиктивная зависимая переменная.

Тема 8. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация.

1. Нелинейная регрессия. Логарифмические модели. Полулогарифмические модели. Лог – линейная модель.

2. Линейно – логарифмическая модель. Обратная модель. Степенная модель. Показательная модель.

3. Преобразование случайного отклонения. Выбор формы модели.

Тема 9. Характеристики временных рядов, их идентификация.

1. Общие сведения о временных ярдах и задачах их анализа. Лаги в экономических моделях.

2. Оценка моделей с лагами в независимых переменных. Метод последовательного увеличения количества лагов. Преобразование Койка (метод геометрической прогрессии).

3. Авторегрессионные модели. Оценка авторегрессионных моделей.

Тема 10. Система линейных одновременных уравнений.

1. Системы одновременных уравнений. Необходимость использования систем уравнений. Составляющие систем уравнений. Смещенность и несостоятельность оценок МНК для систем однородных уравнений.

2. Косвенный метод наименьших квадратов (КМНК). Проблема идентификации.

3. Необходимые и достаточные условия идентифицируемости. Оценка систем уравнений. Двух шаговый метод наименьших квадратов.

4. Трехшаговый метод наименьших квадратов.
4.3 Семинары/практические занятия

Тема 1. Понятие эконометрики. Задачи, решаемые на ее основе.

1. Понятие эконометрики. Задачи, решаемые на ее основе.

2. Предмет эконометрики.

3. Специфика эконометрики.

Тема 2. Линейная модель множественной регрессии.

1.Функциональная, статистическая и корреляционная зависимости.

2.Суть регрессионного анализа. Парная линейная регрессия.

3. Оценка значимости уравнения регрессии, коэффициент детерминации.

4. Классическая нормальная линейная модель множественной регрессии.

Тема 3. Метод наименьших квадратов.

1. Метод наименьших квадратов.

2. Свойства оценок метода наименьших квадратов.

3. Интервальная оценка функции регрессии и ее параметров.

Тема 4. Показатели качества регрессии.

1. Основные положения регрессионного анализа.

2. Оценки параметров парной регрессионной модели.

3. Классическая линейная регрессионная модель.

4. Предпосылки МНК.

Тема 5. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками.

1. Суть, последствия и обнаружение гетероскедастичности.

2. Гетероскедастичности пространственной выборки. Устранение гетероскедастичными выборки.

3. Автокорреляция остатков временного ряда. Суть и причины автокорреляции. Последствия, обнаружение и устранение автокорреляции.

Тема 6. Обобщенный метод наименьших квадратов.

1. Обобщенная линейная модель множественной регрессии.

2. Обобщенный метод наименьших квадратов.

Тема 7. Регрессионные модели с переменной структурой.

1. Линейные регрессионные модели с переменной структурой, фиктивные переменные.

2. Необходимость использования фиктивных переменных. Фиктивная зависимая переменная.

Тема 8. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация.

1. Нелинейная регрессия. Логарифмические модели.

2. Полулогарифмические модели. Лог – линейная модель.

3. Линейно – логарифмическая модель. Обратная модель. Степенная модель. Показательная модель.

4.Преобразование случайного отклонения. Выбор формы модели.

Тема 9. Характеристики временных рядов, их идентификация.

1. Общие сведения о временных ярдах и задачах их анализа.

2. Лаги в экономических моделях. Оценка моделей с лагами в независимых переменных. Метод последовательного увеличения количества лагов.

3. Преобразование Койка (метод геометрической прогрессии).

4. Авторегрессионные модели. Оценка авторегрессионных моделей.

Тема 10. Система линейных одновременных уравнений.

1. Системы одновременных уравнений. Необходимость использования систем уравнений. Составляющие систем уравнений. Смещенность и несостоятельность оценок МНК для систем однородных уравнений.

2. Косвенный метод наименьших квадратов (КМНК). Проблема идентификации.

3. Необходимые и достаточные условия идентифицируемости. Оценка систем уравнений. Двух шаговый метод наименьших квадратов.

4. Трехшаговый метод наименьших квадратов.
4.4 Самостоятельная работа

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Дать определение временного ряда и перечислить его основные элементы с комментариями.

  2. Что такое автокорреляция уровней временного ряда и как ее можно оценить количественно?

  3. Дать определение автокорреляционной функции временного ряда.

  4. Дать определение тренда временного ряда и перечислить основные виды трендов.

  5. Какова интерпретация параметров линейного и экспоненциального трендов?

  6. Записать общий вид мультипликативной и аддитивной модели тренда.

  7. Перечислить основные этапы построения мультипликативной и аддитивной модели тренда.

  8. С какими целями проводят выявление и устранение сезонных эффектов временного ряда?

  9. Как структурные изменения влияют на тенденцию временного ряда?

  10. применения моделей с распределенным лагом и моделей авторегрессии.

  11. Какова интерпретация параметров модели с распределенным лагом? Перечислить абсолютные и относительные показатели силы связи модели с распределенным лагом.

  12. В чем сущность метода Алмон? При какой структуре лага он применим?модействия в современном менеджменте. Рационализация методов принятия решений в системе менедж Какие тесты предусмотрены для проверки гипотезы о структурной стабильности временного ряда?

  13. В каких случаях для моделирования тенденции временного ряда следует использовать кусочно-линейные модели регрессии?

  14. Какова концепция теста Чоу и основные особенности его применения?

  15. Изложить суть метода Гуйарати и указать его преимущества перед тестом Чоу.

  16. В чем состоит специфика построения моделей регрессии по временным рядам данных?

  17. Перечислите основные методы исключения тенденции во временных рядах. Сравните их преимущества и недостатки.

  18. В чем сущность метода последовательных разностей? Какова интерпретация параметров уравнения регрессии по первым разностям уровней рядов?

  19. Дать характеристику автокорреляции в остатках. Перечислить методы ее выявления..

  20. В чем суть критерия Дарбина-Уотсона? Изложить алгоритм его применения для тестирования модели регрессии на автокорреляцию в остатках.

  21. Перечислить основные этапы при использовании обобщеннного метода наименьших квадратов (ОМНК).

  22. Что такое коинтеграция временных рядов? Какие существуют методы тестирования двух временных рядов на коинтеграцию?

  23. Привести примеры экономических задач, эконометрическое моделирование которых требует мента.

  24. Опишите методику подхода Койка для построения модели с распределенным лагом. При какой структуре лага он применим?

  25. Изложить методику применения главных компонент для построения модели с распределенным лагом.

  26. В чем сущность модели адаптивных ожиданий и какова методика оценки ее параметров?

  27. Изложить методику применения метода инструментальных переменных для оценки параметров модели авторегрессии.

  28. В чем сущность модели неполной корректировки и какова методика оценки ее параметров?

  29. Изложить методику тестирования модели авторегрессии на автокорреляцию в остатках..

  30. В чем состоит сущность моделей рациональных ожиданий и какова специфика оценки их параметров?


5. Образовательные технологии

Лекционные и практические занятия проводятся в аудитории с применением мультимедийного проектора в виде учебной презентации. Основные моменты лекционных занятий конспектируются. Отдельные темы предлагаются для самостоятельного изучения с последующим выполнением контрольной работы по данным темам. Применение интерактивных форм обучения.
6. Формы и методы контроля результатов освоения учебной дисциплины

Компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК-13

Семинарские занятия, опросы

ОК-20

Семинарские занятия, опросы

ПК-26

Семинарские занятия, опросы

ПК-27

Семинарские занятия, опросы

ПК-28

Семинарские занятия, опросы

ПК-29

Семинарские занятия, опросы

ПК-30

Семинарские занятия, опросы


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Эконометрика: Учебное пособиеБалдин К.В.Быстров О.Ф.Соколов М.М., Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. www.knigafund.ru

2. Эконометрика: Учебникпод ред. В.Б. Уткина, Издательство: Дашков и К, 2011 г. www.knigafund.ru

3. Эконометрика: учебникКремер Н.Ш.,Путко Б.А., Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. www.knigafund.ru

4. Эконометрика: Учебное пособиеНовиков А.И., Издательство: Дашков и К, 2013 г. www.knigafund.ru
б) дополнительная литература:

1. Практика эконометрики: классика и современность: УчебникБерндт Э.Р., Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. www.knigafund.ru

2. Введение эконометрику: курс лекций. УчебникАртамонов Н.В., Издательство: МЦНМО, 2011 г. www.knigafund.ru

3. Методы экономических исследований. Конспект лекцийДелен С.А., Издательство: А-Приор, 2011 г. www.knigafund.ru

4. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебное пособие,под ред. В.В. Федосеева, Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. www.knigafund.ru
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. ЭБС «КнигаФонд» - образовательная электронная библиотека URL: http://www.knigafund.ru/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Лекционные занятия:

  • Аудитории оснащенные мультимедийной аппаратурой (проектор, экран, колонки, компьютер/ноутбук).

  • Аудитории оснащённые для проведения занятий традиционными методами (доска, мел, указка)

  1. Практические занятия:

  • аудитории оснащенные мультимедийной аппаратурой (проектор, экран, колонки, компьютер/ноутбук).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск