Скачать 217.59 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Социологический факультет УТВЕРЖДАЮ _______________________ «__» _____________20__г. Рабочая программа дисциплины Миграционные процессы Направление подготовки 040100 - «Социология» Профессионально образовательная программа «Демография» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения Очная Саратов, 2013 1. Цели освоения дисциплины. Цель изучения дисциплины – формирование системы представлений миграции в рамках демографического развития общества, умений и навыков построения и анализа миграционных процессов в использовании методов регулирования процессов миграции. Задачи изучения дисциплины: 1) ознакомиться с демографией как с отраслью знаний о населении, с ее историей и современным состоянием; 2) освоить теоретические и прикладные аспекты анализа миграционных процессов; 3) научиться использовать данные статистики населения и методы демографии для выявления тенденций миграции. Необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины Дисциплина «Миграционные процессы» базируется на знаниях, полученных в ходе изучения таких дисциплин, как «Демография», «Социология». 2. Место курса в структуре ООП магистратуры. Дисциплина «Миграционные процессы» изучается на первом курсе во втором семестре. Актуальность изучения дисциплины «Миграционные процессы» связана с необходимостью для будущих специалистов-социологов особенности объекта исследований социальной сферы – населения. В рамках дисциплины «Миграционные процессы» рассматривающая закономерности воспроизводства и миграции населения, развития и функционирования социально-демографических групп и изменения качественных параметров народонаселения в зависимости от эволюции конкретно-исторических условий существования поколений. Грамотное использование методологии дисциплины «Миграционные процессы» на управленческом уровне позволяет эффективно осуществлять социальный мониторинг развития территории различного уровня организации и масштаба, моделировать развитие социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения, корректировать данные социологических выборок и результатов исследований. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями: - способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1); - способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2) - способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим политическим проблемам (ОК-9); - способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3); - способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7). В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Миграционные процессы». Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов Количество часов по рабочему учебному плану: Аудиторные занятия – 17 Самостоятельная работа – 91 Форма контроля – зачет
Содержание учебной дисциплины Раздел I. Демографическая составляющая миграционных процессов Тема 1. «Миграционные процессы» как учебная дисциплина. Предмет, цели и задачи курса «Миграционные процессы». Значение учебной дисциплины «Миграционные процессы» в формировании профессиональных компетенций исследователей, специализирующихся в области региональной социально-гуманитарной проблематики. Связь дисциплины «Миграционные процессы» с демографией. Основные демографические процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость; демографические структуры: половозрастная структура населения, брачно-семейная структура населения. Связь дисциплины «Миграционные процессы» со статистикой, социологией, социальной политикой. Современное состояние миграционной политики: основные направления исследований, институты, центры, специалисты; практические цели и задачи изучения развития народонаселения нашей страны. Тема 2. Теоретические концепции демографического развития. Теоретические аспекты изучения народонаселения. Истоки теории демографического перехода. Общее понятие о демографическом переходе. Классическая теория демографического перехода. Концепция второго демографического перехода. Демографический гомеостазис, – у истоков дискуссии: И. Зюссмильх и Т. Мальтус. Современный этап дискуссии. Институциональный подход в демографии. Неомальтузианство. Стационарное население. Концепция «нулевого роста». Теория человеческого капитала. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Тема 3. Источники данных о населении. Понятие демографической информации. Источники данных о населении. Текущий учет и переписи населения: списки населения, регистры, выборочные обследования. Категории населения: наличное население, постоянное население, приписное население, всеобщность, одномоментность, поименность, самоопределение, конфиденциальность, критический момент, момент счета населения, переписной лист, опрос, самоисчисление. Изучаемые показатели и тенденции при переписи населения. История переписей. Социолого-демографические исследования. Тема 4. Основные показатели демографии. Классификация основных показателей демографии. Численность населения: абсолютная численность населения, плотность населения, среднегодовое население, относительные показатели численности населения. Демографические коэффициенты: коэффициенты класса А и класса Б, коэффициенты динамики населения, общие, специальные и частные коэффициенты, коэффициенты замещения поколений. Показатели экономической демографии: демографические структуры, пол, половая структура населения, возраст, возрастная структура населения, первичное, вторичное и третичное соотношение полов, половозрастная пирамида. Способы построения половозрастной пирамиды. Характеристики состава населения. Использование основных демографических показателей для анализа миграционных процессов. Промежуточный контроль знаний Вопросы:
Раздел II. Миграционная политика: способы реализации. Тема 5. Миграционные процессы: понятие, типы и роль в системе демографического развития общества. Миграция населения: сущность, причины, этапы. Миграционные процессы. Виды миграции: добровольная, вынужденная, принудительная. Теория миграционного процесса. Концептуальные подходы к проблемам миграции. Источники данных о миграции. Показатели миграции: абсолютные и относительные показатели миграции. Коэффициенты миграции. Специальные системы показателей миграции. Причины миграции. Миграционные потоки. Воздействие миграции на различные стороны общественных отношений и процессов. Тема 6. Особенности миграционных процессов в России: история и современность. Миграционный обмен между Россией и другими странами: исторические вехи. Этнокультурные и демографические последствия миграционных обменов для российского общества. Демографический кризис в России. Демографический кризис и миграционные процессы в современной России. Этническая миграция в России. Снижение численности населения России, причины депопуляции, деформация половозрастной структуры населения, рост иждивенческой нагрузки, тенденция к уменьшению рождаемости, изменение возрастной модели рождаемости, изменение репродуктивных установок населения, ухудшение репродуктивного здоровья населения, кризис продолжительности жизни, тенденция к увеличению продолжительности жизни, причины сокращения продолжительности жизни, этапы период роста смертности. Тема 7. Миграционная политика и демографическое прогнозирование. Понятие миграционной политики, ее цели и задачи. Типы миграционной политики и ее особенности в России. Особенности формирования миграционной политики в России: нормативно-правовой аспект. Эффективность реализации миграционной политики в России. Управление миграционными процессами в России. Урбанизация и особенности расселения в России. Факторы, определяющие расселение. Главная полоса населения: городское, сельское население. Факторы, влияющие на миграционные потоки в России. Особенности миграционных процессов в России. Представления о миграционной политике в России: региональная специфика. Положительные и отрицательные стороны миграции для России. Задачи государственной миграционной политики. Демографическое прогнозирование как инструмент реализации миграционной политики Российской Федерации. особенности демографической политики в современной России, подходы к пониманию сущности демографической политики в России, Концепция демографической политики России до 2015 года, цель, задачи, механизм реализации Концепции, объединение усилий государства и общества в сфере реализации демографической политики. Тема 8. Региональная специфика миграционных процессов и теоретические аспекты их исследования. Региональная специфика миграционных процессов. Теоретические аспекты исследования миграционных процессов в контексте региональной специфики. Миграционные процессы Саратовской области. Демографическая ситуация в Саратовской области. Этнокультурная ситуация в Саратовской области. Причины и виды миграций в Саратовской области. Роль миграции на рынке труда Саратовской области. Толерантность и мигрантофобия. Миграционная ситуация в сельской местности. Этнические миграции. Управление миграционными процессами Саратовской области. Миграция и перспективы развития Саратовской области. Промежуточный контроль знаний Вопросы:
5. Образовательные технологии. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки магистра, реализация компетентного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинарские и практические занятия, групповые дискуссии, работа над проектом, тренинги, рефераты и доклады, компьютерное тестирование) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В учебном курсе предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Миграционные процессы». Самостоятельная работа студентов заключается в написании рефератов, контрольных работ и эссе по темам курса, подготовка докладов и конспектов лекций. Знания, полученные в ходе самостоятельной подготовки, контролируются на занятии при проверке письменных работ. Темы рефератов
Тестовые задания 1.Назовите институты, регулирующие миграционные отношения: а. Министерство иностранных дел, б. Министерство обороны, в. Федеральная миграционная служба; 2.Распределите стадии миграционного цикла по порядку: а. кульминация, б. начало миграционной активности в. спад миграционной активности; 3.Назовите адаптационную теорию: а. теория культурного шока, б. теория социальной стратефикации и социальной мобильности, в. теория конфликта; 4. Миграционные процессы отражают: а. социальную мобильность, б. вертикальную мобильность, в. горизонтальную мобильность; 5. Выделите понятия, характеризующие миграцию: а. полиэтничность, б. социальный лифт, в. социальная мобильность; 6. Назовите регуляторы процессов миграции: а. правовые акты; б. стандарты поведения, в. социальное обеспечение; 7. Характерный рынок труда для мигрантов: а. центральный, б. переферийный, в. внутренний; 8. Безработный – это: а. лицо, по закону не способное работать, б. лицо, по закону не может быть принято на работу, в. лицо, по закону может быть принято на работу; 9. Миграция, связанная с изменением места работы по собственному желанию – это миграция: а. структурная, б. сезонная, в. фрикционная (добровольная); 10. Основные причины миграции: а. перенаселение, б. безработица, в. социальная незащищенность, г. военные действия; 11. Миграция в широком смысле: а. эпизодическая, б. маятниковая, в. сезонная, г. территориальная; 12. Продолжи определение миграция – это: а. процесс расселения, б. социальная подвижность населения, в. социальное распределение; 13. Миграционный поток – это: а. совокупное число мигрантов за определенное время в один район (регион), б. безработные на рынке труда, в. разрыв социальных связей; 14. Научный подход к исследованию миграций заложили: а. Ф. Знанецкий, б. К. Маркс, в. У. Томас, г. Л. Козер; 15. Миграционная подвижность – это: а. готовность к перемещению, б. реально состоявшийся факт перемещения. Вопросы к зачету
Система оценивания:
Формы контроля и система оценивания аттестации:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Миграционные процессы». а). Основная литература.
б). Дополнительная литература 1. Бобылев В.В. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы). // Власть – 2009. – № 6. 2. Бойков В.Э. Социальные аспекты миграции населения // Социологические исследования. – 2007. – № 12. 3. Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009 4. Волох В.А. Миграционная политика России (состояние и проблемы в свете мирового финансового кризиса) // Власть. – 2009. – № 4. 5. Воронина Н.А. Миграционная политика России: ретроспектива современных реформ // Права и современное государственно-правовое регулирование. – М., 2007. 6. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии // Социологические исследования. – 2007. – № 1 7. Гегель Л.А., Фролова Ю.С. Многонациональный южно-российский регион: особенности конфессиональной карты // Социологические исследования. – 2007. – № 2. 8. Доброхлеб В.Г., Джавадова С.А. Демография. Курс лекций. – М.: РГПУ, 2012. 9. Лялюгене И.Ю., Рупшене Л.А. Влияние трудовой миграции родителей на социализацию подростков // Социологические исследования. – 2008. – № 1. 10.Маслова Т.Ф. Плюсы и минусы интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество // Социологические исследования. – 2009. – № 3. 11.Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения: Ежегодный доклад «Демографическая ситуация в РФ» / (А.И. Антонов, В.М. Карпова, В.М. Медков, А.Б. Синельников); науч. ред. А.И. Антонов. – М.: КДУ, 2008. 12.Назарова Е.А. Особенности миграционных процессов в Южных регионах России // Социологические исследования. – 2006. – № 6. 13.Прудникова Т.А., Миронов А.Л., Акимова С. Основные направления деятельности Федеральной миграционной службы России. Вопросы теории и практики. – М.: Юнити-Дана, 2012. 14.Рощин Ю.В. Миграция населения и Россия (Роль и значение миграционных процессов в миграционной политике в прошлом, настоящем и будущем Российского государства): учебное пособие. – М.: ГУУ, 2007. 15. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал: понятие и критерии оценки // Социологические исследования. – 2009. – № 2 16.Сельцовский П.А. Миграционные процессы и национальная безопасность // Власть. – 2008. – № 11. 17.Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве / РАН. И-т соц.-полит. Исслед.; под ред. Проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: Academia, 2009. 18.Шуменко М.А. Миграция и социальное здоровье населения / Миграционные процессы на Юге Росси: реалии, проблемы, перспективы. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск второй. Отв. ред. Понеделков А.В. – Ростов-на-Дону; Изд-во СКАГС. 2008. 19.Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных процессов // Социологические исследования. – 2002. – № 10. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://socis.isras.ru/ - журнал "Социологические исследования" http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН http://lib.socio.msu.ru - Электронная библиотека социологического факультета МГУ. http://library.sgu.ru/ - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. http://www.biblioclub.ru/ - Зональная научная библиотека Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского он-лайн http://socio.rin.ru/ - Портал по социологии с большим количеством информации. http://socioline.ru - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок. Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная он-лайн библиотека содержит учебные пособия, монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова. http://www.i-u.ru Русский Гуманитарный Интернет-Университет http://www.socinf.narod.ru/ - сайт социологов РГСУ http://christsocio.info - Христианская Социология Allan Shade Homepage - Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами // http:// www.wciom.ru - ВЦИОМ: информационные материалы // http://www.humanities.edu.ru - Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам // http:// www.ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент http:// www.nsu.ru / sociol http:// www.sociol.com 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Учебные аудитории, оборудованные техническими средствами для проведения презентаций, компьютерный класс, доступ к сети Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100 - Социология. Автор: к. соц.н., доцент кафедры социологии регионов Н.Д. Волгина Программа одобрена на заседании кафедры социологии регионов протокол № ____________ от __________ 2013 года. Зав. кафедрой социологии регионов, канд. филос. наук, профессор Бегинина И.А. Декан факультета, доктор социологических наук, профессор Ивченков С.Г. Ключ к тестам 1. а, в. 8. в. 2. б, а, в. 9. в. 2. а. 10. в, г. 4. а. 11. а, б, в. 5. а, в. 12. б. 6. а, в. 13. а. 7. б. 14 а, в. 15. а. |
А. П. Пигинешева современные миграционные процессы Рабочая программа учебной дисциплины «Современные миграционные процессы» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 68... | Рабочая программа дисциплины Социальная политика Направление подготовки 040100 «Социология» Программа составлена в соответствии с требованиями ос мгу по направлению подготовки «Социология» | ||
Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | Рабочая программа дисциплины благотворительность в россии и за рубежом... | ||
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Миграционные процессы: современные тенденции... ... | ||
Школы гуманитарных наук Социология малых групп Направление — 040100. 68 социология Форма подготовки (Очная) | Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | ||
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 040100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических... Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Программа дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки... | Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |