Скачать 427.46 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ(МИИТ) УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебно-методической работе - директор РОАТ ___________________В.И.Апатцев «_____»_______________2011 г. Кафедра__«Экономика, финансы и управление на транспорте»________ (название кафедры) Автор: Серин Сергей Александрович, старший преподаватель (ф.и.о., ученое звание, ученая степень) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Экономика хозяйства электроснабжения (название) Специальность/направление 190401 ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (код, наименование специальности/направления)
Москва 2011 Автор-составитель: Серин Сергей Александрович, старший преподаватель ( Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономика хозяйства электроснабжения (название) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 190401 Электроснабжение железных дорог (название специальности/направления) Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ(МИИТ) СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Выпускающая кафедра Проректор по учебно-методической «Электрификация и работе, директор РОАТ электроснабжение» Зав. кафедрой _________В.А. Бугреев _____________В.И. Апатцев «_____»_____________2011 г. «_____»_______________2011 г. Кафедра__«Экономика, финансы и управление на транспорте»________ (название кафедры) Автор: Серин Сергей Александрович, старший преподаватель (ф.и.о., ученое звание, ученая степень) РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Экономика хозяйства электроснабжения (название) Специальность/направление 190401 ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (код, наименование специальности/направления)
Москва 2011 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель преподавания дисциплины – научить студентов основам экономики железнодорожного транспорта и экономики хозяйства электроснабжения, планирования его работы в соответствии с экономическими законами, действующими в системе рыночных отношений, в тесной взаимосвязи с вопросами повышения эффективности и качества работы транспортной системы и его звена – хозяйства электроснабжения. Дисциплина «Экономика хозяйства электроснабжения» изучает конкретные формы проявления экономических законов в руководстве хозяйственной деятельностью в хозяйстве электроснабжения. Задачи дисциплины – дать студентам знания в области экономики хозяйства электроснабжения, сформировать их экономическое мышление в условиях реформирования отрасли. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучив дисциплину, студент должен: Знать и уметь использовать организационную структуру, производственную базу и систему взаимодействия структурных подразделений железнодорожного транспорта, способы расчета объемов грузовых и пассажирских перевозок, методологию формирования расходов, доходов и прибыли. Владеть навыками оценки производственной программы и основных технико-экономических показателей структурного подразделения. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Роль железнодорожного транспорта в социально-экономической жизни страны Значение и особенности транспорта. Организация управления и планирования на железнодорожном транспорте. Роль транспорта в жизни страны. Железнодорожный транспорт как объект гражданского права. Влияние транспорта на экономическую эффективность народного хозяйства. Транспортная система страны и место нахождения в ней железнодорожного транспорта. Сферы эффективного применения железнодорожного и других видов транспорта. Структура управления на железнодорожном транспорте в условиях реформирования отрасли. Технические средства и технологии в системе управления. Основные принципы и методы планирования на железнодорожном транспорте. Хозяйство электрификации и электроснабжения и его роль в перевозочном процессе. Организационная структура управления хозяйством электрификации и электроснабжения. Производственная структура управления дистанцией электроснабжения. Раздел 2. Методы определения экономической эффективности мероприятий и комплексных программ Понятие экономического эффекта и экономической эффективности. Общественная (народнохозяйственная) и коммерческая эффективность. Определение показателей эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости. Определение экономического эффекта от создания и внедрения новой техники и технологий в хозяйстве электрификации и электроснабжения. Раздел 3. Грузовые и пассажирские перевозки, их планирование. План работы подвижного состава Планирование грузовых перевозок. Динамика, структура и дальность перевозок грузов. Основные показатели плана грузовых перевозок. Маркетинговые исследования, планирование и прогнозирование спроса на грузовые перевозки. Планирование пассажирских перевозок. Структура пассажирских перевозок по видам сообщений. Показатели пассажирских перевозок. Маркетинг пассажирских перевозок. Повышение качества пассажирских перевозок. План работы подвижного состава. Планирование объемных и качественных показателей работы локомотивов и вагонов. Роль и участие хозяйства электрификации и электроснабжения в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок. Расчет электроэнергии на тягу поездов, особенности расчета электроэнергии по видам движения и периодам года. Раздел 4. Материально-техническая база, основные фонды и оборотные средства железнодорожного транспорта и хозяйства электроснабжения Основные фонды железнодорожного транспорта и хозяйства электроснабжения, их классификация и структура. Показатели использования основных фондов, их износ, пути повышения эффективности использования основных фондов. Оборотные средства транспорта и хозяйства электроснабжения, их классификация. Показатели использования оборотных средств, пути повышения эффективности их использования. Эффективность реконструкции и развития технических средств в хозяйстве электроснабжения. Раздел 5. Организация, планирование и оплата труда на железнодорожном транспорте и хозяйстве электроснабжения Основные принципы организации труда работников. Особенности организации труда в хозяйстве электроснабжения. Производительность труда, ее сущность и методы расчета. Факторы, влияющие на рост производительности труда. Численность работников на транспорте и способы ее определения. Оплата труда работников транспорта и хозяйства электроснабжения. Сущность заработной платы. Формы и системы оплаты труда, тарифная система. Материальная заинтересованность работников в общих результатах деятельности дистанции электроснабжения. Отраслевое тарифные соглашение. Раздел 6. Организация и нормирование труда на железнодорожном транспорте и хозяйстве электроснабжения Сущность и значение организации труда в дистанции электроснабжения. Производственный процесс и его составные части. Методы и приемы труда. Организация и обслуживание рабочих мест. Аттестация рабочих мест. Рабочее время и методы его изучения. Фотография рабочего времени. Хронометраж, фотоучет, фотография производственного процесса. Нормирование труда, его сущность и методы нормирования. Обоснование норм затрат труда. Виды норм затрат труда. Основные направления совершенствования организации и нормирования труда. Раздел 7. Планирование эксплуатационных расходов железных дорог и расчет себестоимости перевозок. Финансовые показатели железных дорог дистанции электроснабжения Состав, структура эксплуатационных расходов железных дорог. Планирование эксплуатационных расходов железных дорог и дистанции электроснабжения. Методы планирования расходов. Понятия себестоимости перевозок, зависимость себестоимости перевозок от объема перевозок. Методы расчета и анализа себестоимости, пути ее снижения. Доходы и прибыль хозяйства электроснабжения и его предприятий от прочих видов деятельности. Рентабельность и ее расчет. Раздел 8. Организация производственно-хозяйственной деятельности дистанции электроснабжения Объемные и качественные показатели работы дистанции электроснабжения. Трудовые ресурсы дистанции, показатели их использования. Планирование эксплуатационных расходов дистанции электроснабжения, их расчет по статьям и элементам затрат, разработка бюджета производства и бюджета затрат. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 1. Роль транспорта в народном хозяйстве. Особенности транспорта. 2. Основные методы определения экономической эффективности и плановых мероприятий в новой технике 3. Грузовые и пассажирские перевозки, их планирование. План работы подвижного состава. 4. Основные и оборотные фонды ж.д. транспорта. 5. Организация, планирование, оплата и нормирование труда на железнодорожном транспорте. 6. Себестоимость перевозок, эксплуатационные расходы, доходы и прибыль. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Расчеты по определению экономической эффективности новой техники и технологий. 2. Разработка бюджетов дистанции электроснабжения. 3. Определение показателей плана работы подвижного состава. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Определение экономического эффекта от создания и внедрения новой техники и технологий в хозяйстве электрификации и электроснабжения. 2. Роль и участие хозяйства электрификации и электроснабжения в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок. 3. Методы расчета и анализа себестоимости, пути ее снижения. 4.Разработка бюджета производства и бюджета затрат дистанции электроснабжения. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Основная литература:
Дополнительная литература:
Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте: Учебник/Под ред. Ю.Д. Петрова, М.В. Белкина, Москва, Транспорт, 2002.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В процессе выполнения курсовой работы студенты должны показать свои знания и умения, успешно решать практические вопросы, связанные с рынком ценных бумаг, а также более глубоко изучить наиболее сложные разделы дисциплины. Основная цель курсовой работы состоит в овладении студентами теорией и практикой фондовой деятельности. Тема курсовой работы должна быть актуальной и важной для совершенствования биржевого дела, корпоративного управления и других фундаментальных вопросов, связанных с «Рынком ценных бумаг», в Российской Федерации. Она должна быть согласована с руководителем курсовой работы. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Курсовая работа заключается в определении показателей сравнительной экономической эффективности вариантов электрификации участка железной дороги и выборе экономически эффективного варианта. Цель курсовой работы – развить у студента практические навыки выполнения технико-экономических расчетов, связанных с выбором и обоснованием экономически эффективных вариантов технических решений. Выполненная курсовая работы должна включать: введение, основную часть, выводы и список использованной литературы. Во введении кратко излагают преимущества электрификации железных дорог и особенности электрификации на постоянном и переменном токе. В основной части приводят все расчеты технико-эксплуатационных показателей использования в грузовом движении электровозов переменного и постоянного тока и экономических показателей вариантов электрификации железнодорожного участка, а также выбирают наиболее эффективный вариант электрификации на основе расчета показателей экономической эффективности инвестиций. В выводах на основе анализа совокупности расчетных технико-эксплуатационных и экономических показателей вариантов электрификации железнодорожного участка указывают: какой вариант электрификации и почему является экономически эффективным; основные технико-эксплуатационные и экономические преимущества выбранного варианта; экономический эффект от применения выбранного варианта. Исходные данные для выполнения курсовой работы приведены в табл. 1-3. Номер варианта курсовой работы студент определяет по двум последним цифрам учебного шифра. Тонно-км брутто и длина участка берутся по последней цифре шифра, остальные показатели – по предпоследней цифре. Курсовая работа должна быть оформлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых проектов и работ. При защите курсовой работы студент должен знать порядок проведения расчетов и систему показателей для определения экономической эффективности вариантов электрификации железнодорожного участка, а также уметь объяснить содержание каждого пункта курсовой работы. ТЕМА: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАРИАНТОВ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЧАСТКА НА ПЕРЕМЕННОМ ОДНОФАЗНОМ ТОКЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ И НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ» Двухпутный железнодорожный участок, оснащенный автоблокировкой, необходимо электрифицировать в связи с тем, что его пропускная и провозная способность при тепловозной тяге исчерпана. Для освоения грузооборота в данном случае проектируются два варианта технического решения, включающие электрификацию на переменном токе напряжением 25кВ или на постоянном токе напряжение 3кВ (при переменном токе – электровоз ВЛ80С и постоянном токе – ВЛ11). При выполнении работы принять, что электровозы обращаются на всей эксплуатационной длине участка, а локомотивные бригады работают на более коротких плечах. Для выбора варианта электрификации участка железной дороги выполнить следующие технико-экономические расчеты: I. Расчет технико-эксплуатационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе В данном разделе определить при условии применения переменного и постоянного тока на линии следующие показатели:
Исходные данные для расчета технико-эксплуатационных показателей приведены в табл. 1. II. Расчет стоимостных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе В данном разделе курсовой работы определить:
электроэнергию; оплату труда локомотивных бригад; техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; экипировка локомотивов; амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава; содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения.
Исходные данные для расчета технико-эксплуатационных показателей Примечание: В числителе – данные для переменного тока, в знаменателе – постоянного тока. Исходные данные для расчета эксплуатационных расходов приведены в табл. 1. Методические указания I. Расчет технико-эксплуатационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе Объем работы в тонно-км брутто в пределах участков обслуживания локомотивными бригадами задается по вариантам. Локомотиво-км во главе поездов ∑MSгл в пределах участков обслуживания локомотивных бригад Средний вес поезда Qбр принимается по вариантам. Линейный пробег локомотивов состоит из пробега во главе поездов и вспомогательного линейного пробега. К вспомогательному линейному пробегу относятся одиночное следование, двойная тяга, подталкивание и работа электровозов по системе многих единиц. Вспомогательный линейный пробег определяем в процентном отношении к пробегу во главе поездов (см. табл. 1) Общий пробег локомотивов складывается из линейного пробега и условного пробега, который определяется также в процентом отношении к пробегу во главе поездов Линейный и общий пробеги определяются как в пределах обслуживания локомотивных бригад, так и в пределах участков обращения локомотивов. Так как длина участка обращения локомотивов в 2 раза превышает длину участка обслуживания локомотивных бригад, линейный и общий пробег на участке обращения локомотивов увеличивается в 2 раза Оборот локомотива, ч где lлок – длина участка обращения локомотивов, км; tосн – простой локомотива в основном депо (принять 4,0 ч.); tоб – простой локомотива в оборотном депо (принять 3,0 ч.); tсм – простой локомотива в пунктах смены бригад (принять 0,5 ч.); n – количество остановок по смене локомотивных бригад за полный оборот (принять = 2). Среднесуточный пробег электровоза, км/сут, Эксплуатируемый парк локомотивов определяем делением локомотиво-км линейного пробега на участке обращения локомотивов (увеличенного в 2 раза) на среднесуточный пробег локомотивов и 365 суток Потребность в вагонах, находящихся в пути где ∑Plнетто – тонно-км нетто на участке обращения, принять ∑Plнетто за год 14900 млн. т-км для всех вариантов; Нв – среднесуточная производительность вагона, т-км нетто, принять Нв = 8790 т-км нетто для всех вариантов. Количество рабочих локомотивных бригад (явочное) при сменном обслуживании локомотивов зависит от объема перевозок, нормы работы на одну локомотивную бригаду и прогрессивных норм использования локомотивов. Объем бригады локомотивов принимается в пределах участков работы бригад. где - линейный пробег локомотивов за год на участке обслуживания локомотивными бригадами, км; Sбр – пробег одной бригады за месяц, км; 2 – состав бригад (машинист и помощник машиниста). Пробег одной бригады за месяц где lбр – длина участка обслуживания локомотивными бригадами, км; К – количество поездок бригады в месяц. Количество поездок бригады в месяц где 165,1 – среднее количество работы часов за месяц, час; Величину tдоп приять за 1 час за поездку, Кзам принять 1,18. Расход электроэнергии на тягу поездов рассчитывается исходя из объема работы в тонно-километрах брутто на участке обслуживания локомотивными бригадами ∑Plбр и нормы расходы электроэнергии Нэ на измеритель 10000 т-км брутто (табл. 1) II. Расчет стоимостных показателей по вариантам электрификации на постоянном и переменном токе Таблица 2 Исходные данные для расчета инвестиций (единовременных затрат) по вариантам электрификации
Расчет единовременных затрат Единовременные затраты по элементам включают следующие параметры. Стоимость парка электровозов где Цл – цена одного электровоза, руб. (табл. 2); Мэ – эксплуатируемый парк электровозов, ед.; Крез=1,1 – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в резерве; αрем=0,05 – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в ремонте. Инвестиции в вагонный парк Кваг определяют по рассчитанному ранее потребному парку вагонов В и средней цене одного вагона Цв (табл. 2) Инвестиции в электрификацию участка рассчитывают по стоимости укрупненных элементов сметы электрификации 1км эксплуатируемой длины (сооружение контактной сети, реконструкция линий связи, реконструкция устройств СЦБ и т.д. (табл. 2)) и общей протяженности участка (см. табл. 1). В итоге необходимо рассчитать общую сумму инвестиций на переменном и постоянном токе. Расчет эксплуатационных расходов по вариантам электрификации Расходы на электроэнергию для тяги поездов определяют по рассчитанной общей потребности электроэнергии по вариантам систем тока ЗЭЛ и цене 1 кВт-ч электроэнергии (см.табл. 1) Расходы на оплату труда локомотивных бригад включают затраты на оплату труда явочного контингента машинистов и помощников машинистов ФЗПЯВ и оплату труда за непроработанное время (очередное и другие отпуска, выполнение государственных и общественных обязанностей и др.). Оплата труда за непроработанное время ОНВ принимается равной 15% от ФЗПЯВ. Общая сумма на оплату труда рабочих локомотивных бригад Расходы на оплату труда явочного контингента локомотивных бригад получают умножением среднемесячной заработной платы Зпл на явочный контингент отдельно машинистов и помощников машинистов и на 12 месяцев. В курсовой работе принимаем, что труд локомотивных бригад оплачивается по сдельно-премиальной системе. Сдельный приработок планируется исходя из перевыполнения нормы на 10%. Тарифная ставка устанавливается за 1 час работы. Месячная тарифная ставка определяется умножением часовой тарифной ставки на среднемесячное количество часов работы – 165,5 часов (в 2012 году). В среднемесячную заработную плату помимо месячной тарифной ставки и приработка включаются следующие доплаты и премии: а) доплата за работу в праздничные дни в размере 3,4% от месячной тарифной ставки; б) доплата за работу в ночное время с 22 до 6 часов, т.е. за 8 часов. Средний размер данной доплаты 20% от месячной тарифной ставки; в) надбавка за класс квалификации машинистам и за право управления локомотивом помощникам машинистов принять для машинистов 20%, для помощников машинистов 5% от месячной тарифной ставки; г) премия по фонду заработной платы – 50% от месячной тарифной ставки; д) доплата за преданность компании – 20% от месячной тарифной ставки; е) прочие выплаты принять в размере 30% от месячной тарифной ставки. Расчет среднемесячной заработной платы рабочих локомотивных бригад следует производить в табличной форме (табл.3). Часовая тарифная ставка для машинистов электровозов 108 руб.00 коп., помощников машинистов – 81 руб. 85 коп. Отчисления на социальные нужды составляют 26,4% от фонда заработной платы списочного контингента (20% пенсионный фонд, 2,9 % - социальное страхование, 3,1 – медицинское страхование, 0,4 – страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Таблица 3 Расчет среднемесячной заработной платы рабочих локомотивных бригад
Таблица 4 Исходные данные для расчета эксплуатационных расходов по вариантам электрификации
Расходы на ремонт электровозов Эремэл рассчитывают по норме эксплуатационных расходов на ремонт и техническое обслуживание электровозов Нремэл на 1 км пробега (табл.3) и общему пробегу электровозов на участке их обращения . Расходы на экипировку электровозов рассчитывают по норме расходов на 1000 лок-км пробега Нэк (табл.4) и общему пробегу на участке обращения электровозов. Расходы на содержание и ремонт вагонов определяют по норме расходов на один вагон в год и количеству вагонов В. Норму расходов на один вагон принять 16400 руб. Расходы на содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения определяются по развернутой длине участка 1лок и заданной норме расходов на 1 км линии в год (табл.4). Для двухпутного участка развернутая длина участка принимается равной эксплуатационной длине, умноженной на коэффициент 2. Амортизационные отчисления на полное восстановление электровозов определяют по их стоимости Кэл и норме амортизационных отчислений, которая принимается равной 3,3% Амортизационные отчисления на полное восстановление вагонов определяются также по стоимости вагонов (Кваг) и норме амортизационных отчислений (4%) Расчет эксплуатационных расходов заканчивается определением общей суммы эксплуатационных расходов по вариантам электрификации на переменном и постоянном токе (табл.5). Таблица 5 Технико-экономические показатели вариантов электрификации железнодорожного участка при переменном и постоянном токе
III. Экономическая оценка эффективности инвестиционных вложений Экономическая оценка инвестиционных проектов основывается на показателях сравнительной эффективности инвестиций. К данным показателям относятся:
Данная группа показателей представляет собой динамические методы оценки экономической эффективности проектов. Динамический подход к оценке обусловлен применением коэффициента дисконтирования (коэффициента приведения разновременных стоимостных показателей). Коэффициент дисконтирования можно определить по следующей формуле: , где - коэффициент дисконтирования; Е - норма дисконта, принять равной 18% для всех вариантов; t – период времени, года. Норма дисконта может быть определена по формуле: , где R – рисковая поправка, %; I – уровень инфляции, %; d – минимально гарантированная норма доходности, %. 1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) представляет собой разность между величиной эффекта, получаемого за счет снижения эксплуатационных затрат, и дополнительными инвестиционными вложениями в более капиталоемкий вариант (капитальные вложения осуществляются одномоментно) за расчетный период, приведенных к единому году: , где Э1 (Э2) – величина эксплуатационных расходов в t-м году от реализации первого (второго) варианта инвестиционного проекта; К1 (К2) – потребные инвестиции в реализации первого (второго) варианта инвестиционного проекта; Т – расчетный период (горизонт расчета) в годах, принять равным 10 лет. Проект принимается к реализации в случае, если ЧДД>0. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика строительства и путевого хозяйства Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Монтаж и наладка систем электроснабжения» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт, связь, лесной комплекс) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономика строительного предприятия и отрасли» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления инвестициями и недвижимостью (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» разработан для студентов очной и заочной форм обучения направления... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» Михайлов Б. А. Статистика: Учебно-методический комплекс. Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям «Финансы... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, содержит учебно-тематический план, учебную... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организации... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организации оптово-посреднических операций» составлен в соответствии с требованиями... |