Скачать 159.12 Kb.
|
Методические дни для педагогов общеобразовательных учреждений г.Мурманска «Уроки педагогического мастерства» Предмет «Технология» (обслуживающий труд) Тема «Интерактивные средства обучения на уроках технологии» Мастер – класс Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов» Автор: учитель технологии МОУ СОШ № 52 Полуянова Ольга Валерьевна г.Мурманск 2010г. Класс: 8. Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность. Тип урока: изучение нового материала ( получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний, применение знаний на практике). Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа, практическая работа с применением ИКТ Средства обучения: Электронная презентация (приложение 1, 2), инструкционная карта (приложение 3), практическая работа (приложение 4). Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. План-конспект урока
“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс. (слайд 2) Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета. (слайд 3) Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность. Проблемный вопрос: Для чего нужно планировать бюджет семьи?(учащиеся отвечают)(слайд 4) Учитель: Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.
Учитель: Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.
Учитель: Доход - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.
Учитель: Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.
Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный. (слайд 8) Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит. (слайд 9) Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. (слайд 10) Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.
Учитель: В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода. (слайд 11)
Что входит в статью дохода? (учащиеся отвечают) Что входит в статью расхода? (учащиеся отвечают) Проверка выполненного задания (Слайд 11)
Основные источники дохода семьи могут быть следующие:
Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги. Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Основные статьи расходования семейного бюджета:
Основные принципы составления плана расходов: (слайд 13)
Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.
Учащиеся устно отвечают на вопросы: (слайд 14)
Учитель: ( слайд 15)
телефона, радио и т.д.);
Учитель: Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени. (слайд 16) Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться. Об этом мы поговорим на 2 уроке. Вывод по уроку:
Учитель подводит итог: Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части. А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать семейный бюджет, проведем небольшой тест: «Умеете ли вы считать деньги». (слайд 18) Задание: Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.
Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось? (слайд 19) 30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни. 40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах. 100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом. 170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Варианты ведения учета:
Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. В книге отражаются поступления средств и их расходование.
Учитель: Скажите, пожалуйста, похожи эти программы? Чем? Давайте рассмотрим самую простую программу ведения семейного бюджета SFBudget Программа может быть использована для ведения домашней бухгалтерии или для учета личных финансов. Никаких специфических профессиональных знаний из области бухучета не требуется! Давайте рассмотрим основные особенности программы:
Описание главного окна программы: (слайд 27) Описание наиболее важных компонентов главного окна: (слайд 28, 29) 1. Под главным меню расположены кнопки выбора периода и категорий отображаемых операций, а также кнопки, которые дублируют наиболее часто используемые пункты главного меню. 2. Затем идет главная рабочая область – таблица операций. Отсортировать записи по любой колонке можно либо нажатием на заголовок колонки, либо через главное меню “Вид” -->> “Сортировать по…” 3. В левом нижнем углу главного окна приведена краткая статистика за текущий временной период по всем активным валютам: · в бюджете – сумма, которая есть в наличии в главном бюджете семьи (без учета денег в копилках) на конец выбранного периода времени; · во всех копилках – сумма денег по всем копилкам на конец выбранного периода времени; · наши долги – сумма всех наших долгов на конец выбранного периода времени; · нам должны – сумма всех задолжностей лиц, занимавших у нас, по состоянию на конец выбранного периода времени; · итоговый баланс – сумма денег в бюджете и во всех копилках с учетом наших долгов и долгов заемщиков. Это можно выразить формулой: ИТОГОВЫЙ БАЛАНС = (в бюджете + во всех копилках + нам должны - наши долги); · приход в бюджет – сколько пришло денег в наш бюджет за выбранный период времени; · расход из бюджета – сколько потрачено денег из основного бюджета (без учета трат из копилок) за выбранный период времени; · расход из копилок – сколько потрачено денег из всех копилок; Напротив пунктов “ во всех копилках”, “наши долги”, “нам должны” расположены кнопки для просмотра детальной информации. Текущий период выбирается в левом верхнем углу главного окна программы. 4. Напоминания для сегодняшнего дня – отображает все напоминания назначенные на сегодняшний день. Вы можете щелкнуть 2 раза левой кнопкой мыши по любому напоминанию, чтобы посмотреть или отредактировать его полный текст.
На рабочем столе открыть папку «Технология» → «SFBudget».
15.12.2009г. папа получил аванс в размере 10.000 руб. Мама 16.12.2009 г. ходила в магазин и купила продукты (батон нарезной, чай, крабовые палочки, мясо, сахар-песок, консервы, фрукты, овощи) на общую сумму 2780.80 руб. и потребительский пакет за 1.50 руб. Бабушка 17.12.2009 г. купила в магазине печенье за 51.24 руб., конфеты за 67.72 руб., йогурт за 33.50 руб., 2 батона по 16.50 руб., хлеб за 15.00 руб. Мама получила 19.12.2009 г. премию в размере 1.800 руб. 18.12.2009 г. дочь купила колготки за 119.00 руб. 19.12.2009 г. папа купил телевизор за 13000 руб. Мама 20.12.2009 г. оплатила коммунальные услуги, в том числе квартплата 2941.41 руб., горячая вода 204.31 руб., газ 80.54 руб., электроэнергия 500.00 руб. 22.12.2009 г. бабушка получила пенсию в размере 8.000 руб. 21.12.2009 г. сын купил лекарственные средства на сумму 146.50 руб. 23.12.2009 г. дочь купила средства бытовой химии на общую сумму 170.00 руб. 24.12.2009г. папа купил 20 литров бензина по 26.00 руб. за литр.
Ответить на вопрос: Чьи расходы больше?
Ответить на вопрос: По какой статье расходы больше в каждом периоде?
Ответить на вопрос: Каковы основные источники дохода семьи?
Какой бюджет у вас получился? Почему? Что нужно изменить в данном бюджете, чтобы он стал рациональным?
Переименовать файл, присвоив свою фамилию. Вывод по практической работе: Учитель: ведение строгого учета позволяет оптимизировать расходы и ведет к экономии средств.
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
Учитель: Пути экономии средств в семье:
Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике «бюджет семьи», научились подсчитывать доходы и составлять расходы семьи. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Семейный бюджет: источники расходов семьи, основные виды расходов семьи» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с понятиями бюджет семьи, его составляющими и научить моделировать бюджет семьи в различных приложениях | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Тематическое планирование по алгебре 8 класс Алгебраическая дробь, допустимые значения переменных; дополнительные множители для дроби; рациональное выражение, целое выражение,... | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип... Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму | ||
Методическая разработка урока «Школа, класс») (4 класс) Оборудование: компьютер, интерактивная доска smart board 640, презентация по теме урока, аудиоприложение (cd mp3) | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Тема урока: Профессии Методическая разработка урока к учебнику Кузовлева В. П. Английский язык. 4 класс | Методическая разработка урока по информатике 8 класс Тема урока: Кодирование информации «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | ||
Отчет о научно-исследовательской работе разработка методов макроэкономической... «Разработка методов макроэкономической оценки расходов федерального бюджета», шифр темы 0111-03-09 | Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) Методическая разработка урока составлена по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Н. В. Головановой. Урок из разделов «О братьях... | ||
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | Методическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:... Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие |