Скачать 139.88 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 «Рассмотрено» «Рекомендовано» На заседании методического На заседании пед. совета совета школы МОУ СОШ № 9 Протокол №___ от___________ Протокол № ___ от ______ «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 9 _______________ Жилка А. В. Авторская программа элективного курса для 10 класса по биологии «Вирусы – неклеточная форма жизни». Разработчик Бородачева Любовь Николаевна Учитель биологии МОУ СОШ №9 г. Камышин, 2009 год Программа элективного курса «Вирусы – неклеточные формы жизни». Пояснительная записка В имеющихся в настоящее время учебниках общей биологии для полной средней школы на изучение вирусов отводится очень мало времени, хотя именно эти неклеточные формы жизни представляют большую опасность для жизни. В предлагаемую программу курса включены вопросы об истории открытия, о гипотезах происхождения, многообразии, классификации вирусов, их строении и жизнедеятельности. Раскрываются основные свойства вирусов, которыми они отличаются от всех живых организмов. В программе предусмотрено ознакомление учащихся с типами взаимодействия вируса с клеткой, с методами выделения вируса и его идентификации. Особое место уделяется роли вирусов в жизни человека, способам распространения вирусов, болезням, вызываемыми вирусами, и профилактике этих заболеваний. Также этот курс знакомит учащихся с созданием вакцин, с помощью которых многие вирусные инфекции уже ликвидированы, и новыми методами борьбы с вирусными заболеваниями. В содержании программы отражены вопросы, тесно связанные с актуальными проблемами медицины. Элективный курс «Вирусы – неклеточные формы жизни» рассчитан на 17 учебных занятий в 10 классе (1 час в неделю). Цель курса: Формирование у учащихся знания о вирусах как неклеточной форме жизни. Задачи курса:
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать: - задачи и значение науки – вирусологии, гипотезы происхождения вирусов - строение, свойства, химический состав и жизнедеятельность вирусов - классификацию вирусов и способы их распространения - вирусные заболевания, их этиологию, эпидемиологию и профилактику. Учащиеся должны уметь: - сравнивать, анализировать и делать выводы - выполнять и защищать презентации по вирусным заболеваниям - выполнять исследовательскую работу. Форма отчётности:
3. Исследовательская работа. Содержание курса Общее количество часов – 17. Тема 1. Введение(1ч) Вирусология – наука, изучающая неклеточные формы жизни, историю её появления, задачи и значения. Тема 2. Происхождение вирусов (2ч) Гипотезы происхождения вирусов. История открытия вирусов (Д.И.Ивановский, В.Стенли, открытия Херши и Чейза). Тема 3. Строение и жизнедеятельность вирусов (4ч) Строение вируса. Основные свойства и химический состав вирусов. Формы существования вирусов (внеклеточная, внутриклеточная). Жизнедеятельность вирусов. Размножение. Этапы взаимодействия вируса с клеткой (адсорбция, проникновение вируса в клетку, освобождение нуклеиновой кислоты вируса, транскрипция, репликация и трансляция, сборка вируса, освобождение новых дочерних вирионов из клетки). Методы выделения вируса и его идентификация. Взаимоотношение вирусов, ферментов и антител. Особенности бактериофагов. Различие между бактериями и вирусами. Тема 4. Многообразие и значение вирусов (7ч) Вирусы – объекты изучения многих наук. Классификация вирусов, способы их распространения и способы передачи вирусных заболеваний. Болезни, вызываемые вирусами: СПИД, грипп, герпес, корь, вирусный гепатит, полиомиелит, краснуха, ветряная оспа, жёлтая лихорадка, свинка, простуда (исторические данные, этиология, эпидемиология, клиническая картина, профилактика). П/Р «Создание презентаций по вирусным заболеваниям». Защита презентаций. Тема 5. Исследовательская работа (2ч) Исследовательская работа по теме « Изучение статистических данных о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МОУ СОШ №9 г. Камышина. Заключение (1ч) Итоговое тестирование.
Приложение №8 (к занятию 17). Тест «Вирусология». 1.Укажите структуры (организмы), которые невозможно выращивать на искусственных питательных средах: а) клетки прокариот б) вирусы в) клетки животных г) клетки растений 2. Вирус мозаичной болезни табака поражает один из структурных компонентов клеток этого растения. Назовите эти структурные компоненты: а) аппарат Гольджи б) митохондрии в) хлоропласты г) ядро 3. Назовите структурный компонент клетки, который имеется у прокариот и эукариот, и отсутствует у большинства вирусов: а) ЭПС б) наружная плазматическая мембрана в) митохондрия г) лизосома 4. Вирусы выделяются в особую группу, так как они а) не имеют клеточного строения б) не содержат нуклеиновых кислот в) не способны синтезировать белки г) имеют клеточное строение 5.Бактериофаг – это вирус, паразитирующий в клетках а) растений б) бактерий в) животных г) грибов 6. СПИД вызывают а) бактерии гниения б) бактерии брожения в) вирусы г) кожные паразиты 7.Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как а) разрушает клеточную оболочку б) клетка теряет способность к редупликации в) разрушает митохондрии в клетке хозяина г) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка 8. Вирус СПИДа поражает а) эритроциты б) тромбоциты в) лимфоциты г) плазму крови 9. Проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов – а) бактерии – паразиты б) вирусы в) одноклеточные грибы г) бактерии гниения 10. К неклеточным формам жизни относят: а) простейших б) сине-зелёные водоросли в) вирусы г) бактерии 11. Вирусы отличаются от всех прочих организмов тем, что они: а) могут существовать только как внутриклеточные паразиты б) содержат либо ДНК, либо РНК, но никогда то и другое одновременно в) способны переносить охлаждение до -200С г) верны все ответы 12. Бактериофаг – это: а) симбиоз вируса и бактерии б) вирус, поражающий бактерии в) часть бактериальной клетки г) бактерии, паразитирующие на клетках эукариот. 13. Вирусы открыл: а) С. Виноградский б) Д. Ивановский в) И. Мечников г) Н. Левенгук 14. Заболевания, вызываемые вирусами: а) холера б) дизентерия в) грипп г) молочница. 15. Назовите систематическую группу органов, к которой относятся бактериофаги а) вирусы б) прокариоты в) эукариоты Приложение №4. (к занятию 8). Вирусы – объекты изучения многих наук. Для медика вирусы – наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок. Для патолога вирусы – этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов. Для ветеринарного работника вирусы – виновники эпизоотий (массовых заболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных. Для агронома вирусы – возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений. Для цветовода вирусы – факторы, вызывающие появление изумительных расцветок тюльпанов. Для медицинского микробиолога вирусы – агенты, вызывающие появление токсических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам. Для промышленного микробиолога вирусы – вредители бактерий, продуцентов, антибиотиков и ферментов. Для паразитолога вирусы – наиболее чистые и наиболее опасные паразиты всего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории до человека. Для генетика вирусы – переносчики генетической информации. Для дарвиниста вирусы – важные факторы эволюции органического мира. Для эколога вирусы – факторы, участвующие в формировании сопряженных систем органического мира. Для биолога вирусы – наиболее простые формы жизни, обладающие всеми основными её проявлениями. Для философа вирусы – ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция. Приложение №5. (к занятию 11 – 12). Вирусные заболевания.
Рекомендуемая литература (для учителя).
Москва Издательство « Знание», 1981.
«Просвещение». 1973.
6. Смородинцев А. А. Беседы о вирусах. Москва. «Молодая гвардия» 1979. 7. Ресурсы Интернет. Рекомендуемая литература (для учащихся).
3. Казакова О. В., Короткова Л. С., Мокеева З. А. Хрестоматия по общей биологии. Москва. «Просвещение» 1980.
|
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | ||
Элективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным.... Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания... | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | ||
Календарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования... | Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей... | ||
Авторская программа элективного курса для девятого класса по литературе... Школа начинает осознавать радикальную смену позиций педагога: от цензора и руководителя к тьютеру и фасилитатору, направляющему личность... | Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» Программа элективного курса для учащихся 5-8-ых классов «Печатное слово в буквах и байтах» |