МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Международный факультет управления Кафедра экономики
УТВЕРЖДАЮ Декан международного
факультета управления
______________П.Ф. Тарасенко
__________________ 2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Микроэкономика»
Направление подготовки: 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация (степень) выпускника:
«Бакалавр»
Форма обучения:
очная
Томск
2013
Цели освоения модуля (дисциплины)
Бакалавр по направлению подготовки 081100 готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческая;
информационно-методическая;
коммуникативная;
проектная;
вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Изучение курса «Микроэкономика» способствует реализации указанных целей следующим образом. Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров по следующим направлениям деятельности:
1. Организационно-управленческая деятельность:
участие в разработке и реализации управленческих решений,
участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;
участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;
участие в обеспечении рационального использования ресурсов
участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности.
2. Информационно-методическая деятельность:
участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;
информационно-методическая поддержка и сопровождение управленческих решений;
сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях;
3. Коммуникативная деятельность:
участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;
4. Проектная деятельность:
участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;
участие в проектировании организационных систем;
проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке проектов.
2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП
Данная дисциплина входит в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Реализуется в первом семестре общим объемом в 108 часов.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными закономерностями развития экономики на микроуровне, современными социально-экономическими проблемами России, особенностями развития российского предпринимательства, экономическими законами и категориями рынка.
Для полноценного усвоения данного курса большое значение имеют знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные студентами, на следующих дисциплинах «Философия», «История», «Математика».
Дисциплина «Микроэкономика» дает базовые экономические знания, которые позволят освоить следующие дисциплины экономического профиля: «Государственное регулирование экономики», «Государственные и муниципальные финансы», «Мировая экономика» и пр. 3 . Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
Общекультурные:
знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде (ОК-7);
владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; (ОК-14);
владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);
Профессиональные:
умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);
способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);
умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);
способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
наличие навыков разработки проектной документации (ПК-43);
способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);
В результате освоения дисциплины студент должен будет:
Знать:
суть экономических отношений в обществе (1.1);
основные закономерности функционирования рыночной экономики на микроуровне (1.2);
иметь четкую систему знаний по экономике отрасли и российского предприятия, необходимую ему в дальнейшей работе по специальности (1.3);
основы предпринимательской деятельности и ориентироваться в особенностях функционирования предприятий с учетом действующего законодательства (1.4);
Уметь:
разбираться в сущности микроэкономических процессов и их государственного регулирования (2.1);
оценивать экономические программы, их последствия для социально-экономического развития страны (2.2);
исследовать экономическое положение фирмы, выявлять резервы и возможности ее развития (2.3);
Владеть опытом:
анализа финансового положения предприятия (3.1);
расчета себестоимости продукции и выявлять пути ее снижения (3.2);
разработки маркетинговой стратегии фирмы на конкурентных рынках (3.3);
принятия управленческих решений с целью разработки стратегии поведения фирмы (3.4).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекции
| семинары
| СРС
| итог
|
| 1
| Экономические ресурсы и цели общества
|
| 1
| 2
| 2
| 4
| 8
| ИДЗ № 1
| 2
| Рынок и его составляющие
|
| 2, 3,4
| 4
| 4
| 8
| 16
| ИДЗ № 2
| 3
| Теория потребительского поведения
|
| 4,5
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 4
| Процесс производства и его факторы. Капитал и фонды фирмы.
|
| 5,6, 7
| 2
| 4
| 4
| 10
| Контрольная работа
| 5
| Издержки производства и себестоимость продукции
|
| 6,8
| 2
| 2
| 6
| 10
|
| 6
| Доход и прибыль фирмы. Рентабельность.
|
| 7,9
| 2
| 2
| 6
| 10
|
| 7
| Совершенная конкуренция
|
| 8,10
| 2
| 2
| 6
| 10
|
| 8
| Фирма в условиях несовершенной конкуренции
|
| 9,10, 12, 13, 14
| 4
| 6
| 8
| 18
| Контрольная работа,
ИДЗ № 3
| 9
| Рынок ресурсов и его показатели.
|
| 11, 15
| 1
| 1
| 2
| 4
|
| 10
| Рынок труда и заработная плата
|
| 11, 15
| 1
| 1
| 2
| 4
|
| 11
| Рынок природных ресурсов
|
| 12, 16
| 1
| 1
| 2
| 4
|
| 12
| Рынок капитала.
|
| 12, 16
| 1
| 1
| 2
| 4
| ИДЗ № 4
|
| Итого
|
|
| 24
| 28
| 54
| 108
| ЭКЗАМЕН
|
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет экономической науки
Основные этапы становления и развития экономической науки. Предмет экономики. Структура и задачи курса. Связь экономики с политикой. Основные функции экономической науки.
Методы исследования экономических явлений. Формальная логика как основной метод экономической науки. Диалектический метод в экономике. Экономическое моделирование. Научная абстракция. Связь теории с практикой.
Тема 2. Экономические ресурсы и цели общества
Понятие экономических ресурсов и их виды. Взаимозаменяемость и дополняемость ресурсов, закон редкости. Кривая производственных возможностей. Эффективное и рациональное использование ресурсов в разных отраслях. Общественное разделение труда и эффективность.
Человеческие потребности и экономические цели общества. Общественные системы как форма реализации целей и мобилизации ресурсов.
Собственность. Право собственности и формы собственности. Собственность и редкость благ. Формы собственности и типы общественных систем: патриархальное хозяйство, рыночное, командно-административное, их преимущества и недостатки. Смешанная экономика, ее формы и организация и использование ресурсов. Проблемы становления рыночного хозяйства в России. Раздел 2. Механизм рынка
|