Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика для направления 080200.62 Менеджмент
подготовки бакалавра
Авторы программы: В. Н. Симанкова, vsimankova@hse.ru
О. В. Тютык, к.э.н, доцент, tyutyk@mail.ru
А. Ю. Редькина, aredkina@hse.ru
С.В. Суслова, к.э.н., доцент, ssuslova@hse.ru
Т.В. Букина, к.г.н., доцент, bukinatv@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 14 » февраля 2013 г. Зав. кафедрой ________________________ А.Ю. Редькина
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»____________2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент, изучающих дисциплину «Экономическая теория и институциональная экономика». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ по направлению 080200.62 Менеджмент, протокол от 02.07.2010 г., № 15; Образовательной программой направления подготовки 080200.62 Менеджмент; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным в 2012г. 2.Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент являются: 2.1 в области обучения: подготовка выпускников к организационно -управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре. 2.2 в области воспитания личности: формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате изучения курса студент должен: Знать: принципы предельного анализа;
основы рационального выбора потребителя;
понятия индивидуального и агрегированного спроса и предложения;
понятие и виды эластичности спроса и предложения;
понятие производственной функции и издержек производства;
рациональное поведение производителя в терминах изоквант и изокост;
типы рыночных структур;
рынки ресурсов и принципы их организации;
теоретические основы макроэкономических моделей;
экономическое обоснование основных положений и выводов макроэкономических моделей;
предпосылки институциональной теории;
понятие ограниченной рациональности;
определение и виды институтов;
функции институтов и институциональной среды;
понятия трансакций и трансакционных издержек, а также их классификации;
общие принципы контрактного права, характеристики контракта;
основные проблемы, возникающие из-за асимметрии информации;
основные понятия теории прав собственности;
причины возникновения фирмы;
понятия остаточного дохода и остаточного контроля;
закрытые и открытые формы организации бизнеса;
внешние и внутренние механизмы обеспечения дисциплины менеджеров;
контрактные и эксплуататорские теории государства.
Уметь: доказывать свойства кривых безразличия;
получать зависимости между эластичностью спроса, изменением цены, общей и предельной выручкой продавца;
показывать тип отдачи от масштаба, в том числе для производственной функции Кобба-Дугласа;
доказывать правило максимизации прибыли;
графически показывать взаимосвязь совокупного, предельного и среднего продукта, а также предельных, средних и совокупных издержек производителя;
математически доказывать, что предельный продукт пересекается со средним в точке минимума последнего;
математически показать то, что предельные издержки пересекаются со средними в точке их минимума;
доказывать равенство среднего и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции;
доказывать, что средний доход больше предельного в условиях несовершенной конкуренции;
аналитически и графически определять параметры равновесие в моделях совершенной конкуренции, монополии, олигополии Курно;
аналитически и графически определять параметры равновесия на рынке труда в условиях совершенной конкуренции и монопсонии;
воспроизводить схему построения макроэкономических моделей, выделяя и обосновывая исходные посылки построения моделей и доказывая наиболее важные положения с использованием математического аппарата;
решать теоретико-игровые задачи, моделирующие проблемы, которые приводят к возникновению институтов;
выявлять трансакционные издержки, классифицируя их по видам и этапам возникновения;
анализировать ситуации в рамках модели «принципал-агент»;
проводить анализ различных институциональных изменений;
обсуждать проблемы отделения собственности от контроля внутри фирмы.
Иметь представление о: благах низшего порядка, антиблага, безразличные блага, дискретные блага;
квазилинейные предпочтения;
провалах рынка и причинах государственного вмешательства;
влиянии налогов, субсидий, тарифов, квот на рыночное равновесие;
многообразии моделей поведения производителя в условиях олигополии;
влиянии макроэкономической политики государства на базовые макроэкономические показатели;
альтернативных классификациях институтов;
альтернативных классификациях трансакционных издержек;
методологии анализа реальных контрактов;
формировании и эволюции прав собственности;
альтернативных теориях фирмы;
различных подходах к анализу государства в институциональной теории;
различных подходах к анализу институциональных изменений.
Иметь навыки: построения графиков для различных видов функциональных зависимостей
построения графиков для различных типов кривых безразличия и изоквант;
решения оптимизационных задач и построения графиков для ситуаций равновесия:
в теории потребителя;
в теории производителя;
при выборе между трудом и отдыхом;
при межвременной оптимизации.
решения задач и построения графиков при принятии решения производителем относительно цен и объемов производства в условиях:
совершенной конкуренции;
монополии;
монополистической конкуренции;
олигополии.
обладать навыками решения конкретных макроэкономических задач по изученным моделям.
использования институционального подхода к анализу ситуаций.
Владеть: Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию
| ОК-3
| Анализирует информацию, обобщает данные в соответствии с базовыми знаниями и структурой курса, интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории, владеет способностью к обобщению, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач.
| Кейсы
| Способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия
и последствия принимаемых решений
| ПК-3
| Обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач, оценивает полученные результаты.
| Кейсы и практические задания
| Способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
| ПК-30
| Интерпретирует данные в соответствии со знанием макроэкономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания макроэкономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.
| Практические задания
| Понимает основы государственной политики и механизмы принятия решений органами государственного регулирования
| ПК-31
| Интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, макроэкономики и институциональной экономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания микроэкономики, макроэкономики, институциональной экономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.
| Практические задания
| Способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
| ПК-32
| Интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания микроэкономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.
| Практические задания
| Знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли.
| ПК-33
| Интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания микроэкономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.
| Практические задания
| Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях.
| ПК-34
| Обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач, оценивает полученные результаты.
| Кейсы
| Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели.
| ПК-35
| Анализирует информацию, обобщает данные в соответствии с базовыми знаниями и структурой курса, интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории, владеет способностью к обобщению, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач.
| Практические задания
| Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использует методы моделирования в научных исследованиях, знает основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции
| ПК-54
| Представляет информацию последовательно, структурировано, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию.
| Практические задания
| |