Российской федерации





НазваниеРоссийской федерации
страница1/4
Дата публикации28.02.2016
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Основы менеджмента

Направление подготовки

031600 Реклама и связи с общественностью


Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения очная


Саратов, 2013
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Основы менеджмента» является понимание будущим выпускником теоретико-методологических основ менеджмента, его объекта, предмета, сущности, содержания; понимание его современной концепции; формирование целостного представления о менеджменте как науке, практике и искусстве управления организациями; адаптация ключевых проблем менеджмента к потребностям и задачам осуществления социально-экономических процессов в нашем обществе на современном этапе.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы менеджмента» относится к базовым дисциплинам дисциплинам профессионального цикла (Б.3) подготовки бакалавра по направлению Реклама и связи с общественностью. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области управления поведением индивидов, групп, организации в целом.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «История», «Экономика», «Философия», «Русский язык и культура речи», Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании основных философских понятий и методов, закономерностей общественно-политического и экономического развития, экономических методов и инструментария для анализа внешней и внутренней среды организации, поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения современных концепций менеджмента и формирования эффективных моделей поведения индивидов, групп, организации в целом в постоянно меняющемся окружении.

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как Основы маркетинга, Маркетинговые исследования и ситуационный анализ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы менеджмента»

б) профессиональные (ПК)

Организационно-управленческая деятельность:

- ПК-4 Способностью под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус-групп в рыночных исследованиях ;

- ПК-13 Владением навыками работы в отделе рекламы маркетинговом отделе, отделе по связям с общественностью, в рекламном агентстве;

- ПК-15 Умением использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных преимуществ и недостатков фирмы и организации;

- ПК-16 Пониманием основ менеджмента и маркетинга;

- ПК-27 Способностью принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований;

- ПК-29 Компетенциями организации и проведения маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению ее конкурентной позиции;

- ПК-31 Способностью организовать и провести рыночные наблюдения, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке, осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных.

Коммуникационная деятельность:

- способен участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26).

В результате освоения дисциплины «Основы менеджмента» обучающийся должен:

Знать:

  • основные принципы, функции и приёмы менеджмента;

  • принципы развития и закономерности функционирования организации;

  • роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

  • принципы построения организационных структур и распределения функций управления;

  • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

  • виды управленческих решений и методы их принятия;

  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

  • формы участия персонала в управлении;

  • типы организационной культуры и методы ее формирования.

Уметь:

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

  • анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

  • анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

  • диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

Владеть:

  • методами реализации основных управленческих функций (планирование, организация, мотивирование, контроль и принятие решений);

  • навыками проведения ситуационного анализа


4. Структура дисциплины «Основы менеджмента»

Общая трудоемкость дисциплины «Основы менеджмента» составляет 5 зачетные единицы, 180 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Се-ме

стр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)







4

18 не-дель

Всего

Лек-ции

Семи-нары

СРС




1

Природа управления и

менеджмента




1

8

2

2

4

Формы текущего

контроля: вопросы

для обсуждения,

тесты

2

Эволюция менеджмента




2

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения,

анализ ситуации

3

Внутренняя и внешняя среда организации




3

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения,

анализ ситуации

4

Управленческая этика и

социальная ответственность организации




4

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуации, вопросы

для обсуждения

5

Разработка и принятие

управленческих решений




5

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения,

игра

6

Стратегическое управление




6

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения,

реферат

7

Проектирование организа-

ционной структуры




7

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуации, задания

8

Коммуникации в организации




8

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуаций, задания,

игра

9

Мотивация персонала в

организации.

Методы управления




9

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуаций, задания,


10

Лидерство в организации

и стили управления




10

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуаций, задания,

реферат

11

Групповая динамика и управ-

ление группами в организации




11

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуаций, задания

12

Управление конфликтами

и стрессами




12

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуации, вопросы

для обсуждения

13

Управление изменениями

в организации




13

8

2

2

4

Тесты, анализ

ситуации, вопросы

для обсуждения

14

Самоменеджмент




14

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения, задание

15

Контроль в системе

менеджмента организации




15

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения, задание

16

Диверсификация и интеграци-

онные процессы в менеджменте




16

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения,

анализ ситуации

17

Инновационный потенциал менеджмента




17

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения, задание

18

Эффективность

менеджмента




18

8

2

2

4

Тесты, вопросы

для обсуждения, задание




Промежуточная аттестация







36










Форма

промежуточной

аттестации –

экзамен




Итого за семестр

4семе-стр

18 не-дель

180

36

36

72

36



Тема 1. Природа управления и менеджмента.

Необходимость управления в деятельности человека. Понятие, определения и проявления менеджмента. Предмет и методы науки менеджмента. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Управление как особый вид деятельности, его специфика. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы. Элементы процесса управления. Природа и состав функций менеджмента. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера. Ресурсы, качество и эффективность управления.
Тема 2. Эволюция менеджмента

Условия и предпосылки возникновения и развития менеджмента. Классическая школа в управлении. Основные черты и особенности концепции научного менеджмента Ф.У. Тейлора. Достоинства и недостатки тейлоризма. Вклад Ф. Л. Гилбрет в развитие научного менеджмента. Административная школа менеджмента, ее отличие от школы научного управления. Концепция менеджмента А. Файоля. Вклад в развитие классической школы управления Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Достоинства и недостатки школы человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход к управлению. Исследование операций и построение моделей. Моделирование как метод принятия управленческих решений, поддающихся алгоритмизации. Типы моделей в менеджменте. Влияние количественного подхода на процесс принятия управленческих решений. Место концепции процессного подхода к управлению в эволюции управленческой мысли. Системный и ситуационный подходы. Теория “7-S”. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Американская, европейская и японская модели управления. Модель Z. Тенденции и перспективы развития менеджмента. «Новая управленческая парадигма» и «Новая философия управления». Особенности российского менеджмента, его истоки и тенденции развития. Новые области менеджмента. Гуманизация экономики и управления.
Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации.

Содержание понятия «среда организации». Внутренняя среда и ее переменные. Организационная культура, ее элементы и типы. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды. Реакции организации на изменения внешней среды.
Тема 4. Управленческая этика

и социальная ответственность организации.

Менеджмент как социальное явление. Взаимосвязь менеджмента с социальными процессами и явлениями. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников. Социальная ответственность организации и ее соотношение с юридической и экономической ответственностью. Области социальной ответственности организации. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности. Правительство и социальная ответственность организаций. Реакции организации на социальные требования окружения. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях.
Тема 5. Разработка и принятие управленческих решений.

Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений. Классическая и административная модели принятия управленческих решений. Процедура принятия рациональных решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Групповое принятие решений, его формы, преимущества и недостатки. Управление принятием решений в группе. Моделирование ситуаций и разработка решений.
Тема 6. Стратегическое управление.

Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности. Сущность и значение стратегического планирования. Виды целей и планов предприятия. Управление по целям. Стратегия, ее элементы и уровни. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации. Реализация стратегий. Процесс стратегического управления.
Тема 7. Проектирование организационной структуры.

Понятие организационной структуры и факторы, ее определяющие. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование. Департаментализация: функциональная, территориальная, продуктовая, проектная и смешанная. Основные типы организационных структур управления. Изменения структуры. Механическая и органическая модели организационного проектирования. Оценка эффективности организационных проектов.

Тема 8. Коммуникации в организации.

Понятие и роль коммуникаций в управлении. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры. Формы организационных коммуникаций, их барьеры. Типы коммуникационных сетей. Коммуникационные стили. Управление коммуникациями в организации.
Тема 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления.

Понятие и модель мотивации деятельности. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К. Альдерфера. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости; теория ожиданий; модель Портера-Лоулера и концепция партисипативного управления. Понятие и классификация методов управления. Принципы формирования системы стимулирования труда. Основные принципы управления людьми.
Тема 10. Лидерство в организации и стили управления.

Природа лидерства и его основа. Баланс власти и ее формы. Власть и партнерство в организации. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Врума-Йеттона. Лидерство женщин. Новое в теориях лидерства.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск