Скачать 395.18 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет экономикиПрограмма дисциплины ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ для направления ................. "Экономика" подготовки бакалавра специальности "..................." подготовки специалиста Авторы: проф. В.С. Автономов, проф. О.И. Ананьин, доц. Г.Д. Гловели, П.Н. Клюкин, проф. Н.А. Макашева Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва. 2006 Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник или ридеры Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009. Далее: ИЭУ-2000. Ридеры:
Формы контроля:
Требования к эссе и реферату: Эссе и рефераты - это самостоятельные письменные работы студента на темы, предложенные преподавателем. Они должны содержать: - введение, содержащее постановку проблемы; - основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы); - краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме; - список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника). Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), реферата - 7-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе или реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки. Эссе и рефераты оцениваются по следующим критериям:
Основные критерии оценки знаний на итоговом устном экзамене:
Содержание программы Тема 1. Введение в предмет. Экономическая мысль в контексте истории хозяйства, общества и науки. Предмет истории экономической мысли: экономические учения, экономический анализ, экономическая наука. Структура курса. Трансформация понятия «политическая экономия» в XIX в. Эволюция предметной области экономической науки в конце XIX и XX вв. Тема 2. Эпоха и идеи Адама Смита 2.1. Досмитианская экономическая мысль Экономические представления в культуре великих цивилизаций. Происхождение термина «экономия»: «Ойкономия» Ксенофонта; Аристотель о соотношении «экономии» и «хрематистики»; богатство: средство или цель? Морально-философская традиция. Античные представления о рациональном хозяйствовании; экономические идеи Платона и Аристотеля; хозяйственное благо и основания его оценки; экономические нормы в христианском вероучении: понятие «справедливой цены», ранние представления о деньгах, отношение к ссудному проценту. Меркантилистская экономическая мысль. От теологии и этики к рациональному обоснованию экономической политики; первые денежные теории: Николай Орезм, Жан Боден. Формирование национальных государств и спрос на новые экономические идеи: ранний и поздний меркантилизм, камералистика; доктрина торгового баланса (Т. Ман); богатство нации и внутренний спрос (Д. Дефо); роль государства; теория и эксперименты Джона Ло; судьба меркантилистских идей. 2.2. Эпоха и предшественники А. Смита Предпосылки формирования классической политической экономии: развитие капитализма в XVII-XVIII в., становление науки Нового времени, споры о роли государства. Идеологические установки классического либерализма. Трудовая теория собственности Дж. Локка. Парадоксы Б. Мандевиля. Этическое и научное мировоззрение А. Смита. Морально-философская доктрина, ее научный и религиозный контексты; влияние естественно-правовой доктрины; образ «невидимой руки»; определение политической экономии; роль государства и экономико-политические установки. Теоретические предшественники Смита. У. Петти о природе богатства. П. Буагильбер о «пропорциональных ценах». «Очерк о природе торговли» Р. Кантильона – первое систематическое изложение проблем политической экономии (теория «трех рент», классовое деление общества). Количественная теория денег Д. Юма. Ф. Кенэ и теоретическая система физиократов: земля как источник приращения богатства, теория капитала, понятия «чистого дохода» и «чистого продукта», «Экономическая таблица» как начало теории воспроизводства. Экономико-политическая доктрина физиократов. 2.3. Политическая экономия и экономическая теория А. Смита Адам Смит – основоположник политической экономии. Оптимизм и реализм Смита. “Богатство народов” как литературное произведение. Определение политической экономии. Экономическая теория А. Смита. Факторы роста богатства; разделение труда и границы рынка; бережливость. Теория стоимости. Потребительная и меновая стоимость; «труд затраченный» и «труд располагаемый»; меновая стоимость и «естественная цена». Действительная и номинальная цена товаров. Труд как источник и «действительная мера» богатства; проблема стоимостного измерения вещественного богатства; производительный и непроизводительный труд. Критика физиократии. Теория капитала. Капитал как запас, виды капитала, деньги как элемент капитальных запасов, возмещение капитала и стоимость продукта («догма Смита»). Виды доходов. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Относительные уровни заработной платы. Доход с капитала: соотношение прибыли и процента; разграничение валового и чистого дохода общества; ссудный и действительный капитал. Земельная рента и факторы, определяющие ее уровень. Интересы общественных классов и их связь с динамикой общественного богатства. Денежная теория Смита. Концепция происхождения денег. Доктрина «реальных векселей» и ее критика Г.Торнтоном; узкая и широкая трактовка денег. Прямой и косвенный механизмы влияния денежной массы. Спор «денежной» и «банковской» школ о механизмах регулирования денежного обращения. Государство и экономика. Аргументы против протекционизма. Условия, при которых государственное регулирование оправдано. Принципы налогообложения. Развитие классической политической экономии после Смита. Влияние смитианства в западноевропейских странах (Мальтус, Сэй) и России. Каноническая версия классической политэкономии: Рикардо и Д.С. Милль. Критика рикардианства. Позднейшие интерпретации творчества Смита; неорикардианство в ХХ в.
1. ИЭУ-2000. Гл. 1-6. 2. История экономических учений: Ридер 1 (Аристотель – Кенэ – Смит – Рикардо – Маркс): а. Аристотель. Политика. б. Кенэ Ф. Анализ экономической таблицы. Общие принципы экономической политики. в. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга 1, гл. 1-11; книга 2, гл. 1-4; книга 4, гл. кн. 5, гл. 1,2, 5.
Ксенофонт. Домострой // Сократические сочинения. М.: Мысль. 2003. С. 218-280. Серра А. Краткий трактат… // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Т.1. М.: Мысль. 2004. Мен Т. Богатство Англии во внешней торговле… // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Т.1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994. Гл.1-2. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика. 1995. Книга 1, гл. I-II. Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект Пресс. 1995. Гл. 1-3. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа. 2001. Т. 1, ч. 2, гл. 1-4, гл. 6-7. Поланьи К. Аристотель открывает экономику. //“Истоки: экономика в контексте истории и культуры”. М.: ГУ ВШЭ. 2004 г. Тема 3. Политическая экономия Карла Маркса 3.1. Эпоха и мировоззрение Маркса Исторические и интеллектуальные предпосылки марксизма. Промышленная революция и формирование массового пролетариата, рабочее движение. Философия Гегеля и Фейербаха как источники мировоззрения Маркса. Домарксистский социализм: Сен-Симон, рикардианцы, Прудон. Утилитаризм и реформизм Д.С. Милля. Классическая политэкономия как источник марксизма: Рикардо об обратной зависимости между динамикой заработной платы и нормой прибыли, «эффект Рикардо»; «железный закон» заработной платы; распределение доходов в долгосрочной перспективе. Историческая школа как системная оппозиция классической политэкономии. Жизнь и творчество Карла Маркса. Экономические исследования Маркса. Политическая экономия Маркса как критическая теория, концепция отчуждения труда. Марксизм после Маркса: влияние в рабочем движении и обществоведении, марксизм в России, марксистские школы в современной экономической мысли. Современные споры о марксизме. 3.2. Экономическая теория К. Маркса Структура и логика “Капитала”. Принцип историзма и отношение к классической политической экономии, понятия производительных сил и производственных отношений. Принципы диалектики, восхождение от абстрактного к конкретному. Теория стоимости и денег. Два фактора товара и принцип двойственности, стоимость и форма стоимости. Товар как общественное отношение в вещной оболочке; личные и вещные отношения; закон стоимости и «товарный фетишизм». Денежная форма стоимости и функции денег, функция образования сокровищ в механизме денежного обращения. Теория прибавочной стоимости и капитала. Всеобщая формула капитала и ее противоречия; товар рабочая сила, стоимость рабочей силы и заработная плата, прибавочный труд и прибавочная стоимость; постоянный и переменный капитал, норма прибавочной стоимости. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости; эволюция форм организации производства: простая кооперация, мануфактура и машинное производство; понятие эксплуатации труда. Кругооборот и оборот капитала; основной и оборотный капитал, капитальные запасы и капитальные затраты. Капитал и превращенные формы прибавочной стоимости; различия в строении капиталов и средняя норма прибыли, стоимость и цена производства. Теория воспроизводства и законы развития капитализма. Полемика вокруг «закона Сэя» (концепции Мальтуса и Сисмонди), проблема реализации и схемы воспроизводства общественного продукта, критика «догмы Смита». Основы марксистской теории кризисов и циклов. Накопление капитала, технический прогресс и динамика органического строения капитала; закон тенденции средней нормы прибыли к понижению. Резервная армия труда, ее роль в процессе воспроизводства. Механизм возникновения кризисов, материальная основа цикличности. Воспроизводство производственных отношений и тенденции капиталистического накопления. Концентрация и централизация капиталов; разделение капитала-собственности от капитала-функции. Второй сценарий эволюции капитализма: вытеснение непосредственного труда из производства и превращение науки в непосредственную производительную силу. Русская экономическая мысль XVII – начала ХХ вв. Важнейшие течения экономической мысли на русской почве (XVII – первой половине XIX вв.): меркантилизм, школа физиократов, классическая школа. Проблема рынков сбыта в споре о судьбах капитализма в России конца XIX в. Либеральное западничество, славянофильство, народники и их экономические идеи (Н.Даниельсон, В.П.Воронцов), историко-социальное направление (А.И. Чупров, И.И. Янжул.), марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин и др.)
1. ИЭУ-2000. Гл. 4,5,7, 20-22. 2. История экономических учений: Ридер 1 (Аристотель – Кенэ – Смит – Рикардо – Маркс): а) Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Гл. 1 б) К. Маркс. Капитал. Т.1, гл. 1-5,7, 10-13, 21-24; Т.2, гл. 1,7-8, 19-21; Т.3, гл. 2, 8-9, 13, 15, 23, 27.
Бем-Баверк О. Критика теории Маркса. К завершению марксистской системы. М.-Челябинск: Социум. 2002. Разд. I-III. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: 1992, т. 2, с. 197-218, 222-28. Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 2, с. 782-85, 857-61, 902-04. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994. Гл. 3-4, 7. Жид Ш., Рист Ш.- 1995. Кн. 1, гл. 3. Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект Пресс. 1995. Гл. 5-6. Дмитриев В.К. Теория ценности Д. Рикардо // Дмитриев В.К. Экономические очерки. М., 2001. С. 66-106. Стиглер Дж. Рикардо и 93%-ная трудовая теория ценности // Вехи экономической мысли. Рынки факторов производства. Т. 3. СПб., 2000. Ильенков Э. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН. 1997, разделы 6.3-6.4. (с. 319-76). Тема 4. Маржинализм и ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 4.1. Маржиналистская революция Революции в экономической науке. Изменения в предмете и изменения в методе. Публикация книг Джевонса, Менгера и Вальраса как референтная точка маржиналистской революции. Теория ценности как участок прорыва. Замена теории издержек на теорию предельной полезности. Подход маржиналистов в сравнении с подходом классиков: микроуровень, методологический индивидуализм, потребитель как первичный субъект анализа, статический подход, равновесие как устойчивое состояние, принцип оптимальности, предпосылка экономической рациональности. Против кого была направлена маржиналистская революция? Основные направления («школы») маржинализма: австрийская, лозаннская и англо-американская. 4.2. История развития маржиналистских идей. Причины и значение маржиналистской революции. Предшественники маржинализма. Французские инженеры и математики: О. Курно, Ж.Дюпюи). Немецкие теоретики (И.Г. Тюнен, Г.Г. Госсен и его законы). Как протекала маржиналистская революция во времени? Революция или оптический обман? Различные газличныеРрипотезы о причинах маржиналистской революции. Маржиналистская революция и формирование профессионального сообщества экономистов. 4.3. Австрийская школа. Культурно - исторические условия формирования. Основные представители: К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер. Методологические особенности школы: последовательная субъективность, строгий методологический индивидуализм, дискретность анализа, отрицательное отношение к применению математики, внимание к процессам в реальном времени и фактору неопределенности. Учение о благах, ценности и обмене Менгера. Теория альтернативных издержек и вменения Визера. Теория капитала и процента Бема-Баверка. 4.4 Историческая школа и «спор о методе». Историческая школа: экономические и социокультурные предпосылки. Ф. Лист: «Национальная экономия» и новое оправдание протекционизма. «Старая» и «новая» исторические школы. Критика статического подхода классической школы и модели «экономического человека». Историко-этический подход «новой» исторической школы. Стадии экономического развития по Б. Гильдебранду и К. Бюхеру. «Спор о методах». Обоснование социал-реформизма. Капитализм как предмет историко-экономического анализа. Полемика между М.Вебером и В.Зомбартом о «духе капитализма». Распространение идей исторической школы и ее влияние на экономическую науку. Маржиналистские идеи в России, формирование математической школы. Попытки синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности: (М.И. Туган-Барановский, В.К.Дмитриев). Модель трудового крестьянского хозяйства А.В.Чаянова. Вклад Е.Е.Слуцкого в теорию спроса. 4.5.Английская и американская версии маржинализма. Новый утилитаризм У.С. Джевонса. Его учение о полезности и обмене. «Отрицательная полезность» труда и «цепочка Джевонса». Развитие теории обмена Ф. Эджуортом. Маржиналистская теория распределения общественного продукта: обобщение теории ренты Д. Рикардо и концепция предельной производительности Дж.Б. Кларка; Ф.Г. Уикстид о проблеме исчерпанности продукта. 4.6. Лозаннская школа и эволюция теории общего равновесия. Л. Вальрас - основоположник теории общего равновесия. Лозаннская школа и эволюция теории общего равновесия. Основные теоретико-методологические характеристики ТОЭР (задачи теории, трактовка понятия равновесия, временная перспектива, действующие субъекты и характер их взаимодействия). Базисные понятия модели Вальраса: «аукционист», «нащупывание», numeraire. Роль денег в модели общего равновесия. Исследования общего равновесия в 1930-е гг. Попытки динамизации модели ТОЭР Дж. Хиксом. Взгляды на структуру экономической науки и роль "чистой теории" в конце ХIХ в. (Вальрас, Дж.Н. Кейнс).
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994. Гл. 11-13. Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект Пресс. 1995. Гл. 7-9. Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 3, ч. 4, гл. 7. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., Прогресс. 1993. Т.1, книга 1, гл. 1-4 (с. 56-106); книга 2, гл. 1-2 (с. 107-121). Алле М. Условия эффективности в экономике. М., 1998., с. 195-235.
Туган-Барановский М.И. Бумажные деньги и металл. Гл. 3 // Туган-Барановский М.И. Экономические очерки. М., 1998. С. 312-324. Дмитриев В.К. Теория конкуренции О. Курно. Гл. VII "Об экономических результатах технического прогресса" // Дмитриев В.К. Экономические очерки. Очерк 2. М., 2001. С. 227-242. Кондратьев Н.Д. Динамика цен промышленности и сельскохозяйственных товаров (к вопросу о теории относительной динамики и конъюнктуры) // Кондратьев Н.Д. Особое мнение. М., Наука, 1993, Т. 2, с.222-35; 257-71. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход // Классики кейнсианства: Р.Харрод, Э.Хансен. М., 1997. Т.1, гл. 4; Т. 2, гл. 16. Леонтьев В. Баланс народного хозяйства СССР // Леонтьев В. Экономические эссе. М., 1990. С. 242-9 Гранберг А.Г. Василий Леонтьев: жизненный путь и вклад в мировую науку // Леонтьев В. Межотраслевая экономика. М., 1997. С. 5-21. Тема 5. Альфред Маршалл, микроэкономика и предпринимательство 5.1. А. Маршалл – реформатор экономической науки. А. Маршалл – завершитель маржиналистской системы. Преемственность и новаторство. Синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности. Установка на практичность экономической теории. Метод частичного равновесия. Эволюция и равновесие у Маршалла. Принцип непрерывности. Отношение к применению математики в экономической теории Особенности терминологии и предмета «экономикс». Исследование рынков и отраслей: законы убывающей и возрастающей доходности. Роль предпосылки о постоянной отдаче от масштаба. Метод частичного равновесия. Теория полезности и спроса. Теория издержек и предложения. Влияние фактора времени и типы равновесия. Эластичность и эффект отдачи от масштаба. Понятие репрезентативной фирмы. Потребительский излишек, кривые предложения и государственное вмешательство. Экономико-политическая доктрина кембриджской школы. А.Пигу о принципах государственного регулирования. Дж. М. Кейнс о Маршалле. Критика маршаллианского метода П.Сраффой. Теории монополистической и несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон). 5.2. Экономическая теория благосостояния. Экономическая теория благосостояния. Общественное благо как философская и нравственная проблема. Функции благосостояния и их смысл. Утилитаристский подход и теория благосостояния А.Пигу. Проблема межличностных соизмерений полезности. Последовательный индивидуализм и концепция оптимума Парето. Споры о принципах и формах вмешательства государства. Рыночный социализм как теоретическая проблема в рамках ТОЭР (А.Лернер, О.Ланге и др.). 5.3. Эволюция теории потребительского выбора. Позитивистская критика понятия полезности. Кардинализм и ординализм. Депсихологизация теории потребительского выбора. Парето, Слуцкий, Хикс – Аллен. Предельная норма замещения вместо предельной полезности. Выявленные предпочтения Самуэльсона. Потребительские характеристики Ланкастера. Г.Беккер: потребление как производство. |
Программа дисциплины «История экономических учений» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика» | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Учебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических... ... | ||
Программа по дисциплине «История экономических учений» Учебная программа по дисциплине «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями фгос впо. Предназначена для... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"... |