Урок литературы в 7 классе. Тема





Скачать 58.91 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе. Тема
Дата публикации21.08.2014
Размер58.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 7 классе.

Тема: Жанровые и композиционные особенности «Песни про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: повторение изученного.

Форма проведения урока: урок-беседа с мультимедийной поддержкой.

Обучающие цели:

  • Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний учащихся в рамках темы «Особенности жанра и композиции художественного произведения» на примере «Песни про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова;

  • Создать условия для усвоения литературоведческих знаний;

  • Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  • Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему , поднятую автором в художественном произведении;

  • Создать условия для развития умения строить связный ответ, выдвигая аргументы и приводя примеры из текста художественного произведения;

  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Воспитательные цели:

  • Помочь учащимся определиться в нравственных ориентирах.

Техническая подготовка урока и оформление доски:

  1. Презентация «Жанровые и композиционные особенности «Песни…»

  2. Толковые словари (2 экземпляра)

  3. На доске (или в распечатке каждому ученику):

Проблема отцов и детей.

Проблема ответственности человека за свои поступки.

Проблема любви и дружбы.

Проблема чести, долга и человеческого достоинства.

Проблема милосердия.

На обратной стороне доски: вечная, актуальная, современная.

Данный урок – повторение и закрепление основных литературоведческих понятий курса 6-7 классов (композиция художественного произведения, жанр, сравнение, постоянный эпитет, метафора).

Ход урока.

1. Слово учителя.

*Сегодня на уроке мы обратимся к тексту «Песни…», чтобы повторить основные понятия: жанр, композиция, сюжет, характер литературного героя, авторская позиция. Какова их роль в художественном произведении? Мы будем говорить о том, почему и сегодня, в веке ХХI, «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, написанная в 1837 году, заставляет нас волноваться.

Обратимся к презентации, которая поможет найти ответы на поставленные вопросы.

2.Работа по теме урока с использованием инновационных методов (Презентация).

1 слайд. Портрет Лермонтова. Название произведения. Оба слайда

2 слайд. Портрет Ивана Грозного. читает учитель.

3 слайд. Опричнина (иллюстрация)

*Вспомните, что такое опричнина. (Ответы учащихся)

Щелчок. Учитель читает текст на слайде – историческая справка.

4 слайд. Текст *Прочитайте текст. О ком идет речь?

Щелчок. Портрет опричника. Учитель читает стихотворение на слайде.

*Мы вспомнили эпоху Ивана Грозного, т.е. те исторические факты, которые лежат в основе «Песни…»

5 слайд. Тема урока (1 часть. Жанровые особенности «Песни…»)

6 слайд. Схема: Поэма… *К какому роду литературы мы относим поэму, если обратиться к внешнему оформлению и к названию? (Написаны в столбик, как стихи. Песня.). Лирика…

7 слайд. Близость к народной песне. * Кто изображен на картине В.Васнецова? (Поющие гусляры) *Найдите в тексте примеры напевности. Стр. 12, 16, 21, 26

8 слайд. Близость к народной песне.

*Найдите в тексте описание восхода солнца над Москвой-рекой. Стр.21.

Щелчок.

*Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

*Вспомните и назовите изученные изобразительно-выразительные средства. Найдите их в тексте. Стр. 21

*Фольклорные изобразительно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лирическим, похожим на русскую песню. Это первый признак лирического произведения.

9 слайд. Присутствие автора-повествователя. *Найдите в тексте отрывки, где автор высказывает своё отношение к событиям. В чьи уста автор вложил свою позицию?

Работа в группах:

1 ряд – глава 1. Стр.16

2 ряд – глава 2. Стр.

3 ряд – глава 3. Стр.26

*Вывод: близость произведения к народной песне, присутствие автора-повествователя и его открыто высказанное отношение к событиям позволяет назвать «Песню…» лирическим произведением, но кроме этого в произведении есть особенности эпического произведения. Рассмотрим их.

10 слайд. Схема «Поэма…лирика…ЩЕЛЧОК … эпос»

11 слайд. Что лежит в основе сюжета «Песни…»?

*Что такое сюжет произведения?

Щелчок.

*Если есть события, значит, есть и герои. И первый из них царь Иван Васильевич.

12 слайд. Иллюстрация картины В.М.Васнецова (на форзаце учебника).

*Перед вами один из самых известных портретов Ивана Грозного. Каким вы его здесь видите? Таким же его рисует Лермонтов? Найдите в тексте «Песни…» портрет царя. Стр.12, 13, 24 Сопоставьте авторское (поэтическое описание) Ивана Грозного с его изображением на полотне. Каково отношение автора к царю? (Царь – человек, и ему свойственно, как и всем людям, доброе и злое, положительное и отрицательное, поэтому отношение автора не однозначно).

13 слайд. Характеры действующих лиц. Вопрос поставлен, но, если ответ учащихся неполный, следующие два слайда им помогут.

14 слайд. Иллюстрация царского пира. * Кто такой Кирибеевич? Каким он предстает в царских палатах (стр. 13, 14) и в кулачном бою? Стр.14. Где здесь высказана авторская позиция?

15 слайд. Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? (Калашников живет по закону христианскому, не признает царского суда в делах совести)

Проблемный вопрос:

*Милостив или жесток царь? (Царь велик и жесток. Казнь без пытки – милость. Царский суд – высший суд жестокости)

16 слайд. Почему царский суд расходится с судом народа, который поет славу Калашникову? *На чьей стороне автор: царя или народа? *Кто высказывает авторскую точку зрения? (Гусляры не только повествуют, но и дают авторскую оценку событиям и героям).

17 слайд. Обобщение. *Что лежит в основе сюжета «Песни…»? (Ответы учеников)

Щелчок. Обобщение на слайде.

*Как вы думаете, какие слова здесь главные?

Щелчок. Подчеркнуты слова «достоинство», «честь».

*Как вы понимаете лексическое значение этих слов? (ответы учеников)

*Пусть те ребята, у которых лежат на партах словари, найдут эти слова и прочитают их значение.

18 слайд. Вывод: в поэме сочетаются черты лирики и эпоса, значит, этот жанр … лиро-эпический.

19 слайд. Композиционные особенности поэмы.

20 слайд. *Вспомните, что такое композиция.

Щелчок. *Назовите её элементы.

21 слайд. Эпизоды – элементы композиции.

22 слайд. *Почему автор выбрал именно такую композицию для своего произведения? Какую проблему она помогла ему раскрыть? Прочитайте на доске (или на листочках, которые перед уроком выданы ученикам) формулировки различных проблем, которые мы встречаем не только в художественных произведениях, но и в жизни. Какую проблему, по-вашему, раскрыл Лермонтов? (Проблема чести, долга и человеческого достоинства). ЩЕЛЧОК (ответ на слайде)

*Чтобы раскрыть эту проблему, Лермонтов, живя в ХIХ веке, обратился к историческим лицам, к очень непростому историческому времени (ХVI веку). Почему нас, живущих в ХХI веке, эта проблема волнует? (Проблема вечная, актуальная, современная: нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью). Открыть обратную сторону доски.

Страницы указаны по учебнику-хрестоматии по литературе для общеобразовательных учреждений в двух частях. 7 класс. Под ред. Г.И.Беленького. М., 2008.

Выберите проблему, которая, как вам кажется, поднимается в лермонтовской «Песне…»:

  1. Проблема отцов и детей.

  2. Проблема ответственности человека за свои поступки

  3. Проблема любви дружбы.

  4. Проблема чести, долга и человеческого достоинства.

  5. Проблема милосердия.

  6. Проблема отношения человека к природе.

Выберите из предложенного списка определений те, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют выбранную вами проблему:

Современная, прошлая, забытая, актуальная, новая, никому не нужная, вечная, ограниченная определенным временем, волнующая, неинтересная, надоевшая.

__________________________________________________________________

Выберите проблему, которая, как вам кажется, поднимается в лермонтовской «Песне…»:

  1. Проблема отцов и детей.

  2. Проблема ответственности человека за свои поступки

  3. Проблема любви дружбы.

  4. Проблема чести, долга и человеческого достоинства.

  5. Проблема милосердия.

  6. Проблема отношения человека к природе.

Выберите из предложенного списка определений те, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют выбранную вами проблему:

Современная, прошлая, забытая, актуальная, новая, никому не нужная, вечная, ограниченная определенным временем, волнующая, неинтересная, надоевшая.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 9 классе. Тема: Урок дискуссия «Какие они герои нашего времени?»
Цели: Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края»
«Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева»
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 6 классе Тема : «Поговорим о природе…»
Цели развивать умение описывать пейзаж, вызывать чувства восхищения природой
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова»
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие»
Образовательная программа – умк литература, 8 класс в 2 частях Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»
Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту
Урок литературы в 7 классе. Тема iconУрок литературы в 10 классе Тема «Колумб Замоскворечья»
Сегодня на уроке мы тоже будем говорить о личности: талантливом русском драматурге и театральном деятеле – А. Н. Островском


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск