Скачать 151.11 Kb.
|
Урок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н.А. Некрасова» Цель урока: развитие представлений о понятии «гражданственность» в России ХIХ и ХХI веков через художественный текст (стихотворения Н.А.Некрасова) и тексты научного стиля (толковые словари, справочники, Интернет-источники, учебники обществознания) Задачи: Образовательная: 1) познакомить с гражданской лирикой Н.А.Некрасова (на примере стихотворений «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова», «Н.Г.Чернышевский», «Зине»). 2)сопоставить две трактовки термина «гражданственность» в произведениях поэта (ХIХв.) и на современном этапе (ХХI в.) через обращение к словарям, справочникам, учебникам обществознания. 3) активизировать познавательную активность учащихся Развивающая: развитие навыков анализа стихотворного текста, понимания идейного содержания произведения; навыков работы с различными источниками (художественным текстом, словарями, справочниками, Интернет-источниками), развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; формирование навыков алгоритмизации путей получения знания (метапредметный аспект); развитие коммуникативных навыков при работе в парах. Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции старшеклассников, привитие любви, интереса к историческому прошлому своего народа, отраженному в лучших произведениях русской классики Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-исследование Технология: элементы технологии интенсивного обучения. Методические приёмы: «круги на воде», «остранение» (В.Шкловский). Межпредметные связи: литература - изобразительное искусство, история, обществознание, языкознание, информационно-коммуникационные технологии. Теоретико-понятийный аппарат: поэтический диалог, лирический герой, типизация Оборудование:
Ход урока
(слайд 1) Здравствуйте! Сегодня урок литературы проведу у вас я. Меня зовут Наталья Михайловна. Говорить будем о гражданской лирике Некрасова. На прошлом уроке вы познакомились с биографией поэта, изучили некоторые особенности его лирики, на дом получили задание прочитать ряд стихотворении: «Поэт и гражданин» и др. Работать будем в группах. Первая группа обратится к анализу стихотворений Н.А.Некрасова, чтобы понять, какой смысл вкладывал великий поэт в слово «гражданин», как понимал «гражданственность», почему в 60-е годы 19 века эта тема была столь злободневной. Вторая группа обратится к словарям (в том числе и в Интернет-версии), третья – к учебникам обществознания за курс 5-9 классов, чтобы уточнить значение слов «гражданин» и «гражданственность» сегодня. Как вы думаете, какова цель сопоставления двух трактовок понятий «гражданин», «гражданственность»? Зачем нам уточнять значение слов «гражданин» и «гражданственность» в сознании человека ХIХ-ХХI веков? (примерный ответ учащихся: постараемся проследить, как развивались гражданско-демократические принципы в России, сделать вывод о том, современна ли поэзия революционера-демократа Некрасова сегодня, актуальны ли те вопросы, над которыми он так мучительно размышлял на протяжении всего творческого пути, понять, как следует трактовать понятие «гражданин» на современном этапе и есть ли в этом современном понимании та составляющая, которая заложена великим поэтом еще в девятнадцатом столетии). II. Актуализация знаний. Работа с эпиграфами. Прежде чем приступать к основному ходу урока, необходимо актуализировать знания учащихся в обозначенной области. Для этого целесообразно обсудить ключевые высказывания русских поэтов о гражданственности: «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла» (М.В. Ломоносов), «Я ль буду в роковое время / Позорить гражданина сан…» (К.Ф. Рылеев), «...Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов). III. Сравнительный анализ понятий «гражданственность» и «гражданин» в XIX и XXI вв.
Беседа. « Россия: век XIX и XXI» (слайд 2) Девятнадцатый век: официальная форма власти в России – монархия /монархия- это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству; монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства (Николай II: «Российская империя держится не законом, а самодержавием»). Вне зависимости от сословной принадлежности, все россияне назывались подданными с разным объемом прав и обязанностей. Понятие «гражданин» в современном понимании не было закреплено юридически и существовало только как устремление, мечта наиболее прогрессивных представителей дворянства. Россия сегодня – правовое государство (полупрезидентская республика) Президент РФ является главой государства и выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. При вступлении в должность он приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». 2. Путь становления демократического государства, запечатленный в произведениях отечественной литературы («Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, поэзии декабристов): Мы прошли долгий путь становления демократического государства. А в начале этого пути – лучшие представители дворянской интеллигенции, борцы за народное счастье:
(слайд 3) (В его главном произведении — "Путешествии из Петербурга в Москву" (1790) _-резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 года распространялась в списках. Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении в своих проектах юридических реформ (1801 —1802) вновь выступил за отмену крепостного права. Именно Радищеву приписывается введение современного значения слова «гражданин»)
(слайд 4) Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было совершено группой дворян-единомышленников (при поддержке военных частей) и ставило целью либерализацию российского общественно-политического строя и недопущение вступления на трон Николая I. В Проекте конституции Северного общества планировалось объявить об отмене крепостного права о даровании свободы печати, вероисповедания. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам. После этого должен был быть созван Всенародный собор (Учредительное собрание), которое должно было решить вопрос о форме правления - конституционная монархия или республика. Восстание было подавлено. Пятеро декабристов – повешены, остальные – сосланы в Сибирь. (слайд 5) В обстановке ужесточившейся реакции борьба за светлые идеалы свободы, равенства и братства становилась практически невозможной. Журнал «Современник», возглавляемый Некрасовым, стал трибуной передовой общественной мысли.
Следующим этапом урока становится работа с текстами стихотворений Н.А. Некрасова. Учащиеся, получив задание, читают текст про себя, на помощь им приходят «эксперты», анализирующие другие источники (учебники обществознания, словари, Интернет-справочники). По ходу анализа стихотворений учащиеся заполняют таблицу, состоящую из двух колонок «Цитата» и «Синоним (абстрактное существительное)». Параллельно абстрактные существительные записываются на карточки-«кирпичи», из которых на магнитной доске выкладывается фундамент «Дома гражданственности». "Поэт и гражданин" Слово учителя: - В стихотворении "Поэт и гражданин", открывшем сборник 1856 года, Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Сторонники "чистого искусства" были его идейными противниками. Некрасов заявил: "Нет науки для науки, нет искусства для искусства - все существует для общества, для облагорожения человека..." Эта тема не случайно возникла на заре 1860-х годов, в предчувствии грядущего общественного подъема. Новое время требовало возрождения утраченной в период «мрачного семилетья» высокой гражданственности, основанной на «всеобъемлющей любви» к Родине. Комментарий эксперта: стихотворение написано в форме поэтического диалога (вспомним пушкинский «Разговор книгопродавца с поэтом»). Лирический герой Некрасова – «сын больной больного века», он «угрюм и полон озлобленья», в нем нет цельности характера человека декабристского поколения. Он подавлен и разочарован, однако его Муза, хотя и украдкой, «шепчет пламенные речи», поэт «песни гордые». Главное, в нем сохраняется убеждение, что «гражданина сан» (Рылеев) выше звания поэта. От лица Гражданина в стихотворении произносятся пламенные речи, содержанием которых является требование, обращенное к творческому человеку, быть, прежде всего, «гражданином достойным». Итак, что вкладывает Некрасов в понятие гражданин? Поработайте с текстом, подготовьтесь озвучить строки, отражающие некрасовское видение этого явления (просмотровое чтение, выполнение задания в парах, комментарий выполненного задания) Результат работы группы: (слайд 6) По ходу работы абстрактные существительные записываются в опорный конспект, а также на красные карточки-«кирпичи», из которых на магнитной доске выкладывается «фундамент» нашего «дома» - гражданственности. Работа со стихотворениями «Памяти Добролюбова (1864)», «Н.Г.Чернышевский» (1874) Строится аналогично: ребята прочитывают текст, «вырывают из контекста» стихотворения цитату, характеризующую некрасовский идеал общественного деятеля, проникнутого беспредельной любовью к родине, готового отдать во имя нее жизнь, подбирают синоним – абстрактное существительное, записывают его в опорный конспект и переносят на «кирпичик», продолжая строить наш «дом». Комментарии экспертов:
(слайд 7)
(слайд 8)
В итоге работы выделяем цитаты:
Создавая образ действительно жившего прекрасного человека, Некрасов не стремится к портретной точности. Тщательно работая над фактическим материалом, он создавал образ общественного деятеля своего времени (типизация) В период с 1861-1864 годов он приходит к убеждению, что главное качество такого деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал. «Зине» (1876) (слайд 9) Свои «Последние песни» (март, 1877) Некрасов писал, будучи смертельно больным. (слайд 10) Именно тогда создаются стихи, обращенные к женщине, ставшей его женой. Ему было 49 лет, когда он встретил 23-летнюю девушку из «простых людей» - Феклу Анисимовну Викторову - и полюбил её. Друзья и знакомые сразу приняли Зиночку (так называл ее Николай Алексеевич). Под влиянием общения с ним она стремительно развивалась, разделяла все его заботы и увлечения, любила и знала наизусть многие его стихи, вникала во все, со временем взяла на себя даже хлопоты по сдаче корректур журнала. Счастье было недолгим – 7 лет. А за ними – 200 тяжелейших дней и ночей «Зине»: читаем, работаем по прежней схеме, выделяем строки: Кто, служа великим целям века Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата человека, Только тот себя переживет… Это его поэтическое завещание, некрасовский вариант пушкинского «Памятника» (Нет, весь я не умру…) «Только тот себя переживет», кто служит «великим целям века». В результате работы со стихотворениями «Поэт и гражданин», «Пророк» («Н.Г. Чернышевский»), «Памяти Добролюбова», «Зине» выделяются понятия «долг», «правдивость», «неординарность», «патриотизм», «полезность», «неравнодушие», «мужество/отвага», «самопожертвование», «страдание». Учащиеся приходят к выводу: Н.А. Некрасов убежден, что главное качество поэта-гражданина, общественного деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал. «Фундамент» нашего «дома гражданственности» построен.
Группа учащихся, работающая с разными учебниками, представляет результаты своей деятельности: трактовка понятия «гражданин» в учебнике граждановедения за курс 5 класса (упрощенное понимание термина), в учебнике обществознания 7 класса (актуализация исторической эволюции понятия, юридические и политические уточнения и расшифровки), в учебнике обществознания 9 класса (определение «гражданское общество»). Примерный вариант ответа: В учебнике граждановедения за курс 5 класса вводится понятие «гражданин»: ГРАЖДАНИН – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Это человек активной жизненной позиции В учебнике обществознания 7 класса приводятся данные о том, что в античной Греции и Риме гражданами считались только СВОБОДНЫЕ жители. Дается уточнение, что «гражданин признает КОНСТИТУЦИЮ данной страны, пользуется предоставленными ему ПРАВАМИ и выполняет конституционные ОБЯЗАННОСТИ. Государство обязуется сохранять жизнь имущество, безопасность, труд и отдых своих граждан. Далее приводятся права граждан, включая политические (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров и др.) и виды обязанностей (соблюдение законов государства, защита отечества, сохранение природы, забота о детях и нетрудоспособных родителях и др.). В учебнике обществознания 9 класса дано определение гражданского общества. Гражданское общество – общество свободных СУВЕРЕННЫХ личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. Ключевые слова записываются по ходу работы в опорные конспекты и переносятся на синие «кирпичики», которые составляют стены «Дома гражданственности». VII. РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ Группа экспертов, анализирующая справочники и словари, также называет главные составляющие современного понятия «гражданин», «гражданственность» и переносят ключевые слова на синие «кирпичики», продолжая возводить стены дома. Примерный вариант ответа: «Я изучил(а) толкование слова «гражданин» в Большой Российской энциклопедии (2007 г.): «Гражданин - 1) лицо, наделенное совокупностью прав и обязанностей в соответствии с существующими ЗАКОНАМИ государства; 2) субъект гражданских прав и обязанностей или принадлежность к гражданству РФ». Ключевое слово, на мой взгляд – «закон» и т.п. По ходу работы экспертов выкладываем центральную часть нашего «дома». С методической точки зрения на уроке предполагается использование разных инновационных приемов: приема «остранения» при анализе стихотворений (В. Шкловский: «Нужно расшевелить вещь, вырвать вещь из ряда привычных ассоциаций» для создания образа); учащийся «вырывает» словосочетание из контекста, подбирает ряд синонимов, чтобы раскрыть известное понятие и в результате создает новый образ – образ достойного сына отечества); прием «круги на воде» (какое-либо понятие проходит через несколько кругов: историческая реалия, художественный текст, справочная литература, словари), прием концептуализации понятия. В результате применения приемов интенсивного обучения развивается ассоциативное мышление, складывается новый образ предмета, фиксируемый в долговременной памяти. Данные приемы могут быть использованы на любом другом предмете, что способствует формированию надпредметных компетенций учащихся. VIII. Итоги урока. Формулировка выводов. Рефлексия. Сравниваем некрасовское и современное наполнение понятий «гражданин» и «гражданственность»: несмотря на коренные изменения в общественном устройстве, идеи патриотизма и гражданственности базируются на сложившихся веками традициях относительно идей гражданского служения своему отечеству, гуманного отношения к любому человеку, национальной терпимости народов друг к другу. Эти идеи представляют собой каркас, фундамент в развитии понятий гражданственности и патриотизма. И потому актуальность поэзии Некрасова – бесспорна. Крепим «крышу» - цитату из стихотворения Некрасова - «отечества достойный сын». выводящую на мысль о необходимости личности быть достойным своего Отечества в любые времена, о ценностной составляющей человека и гражданина. IX. Задание на дом: (слайд 11) Сочинение-миниатюра «Отечества достойный сын – это…» Электронную версию сочинения можно прислать по электронной почте: malahova25@gmail.com Библиография
|
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема Тема «Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины» | Тема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.» Цель: дать общую характеристику творчества Некрасова, подвести учащихся к пониманию общественного и историко–литературного значения... | ||
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | «И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова... «И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие) | ||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?» Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества | Урок литературы в 7 классе. Тема Данный урок – повторение и закрепление основных литературоведческих понятий курса 6-7 классов (композиция художественного произведения,... | ||
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе... Школа начинает осознавать радикальную смену позиций педагога: от цензора и руководителя к тьютеру и фасилитатору, направляющему личность... | Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии» Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может... | ||
Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | Урок литературы в 6 классе Тема : «Поговорим о природе…» Цели развивать умение описывать пейзаж, вызывать чувства восхищения природой |