| Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Культурология для направления 030500.62 подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет права
Программа дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
для направления 030500.62 «Юриспруденция»
подготовки бакалавра
Автор программы:
Гриднева Е.А., доцент, канд.филос.наук, egridneva@hse.ru Поршнев А.В., доцент, канд.психол.наук, aporshnev@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «___»____________ 20 г.
Зав. кафедрой Е.А. Гриднева. Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г.
Председатель Л.Г. Макарова Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________20 г. Ученый секретарь А.В. Козлов ________________________ [подпись]
Н.Новгород, 2010
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности [Введите шифр и название направления подготовки/ специальности ], обучающихся по магистерской программе [для магистерских программ, укажите название] по специализации (специализациям) [Введите название специализации (-ций), если есть)] изучающих дисциплину [Введите название дисциплины из РУП].
Программа разработана в соответствии с:
[Введите ссылку образовательный стандарт (ГОС, ФГОС или стандарт НИУ) ];
Образовательной программой [Введите шифр и название направления подготовки/ специальности, название образовательной программы].
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности [Введите шифр и название направления подготовки/ специальности ], специализации [Введите название профиля подготовки/ специализации ], утвержденным в 201_г.
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины [Введите название дисциплины из РУП] являются [Укажите цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы].
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать актуальную проблематику современной культуры человечества и России;.
Уметь использовать культурологическую теорию для интерпретации социокультурных процессов российского общества;
Иметь навыки применения культурологического знания в профессиональной сфере.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
| ОК-1
| [Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, распознает, обосновывает, применяет, интерпретирует оценивает]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Компетенции для программы учебной дисциплины берутся из: стандарта ФГОС/ НИУ, где перечислены все компетенции по данной образовательной программе; из Концепции образовательной программы (или аналогичных документов), разработанной на факультете, где Компетенции представлены в форме Матрицы сопряжения дескрипторов компетенций и учебных дисциплин.]
Место дисциплины в структуре образовательной программы [Для ГОС:]
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных, общепрофессиональных, специальных )] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.
[Для ФГОС:]
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественно научный, профессиональный)] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.
[Для НИУ:]
…
Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является базовой.
Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Для специализаций Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
[Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому предназначается ПУД ]
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
[Перечислите основные знания и компетенции, которыми должен владеть студент после освоения дисциплин, на которых базируется данная УД]
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
[Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому назначается ПУД ]
Тематический план учебной дисциплины
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Лек-
ции
| Семи-
нары
| Практические занятия
| Само-
стоят.
раб.
|
| Раздел 1. Культурология как наука
|
|
|
|
|
| 1
| Культурология как интегративное
знание
| 4
| 1
| 1
|
| 2
| 2
| Культура: понятие, структура, функции
| 12
| 3
| 3
|
| 6
| 3
| Культура и экономика
| 12
| 3
| 3
|
| 6
|
| Раздел11.Человек в зеркале культурных
картин мира
|
|
|
|
|
| 4
| Типология культуры. Запад и Восток
| 4
| 2
| 2
|
|
| 5
| Человек мифологической эпохи
| 12
| 3
| 3
|
| 6
| 6
| Античность: человек как мера всех
вещей
| 12
| 3
| 3
|
| 6
| 7
| Человек Средневековья
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 8
| Культура и человек в эпоху перемен –
Возрождение
| 12
| 3
| 3
|
| 6
| 9
| Человек машинной эпохи
(формирование культуры Модерна)
| 12
| 3
| 3
|
| 6
| 10
| Мир человека в российской культуре
Х1Х-нач. ХХ вв.
| 12
| 3
| 3
|
| 6
|
| Раздел111. Современные проблемы
культуры
|
|
|
|
|
| 11
| Коммуникации в культуре
| 12
| 3
| 3
|
| 6
| 12
| Культура и глобальные проблемы
современности
| 12
| 3
| 3
|
| 6
|
| Итого
| 124
| 32
| 32
|
| 60
|
Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
(неделя)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эссе
| 4 неделя
|
|
|
| 3-4 тыс. знаков
| Реферат
| 2 неделя
|
|
|
| Анализ не менее 5 источников: 3-4 тыс. знаков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточный
| Зачет
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
| Например: письменный экзамен 90 мин.
| Итоговый
| Зачет
| 1 модуль
|
|
|
| Устный зачет
|
[Удалите соответствующие строки, если какой-либо контроль не предусмотрен в РУП. Удалите колонку "2 год", если дисциплина преподается в течение 1 года или удалите колонки с лишними номерами модулей/ семестров. Удалите колонку "Кафедра", если это НЕ межкафедральная дисциплина. * - Для текущего контроля указывается неделя модуля/ семестра, на которой проводится контроль, для промежуточного и итогового - отметка, в каком модуле/ семестре проводится. ** В графе Параметры указывается формат работы (письменная, устная, тест, тест в компьютерной программе и другое), время, отведенное на аудиторные работы, объем письменных работ для домашних работ, сроки сдачи письменных работ (число), время на самостоятельную подготовку письменных работ и другая информация.]
Критерии оценки знаний, навыков [Укажите для каждого контроля, что должен продемонстрировать студент на текущем, промежуточном или итоговом контроле, чтобы получить оценку. Требования к ответу студента должны соотноситься с компетенциями (раздел 3), которые формируются у студента]
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
[Если оценки выставляются по другой шкале, необходимо указать таблицу соответствия оценок по предложенной шкале и 10-ти балльной шкале. Если проводится тестирования, то приводится шкала интервальных баллов, соответствующая оценке за работу по 10-балльной шкале]
По желанию автора программы, укажите особенности проведения контроля (образовательные технологии).
Т.к. работы выполняются учащимися 2го курса, то эссе и реферат носят характер программированных работ для которых, учащимся в электронном виде предоставляется алгоритм выполнения. Учащиеся получют задания на е-мейл и присылают свои работы в электронном виде. Это дает возможность автоматически организовать проверку на антиплагиат. Результаты оценивания присылаются студентам также в электронном виде.
При наличии, укажите, какая дистанционная поддержка осуществляется при проведении контроля (выдача заданий, проверка работ и др.).
Содержание дисциплины Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.
Раздел 1 Название раздела
Содержание тем (для лекции, семинара)
Количество часов аудиторной работы – по темам.
Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: для выполнения заданий по текущему контролю, подготовки к семинарским и практическим занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях по усмотрению преподавателя и другое.
Литература по разделу: [Приведите перечень источников, или укажите ссылку на источник из раздела Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Для базового учебника обязательная ссылка на разделы. Если базовый учебник не охватывает какую-либо тему, указывается ридер или другая литература] .
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: например, если для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.
Раздел 2. Название раздела
РАЗДЕЛ 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.
Тема 1.Культурология как интегративное знание.
Культурология в системе социально-гуманитарного знания. Объект, предмет и методы культурологии. Интегративный характер культурологического знания: философия, социология, психология, история, антропология культуры.
Основные этапы становления культурологии: теоретический и прикладной аспекты. Современное состояние культурологического знания и его гуманистическая миссия.
Культурология как учебная дисциплина. Роль знаний о культуре в системе профессионального образования.
Литература:
Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2009
Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб., 1997
Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973
Теоретическая культурология. – М., 2005
Философия культуры. Становление и развитие. - СПб., 1998.
Шишова Н.В., Волкова Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону, 2009 Тема 2.Культура: понятие, структура, функции.
Понятие культуры в истории философии (немецкая философская традиция, французское Просвещение, русская философская мысль Х1Х- начала ХХ века): культура и цивилизация, культура и общество.
Культурогенез: проблема происхождения и сущности культуры в философии конца Х1Х - ХХ вв. ( Ницше, Шпенглер, Фрейд, Кассирер, Хейзинга, Бахтин, Лотман).
Современное понимание феномена культуры: морфология культуры и функции культуры как системы.
Культура и природа: внутренняя и ”внешняя” природа, ”вторая” природа, экологические проблемы современного человечества и экология культуры.
Субъект культуры: человек как творец культуры. Человек как творение культуры: инкультурация и социализация. Личность и культура: проблема культурной самоидентичности и проблема саморазвития личности.
Литература:
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977
Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. История мировой культуры. – М., 2010
Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 2004
Лотман Ю.М.Внутри мыслящих миров. Человек. Текст. Семиосфера. История. – М., 1999
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. – СПб., 2002
Теоретическая культурология. – М., 2005
Теория и история мировой культуры. – СПб., 2008
Хёйзинга Й. Homo ludens.Человек играющий. Статьи по истории культуры. – М., 2003 Тема 3. Культура и экономика.
Экономика: производство, организация труда и потребление как факторы и сферы социокультурной адаптации. Социокультурная специфичность экономической сферы разных типов общества: роль культурных традиций.
Человек культурный и человек экономический: современные проблемы взаимоотношений людей в сфере экономики. Культурные ценности и нормы: культура предпринимательства и ”деловая культура”. Имидж и социокультурные роли ”делового человека”.
Инновационный характер современной профессиональной деятельности: творчество и культура, труд и вдохновение. Творчество как процесс самодетерминации и самосозидания личности – человека и профессионала.
Литература:
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990
Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. Т.1. – М.,1986
Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. – М., 2008
Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Захаров Д.К. Этика деловых отношений. М., 2008.
Петрунин В.К., Борисов Ю.Ю. Этика бизнеса. М., 2007
Роуден М. Корпоративная идентичность. – М., 2007
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992
Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб., 2002 РАЗДЕЛ 11. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРНЫХ КАРТИН МИРА.
Тема 4. Типология культуры. Запад и Восток.
Типология культуры: проблема выбора оснований для классификации культуры. Историческая типология: культурные картины мира исторических эпох. Социальная типология. Массовая и элитарная культуры. Этнические и национальные культуры.
Запад и Восток как культурные феномены. Формирование представлений о специфичности Запада и Востока. Проблема диалога и конфликта культур. Базовые смыслы культур Запада и Востока и их актуализация в жизнедеятельности человека. Культура России как синтез культур Запада и Востока.
Литература:
Борзова Е.П., Бурдукова И.И. Культура и политические системы стран Востока: Учебное пособие. – СПб., 2008
Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М., 1997
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2002
История мировой культуры: Учебное пособие под редакцией Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2008
Островская Е.П., Рудой В.И. Космос и карма. Введение в буддийскую культуру. – СПб., 2009
Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура. – СПб., 2003
Хёрай. Японские сказания о вещах не совсем обычных. – М.,1991.
Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л., 1983 Тема 5. Человек мифологической эпохи.
Человек в его доистории: зависимость от природы. Орудийная деятельность как предпосылка формирования человеческой культуры. Синкретизм первобытного мышления и синкретизм первобытной культуры.
Миф как первая форма мироосвоения и социального наследования. Предпосылки, сущность и характерные черты мифологического сознания. Обычай, миф и ритуал и их социальные функции.
Место и роль мифа в мировой культуре. Миф и религия. Миф и искусство. Мифологизм современной массовой культуры. Современная социальная мифология.
Литература:
Антонян Ю.М. Великая мать. Реальность архетипа. – СПб., 2007
Барт Р. Мифологии. – М.., 2000
Голосовкер Я.Э. Избранное. Логика мифа. – М., 2010
Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. – СПб., 2000
Лифшиц М. Мифология древняя и современная. – СПб., 1980
Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность. – М., 1994
Мифы народов мира: В 2тт. – М., 1987-1988 Тема 6. Античность: человек как мера всех вещей.
Социально-экономической контекст эпохи и его культурно-значимые факторы.
Отношение к труду и рабству в Древней Греции и Риме. Гражданство как культурный фактор . Античная культура как мужская культура.
Античный гуманизм: человек как мера всех вещей. Культурно-значимые типы человека и формы его отношений к природе (космоцентризм), обществу (развитие идеала гражданственности: от афинской демократии к имперскому сознанию) и самому себе (вещественность, телесность).
Место и роль античного наследия в культуре человечества.
Литература:
Античность. Зарождение цивилизации. – М., 2008
Античноть перед загадкой человека и космоса. Хрестоматия. – СПб., 2008
Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 тт. том 1. Древний Восток и античность. – М., 2007
Грядовой Д.И. История философии. Книга 1. Древний мир. Античность. – М., 2009
Йоне Р. Словарь Античности. – М., 2008
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1-9. – М, 1957-1996.
Петракова А.Е. Искусство Древней Греции и Рима: Методическое пособие. – СПб., 2009
Ревзин Г. Путешествие в античность. – М., 2010
Светилова Е.И., Ермолова И.Е., Шопина Н.Р. Античность. Словарь-справочник. – М., 2007
Савельев А.Е. Культура Древней Греции. – М., 2008 Тема 7. Человек Средневековья.
Средневековое хозяйство и социальная иерархия как основа средневековой культуры. Сословный характер средневекового человека (сословный быт и мораль). Корпоративная культура средневекового мира.
Сакрализация культуры. Церковь как главный институт экономической, политической и культурной жизни. Утверждение и развитие идеологии христианства и отражение этого процесса в культуре.
Теоцентризм и символизм средневековой картины мира. Двойственность человеческого бытия: ”образ Божий” и ”раб Божий” (между Богом и дьяволом). Культурно санкционированные типы и формы отношений людей и особенности социальной психологии средневекового общества. Двойственность культуры: церковная и смеховая культура.
Хронотоп древнерусской культуры - изменение места человека в системе экономических, политических и социальных связей (культурные смыслы мира, общины и власти). Древнерусская духовность как православие: отношение Бога и человека – главный вопрос древнерусской культуры. Дуализм древнерусской культуры.
Литература:
Азимов А. Темные века. Раннее Средневековье в хаосе войн. – М., 2006
Баринг-Гоулд С. Мифы и легенды Средневековья. – М., 2009
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990
Вачьянц А.М. Западноевропейское Средневековье. – М., 2009
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972
Иванов К.А. Золотой век Средневековья. Как жили люди в эпоху рыцарей и трубадуров. – М., 2008
Из истории русской культуры. Т. III. – М., 1996
Ле Гофф Ж.. Другое Средневековье. – Екатеринбург, 2000
Ле Гофф Ж.. Цивилизация Средневекового Запада. – М., 2002
Мигранян З.А. История западной культуры: Античность, Средние века, Возрождение. – М., 2009
Соловьев Е. А., Новикова Л.А. История мировой культуры. Часть 2: Учебное пособие. – М., 2007
Средневековье и Возрождение. – М., 2009 Тема 8. Культура и человек в эпоху перемен - Возрождение.
Социально-экономические основы и социально-психологический климат эпохи Возрождения. Город как лаборатория культуры. Изменение отношения к труду и новые тенденции в экономике. Новое отношение к времени, пространству и информации.
Формирование новой картины мира и ориентация на позитивное знание. Значение гуманитарного знания и отношение к нему в культуре Возрождения. Взаимоотношения науки и религии и их место в культуре.
Гуманизм эпохи Возрождения: человек универсальный и деятельный (культ Мастера). Индивидуализм и субъективизм как ведущие черты нового типа личности. Титанизм эпохи и его оборотная сторона. Эстетизм человека Возрождения.
Пессимизм позднего Возрождения. Противоречивость культурных тенденций переходных эпох. Культура переходных эпох России: история и современность.
Литература:
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль культуры. – М., 1975
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М.. 1996
Василенко Н.В. Северное Возрождение. – М., 2009
Вачьянц А.М. Ренессанс. – М., 2009
Всемирная история. Средние века. Возрождение и реформация. Эпоха просвещения. – Минск, 2002
Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. – М., 2008
Дзуффи С. Высокое и позднее Возрождение. XVIвек. Чинквеченто. – М., 2009
Итальянское Возрождение. Северное Возрождение. Импрессионизм. В 3-х т. Т.1, т.2. – М., 2009
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1998
Мигранян З.А. История западной культуры: Античность, Средние века, Возрождение. – М., 2009
Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. – М., 2008 Тема 9. Человек машинной эпохи (формирование культуры Модерна).
Капиталистическая экономика и машинное производство как культурно-значимые факторы эпохи 17-19вв. ”Дух предпринимательства” как социально-психологический климат культуры эпохи. Экономика и протестантская этика: формирование новых культурных смыслов.
Техницизм и рационализм - доминирующие черты культуры Х1Х века. Место и роль ученых и инженерства в культуре эпохи. Поляризация тенденций культуры: утилитаризм и эстетизм.
Нарастание кризисных тенденций в культуре Модерна на рубеже Х1Х - ХХ веков: человек перед лицом проблем собственного существования.
Литература:
Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. Т.1. – М.,1986
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990
Всемирная история. Средние века. Возрождение и реформация. Эпоха просвещения. – Минск, 2002
Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1964
Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. – М., 2009
Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. Т.2. – СПб., 2006
Ортега-и-Гасет Х. Запах культуры. – М., 2006
Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966
Федор Шехтель и эпоха модерна / Fedor Shekhtel and the Epoch of Art Nouveau. – М., 2009
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003 Тема 10. Мир человека в российской культуре Х1Х - начала ХХ вв.
Социально-экономическая динамика России Х1Х - начала ХХ вв. как контекст культурных процессов: от крестьянского хозяйства и промышленному производству. Хронотоп культуры: деревня и город, историчность и вневременность.
Бинарность культурных смыслов: революционеры и просветители, западники и славянофилы, деятели и пророки.
”Серебряный век” как социокультурная эпоха. Социально-психологические особенности культурного климата России в условиях войн и революций (быт и нравы). Художественная культура: поиск новых форм.
Русская интеллигенция и революция: трагедия русской интеллигенции. Взаимоотношения интеллигенции и народа. Революция как ”возмездие” русской интеллигенции.
Проблема культурной модернизации России: история и современность.
Литература:
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М., 1997
Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие. – М., 2009
Гладкова А. Русская культурная семантика. Эмоции, ценности, жизненные установки. – М., 2010
Ключников Ю.М. Лики русской культуры. – М., 2010
Кондаков И.В. Культура России: учебное пособие. – М., 2008
Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. – М., 1985Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( XVIII – начало XIX века). – СПб., 2008
Русский мiръ. Пространство и время русской культуры. Альманах. №2, 2009. – СПб., 2009
Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств. – Ростов-на-Дону, 2009
Традиционная книга и культура позднего русского средневековья. Часть 2. // История, книжность и культура русского старообрядчества. – Ярославль, 2010 РАЗДЕЛ 111. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ.
Тема 11. Коммуникации в культуре
Понятие культурной коммуникации. Коммуникация в культуре и проблема ценностей. Нормативность культурных коммуникаций.
Системность культуры и системность культурных коммуникаций: культурные коды.
Коммуникативная ситуация в культуре: структура, содержание, особенности, типы. Межличностная коммуникация, массовая коммуникация, автокоммуникация. Ритуальность и проблемность коммуникаций в культуре. Личность и проблема коммуникативного стиля.
Межкультурная коммуникация: проблема языка. Специфика и особенности языков культуры. Вербальные языки: российский контекст (главные проблемы). Невербальные языковые коды и их значение в коммуникативных процессах. Коммуникативная символика в культуре: смысл, цели, функции.
Культурный релятивизм и культурный глобализм современных коммуникативных процессов.
Литература:
Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М., 2003
Верещагин Е.М., Костромаров В.Г. Язык и культура. – М., 1973.
Гильдебранд Дитрих фон. Метафизика коммуникации. – СПб., 2000
Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. – М., 2010
Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А., Культура и текст. Введение в лакунологию. – М., 2010
Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2009
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003 Тема 12. Культура и глобальные проблемы современности.
Социально-экономический контекст современной эпохи и особенности ее культурной ситуации. Экономика и техника как культурные факторы. Технократизм и гуманизм как тенденции и проблема культуры.
Социально-политические факторы культуры ХХ века. Человек в тоталитарных культурах. Драматизм перехода от тоталитарной к демократической культуре.
Наука и искусство ХХ века - выражение антропогенного кризиса как катастрофы духа и тела. От культуры Модерна к Постмодерну.
Культурные смыслы человеческого существования в информационном обществе ХХ1 века. Глобализация мирового культурного пространства: универсализация культуры человечества и порождаемые ею проблемы. Прогрессистский, регрессистский и демократический сценарии отношения к культуре современного человечества.
Проблемы культурного наследия в современной России. Задача охраны культурного наследия как условие дальнейшего развития российской культуры.
Литература:
Бранский В.П., Пожарский С.П. Глобализация и синергетический историзм. – СПб., 2004
Измененные состояния сознания. Под редакцией Секацкого А.К. – СПб., 2006
Контркультура. – СПб., 1991
Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. – СПб., 2009
Лиотар Ж. Состояние Постмодерна. – М., СПб., 1998
Маркузе Г. Одномерный человек. – М.,1994
Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. – М., 2002
Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. – СПб., 2001
Постмодерн: тексты культуры или культура текста. – Саратов, 1994
Рыков А.В. Постмодернизм как радикальный консерватизм. – СПб., 2007
Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. – СПб., 2007
Образовательные технологии В ходе занятий используются активные и интерактивные формы проведения занятий – деловые и ролевые игры, разбор статей и культурологических кейсов, обсуждение презентаций студентов.
используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор статей (культурологических задач - кейсов) используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор статей (культурологических задач - кейсов). в рамках курса, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов]
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |