А. П. Пигинешева современные миграционные процессы





Скачать 230.1 Kb.
НазваниеА. П. Пигинешева современные миграционные процессы
Дата публикации08.03.2016
Размер230.1 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Экономика > Основная образовательная программа

Бмагистратура

Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса
Институт международного бизнеса и экономики
Кафедра мировой экономики и международных отношений
А.П. Пигинешева

СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Рабочая программа учебной дисциплины




Основная образовательная программа

Международные отношения,

трансграничное сотрудничество и региональная безопасность в АТР (М-МО/Шифр 031900.68), квалификационная степень «магистр»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014





ББК 66.4 (0)

Рабочая программа учебной дисциплины «Современные миграционные процессы» составлена в соответствии с требованиями ООП: 031900.68 «Международные отношения» (магистратура) на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Пигинешева А.П., канд. истор. наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений

Утверждена на заседании кафедры МЭМО от 2.04.2014 г., протокол №7, редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

© Издательство Владивостокского Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Современные миграционные процессы» входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части общенаучного цикла учебного плана по направлению подготовки 031900.68 Международные отношения.

Глобализационные процессы в сочетании со стремительными переменами в политических и экономических системах способствовали интенсификации международных миграционных потоков, привели к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире. Современная миграция стала более динамичным и многогранным явлением, которое оказывает влияние на все сферы общественной жизни государства, регионов и мирового сообщества в целом.

Понимание причин и факторов миграционных процессов, их прошлых и современных тенденций, умение оценивать их последствия позволят существенно улучшить качество прогнозов миграции на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также поднять уровень обоснованности целей и мер миграционной политики. В рамках данного курса изучаются теоретические подходы к анализу глобальных и региональных миграционных процессов, социально экономические и политические последствия миграции, основы миграционной политики и опыт ее применения в разных странах, проблемы интеграции и адаптации мигрантов. Особое внимание будет уделено анализу современных миграционные процессов в АТР – одном из наиболее важных центров международной миграции в настоящее время.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




    1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины


Цель освоения дисциплины состоит в расширении и углублении магистрантами знаний об особенностях, основных тенденциях и динамике современных миграционных процессов, в том числе в АТР, а также принципах управления международной миграцией в целях эффективного решения профессиональных задач специалиста-международника.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов систему знаний основных теорий, понятий и концептуальных подходов изучения современных миграционных процессов на глобальном, региональном и национальном уровнях;

- развить у студента умения связывать миграционные процессы с демографическими, экономическими, социальными и политическими особенностями развития стран-доноров и стран-реципиентов;

- развить навыки всестороннего исследования аспектов регулирования на глобальном, региональном и межгосударственном уровне миграционных движений, а также особенностей формирования миграционной политики в ведущих странах мира;

- развить навыки прогнозирования глобальных и региональных миграционных процессов, а также миграционной ситуации в РФ; самостоятельной работы с научной литературой и первоисточниками.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

(связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Современные миграционные процессы» относится к дисциплинам по выбору вариативной части общенаучного цикла учебного плана по направлению подготовки 031900.68 Международные отношения. Данная дисциплина опирается на компетенции, полученные при изучении следующих дисциплин в рамках программ бакалавриата: Мировая политика, Миграционные процессы и мировая политика, Глобальные проблемы современности.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПК-37 – умение ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов планетарной среды, мировой экономики и мировой политики.
Таблица 1
Формируемые знания, умения, владения


Наименова-

ние ООП

Цикл/

раздел

Коды компе-

тенций

Составляющие компетенций


031900.68

Международ-ные отношения



М.1.ДВ.01.

ПК-37

Знания

- механизмов планетарной среды, мировой экономики и мировой политики

Умения

- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах



1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения
Объем и сроки изучения дисциплины:

Курс читается для студентов-магистрантов первого года обучения в 1 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы - 108 часов. Из них 20 часа аудиторной работы (4 часов лекционных, 16 - практических занятий), 52 часов самостоятельной работы.

Аттестация по дисциплине – экзамен.

Для реализации компетентностного подхода изучение дисциплины проводится с использованием интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 45 % процентов аудиторных занятий.

1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний магистрантов.

Для аттестации магистрантов по дисциплине фонд оценочных средств включает: альтернативные и оценочные задания, тесты, проблемные ситуации для ведения дискуссий.

Текущий контроль и отчетность предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки магистрантов при выполнении индивидуального задания,

- проведение коллективной дискуссии;

- тестирование по отдельным разделам дисциплины,

- написание научного доклада, реферата, статьи,

- рецензирование магистрантами работ друг друга.

Промежуточный контроль проводится в форме зачета – выполнение тестового задания.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Темы лекций
Тема 1. Теоретические аспекты изучения миграционных процессов (2 часа)
Понятия миграция и миграционные процессы. Структура миграционного процесса. Понятие факторов и функций миграции. Классификация миграции (типы, виды, формы, причины и стадии миграции). Классические теории и модели миграции. Гравитационные модели. Социальная физика и социальная механика. Законы миграции Равенштейна. Классификация миграционных моделей. Модели миграционных потоков. Моделирование факторов миграции. Модель Лоури. Правило Ципфа. Теория промежуточных возможностей Стоуффера. Законы Ли: теория притягивающих и выталкивающих факторов. Модель миграционных взаимодействий Алонсо. Повозрастные модели миграции. Модели пространственной диффузии. Модели миграционной структуры. Модели Роджерса. Многорегиональные модели воспроизводства населения.


Тема 2. Основные направления международной миграции в современном мире (2 часа)
Тенденции современной международной миграции. Структура миграционных потоков: экономические мигранты, воссоединяющиеся члены семей, беженцы, нелегальные мигранты. Временные и постоянные миграции. Миграция «юг – север». Основные центры международной миграции. Место России в современных международных миграционных процессах. Внешняя трудовая миграция: современные масштабы, динамика распространения. Интеллектуальная миграция. Категории высококвалифицированных мигрантов, факторы притягивания и выталкивания. Глобализация, рост межстрановой социально-экономической дифференциации и их влияние на «утечку умов».
2.2. Перечень тем практических занятий
Тема 1. Экономические и социологические подходы к изучению миграции (2 часа, дискуссия)
Экономические теории миграции. Макроэкономические подходы к анализу миграции. Миграция и развитие. Модели Тодаро-Харриса. Экономические циклы и миграция: теория Р. Истерлина. Теории двойного рынка труда. Теория миграционных систем Валлерстейна. Неклассические микромодели. Миграция как форма накопления человеческого капитала. Работы Съястада, Минцера, Шульца. Новая экономическая теория миграции. Концепция относительной деривации. Модель Роя-Борджеса. Оценка экономических последствий миграции. Глобализация и миграционные процессы. Экономический анализ проблемы утечки умов. Денежные переводов мигрантов: факторы и последствия для развития

Социологические теории миграции. Понятие территориального и миграционного поведения. Взаимосвязь между пространственной и социальной мобильностью. Миграция и урбанизация. Проблемы и закономерности адаптации и интеграции мигрантов. Иммигрантские анклавы и ниши. Гражданство, глобализация. Теории миграционных сетей. Институциональные изменения и миграция. Миграция и социальный капитал. Гендерный срез миграционных процессов. Миграция и преступность. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Миграция и средства массовой информации.
Тема 2. Внутренняя миграция. Региональные особенности миграционных процессов в России (2 часа, дискуссия).
Внутристрановые (внутрироссийские) пространственные перемещения населения – особенности выделения в классификации миграции. Особенности социально-демографических характеристик внутрироссийских мигрантов. Направления внутрироссийской миграции – трансформации периода 1990–2000–х гг. Западный дрейф как генеральное направление внутрироссийской миграции. Поляризация пространства регионов – отражение во внутренней миграции. Роль крупнейших городов. Временная трудовая миграция как традиционная и «новая» форма перемещений на российском пространстве. Сдерживающие факторы внутренней пространственной мобильности. Этническая компонента внутренних миграций. Вынужденные формы внутрироссийской миграции. Социально-экономические и политические последствия миграции населения для регионов выбытия, прибытия (на примере ДФО).
Тема 3. Международная миграция в АТР (2 часа, дискуссия).
Понятие трансграничной миграции. Краткая характеристика подходов к изучению международных миграционных процессов. Виды и формы международной миграции в АТР. Направления трансграничной миграции в регионе: страны-доноры и государства-реципиенты международных мигрантов. Внерегиональные участники миграционных процессов АТР. Факторы и причины трансграничных миграционных движений региона. Россия как реципиент трудовых мигрантов из государств Азиатско-тихоокеанского региона. Дальневосточный федеральный округ РФ – основной регион, принимающий мигрантов из АТР. Эмиграция россиян в страны региона: основные категории мигрантов. Последствия международной миграции для стран-доноров и государств-реципиентов.
Тема 4. Нелегальная миграция: проблемы и методы противодействия (2 часа, проблемный семинар).
Определение объекта и дефиниции незаконной миграции, оценки масштабов незаконной миграции в мире. Причины и факторы, способствующие формированию потоков нелегальной миграции. Оценки численности незаконных мигрантов в России, социально-экономическая, демографическая и пространственная структура потока. Нелегальная миграция в АТР. Последствия нелегальной миграции. Мифы о незаконной миграции: миграция и терроризм, миграция и преступность. Глобальные международные институты как основной элемент системы противодействия нелегальной миграции. Деятельность региональных организаций по борьбе с нелегальной миграцией (на примере АТР). Межгосударственное сотрудничество государств в борьбе с нелегальной миграцией (на примере стран АТР). Сотрудничество России со странами региона по борьбе с нелегальной миграцией.
Тема 5. Миграционная политика в странах АТР (4 часа, индивидуальные презентации, дискуссия).
Миграционная политика: цели, задачи, меры. Субъекты миграционной политики. Основные направления миграционной политики. Характеристика государственной политики в области миграции стран Северо-восточной Азии. Особенности миграционной политики государств АСЕАН. Приоритеты государственного регулирования миграционных процессов в Австралии. Мультикультурализм как основа миграционной политики Канады. Особенности миграционной политики США. Южноазиатский вариант государственного регулирования миграционных процессов. Миграционная политика Индии.
Тема 6. Миграционная политика РФ (2 часа, проблемный семинар, работа в группах).
Миграционная политика в России после распада СССР: законодательные акты в области миграции образца начала 1990-х гг., прием вынужденных мигрантов; политика в области внешней трудовой миграции; появление системы иммиграционного контроля; проблема недокументированной миграции. Законодательное и финансовое обеспечение миграционной политики. Институциональное обеспечение миграционной политики. Перспективная роль миграции в демографическом будущем России поддержании трудоресурсного потенциала. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года; План мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Тема 7. Интеграция мигрантов в принимающее общество: опыт зарубежных стран (2 часа, круглый стол).
Третий демографический переход и проблемы интеграции мигрантов: изменение принципов построения общественных систем в связи с изменениями структуры населения развитых принимающих стран. Факторы и условия адаптации и интеграции мигрантов в новый социум. Проблемы и риски принимающих мигрантов сообществ. Мигрантофобия и этнофобия в принимающем социуме как условие интеграции. Политика интеграции мигрантов – цели, задачи и приоритеты. Альтернативные модели организации интеграционной политики (социальные модели Франции и Германии; модели «невмешательства» южноевропейских стран, мультикультурная модель «выбора» – Австралии, Канады).

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При изучении дисциплины предусмотрено применение инновационных технологий обучения, таких как интерактивные и проблемные лекции, семинары в диалоговом режиме по обсуждению актуальных проблем безопасности, мировой и российской политики, использование методики ситуационного анализа, работа в команде для решения теоретических и практических задач, выступления с презентациями результатов индивидуальной работы.

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к практическим занятиям, в том числе и в форме дискуссий в аудитории, написание рецензий на научные статьи, выполнение индивидуальных работ аналитического характера (докладов и научных обзоров) и подготовку презентации по результатам этой работы.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Ниже приведены примерные темы научных докладов и сообщений. Магистранты могут подготовить работу по предложенной ими теме, предварительно согласовав ее с преподавателем, а также предложить собственную тему. На аудиторном занятии студент должен представить результаты работы в форме презентации.

  1. Миграция как форма накопления человеческого капитала.

  2. Миграция и национальная безопасность.

  3. Миграция и региональная безопасность (на примере АТР).

  4. Миграция и международная безопасность.

  5. Международная миграция как ресурс развития нации.

  6. Политические последствия международной миграции.

  7. Социально-экономические последствия международной миграции.

  8. Международная миграция рабочей силы в АТР: основные направления.

  9. Нелегальная иммиграция как угроза национальной безопасности.

  10. Мифы о незаконной миграции: миграция и терроризм, миграция и преступность.

  11. Торговля людьми и детьми в странах АТР.

  12. Интеллектуальная миграция: азиатско-тихоокеанский вариант.

  13. Азиатско-Тихоокеанский регион как новый центр международной образовательной мобильности.

  14. Мультикультурализм как основа миграционной политики: опыт Канады (Австралии, США).

  15. Толерантность и нетерпимость к мигрантам в принимающих странах.

  16. Политика стран по отношению к зарубежным диаспорам.

  17. Миграционная политика РФ: достоинства и недостатки.

  18. Существует ли «желтая угроза» Дальнему Востоку РФ»?

  19. Законодательство и политика зарубежных стран в области интеграции иммигрантов.

  20. Роль негосударственных организаций в интеграции иммигрантов (на примере США).

4.2. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины

При работе с учебными пособиями и другими источниками информации в процессе подготовки к аудиторным занятиям и к экзамену магистранты должны воспользоваться следующим списком контрольных вопросов.

  1. Что подразумевается под «широким» и «узким» понятием миграции населения? В чем их преимущества и недостатки?

  2. Критерии идентификации (классификации) миграции.

  3. Классические теории миграции.

  4. Экономические теории миграции.

  5. Социологические теории миграции.

  6. Три стадии миграционного процесса.

  7. В чем суть теории третьего демографического перехода?

  8. Основные центры притяжения международных мигрантов. Является ли Россия центром притяжения международных мигрантов?

  9. Направления и масштабы трансграничной миграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

  10. Трудовая миграция: классификация, отличия от других типов миграции.

  11. Масштабы и основные направления мигрантских трансфертов в мире. Роль мигрантских трансфертов в экономике домохозяйств.

  12. “Утечка умов” и ее значение для России и мира.

  13. Незаконная иммиграция и методы борьбы с ней в АТР.

  14. Миграционная политика КНР.

  15. Миграционная политика США.

  16. Миграционная политика Австралии.

  17. Миграционная политика Индии.

  18. Особенности миграционной политики в странах Юго-Восточной Азии.

  19. Понятия интеграции, аккомодации, аккультурации, ассимиляции в миграционных исследованиях.

  20. Антимиграционизм и политический процесс.

  21. Опыт США по интеграции иммигрантов.

  22. Основные центры притяжения внутрироссийских мигрантов в 2000-е гг.

  23. Основные барьеры внутриоссийской миграции в современный период.

  24. Причины и основные направления эмиграции из России в 1990-2000-е гг.

  25. Трудовая иммиграция из стран АТР в регионы РФ: масштабы, последствия.

4.3. Рекомендации по организации СРС

Обязательным условием успешного изучения дисциплины является самостоятельная работа студентов вне аудитории. Студенты должны работать с рекомендованными источниками информации, находить в них ответы на контрольные вопросы, приведенные в пункте 4.2 данной программы, готовиться к обсуждениям проблемных вопросов дисциплины на практических занятиях, выполнять индивидуальные задания.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная литература

Метелев С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. – М.: ТНТ, 2010. – 416 с.

Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. - М.: Центр миграционных исследований, 2009. - 370с.

Эпштейн Н., Егорова Е., Карманов М. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения. – М: Финансы и статистика, 2013. - 168 с.


5.2. Дополнительная литература
Блинова М.С. Миграции населения: подход социологов чикагской школы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2011. - № 4. - С.172-190.

Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения: монография. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : КДУ, 2009. - 160 с

Готовцева Л.Г. Финансово-экономические характеристики и тенденции межгосударственной трудовой миграции // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 4. - С.80-85.

Глущенко Г.И. Миграция и развитие / Глущенко Г. И. , Пономарев В. А.. - М. : Экономика, 2009. - 454 с.

Дмитриев А.В. Мигранты и социум: интеграционный и дезинтеграционный потенциал практик взаимодействия // Социологические исследования. - 2011. - № 12. - С.50-59.

Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов. Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов» - Международная организация по миграции. - 2011, 196 с.

Иванов Д.В. Экологическая миграция населения. Международно-правовые аспекты: [монография] / Д. В. Иванов, Д. К. Бекяшев ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 176 с.

Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. – М: Восточная книга, 2009. – 512с.

Миграция и демографический кризис в России. Под ред. Ж.А. Зайончковской, Е.В. Тюрюкановой. М.: МАКС Пресс, 2010. 112 с.

Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Платошина В.В. Американский мультикультурализм / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова, В.В. Платошина. - М.: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2011. – 142 с.

Ромахина Ю. К вопросу о миграционных процессах в Дальневосточном федеральном округе // Власть. - 2012. - № 6. - С.17-20.

Рыбаковский Л.Л. Гендерный аспект глобальной миграции // Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С.35-41

Рыбаковский Л.Л. Демография. – М.: Логос. – 2010, с. 280.

Рязанцев С.В. Мировой рынок труда и международная миграция: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Рязанцев, М. Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2010. - 303 с.

Хамраева Ш.Х. Роль международных межгосударственных организаций в координации деятельности государств в области борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. – №1. - C. 49-56.

Шевцова Е.В. Миграционная политика Японии: уроки для совершенствования федеральной и региональной миграционной политики России // Вестник НГУЭУ. - 2009. - №2. - С.60-67.

Шевцова Е.В. Сравнительный анализ миграционной политики и мер по борьбе с "утечкой мозгов" в странах Азии // Вестник НГУЭУ. - 2010. - № 1. - С.131-142.

Юдина Т. Н. Социология миграции: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 040201 социология и др. гуманитар. спец. / Т. Н. Юдина ; Рос. гос. социал. ун-т. - М. : Академический Проект, 2006. - 272 с.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Электронный ресурс: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf

План мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Электронный ресурс: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/a89/pmrk_2012-2015.pdf

Jimenez T.R. Immigrants in the United States: How Well Are They Integrating into Society? // Migration Policy Institute.– 2011. - 43 p.

Poros M.V. Migrant Social Networks: Vehicles for Migration, Integration, and Development / M.V. Poros. - M.: City University of New York, 2011. – 15 p.

U.S. Department of Homeland Security, U.S. Citizenship and Immigration Services, Office of Citizenship, Welcome to the United States: A Guide for New Immigrants. - M.: Washington, DC, 2010. – 82 p.

5.3. Периодические издания

Международные процессы

Россия в глобальной политике

Азия и Африка сегодня

Россия в АТР

Проблемы Дальнего Востока

США-Канада: экономика, политика, культура

Латинская Америка

Foreign Affairs

Foreign Policy

International Relations

5.4. Полнотекстовые базы данных
Архивы журналов издательства SAGE Publications

Научная электронная библиотека e-library.ru

Электронно-библиотечная система BOOK.ru

Электронная библиотека Издательского дома Гребенников

Полнотекстовые электронные базы данных компании East View Information Services

Университетская библиотека online

ProQuest Research Library
5.5. Интернет ресурсы

Сайт Росстата (www.gks.ru), раздел «Базы данных» /ЦСБД/«Демография»/Миграция населения.

Российский демографический интернет-еженедельник «Демоскоп weekly»: http://www.demoscope.ru

Бюро переписи США, включая International Data Base: http://www.census.gov

Мировой Банк (World Bank): http://www.worldbank.org/data

Бюро по народонаселению (Population Reference Bureau): World population Data Sheet,

http://www.prb.org


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


а) программное обеспечение: не требуется

б) электронные полнотекстовые базы данных научной библиотеки ВГУЭС

в) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудованием.


  1. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ


Адаптация мигрантов — адаптация как процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни. Выделяют три различных адаптационных процесса, присущих только новоселам: приспособление к новой социально-демографической среде, т. е. установление новых знакомств и ослабевание старых; адаптация, необходимая при переселении из небольших городских поселений в большие; приспособление к различным природно-климатическим условиям и географическому положению.

Академическая мобильность - международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях.

Ассимиляция (в социальных науках) - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Беженцы — люди, вынужденные оставить место своего жительства (уходить, уезжать, спасаясь бегством) вследствие различных угрожающих обстоятельств и прибывшие на территорию другого государства. Угрожающими обстоятельствами могут выступать военные и политические конфликты, катастрофы, стихийные бедствия, преследования по различным мотивам и т.д.

Временные миграции — перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно в несколько месяцев с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. В составе временных миграций существенное место принадлежит сезонным поездкам.

Вынужденная миграция - постоянное или временное изменение места жительства людей по не зависящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, промышленные аварии, военные действия, нарушение прав и свобод граждан).

Депортация — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.

Диаспора – устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа), имеющая социальные институты для развития данной национальной общности

Долгосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года).

Иммигрант — лицо, въезжающее в другую страну на постоянное место жительства, как правило, с целью получения ее гражданства.

Краткосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся.

Маятниковая миграция - ежедневные, иногда еженедельные, передвижения населения из одного населенного пункта страны в другой на работу или учебу и обратно.

Международная миграция населения — миграция населения между странами, связанная с изменением постоянного места жительства и гражданства или с пребыванием в стране въезда-выезда, имеющая долгосрочный (по рекомендации ООН для статистического учета — более 1 года), сезонный и маятниковый характер. Главным отличительным признаком международной миграции населения по сравнению с внутренней миграцией является факт пересечения людьми государственной границы.

Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей

Миграции сальдо - разность между числом людей, переселившихся за некоторый период времени- на данную территорию, и числом лиц, выбывших из нее за определенный срок; показатель территориального перемещения населения. Различают положительные, отрицательные и нулевые М. с.

Миграционный поток – совокупное число мигрантов, имеющих общее районы выбытия в течение данного отрезка времени

Миграция - любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности

Мультикультурализм — признание культурного плюрализма и содействие ему; теория, практика и политика неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп.

Натурализация — принятие лица по его просьбе в гражданство или подданство какого-либо государства, сопровождающееся изучением языка и культуры, норм поведения доминирующего большинства населения государства, гражданином которого он хочет стать (например, в случае долголетнего проживания).

Незаконная миграция - перемещения в страну с нарушением законодательства данной страны, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории данной страны и (или) осуществления ими трудовой деятельности.

Образовательная (учебная) миграция - миграция с целью получения или продолжения образования.

Сезонная трудовая миграция - вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года.

Трудовая миграция - временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).

Эмигрант - лицо, выезжающее из страны с целью постоянного жительства в другом государстве.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconПрограмма дисциплины «Миграционные процессы: современные тенденции...
...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconМиграционные процессы
Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconМочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты...
Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты зоны братского водохранилища (25. 00. 36 геоэкология). Диссертация...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconМочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты...
Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты зоны братского водохранилища (25. 00. 36 геоэкология). Диссертация...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconРабочая программа дисциплины Миграционные процессы Направление подготовки 040100 «Социология»
Цель изучения дисциплины – формирование системы представлений миграции в рамках демографического развития общества, умений и навыков...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconСоциокультурные особенности интеграции трудовых мигрантов в современном российском обществе
Мы и становления национальных экономик в новых условиях. Общая ситуация политического и экономического хаоса 90-х годов сменилась...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconНовосибирский филиал
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconТемы вашего учебного проекта
Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconРабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: История и современные...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22....
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconТемы рефератов по курсу «Техника высоких напряжений»
Процессы объемной ионизации в газах. Процессы эмиссии электронов с поверхности катода. Первый коэффициент Таунсенда
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconАннотация по дисциплине «Современные политические процессы в странах Латинской Америки»
Формирование систематизированных знаний по современным тенденциям развития политического процесса в странах Латинской Америки. Изучение...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Огромный образовательный потенциал «Дебатов», а также современные процессы обновления содержания и методов школьного образования...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconН. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии»
Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconКак помочь подросткам учиться?
На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13, процессы возбуждения в коре головного...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconСовременный электропривод является основой автоматизации технологических...
Целью освоения дисциплины является ознакомление с техническими средствами, алгоритмами функционирования и конструкцией электроприводов...
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы iconМетодические рекомендации (материалы) для преподавателя
При чтений лекций рекомендуется использовать учебное пособие «Основы синергетики» 2013 г выпуска, «Информационные процессы в неживой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск