Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Юридический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Основы менеджмента Направление подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2013 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Основы менеджмента» является понимание будущим выпускником теоретико-методологических основ менеджмента, его объекта, предмета, сущности, содержания; понимание его современной концепции; формирование целостного представления о менеджменте как науке, практике и искусстве управления организациями; адаптация ключевых проблем менеджмента к потребностям и задачам осуществления социально-экономических процессов в нашем обществе на современном этапе. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Основы менеджмента» относится к базовым дисциплинам дисциплинам профессионального цикла (Б.3) подготовки бакалавра по направлению Реклама и связи с общественностью. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области управления поведением индивидов, групп, организации в целом. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «История», «Экономика», «Философия», «Русский язык и культура речи», Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, экономических методов и инструментария для анализа внешней и внутренней среды организации, поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения современных концепций менеджмента и формирования эффективных моделей поведения индивидов, групп, организации в целом в постоянно меняющемся окружении. Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как Основы маркетинга, Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы менеджмента» б) профессиональные (ПК) Организационно-управленческая деятельность: - ПК-4 Способностью под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус-групп в рыночных исследованиях ; - ПК-13 Владением навыками работы в отделе рекламы маркетинговом отделе, отделе по связям с общественностью, в рекламном агентстве; - ПК-15 Умением использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных преимуществ и недостатков фирмы и организации; - ПК-16 Пониманием основ менеджмента и маркетинга; - ПК-27 Способностью принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований; - ПК-29 Компетенциями организации и проведения маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению ее конкурентной позиции; - ПК-31 Способностью организовать и провести рыночные наблюдения, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке, осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных. Коммуникационная деятельность: - способен участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26). В результате освоения дисциплины «Основы менеджмента» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура дисциплины «Основы менеджмента» Общая трудоемкость дисциплины «Основы менеджмента» составляет 5 зачетные единицы, 180 часов.
Тема 1. Природа управления и менеджмента. Необходимость управления в деятельности человека. Понятие, определения и проявления менеджмента. Предмет и методы науки менеджмента. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Управление как особый вид деятельности, его специфика. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы. Элементы процесса управления. Природа и состав функций менеджмента. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера. Ресурсы, качество и эффективность управления. Тема 2. Эволюция менеджмента Условия и предпосылки возникновения и развития менеджмента. Классическая школа в управлении. Основные черты и особенности концепции научного менеджмента Ф.У. Тейлора. Достоинства и недостатки тейлоризма. Вклад Ф. Л. Гилбрет в развитие научного менеджмента. Административная школа менеджмента, ее отличие от школы научного управления. Концепция менеджмента А. Файоля. Вклад в развитие классической школы управления Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Достоинства и недостатки школы человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход к управлению. Исследование операций и построение моделей. Моделирование как метод принятия управленческих решений, поддающихся алгоритмизации. Типы моделей в менеджменте. Влияние количественного подхода на процесс принятия управленческих решений. Место концепции процессного подхода к управлению в эволюции управленческой мысли. Системный и ситуационный подходы. Теория “7-S”. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Американская, европейская и японская модели управления. Модель Z. Тенденции и перспективы развития менеджмента. «Новая управленческая парадигма» и «Новая философия управления». Особенности российского менеджмента, его истоки и тенденции развития. Новые области менеджмента. Гуманизация экономики и управления. Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации. Содержание понятия «среда организации». Внутренняя среда и ее переменные. Организационная культура, ее элементы и типы. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды. Реакции организации на изменения внешней среды. Тема 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации. Менеджмент как социальное явление. Взаимосвязь менеджмента с социальными процессами и явлениями. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников. Социальная ответственность организации и ее соотношение с юридической и экономической ответственностью. Области социальной ответственности организации. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности. Правительство и социальная ответственность организаций. Реакции организации на социальные требования окружения. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях. Тема 5. Разработка и принятие управленческих решений. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений. Классическая и административная модели принятия управленческих решений. Процедура принятия рациональных решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Групповое принятие решений, его формы, преимущества и недостатки. Управление принятием решений в группе. Моделирование ситуаций и разработка решений. Тема 6. Стратегическое управление. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности. Сущность и значение стратегического планирования. Виды целей и планов предприятия. Управление по целям. Стратегия, ее элементы и уровни. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации. Реализация стратегий. Процесс стратегического управления. Тема 7. Проектирование организационной структуры. Понятие организационной структуры и факторы, ее определяющие. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование. Департаментализация: функциональная, территориальная, продуктовая, проектная и смешанная. Основные типы организационных структур управления. Изменения структуры. Механическая и органическая модели организационного проектирования. Оценка эффективности организационных проектов. Тема 8. Коммуникации в организации. Понятие и роль коммуникаций в управлении. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры. Формы организационных коммуникаций, их барьеры. Типы коммуникационных сетей. Коммуникационные стили. Управление коммуникациями в организации. Тема 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления. Понятие и модель мотивации деятельности. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К. Альдерфера. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости; теория ожиданий; модель Портера-Лоулера и концепция партисипативного управления. Понятие и классификация методов управления. Принципы формирования системы стимулирования труда. Основные принципы управления людьми. Тема 10. Лидерство в организации и стили управления. Природа лидерства и его основа. Баланс власти и ее формы. Власть и партнерство в организации. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Врума-Йеттона. Лидерство женщин. Новое в теориях лидерства. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |