Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!»





Скачать 263.17 Kb.
НазваниеАвторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!»
Дата публикации25.02.2015
Размер263.17 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 п. Спирово
«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 2 п. Спирово

___________М.П.Павлова

Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе

«Гражданская лирика поэтов двадцатого века – быть или казаться!»
Автор:

Учитель русского языка и

литературы высшей

квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 п. Спирово

Фастова Светлана Олеговна

п. Спирово 2009
Содержание


  1. Введение, актуальность стр. 3

  2. Проблемный анализ стр. 4

  3. Обзор литературы стр. 4

  4. Концепция программы стр. 5

  5. Методическое сопровождение стр. 7

  6. Предполагаемые результаты стр. 10

  7. Учебно-тематический план стр. 11

  8. Содержание программы стр. 12

  9. Литература стр. 15


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одаренность, кроме тех,

которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе.

А.Н.Колмогоров.

1. Введение. Школа, как и все общество, движется вперед, медленно, с трудом отказываясь от стереотипов и идеологии, но все-таки вперед к человекоцентристской педагогике, к осознанию, что главный человек, для которого существует школа, - это ученик. Школа начинает осознавать радикальную смену позиций педагога: от цензора и руководителя к тьютеру и фасилитатору, направляющему личность школьника по бурным волнам современного информационного потока.

2. Актуальность. Современные школьники - это не чистый лист, на который наносятся знания. Информационный поток современного мира настолько велик и обширен, что при фрагментарности мышления современных подростков, при отсутствии операционально-логических установок и стратегии разобраться в этом потоке и выявить для себя главное очень сложно. Но самое важное, что дети не могут правильно использовать все имеющиеся источники информации из-за отсутствия системного подхода, целостного восприятия, не подкрепленного рефлексией. У современной молодежи явно не достает внутренней свободы, которая может быть сформирована только через осознанный серьезный выбор, сделанный подростком через принятие и осознание сложных проблемных материалов. Учащихся необходимо научить правильно использовать информацию, уметь ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать их, с другой стороны, их нужно научить оценивать, сравнивать, выбирать для себя искорки знаний, формирующие через представления собственную позитивную «Я - концепцию», нужно разбудить спящую в настоящее время в душах молодых людей социальную активность, нравственное начало, называемое совестью, которое и делает из юнца зрелого, нравственно сформированного человека с выработанной стратегией поведения и установок.

Международный исследовательский проект PIZA выявил низкий уровень компетентности чтения у российских подростков 15-16 лет. Этот удручающий факт определяется не столько нежеланием читать, сколько технологиями обучения, формирующими негативное отношение к изучению литературы.

Именно необходимостью прироста компетентности чтения определяется актуальность предлагаемой программы, причем чтения осознанного, рефлексивного. При этом необходимо принять, что поэзия, как литературный жанр, обладает гораздо большим влиянием на души учащихся, чем прозаические произведения большого объема, превалирующие в программе по литературе.

При опросе школьников об их отношении к школе самым негативным фактором они считают отсутствие самостоятельности и свободы самовыражения. А ведь именно свободный выбор, творческое начало преподавания формирует высокий уровень познавательной, а следом и социальной активности подростка.

Поэтому в своей работе я стараюсь использовать технологии, ориентированные на личность, на интерактивное взаимодействие учащихся и педагогов, способное разбудить в ученике тот внутренний голос совести, который и может сделать личность зрелой и нравственно здоровой.

3. Проблемный анализ и новизна программы. При вариативности современных программ по литературе, при недостаточности материала по вопросам проблемного и сравнительного характера программа элективного курса для девятиклассников, обладающая четким социально активизирующим характером, имеет очень важное обучающее (активизирует чтение), развивающее (выбор установок) и социализирующее значение. Кроме этого, программа построена на ситуациях формирования личностных отношений, выбора личностных ценностей и через рефлексию формирования соответствующих стереотипов.

Особенностью нашей программы является её парадигма, позволяющая реализовать переход на образовательную систему «Школа 2100» в основной школе. Суть данного перехода состоит во внедрении проблемной технологии в изучение литературы с ориентацией на формирование личностного отношения к рассматриваемым проблемам гуманистического развития, культуры, толерантности, патриотизма, веры и других основных ценностных установок. Поэтому предмет изучения не только прекрасные стихи, но и примеры личного мужества и личной свободы как основной потребности творческих людей, наделенных поэтическим даром.

На примере трудных, но светлых судеб поэтов, служивших свободе, нам хотелось бы формировать стратегию поведения и отношений учащихся, у которых в настоящее время преобладает ситуативно-позитивное, т.е. не- устойчивое и прагматичное отношение к ценностям и установкам.

4. Обзор литературы. В основу отбора произведений для чтения и осмысления положены следующие критерии:

- соответствие высоким духовным и эстетическим принципам гуманитарного образования;

- художественная и эмоциональная ценность произведения;

- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития;

- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся данной возрастной группы.

В программе представлены поэтические произведения русских писателей XX века, в которых ярко выражена гражданская позиция автора. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоположных позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Это позволяет сделать изучение данной программы мотивированным, а обучение проблемным.
5. Концепция программы.

Исследованием в рамках учебного предмета является комплексный анализ предложенного текста с собственной рефлексией и выработка собственной стратегии поведения на основе полученного социального и творческого опыта.

Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности предполагает:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуа­цию;

  • видение в новой проблеме «знакомой» ситуации;

  • видение «новой» функции объекта;

  • самостоятельное комбинирование известных и новых способов дея­тельности;

  • видение структуры объекта;

  • альтернативное мышление, т.е. видение возможных путей решения данной проблемы;

  • нахождение принципиально нового способа решения, от­личного от известных или не являющегося комбинацией извест­ных способов решения.

Этот опыт применительно к литературе непосредственно связан с опытом эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу. Он является вместе со знаниями и умениями условием формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духов­ной сферы личности и соответствующих социально одобряемых форм поведения.

Использование в преподавании литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и работе в группе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность обучаемых, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, повышается интерес к изучению литературы.

Одна из важнейших проблем нашего времени – разрыв между возможностями, создаваемыми современными технологиями, и человеческой способностью к их полноценному восприятию.

Эстетический и эмоциональный характер поэтических произведений помогает формированию личностного отношения к этическим проблемам. Раздумья над текстами художественных произведений способствуют становлению эмоциональной сферы и системы нравственных ценностей. Строки стихотворений побуждают читателя к сопереживанию описываемых автором явлений, к преломлению его мировоззренческих и нравственных позиций сквозь собственный внутренний мир. Поэтическая речь насыщена многозначным содержанием, богата парадоксами, не решаемыми с помощью заученных правил. Язык поэзии служит своеобразным посредником между эмоциональной и логической сферой. Сложные этические проблемы, выраженные средствами поэзии, легче обнаруживаются и распознаются. Кроме того, знакомство с поэтическим творчеством восполняет пробелы в гуманитарном образовании, повышает и облагораживает культуру чувств.

Данная программа посвящена гражданской лирике поэтов двадцатого века. Тема эта актуальна потому, что литература XX века изучается в 11 классе, в основном обзорно, что является недостаточно. Обращение к этой теме в 9 классе позволит раскрыть многообразие проблематики, что, в свою очередь, повысит интерес к гуманитарному образованию.

В то же время через поэтические строки быстрее происходит формирование нравственных качеств личности, толерантного типа мышления. Через социальный, подчас трагический опыт поэтов люди осознают важность совести, порядочности, верности, т.е. тех характеристик личности, которые и делают ее зрелой.

Стихотворения поэтов XX века оказываются близкими и понятными современным школьникам только тогда, когда они сопоставляют щемящие строки стихотворений со сложной жизнью их создателей. Поэтому наша программа предполагает не только выбор и анализ стихотворений, но и написание эссе о поэтах, их жизненных принципах, творческих установках.

«Стихотворение - сложно построенный смысл. Все его элементы - суть элементы смысловые, являются обозначениями определенного содержания. Мы постараемся показать справедливость этого положения применительно к таким "формальным" понятиям, как ритмика, рифма, эвфония, музыкальное звучание стиха и др. Из сказанного же вытекает, что любая сложность построения, не вызванная потребностями передаваемой информации, любое самоцельное формальное построение в искусстве, не несущее информации, противоречит самой природе искусства как сложной системы, имеющей, в частности, семиотический характер. Вряд ли кто-либо высказал бы удовлетворение конструкцией светофора, который информационное содержание в три команды: "можно двигаться", "внимание", "стой" - передавал бы двенадцатью сигналами.

Итак, стихотворение - сложно построенный смысл. Это значит, что, входя в состав единой целостной структуры стихотворения, значащие элементы языка оказываются связанными сложной системой соотношений и противопоставлений, невозможных в обычной языковой конструкции. Это придает и каждому элементу в отдельности, и всей конструкции в целом совершенно особую семантическую нагрузку. Слова, предложения и высказывания, которые в грамматической структуре находятся в разных, лишенных черт сходства и, следовательно, несопоставимых позициях, в художественной структуре оказываются сопоставимыми и противопоставимыми, в позициях тождества и антитезы, и это раскрывает в них неожиданное, вне стиха невозможное, новое семантическое содержание», писал в своей работе «Анализ поэтического текста» Ю.М.Лотман.

Цель программы: создание среды целостного восприятия учащимися социально – гражданской лирики и через нее социально-нравственное формирование личности подростков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • через самостоятельный выбор учащихся отобрать для изучения поэтов XX века, творчество которых близко современным школьникам;

  • изучить биографии поэтов, а через них истоки творчества;

  • создать антологию творчества поэтов двадцатого века;

  • ввести учащихся в проектно - проблемную среду, как необходимую для саморазвития и самообучения;

  • создавать во время занятий активную и рефлексивную среду, направленную на формирование критического мышления;

  • способствовать освоению учащимися информационных потоков;

  • формировать ключевые компетентности и характеристики зрелой личности.

6. Методическое обеспечение. Основой современного этапа совершенствования школьного образования должна стать необходимая технологизация, прежде всего, гуманитарных предметов, изучение которых сопряжено в настоящее время с определенными трудностями. Одним из путей их преодоления должна стать проектная технология. Она позволяет сделать занятия наполненными предметной деятельностью, мыслительными операциями, которые при помощи учителя и в рамках саморазвития приобретают логическую завершенность. Кроме этого, проект – это всегда творчество, а в литературе - творчество духовное, работа по впитыванию имеющегося в литературных произведениях социального опыта в душу ученика. Причем, по сравнению с другими формами работы, проект делает возможным самовыражение ученика в наибольшей степени полным. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагогов, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Метод проекта не является открытием нашего времени, он возник еще в 20-е годы XX века. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским педагогом – психологом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком, а в России метод проектов связан с именем известного педагога С.Т. Шацкого.

Сегодня, когда в отечественном просвещении наметился позитивный процесс перехода от «школы знания» к «школе развития», когда выпускник должен быть наделен не просто комплексом знаний по различным учебным дисциплинам, а вооружен навыками добывания новых знаний, приемами их применения на практике, метод проектов вновь оказался востребованным.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования.

Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Не могу не согласиться с мнением коллеги Донцовой О.Н. о том, что «работа над проектами позволяет учащимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, хороший проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение самостоятельных исследований; давать ребенку возможность учиться в соответствии с его способностями».1

Типология проектов обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные и другие). По количеству участников различаются монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев) в зависимости от поставленной задачи. В реализации проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа). Вопросы типологии проектов подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной этой теме. В данной программе использована классификация проектов доктора педагогических наук Е.С.Полат.

К использованию проектной технологии предъявляются следующие требования:

  • наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний для ее решения;

  • теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных задач);

  • использование пошаговой методики исследовательской деятельности:

    • определение проблемы;

    • определение задач исследования;

    • выдвижение гипотез;

    • обсуждение методов;

    • анализ данных;

    • анализ полученных результатов;

    • подведение итогов.

Существуют определенные принципы проектной деятельности:

  • вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов);

  • самостоятельность (уточнение формулировки задачи по промежуточным результатам, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);

  • научность;

  • учение с увлечением;

  • личностный фактор (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

  • адаптация заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

Но каким бы ни был проект, он обязательно направлен на развитие личности по следующим направлениям:

  • развитие способов и культуры познания действительности;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие интереса к познанию;

  • развитие волевых качеств личности.

Задача учителя литературы – грамотно организовать деятельность учащихся на всех этапах проекта.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Что же такое проект-исследование на уроках литературы?

Проектную технологию я широко использую на уроках литературы в старших классах, однако уже в средней школе можно с успехом осваивать отдельные элементы исследовательского подхода, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. Так, при изучении в пятом классе темы «Сказки А.С.Пушкина» я предлагаю ребятам в качестве объекта исследования (мини-проект) проблему «Роль обращений в сказках А.С.Пушкина». После изучения раздела «Литературная сказка» объектом исследования может стать теоретико-литературная проблема «Сходство и отличие народной и литературной сказки». В седьмом-восьмом классе школьники увлеченно изучают маршрут путешествий А.С.Пушкина по Тверской земле, составляя литературную игру «Пушкин и Тверской край» по типу «Умники и умницы». Запоминаются учащимся и комплексные творческие проекты, направленные на инсценирование произведений или создание литературных гостиных:

«Деревенские посиделки» - 5 класс

«У войны не женское лицо» - 8 класс

«Человек в критической точке жизни» - 9 класс

«Поэт и любовь» - 10 класс

В 9 классе изучение литературы с древнерусских памятников до произведений конца двадцатого века дает крайне мало возможностей для целенаправленного рассмотрения наиболее важных тем. Отсутствуют условия для осмысления учащимися социальных и культурных проблем литературы. На фоне элементарного знакомства с творчеством В. Маяковского, С.Есенина, А.Ахматовой, А. Блока отсутствую часы для анализа такого явления поэтики, как гражданская лирика. Поэтому элективный курс носит и мотивационный характер, предоставляя учащимся для выбора и осмысления важнейшие проблемы современности и развития личности. В рамках курса учащиеся, желающие попробовать силы в поисковой деятельности, предпочтение, как правило, отдают рефератам, носящим поисковый характер, и тематическим проектам, например:

  • Я была тогда с моим народом... (гражданская лирика А. Ахматовой).

  • Тема войны в стихах поэтов XX века.

  • Свободный человек в условиях абсолютной несвободы.

  • «Я выбираю свободу…» (анализ диссидентской лирики).

  • «Российский социальный рок».

  • «Написать бы её Россию…»

  • «Мы вышли из боя…» (стихи, посвященные горячим точкам)

  • «Мы разные, но мы вместе».

Реализуя данный курс, использую элементы следующих современных образовательных технологий:

  • развивающей технологии;

  • разноуровневой технологии;

  • технологии сотрудничества;

  • проблемной технологии;

  • ИКТ – технологии;

  • проектной технологии;

  • технологии критического мышления;

  • технологии «дебаты».


7. Предполагаемые результаты.

    1. Формирование целостного гуманистического воззрения на поэзию XX века.

    2. Социализация личности учащихся.

    3. Освоение рефлексии учащимися.

    4. Формирование личностных компетентностей.

    5. Увеличение эмпатийных тенденций.

    6. Принятие поэзии как «лекарства» для души.

    7. Формирование толерантного мышления.


8. Категория обучающихся: 9 класс.
9. Объем программы: 18 часов (по 1 учебному часу в неделю в течение полугодия).

10.Учебно-тематическое планирование


Наименование разделов и тем


Всего

часов

В том числе

Вид занятия


Форма

контроля

Теорети-

ческие

Практи-

ческие


1. Введение. «Гражданственность, свобода, совесть»

1

1





Урок-пролог

Тестирование

Григорьева –

Степановой

на степень

зрелости

личности

2. «Всему начало – отчий дом»


1

0,5

0,5

Урок – обсужде-

ние

.

3. Чувство Родины и чувство чести.

1

0,5

0,5

Урок-портрет




4. «Молюсь за тех и за других». Гражданская война в поэзии XX века.


1

0,5

0,5

Круглый стол

Защита

рефератов

5. Свободный человек в несвободном обществе.

2

1

1

Урок - семинар

Защита

рефератов

6. «Война гуляет по России, а мы такие молодые».

2

0,5

1,5

Литера-

турная гостиная




7. «Мы памяти этой, как прежде верны..»

1

0,5

0,5

Литера-турная гостиная




8.Сегодняшний мир и человек в нем.


1




1

Урок – конферен-ция

Представление

эссе.

9 В.Высоцкий – человек своей эпохи. Трагедия непризнания.

1

0,5

0,5

Урок конферен-ция

Защита

рефератов

10. «Перемен, мы ждём перемен». Русский рок.

1




1

Урок - семинар




11. Мое внутреннее «Я» и тема внутренней свободы.

1

0,5

0,5

Проблем-ный урок




12. Внутренняя и внешняя эмиграция. «Нет пророка в своем Отечестве».

1

0,5

0,5

Урок - портрет

Представление

эссе.

13. Создание антологии «Гражданская лирика XX века»

4




4

Проект-ный комплекс

Презентация антологии.

Тестирование Григорьева – Степановой на степень зрелости личности

ИТОГО


18

6

12








Содержание программы.

К занятиям подобраны музыка, песни, авторское чтение стихов, фрагменты кинофильмов.
Тема 1. Введение. Урок-пролог «Гражданственность, свобода, совесть».

Вопросы уважения к самому себе, вопросы внутренней свободы, принципиальности и совести. Выбор и ответственность. Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя», «Я медленно учился жить», И.Тальков «Этот мир несовершенный», А.Дементьев «Я живу открыто», А. Розенбаум «Утиная охота».

Ключевые понятия: «Я – концепция», теория личности, теория самореализации, «Быть или казаться».
Тема 2. «Всему начало – отчий дом»

Отечество, малая родина, отчий дом. Красота родной природы, окружающих людей, место человека в этом мире. Родина и государство, родина и дом, понятие внутренней эмиграции. Г.Киселева «Захолустье», А.Дементьев «Отец», «В деревне», В.Соловьёв «Родина мне слов плохих не скажет», «Уроки детства», «Поклоны».

Ключевые понятия: малая родина, отчий дом, любовь к семье и дому, как основа нравственности.
Тема 3. «Чувство Родины и чувство чести».

«Романтик, путешественник, поэт. Честь, мужество, отвага – его кредо» - изучение биографии и творчества Н.С.Гумилёва. Понятие офицерской и человеческой чести, ответственный выбор. Самодостаточность и умение «держать удар». Настоящие мужчины.

Ключевые понятия: дворянство, честь, внутренняя культура, ответственный выбор, любовь к Родине.
Тема 4. «Молюсь за тех и за других». Тема гражданской войны в поэзии XX века.

Противостояние «белой» и «красной» идеи в жизни и творчестве поэтов. Белая эмиграция. Трагедия людей, покинувших родину. Опыт ностальгии. Стихи разных лет: М.Светлов «Гренада», И.Тальков «Бывший подъесаул», Р.Рождественский «Кладбище под Парижем», М.Волошин «Гражданская война», Н. Туроверов, М.Смоленский.

Ключевые понятия: гражданская война, разрушение российской ментальности, эмиграция.
Тема 5. Свободный человек в несвободном обществе.

Может ли оставаться свободным человек, живущий в тоталитарном государстве? Страх и совесть, положение человека в тоталитарном государстве на примере деятелей культуры. Тема ответственности перед своей совестью за свою страну и свой мир, тема правды. Целостность судьбы и поэзии. Изучение биографии и поэтического творчества О.Мандельштама Жизнь и творчество А.Галича.

Ключевые понятия: репрессии, опала, ГУЛАГ, отношение коллег, свобода за решеткой.
Тема 6. «Война гуляет по России, а мы такие молодые».

Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне. Различные «лица» войны. Жизнь человека и подвиг. Молодость и ответственность. Смерть и подвиг, фронтовая дружба. «Моё поколение» в стихах Д.Самойлова, С.Гудзенко, Б.Окуджавы, Ю. Друниной.

Ключевые понятия: война, подвиг, смерть, дружба на войне, молодость и война.
Тема 7. «Мы памяти этой, как прежде верны» Стихи о войне поэтов послевоенной поры.

Тема войны в творчестве В.Высоцкого, А. Розенбаума, Р. Рождественского, Е.Евтушенко, О.Митяева.

Память о погибших, цена победы. Война не закончена, пока не захоронен последний солдат. Холокост, мировая трагедия. Современные военные конфликты.

Ключевые понятия: память, мир, нацизм и его предупреждение, сближение народов.
Тема 8. Сегодняшний мир и человек в нем.

Ответственность за свои поступки. Тема хрупкости мира и необходимости его сохранения. Культура и человек, основная ценность бытия человечества – жизнь человека. Самореализация и потребности людей. Глобальные экологические проблемы. Д.Самойлов «Бертольд Шварц», Р.Рождественский «Культурный слой», Е.Евтушенко, И.Тальков «Маленькая планета».

Ключевые понятия: выбор, самореализация, экология, глобализация проблем.
Тема 9. Высоцкий – человек своей эпохи. Трагедия непризнания.

Талант и проблемы, мучившие поэта. История жизни и борьбы с самим собой. Богатый внутренний мир: театр, музыка, кино, песни. Щемящие строки о войне. Одиночество и боль. Политический режим и диссидентство В.Высоцкого.

Ключевые понятия: талант, любовь, метания, чувство справедливости.
Тема 10. «Перемен, мы ждём перемен». Русский рок.

Тема перестройки, боль за страну и желание счастья и будущего. Рефлексия существования. Попытки свободного творчества. Социальный рок, В.Цой, И.Тальков, Ю.Шевчук, К.Кинчев, В.Бутусов.

Ключевые понятия: Россия, официальная ложь, внутренняя свобода, талант и самовыражение.
Тема 11. Мое внутренне «Я» и тема внутренней свободы.

Формирование позитивной «Я – концепции», невозможность поступиться совестью, внутренняя эмиграция, боль за страну, боль за человека. Умение посмеяться над собой. Смех и боль души. Сатирические строки лирики И. Губермана и И.Талькова.

Ключевые понятия: сатира, душевная боль, «Я – концепция», теория личности А.Г.Маслоу
Тема 12. Внутренняя и внешняя эмиграция. «Нет пророка в своем Отечестве».

И.Бродский: талант и свобода. Золотой мальчик, «Наш рыжий» (А.Ахматова). Пасынок страны. Америка – новый дом. Литературная деятельность поэта Лауреат Нобелевской премии. «Я вернусь не сам, так стихами».

Ключевые понятия: принципиальность, творчество, демократия, тирания, человеческая порядочность.
Тема 13.Проектный комплекс «Гражданская лирика XX века – быть или казаться».

Четыре входящие в комплекс урока объединены общим для групп проектом: создание антологии гражданской лирики XX века.

Комплекс представлен:

  • Занятием, на котором учащиеся через Интернет находят предложенные стихи и выбирают наилучшие.

  • Занятием, на котором учащиеся представляют мини – эссе о выбранных поэтах и их творчестве, оформляют презентации и страницы антологии (портреты, биографии, стихи).

  • Занятием, на котором состоится презентация антологии «Гражданская лирика XX века – быть или казаться».

Литература:

Литература для учителя:


  1. Образование // Культурология XX век. Энциклопедия: в 2 т. – СПб. Университетская книга. 1998.

  2. Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Дальние пределы человеческой психики. – СПб. Издательская группа «Евразия», 1997.

  3. Корнетов Г.Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы. // Новый педагогический журнал. – М. 1996.

  4. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М. Просвещение. 1979.

  5. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. – М. Просвещение. 1991.

  6. Андреева Т.Н. Уроки словесности. Современная поэзия (вторая половина XX века). – М.: Интеллект-Центр, 2000.

  7. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. – М. Академия. 1999.

  8. Богданова О.Ю. Практикум по методике преподавания литературы.

– М. Академия. 1999.

  1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М. Вербум. 2004.

  2. Горшков А.И. Русская словесность. – М. Дрофа. 2000.

  3. Дж. К.Джонс. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.

  4. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы // Литература в школе. - 2008. - №11

  5. Ивлиев О.А. Полная энциклопедия символов.- М.: Мир книги, 2005.

  6. Ильин Е.Н. Искусство общения. //Сб. Педагогический поиск. – М. Педагогика.1989.

  7. Логвинов И.И., Лукацкий М.А., Роненсон О.Д. Образ человека в современной педагогике. Москва – Тверь, 2006.

  8. Лотман. Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л. 1972.

  9. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. 743 с.

  10. Мельникова Е.Е. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М. Баласс. 2006.

  11. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах.- 3-е изд.- м.: Айрис-пресс, 2002.

  12. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. - М.: Просвещение, 2002.


Литература для учащихся:


  1. Русская поэзия второй половины XX века. – М. Дрофа. 2002.

  2. Три века русской поэзии. Антология в 2 т. М.: Литература, Мир книги, 2004

  3. Бавин С, Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. - М, «Книжная палата», 1993г.

  4. Богомолов Н. Стихотворная речь. М., 1995 г.

  5. Высоцкий В. Сочинения в 4-х томах. – Санкт-Петербург, АОЗТ Технэкс – Россия, 1993.

  6. Галич А. Петербургский романс. Ленинград, Художественная литература. 1989.

  7. Гудзенко С. Стихи слагались на ходу. – М. Молодая гвардия, 1990.

  8. Гумилёв Н. Избранное, М. Просвещение, 1991.

  9. Дементьев А.Азарт. – М. Советский писатель. 1986.

  10. Друнина Ю. Великая Отечественная война в лирике и прозе. – М. Дрофа, 2002.

  11. Евтушенко Е. Интимная лирика. – М. Молодая гвардия, 1973.

  12. Евтушенко Е. Отцовский слух. – М. Советский писатель, 1978.

  13. Евтушенко Е. Моё самое-самое. – М. «Сирин».

  14. Евтушенко Е. Утренний народ. – М. Молодая гвардия, 1978.

  15. Мандельштам О. И ты, Москва, сестра моя, легка… - М. Московский рабочий, 1990.

  16. Окуджава Б. Стихотворения. – М. Политиздат, 2006.

  17. Рождественский Р. Друзьям. – М. Советский писатель, 1986.

  18. Рождественский Р. Стихотворения. Поэмы. – Кемеровское книжное издательство, 1981.

  19. Рождественский Р. Голос города. Двести десять шагов. – М. Советский писатель, 1982.

  20. Самойлов Д. Великая Отечественная война в лирике и прозе. – М. Дрофа, 2002.

  21. Соловьёв. Рябиновый закоулок. - Московский рабочий. 1990.


Интернет-ресурсы.


  1. Прищепа В.П. Евгений Евтушенко. – Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article_135.php

  2. Сайт, посвященный творчеству Булата Окуджавы. – Режим доступа:

okudzhava.synnegoria.com.

  1. Сайт, посвященный творчеству Владимира Высоцкого. - Режим доступа: http://www.univer.omsk.su/omsk/socstuds/visotsky/index.htm

  2. Сайт, посвященный творчеству Александра Галича. - Режим доступа: http://agalich. narod. ru.

  3. Сайт, посвященный творчеству Иосифа Бродского. - Режим доступа: http://br00.narod.ru/index.html

  4. Сайт, посвященный творчеству Ю.Визбора. - - Режим доступа:

http://ru. Wikipedia.org/wiki

http://www.wizbor.ru

  1. Сайт, посвященный року: http://nedukalis. narod.ru/index 1.htm

  2. Сайт, посвященный творчеству В.Цоя и группы «Кино». - Режим доступа:

http://nedukalis. narod.ru/tsoy.htm; http://nedukalis. narod.ru/kino.htm

  1. Сайт, посвященный творчеству Ю.Шевчука и группы «ДДТ». – Режим доступа: http://nedukalis. narod.ru/shef.htm; http://nedukalis. narod.ru/ddt.htm

  2. Сайт, посвященный творчеству К.Кинчева и группы «Алиса». – Режим доступа: http://nedukalis. narod.ru/kinch.htm

  3. Сайт, посвященный творчеству А.Розенбаума. - Режим доступа:

http://lib.rus.ec/a/10542

http://taina.aib.ru/biography/aleksandr-rozenbaum.htm

1 Донцова О.Н. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. – Литература в школе. № 11, 2008,- с.36.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconОбраз Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века
Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconАвторская программа элективного курса для 10 класса по биологии
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПрограмма элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса...
Переливаясь одна в другую, они открывают нам бесконечные тайны красоты и уродства мира, помогают смириться перед великим Божьим замыслом,...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: продолжить формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов-символистов, совершенствовать...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconЭлективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным....
Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconТемы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой...
Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconАвторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах»
Программа элективного курса для учащихся 5-8-ых классов «Печатное слово в буквах и байтах»
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века быть или казаться!» iconПрограмма элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха»
Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск