Скачать 263.17 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Спирово «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 2 п. Спирово ___________М.П.Павлова Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе «Гражданская лирика поэтов двадцатого века – быть или казаться!» Автор: Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 2 п. Спирово Фастова Светлана Олеговна п. Спирово 2009 Содержание
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе. А.Н.Колмогоров. 1. Введение. Школа, как и все общество, движется вперед, медленно, с трудом отказываясь от стереотипов и идеологии, но все-таки вперед к человекоцентристской педагогике, к осознанию, что главный человек, для которого существует школа, - это ученик. Школа начинает осознавать радикальную смену позиций педагога: от цензора и руководителя к тьютеру и фасилитатору, направляющему личность школьника по бурным волнам современного информационного потока. 2. Актуальность. Современные школьники - это не чистый лист, на который наносятся знания. Информационный поток современного мира настолько велик и обширен, что при фрагментарности мышления современных подростков, при отсутствии операционально-логических установок и стратегии разобраться в этом потоке и выявить для себя главное очень сложно. Но самое важное, что дети не могут правильно использовать все имеющиеся источники информации из-за отсутствия системного подхода, целостного восприятия, не подкрепленного рефлексией. У современной молодежи явно не достает внутренней свободы, которая может быть сформирована только через осознанный серьезный выбор, сделанный подростком через принятие и осознание сложных проблемных материалов. Учащихся необходимо научить правильно использовать информацию, уметь ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать их, с другой стороны, их нужно научить оценивать, сравнивать, выбирать для себя искорки знаний, формирующие через представления собственную позитивную «Я - концепцию», нужно разбудить спящую в настоящее время в душах молодых людей социальную активность, нравственное начало, называемое совестью, которое и делает из юнца зрелого, нравственно сформированного человека с выработанной стратегией поведения и установок. Международный исследовательский проект PIZA выявил низкий уровень компетентности чтения у российских подростков 15-16 лет. Этот удручающий факт определяется не столько нежеланием читать, сколько технологиями обучения, формирующими негативное отношение к изучению литературы. Именно необходимостью прироста компетентности чтения определяется актуальность предлагаемой программы, причем чтения осознанного, рефлексивного. При этом необходимо принять, что поэзия, как литературный жанр, обладает гораздо большим влиянием на души учащихся, чем прозаические произведения большого объема, превалирующие в программе по литературе. При опросе школьников об их отношении к школе самым негативным фактором они считают отсутствие самостоятельности и свободы самовыражения. А ведь именно свободный выбор, творческое начало преподавания формирует высокий уровень познавательной, а следом и социальной активности подростка. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать технологии, ориентированные на личность, на интерактивное взаимодействие учащихся и педагогов, способное разбудить в ученике тот внутренний голос совести, который и может сделать личность зрелой и нравственно здоровой. 3. Проблемный анализ и новизна программы. При вариативности современных программ по литературе, при недостаточности материала по вопросам проблемного и сравнительного характера программа элективного курса для девятиклассников, обладающая четким социально активизирующим характером, имеет очень важное обучающее (активизирует чтение), развивающее (выбор установок) и социализирующее значение. Кроме этого, программа построена на ситуациях формирования личностных отношений, выбора личностных ценностей и через рефлексию формирования соответствующих стереотипов. Особенностью нашей программы является её парадигма, позволяющая реализовать переход на образовательную систему «Школа 2100» в основной школе. Суть данного перехода состоит во внедрении проблемной технологии в изучение литературы с ориентацией на формирование личностного отношения к рассматриваемым проблемам гуманистического развития, культуры, толерантности, патриотизма, веры и других основных ценностных установок. Поэтому предмет изучения не только прекрасные стихи, но и примеры личного мужества и личной свободы как основной потребности творческих людей, наделенных поэтическим даром. На примере трудных, но светлых судеб поэтов, служивших свободе, нам хотелось бы формировать стратегию поведения и отношений учащихся, у которых в настоящее время преобладает ситуативно-позитивное, т.е. не- устойчивое и прагматичное отношение к ценностям и установкам. 4. Обзор литературы. В основу отбора произведений для чтения и осмысления положены следующие критерии: - соответствие высоким духовным и эстетическим принципам гуманитарного образования; - художественная и эмоциональная ценность произведения; - опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития; - способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся; - психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся данной возрастной группы. В программе представлены поэтические произведения русских писателей XX века, в которых ярко выражена гражданская позиция автора. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоположных позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Это позволяет сделать изучение данной программы мотивированным, а обучение проблемным. 5. Концепция программы. Исследованием в рамках учебного предмета является комплексный анализ предложенного текста с собственной рефлексией и выработка собственной стратегии поведения на основе полученного социального и творческого опыта. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности предполагает:
Этот опыт применительно к литературе непосредственно связан с опытом эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу. Он является вместе со знаниями и умениями условием формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности и соответствующих социально одобряемых форм поведения. Использование в преподавании литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и работе в группе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность обучаемых, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, повышается интерес к изучению литературы. Одна из важнейших проблем нашего времени – разрыв между возможностями, создаваемыми современными технологиями, и человеческой способностью к их полноценному восприятию. Эстетический и эмоциональный характер поэтических произведений помогает формированию личностного отношения к этическим проблемам. Раздумья над текстами художественных произведений способствуют становлению эмоциональной сферы и системы нравственных ценностей. Строки стихотворений побуждают читателя к сопереживанию описываемых автором явлений, к преломлению его мировоззренческих и нравственных позиций сквозь собственный внутренний мир. Поэтическая речь насыщена многозначным содержанием, богата парадоксами, не решаемыми с помощью заученных правил. Язык поэзии служит своеобразным посредником между эмоциональной и логической сферой. Сложные этические проблемы, выраженные средствами поэзии, легче обнаруживаются и распознаются. Кроме того, знакомство с поэтическим творчеством восполняет пробелы в гуманитарном образовании, повышает и облагораживает культуру чувств. Данная программа посвящена гражданской лирике поэтов двадцатого века. Тема эта актуальна потому, что литература XX века изучается в 11 классе, в основном обзорно, что является недостаточно. Обращение к этой теме в 9 классе позволит раскрыть многообразие проблематики, что, в свою очередь, повысит интерес к гуманитарному образованию. В то же время через поэтические строки быстрее происходит формирование нравственных качеств личности, толерантного типа мышления. Через социальный, подчас трагический опыт поэтов люди осознают важность совести, порядочности, верности, т.е. тех характеристик личности, которые и делают ее зрелой. Стихотворения поэтов XX века оказываются близкими и понятными современным школьникам только тогда, когда они сопоставляют щемящие строки стихотворений со сложной жизнью их создателей. Поэтому наша программа предполагает не только выбор и анализ стихотворений, но и написание эссе о поэтах, их жизненных принципах, творческих установках. «Стихотворение - сложно построенный смысл. Все его элементы - суть элементы смысловые, являются обозначениями определенного содержания. Мы постараемся показать справедливость этого положения применительно к таким "формальным" понятиям, как ритмика, рифма, эвфония, музыкальное звучание стиха и др. Из сказанного же вытекает, что любая сложность построения, не вызванная потребностями передаваемой информации, любое самоцельное формальное построение в искусстве, не несущее информации, противоречит самой природе искусства как сложной системы, имеющей, в частности, семиотический характер. Вряд ли кто-либо высказал бы удовлетворение конструкцией светофора, который информационное содержание в три команды: "можно двигаться", "внимание", "стой" - передавал бы двенадцатью сигналами. Итак, стихотворение - сложно построенный смысл. Это значит, что, входя в состав единой целостной структуры стихотворения, значащие элементы языка оказываются связанными сложной системой соотношений и противопоставлений, невозможных в обычной языковой конструкции. Это придает и каждому элементу в отдельности, и всей конструкции в целом совершенно особую семантическую нагрузку. Слова, предложения и высказывания, которые в грамматической структуре находятся в разных, лишенных черт сходства и, следовательно, несопоставимых позициях, в художественной структуре оказываются сопоставимыми и противопоставимыми, в позициях тождества и антитезы, и это раскрывает в них неожиданное, вне стиха невозможное, новое семантическое содержание», писал в своей работе «Анализ поэтического текста» Ю.М.Лотман. Цель программы: создание среды целостного восприятия учащимися социально – гражданской лирики и через нее социально-нравственное формирование личности подростков. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
6. Методическое обеспечение. Основой современного этапа совершенствования школьного образования должна стать необходимая технологизация, прежде всего, гуманитарных предметов, изучение которых сопряжено в настоящее время с определенными трудностями. Одним из путей их преодоления должна стать проектная технология. Она позволяет сделать занятия наполненными предметной деятельностью, мыслительными операциями, которые при помощи учителя и в рамках саморазвития приобретают логическую завершенность. Кроме этого, проект – это всегда творчество, а в литературе - творчество духовное, работа по впитыванию имеющегося в литературных произведениях социального опыта в душу ученика. Причем, по сравнению с другими формами работы, проект делает возможным самовыражение ученика в наибольшей степени полным. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагогов, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Метод проекта не является открытием нашего времени, он возник еще в 20-е годы XX века. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским педагогом – психологом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком, а в России метод проектов связан с именем известного педагога С.Т. Шацкого. Сегодня, когда в отечественном просвещении наметился позитивный процесс перехода от «школы знания» к «школе развития», когда выпускник должен быть наделен не просто комплексом знаний по различным учебным дисциплинам, а вооружен навыками добывания новых знаний, приемами их применения на практике, метод проектов вновь оказался востребованным. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Не могу не согласиться с мнением коллеги Донцовой О.Н. о том, что «работа над проектами позволяет учащимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, хороший проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение самостоятельных исследований; давать ребенку возможность учиться в соответствии с его способностями».1 Типология проектов обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные и другие). По количеству участников различаются монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев) в зависимости от поставленной задачи. В реализации проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа). Вопросы типологии проектов подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной этой теме. В данной программе использована классификация проектов доктора педагогических наук Е.С.Полат. К использованию проектной технологии предъявляются следующие требования:
Существуют определенные принципы проектной деятельности:
Но каким бы ни был проект, он обязательно направлен на развитие личности по следующим направлениям:
Задача учителя литературы – грамотно организовать деятельность учащихся на всех этапах проекта. Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Что же такое проект-исследование на уроках литературы? Проектную технологию я широко использую на уроках литературы в старших классах, однако уже в средней школе можно с успехом осваивать отдельные элементы исследовательского подхода, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. Так, при изучении в пятом классе темы «Сказки А.С.Пушкина» я предлагаю ребятам в качестве объекта исследования (мини-проект) проблему «Роль обращений в сказках А.С.Пушкина». После изучения раздела «Литературная сказка» объектом исследования может стать теоретико-литературная проблема «Сходство и отличие народной и литературной сказки». В седьмом-восьмом классе школьники увлеченно изучают маршрут путешествий А.С.Пушкина по Тверской земле, составляя литературную игру «Пушкин и Тверской край» по типу «Умники и умницы». Запоминаются учащимся и комплексные творческие проекты, направленные на инсценирование произведений или создание литературных гостиных: «Деревенские посиделки» - 5 класс «У войны не женское лицо» - 8 класс «Человек в критической точке жизни» - 9 класс «Поэт и любовь» - 10 класс В 9 классе изучение литературы с древнерусских памятников до произведений конца двадцатого века дает крайне мало возможностей для целенаправленного рассмотрения наиболее важных тем. Отсутствуют условия для осмысления учащимися социальных и культурных проблем литературы. На фоне элементарного знакомства с творчеством В. Маяковского, С.Есенина, А.Ахматовой, А. Блока отсутствую часы для анализа такого явления поэтики, как гражданская лирика. Поэтому элективный курс носит и мотивационный характер, предоставляя учащимся для выбора и осмысления важнейшие проблемы современности и развития личности. В рамках курса учащиеся, желающие попробовать силы в поисковой деятельности, предпочтение, как правило, отдают рефератам, носящим поисковый характер, и тематическим проектам, например:
Реализуя данный курс, использую элементы следующих современных образовательных технологий:
7. Предполагаемые результаты.
8. Категория обучающихся: 9 класс. 9. Объем программы: 18 часов (по 1 учебному часу в неделю в течение полугодия). 10.Учебно-тематическое планирование
Содержание программы. К занятиям подобраны музыка, песни, авторское чтение стихов, фрагменты кинофильмов. Тема 1. Введение. Урок-пролог «Гражданственность, свобода, совесть». Вопросы уважения к самому себе, вопросы внутренней свободы, принципиальности и совести. Выбор и ответственность. Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя», «Я медленно учился жить», И.Тальков «Этот мир несовершенный», А.Дементьев «Я живу открыто», А. Розенбаум «Утиная охота». Ключевые понятия: «Я – концепция», теория личности, теория самореализации, «Быть или казаться». Тема 2. «Всему начало – отчий дом» Отечество, малая родина, отчий дом. Красота родной природы, окружающих людей, место человека в этом мире. Родина и государство, родина и дом, понятие внутренней эмиграции. Г.Киселева «Захолустье», А.Дементьев «Отец», «В деревне», В.Соловьёв «Родина мне слов плохих не скажет», «Уроки детства», «Поклоны». Ключевые понятия: малая родина, отчий дом, любовь к семье и дому, как основа нравственности. Тема 3. «Чувство Родины и чувство чести». «Романтик, путешественник, поэт. Честь, мужество, отвага – его кредо» - изучение биографии и творчества Н.С.Гумилёва. Понятие офицерской и человеческой чести, ответственный выбор. Самодостаточность и умение «держать удар». Настоящие мужчины. Ключевые понятия: дворянство, честь, внутренняя культура, ответственный выбор, любовь к Родине. Тема 4. «Молюсь за тех и за других». Тема гражданской войны в поэзии XX века. Противостояние «белой» и «красной» идеи в жизни и творчестве поэтов. Белая эмиграция. Трагедия людей, покинувших родину. Опыт ностальгии. Стихи разных лет: М.Светлов «Гренада», И.Тальков «Бывший подъесаул», Р.Рождественский «Кладбище под Парижем», М.Волошин «Гражданская война», Н. Туроверов, М.Смоленский. Ключевые понятия: гражданская война, разрушение российской ментальности, эмиграция. Тема 5. Свободный человек в несвободном обществе. Может ли оставаться свободным человек, живущий в тоталитарном государстве? Страх и совесть, положение человека в тоталитарном государстве на примере деятелей культуры. Тема ответственности перед своей совестью за свою страну и свой мир, тема правды. Целостность судьбы и поэзии. Изучение биографии и поэтического творчества О.Мандельштама Жизнь и творчество А.Галича. Ключевые понятия: репрессии, опала, ГУЛАГ, отношение коллег, свобода за решеткой. Тема 6. «Война гуляет по России, а мы такие молодые». Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне. Различные «лица» войны. Жизнь человека и подвиг. Молодость и ответственность. Смерть и подвиг, фронтовая дружба. «Моё поколение» в стихах Д.Самойлова, С.Гудзенко, Б.Окуджавы, Ю. Друниной. Ключевые понятия: война, подвиг, смерть, дружба на войне, молодость и война. Тема 7. «Мы памяти этой, как прежде верны» Стихи о войне поэтов послевоенной поры. Тема войны в творчестве В.Высоцкого, А. Розенбаума, Р. Рождественского, Е.Евтушенко, О.Митяева. Память о погибших, цена победы. Война не закончена, пока не захоронен последний солдат. Холокост, мировая трагедия. Современные военные конфликты. Ключевые понятия: память, мир, нацизм и его предупреждение, сближение народов. Тема 8. Сегодняшний мир и человек в нем. Ответственность за свои поступки. Тема хрупкости мира и необходимости его сохранения. Культура и человек, основная ценность бытия человечества – жизнь человека. Самореализация и потребности людей. Глобальные экологические проблемы. Д.Самойлов «Бертольд Шварц», Р.Рождественский «Культурный слой», Е.Евтушенко, И.Тальков «Маленькая планета». Ключевые понятия: выбор, самореализация, экология, глобализация проблем. Тема 9. Высоцкий – человек своей эпохи. Трагедия непризнания. Талант и проблемы, мучившие поэта. История жизни и борьбы с самим собой. Богатый внутренний мир: театр, музыка, кино, песни. Щемящие строки о войне. Одиночество и боль. Политический режим и диссидентство В.Высоцкого. Ключевые понятия: талант, любовь, метания, чувство справедливости. Тема 10. «Перемен, мы ждём перемен». Русский рок. Тема перестройки, боль за страну и желание счастья и будущего. Рефлексия существования. Попытки свободного творчества. Социальный рок, В.Цой, И.Тальков, Ю.Шевчук, К.Кинчев, В.Бутусов. Ключевые понятия: Россия, официальная ложь, внутренняя свобода, талант и самовыражение. Тема 11. Мое внутренне «Я» и тема внутренней свободы. Формирование позитивной «Я – концепции», невозможность поступиться совестью, внутренняя эмиграция, боль за страну, боль за человека. Умение посмеяться над собой. Смех и боль души. Сатирические строки лирики И. Губермана и И.Талькова. Ключевые понятия: сатира, душевная боль, «Я – концепция», теория личности А.Г.Маслоу Тема 12. Внутренняя и внешняя эмиграция. «Нет пророка в своем Отечестве». И.Бродский: талант и свобода. Золотой мальчик, «Наш рыжий» (А.Ахматова). Пасынок страны. Америка – новый дом. Литературная деятельность поэта Лауреат Нобелевской премии. «Я вернусь не сам, так стихами». Ключевые понятия: принципиальность, творчество, демократия, тирания, человеческая порядочность. Тема 13.Проектный комплекс «Гражданская лирика XX века – быть или казаться». Четыре входящие в комплекс урока объединены общим для групп проектом: создание антологии гражданской лирики XX века. Комплекс представлен:
Литература: Литература для учителя:
– М. Академия. 1999.
Литература для учащихся:
Интернет-ресурсы.
okudzhava.synnegoria.com.
http://ru. Wikipedia.org/wiki http://www.wizbor.ru
http://nedukalis. narod.ru/tsoy.htm; http://nedukalis. narod.ru/kino.htm
http://lib.rus.ec/a/10542 http://taina.aib.ru/biography/aleksandr-rozenbaum.htm 1 Донцова О.Н. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. – Литература в школе. № 11, 2008,- с.36. |
Образ Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ... | Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | ||
Авторская программа элективного курса для 10 класса по биологии Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п.... | Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса... Переливаясь одна в другую, они открывают нам бесконечные тайны красоты и уродства мира, помогают смириться перед великим Божьим замыслом,... | ||
Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи урока: продолжить формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов-символистов, совершенствовать... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Элективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным.... Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания... | Календарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования... | ||
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой... Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | ||
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» Программа элективного курса для учащихся 5-8-ых классов «Печатное слово в буквах и байтах» | Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество... |