Урок литературы в 9 классе. Тема: Урок - дискуссия «Какие они – герои нашего времени?» Цели: 1. Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества. 2. Развивать умение анализировать, доказательно излагать свои мысли. Задачи: 1. Составить портрет героя современности, разграничить понятия «герой»- «кумир». 2.Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме, как слагаемых внутренней красоты человека. Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, бейджи для гостей «эксперт», для ученицы - « архивариус», набор сигнальных карточек для каждого ученика : красная - « я не согласен», вопросительный знак – « хочу задать вопрос», восклицательный знак – « хочу высказаться»;оценочные листы для экспертов. Ход урока. 1. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы закончили изучение первого русского психологического романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Говорили о том, что в одном герое – Г. А. Печорине автор собрал все пороки и недостатки молодых людей своего времени, что Лермонтов с иронией называет Печорина героем. Изучив произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, мы узнали, что их герои – Чацкий, Онегин, Печорин оказались «лишними» людьми в своём обществе, потому что сама действительность 20-30 годов 19 столетия лишила их цели в жизни, и мы можем им только посочувствовать, что их недюжинные способности, ум остались без применения. 2.Понятие « дискуссия» 1 слайд. Сегодня у нас не обычный урок, а урок - дискуссия. - Кто из вас знает, что такое дискуссия? (спор, обсуждение какого-нибудь вопроса, обмен мнениями) - Всё верно, это обсуждение какой-то проблемы, обмен мнениями, от себя лишь добавлю, что это упорядоченный обмен мнениями. То есть успех нашего обсуждения зависит от того, как мы будем себя вести во время дискуссии. Я предлагаю вам правила ведения нашего разговора. 2 слайд - Так же у каждого есть набор сигнальных карточек, которые нам будут помогать поддерживать порядок и тишину во время дискуссии. - Вы принимаете эти правила? (поднимают сигнальные карточки) - У нас на уроке присутствуют гости, сегодня – это наши эксперты, они будут вас оценивать, а так же вы можете любому из них задать вопрос в ходе нашего разговора. Эксперты будут оценивать работу каждого, с критериями оценки мы уже познакомились на прошлом занятии. Так же ваша одноклассница сегодня выступит в роли архивариуса, ей было дано задание, она работала со словарями. 3. Начало дискуссии. Постановка проблемы. Итак, какую проблему нам предстоит обсудить? Я предлагаю вам самим её сформулировать, просмотрев видео ролик. Просмотр социального видео ролика « А кто твой « супергерой?» (учащиеся формулируют проблему). - Ребята, сегодня я предлагаю в процессе дискуссии ответить на проблемные вопросы: 3 слайд. Есть ли герои у нашего времени? Какие они – герои современности? 4. Дискуссия. - Ну, что ж, в добрый путь, хочется в качестве напутствия прочитать вам слова Г. А. Лессинга: Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво - да сами! - Начнём с выяснения значения слова, обратимся к архивариусу. ( Значение слова в словаре Ожегова и Даля)
- Безусловно, в любом обществе, во все времена, в любом государстве существуют люди, которых называют героями. - Назовите героев прошлого России. ( Кутузов, Гагарин, Жуков, герои ВОВ…) - Герой нашего времени, первого десятилетия 21 века, существуют ли такие люди? Чем он похож, а чем отличается от тех личностей, которые вы перечислили? Составим его словесный портрет. Свой ответ начинайте фразой. 4 слайд. -Спасибо, у нас получился объёмный словесный портрет, я обобщу ваши высказывания. 5 слайд. - Вы согласны с ним? - Но давайте вернёмся к ролику, который мы посмотрели в начале урока. Бэтмен и супермен - это герои? Почему? -Почему же так много людей назвали их своими супергероями? ( люди путают понятия « кумир»- «герой».) - Кто же такие кумиры? Обратимся к архивариусу. ( зачитывается определение) - Почувствовали разницу? Кумирам мы слепо поклоняемся, они нам нравятся, потому что что-то умеют делать лучше, на наш взгляд, чем все остальные – петь, сочинять музыку, сниматься в триллерах или мыльных операх, зачастую, это несуществующие в реальности люди. Итак, а кого бы лично вы назвали героем нашего столетия? У каждого есть возможность высказаться в течение одной минуты. (Ученики по очереди выходят к доске, рассказывают о своём герое, затем вывешивают сообщение о герое с его фотографией на магнитную доску, одновременно на мультимедийной доске – презентация учащихся) презентация учащихся (фотоальбом «Герои нашего времени») 5. Работа в группах. Ребята, во второй части урока предлагаю вам поработать в группах. У каждого из вас на сигнальной карточке с обратной стороны есть номер 1 или 2 это номер вашей группы, давайте разделимся на две группы. Все мы разные, у каждого свои критерии оценки героя. В нашей школе я провела небольшой соцопрос « Кто для вас герой нашего времени». Вот – результаты. 6 слайд. Ваша задача – обсудить в группах в течение трёх минут, можно ли этих людей назвать героями нашей современности и почему. Соотнесите своё мнение с портретом героя и озвучьте результаты. От каждой группы будет отвечать один представитель. 6. Группы представляют свои выводы. 7. Заключение. Подводя итог, я с уверенностью могу сказать, что мы сегодня получили ответы на наши вопросы. Герои у нашего времени есть! И теперь мы знаем, кто такой герой и какой он. Для человека во все времена было свойственно иметь свой ориентир в жизни. Это нужно и это важно! Меняются времена - меняются герои, это нормально. Важно, чтобы таким ориентиром не становились кумиры. -Скажите, а почему это важно – понять, кто наши герои? ( тогда мы поймём, кто мы, по героям судят о поколении – вспомним о романе Лермонтова). Домашнее задание: в городе построена новая улица, в честь кого бы вы её назвали? - Спасибо за урок! |