Скачать 136.96 Kb.
|
МБОУ «Левженская средняя общеобразовательная школа» Открытый классный час в 11 классе «Профессиональное самоопределение» Классный руководитель: Сумина Е.В. 2011-2012 уч.год Конспект классного часа «Профессиональное самоопределение» Цель: Формирование общей готовности к профессиональному самоопределению. Задачи:
Ход и содержание мероприятия Вводное слово учителя. Ребята, каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем зависит его жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Э.Асадов -писал : Счастливый человек… Кто и какой счастливый человек? Я лично так бы на вопрос ответил: Счастливец тот, кто получил на век Две песни - две любви на белом свете. Не надо шуток и «уймите страсти»! Не двоеженство! Не об этом речь! Да, две любви. И каждую сберечь Как раз и будет настоящим счастьем! Нет, далеко не все и не всегда Могли б сказать: «Люблю свою работу, Готов трудиться до седьмого пота И счастлив от любимого труда!» И я уверен, даже твердо знаю, Что в этой самой светлой из страстей Есть что-то от любви к родному краю, К твоим друзьям и к родине своей. Но как моря не могут жить без рек, Как без дождей земля оскудевает. Так без любви сердечной человек Духовно в чем-то все же прозябает. Не зря о ней и пишут, и поют, Не зря о ней так радостно мечтается. И как ни славен человечий труд, А нежность все же нежностью останется. Тут ни замен и ни сравнений нет, Не будем путать двух прекрасных миссий. Да и народ рождается на свет Не от учёных формул и трансмиссий. Да, две любви в одном рукопожатье Как два крыла, берущие разбег. Иначе говоря - любовь в квадрате! И кто обрел их, по моим понятьям, Счастливейший на свете человек! Э. Асадов Сегодня мы поговорим - о выборе профессии. Учитель: Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которое принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учебу, если на 3 курсе института, например, поймешь, что это дело не твое, а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий выбор – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой» Согласны ли вы с этим выражением? Актуально ли оно для нашего времени? Конечно, хочется иметь интересную, престижную, высокооплачиваемую и т.д. профессию. Об этом мечтают многие. Но из мечты, где все возможно, должен для каждого из вас вырисовываться реалистичный, ориентированный на действительность план действий по выбору профессии. И здесь предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь которым должен идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение (или училище) выбрать, но и – нужны ли будут эти специалисты через 3-5 лет. Сможете ли вы устроиться в дальнейшем на работу? Для этого вам нужно ориентироваться в различных профессиях, кроме того, нужно верно оценивать свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности. Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз поговорить обо всем выше сказанном, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальным будет наш классный час «Профессиональное самоопределение» для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы. Анкетирование: .Анкетирование Для предварительной оценки вашей профессиональной ориентации предлагаем заполнить следующий тест, основанный на методике Джона Холланда. Для этого выберите для себя тот вариант ответа на вопрос, который соответствует вашим предпочтениям и занятиям, и подсчитайте сумму полученных баллов. Вопросы и варианты ответа Баллы 1. Какие предметы вам больше других нравятся в школе? Физкультура и труд; 1 математика, физика, химия, биология; 2 история, обществоведение, экономика; 3 география, литература; 4 курсы по выбору. 5 2. Что вы предпочитаете делать в свободное время? Гулять с друзьями; 1 быть дома и смотреть телевизор; 2 быть дома и читать книгу; 3 ходить в кино. 5 3. Занимаетесь ли вы, кроме школы, еще где-либо дополнительно (музыкальная школа, кружки и т.д.)? Да; 4 нет. 1
Автомотокружок (школа) 1 Спорт 3 Рисование 4 Танцы 5 Музыка 6 Подсчитав сумму полученных баллов, вы можете узнать из таблицы, какой профессиональный профиль вам предпочтителен и для каких сфер деятельности он подходит. Таблица
Если профиль показался вам неподходящим, попробуйте еще раз ответить на вопросы теста. Возможно, в первый раз вы ответили неверно. В любом случае, этот тест самый простой и поэтому не очень точный. Главное — захотеть, и тогда все получится. В вашем возрасте еще не поздно развить новые способности! Желаю успеха! Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно по некоторым данным, появляется около пятисот новых. Есть несколько классификаций профессий. И вот одна из них, которая основывается на предмете труда, с которым имеет дело человек. (Слайд №3) Ярмарка профессий Ведущий 1.В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий. Их подготовили (имена, фамилии). Ведущий б. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. Ведущий 7. В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них. Ведущий б. Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет. Ведущий 7. Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность. Ведущий 6. Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы. Ведущий 7. Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции. Ведущий 6. Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения. Ведущий 7. Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении. Остановимся подробнее на условиях выбора профессии (Слайд №4) и на возможных затруднениях при выборе профессии (Слайд №5) Неадекватное представление о престижности профессий, пожалуй, одна из наиболее распространенных ошибок, и здесь хочется отметить несколько важных моментов. В молодежной среде в последние несколько лет, по данным социально-психологических исследований, особую престижность имеют такие специальности: юрист, экономист, переводчик, парикмахер, автомеханик, медсестра. Однако профессию юриста, в отличие, например от учительской или медицинской профессии, нельзя считать массовой. Вопрос о месте работы будет стоять весьма остро. Экономический профиль дает больше простора для выбора: это бухгалтер и главный бухгалтер (которые нужны на всех предприятиях, учреждениях, фирмах), это банковский служащий, это экономист по сбыту или труду, это, в конце концов, менеджер или торговый агент. К сожалению, профессия учителя сейчас относится к малопрестижным, хотя это чрезвычайно важная для общества область деятельности и для нее требуются талантливые, умные, психологически грамотные люди, способные сделать радостной, а не тягостной и тоскливой жизнь детей в течение 11 лет, воспитать в них качества, необходимые гражданину демократического общества. Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решение кто-то другой. Существует алгоритм принятия решений, который можно применять в любой ситуации, где требуется сделать выбор. Это может быть очень простая ситуация, например, какую куртку лучше купить, может быть и такая сложная, как выбор профессии. Я хочу познакомить вас с этим алгоритмом и раздать памятки (Приложение №2). Самые редкие профессии Ведущий 1. Открываем рубрику «Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях подготовили (имена, фамилии). Ведущий 10. Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус. Ведущий 11. Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса. Ведущий 10. Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно*. Планируемым результатом нашей программы воспитания «Профессия» предполагалось проведение конкурса презентаций по теме «Моя будущая профессия». На конкурс заявлено несколько работ. Участники конкурса сейчас представят свои работы, а я хочу попросить, чтобы жюри в составе наших гостей эти работы оценило. Заключительное слово Классный руководитель. Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. Приложение 2 ПАМЯТКА Алгоритм принятия решений 1. Общая ориентировка. Продумать ситуацию, осознать, что проблема существует, но в ваших силах предусмотреть некоторые моменты и принять необходимые меры, чтобы найти выход. 2. Определение проблемы. Определите для себя, что вы решаете: в какой вуз можно поступить с наименьшими финансовыми затратами (эту проблему решить нетрудно) или какое учебное заведение даст вам возможность получить интересующую вас профессию? Проблема может формулироваться и по-другому: какой вид деятельности даст вам возможность наилучшим образом реализовать ваши способности и получать удовольствие от работы? Все это – разные проблемы, и это надо сразу четко уяснить. 3. Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть (и, может быть, записать) как можно больше возможных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными и фантастическими. 4. Отбор наиболее подходящих решений. По каждому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим. (Критерии мы с вами рассмотрели ранее.) Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например: будет ли интересно учиться; сможете ли вы устроиться на работу; в чем состоит эта работа; действительно ли она вам будет подходить по разным параметрам). Некоторые варианты можно сразу легко отбросить в связи с их явной неприменимостью или тем, что последствия могут быть нежелательными. 5. Осуществление и оценка. Этот этап в нашем случае будет несколько отсрочен. |
Элективный курс для 10-11 классов Классный Васянкина Людмила Анатольевна... Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения... | Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | ||
Классный час «Юморина» Кл И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,... | Классный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение... Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена | ||
Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности... Предмет: «Мое профессиональное самоопределение потребности рынка труда Новосибирской области» | Лекции в 10 классе по теме:«Алкины» Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | ||
Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | ||
Классный час в 7 классе: "Я успешный ученик" Классный руководитель... Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | Урок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова» Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | ||
Классный час в 4 классе моу востряковской средней общеобразовательной... Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области | Классный час в 5 классе подготовила и провела классный руководитель... Вот так поэт В. Туркин, вдохновленный подвигом бесстрашной девушки, писал о Зое Космодемьянской | ||
Классный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника» Классный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника» (с использованием мультимедийной презентации) | Классный час, проведенный в 5-а классе. Классный руководитель Антонюк... Учебное оборудование: Ксерокопии документов, план-вопросник исследования исторических источников. Карта «Вторая мировая война», мультимедийная... | ||
Классный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель... Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда... | Конспект урока по технологии в 9 б классе по теме: Защита проекта... Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... |