Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка





НазваниеПрограмма по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации07.10.2013
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по обществознанию

(10-11 кл)

Пояснительная записка.

Составитель Нешева Елена Александровна

Рабочая программа составлена на основе стандартов первого поколения 2004 года для 10-11-х классов и обязательного минимума содержания образования 1999 года, авторской программы «Обществознание 10-11 классы», авторы – Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов, А.И. Матвеев. Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень), выпущенными издательством «Просвещение»: для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголю­бова, для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по общест­вознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изуче­ния: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные от­ношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объ­ектах дают социология, экономическая тео­рия, политология, социальная психология, пра­воведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержа­ние курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, сово­купность моральных норм и прин­ципов поведения людей по отношению к обществу и дру­гим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гума­нистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает пре­емственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рас­смотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понима­ние которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра­фия», «Литература» и др..

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базо­вом уровне направлено на достижение сле­дующих целей и задач:

развитие личности в период ранней юности, ее духов­но-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведе­ния, основан­ного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и са­мореализа­ции; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, правового самосознания, толерант­ности, приверженности гуманистическим и демократичес­ким цен­ностям, закрепленным в Конституции Россий­ской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об об­ществе, его сферах, пра­вовом регулировании общественных отношений, необхо­димых для взаимодействия с социальной средой и выпол­нения типичных социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономичес­ких и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмыс­ливать социальную (в том числе экономическую и право­вую) информацию, анализировать, систематизировать по­лученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятель­ности, необходи­мых для участия в жизни гражданского общества и госу­дарства;

формирование опыта применения полученных зна­ний и умений для решения типич­ных задач в области со­циальных отношений, гражданской и общественной дея­тельности, межличностных отношений, отношений меж­ду людьми различных национальностей и ве­роиспове­даний, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми спо­собами и средствами защите правопорядка в обществе.

Используемые технологии, методы и формы работы:

- работа с источниками социальной информации с использова­нием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интер­нета);

- критическое осмысление актуальной социальной информа­ции, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суж­дений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные си­туации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обуча­ющих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм по­ведения (в школе, общественных местах и т. п.);

- применение полученных знаний для определения экономичес­ки рационального, право­мерного и социально одобряемого поведе­ния и порядка действий в конкретных ситуа­циях;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о со­временных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Формирование общеучебных умений и навыков, универсальных спо­собов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Об­ществознание» на этапе среднего (полного) общего обра­зования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставле­ние, оценка и классифика­ция объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, от­ражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, право­мерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуа­циях;

  • умение обосновывать суждения, давать определе­ния, приводить доказательства (в том числе от противно­го);

  • поиск нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа и извлече­ние необходимой ин­формации из источников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудио­визуальный ряд и др.), отделение основной ин­формации от второстепенной, критическое оценивание достоверно­сти полученной ин­формации, передача содержания ин­формации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотро­вое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массо­вой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познаватель­ной деятельности для решения задач творческого и поис­кового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение при­емами исследовательской деятельно­сти, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что владение ос­новными видами публичных выступле­ний (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), сле­дование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных мо­делей социальных объектов, процес­сов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользование мультимедийными ресурсами и ком­пьютерными технологиями для обра­ботки, передачи, сис­тематизации информации, создания баз данных, презен­тации резуль­татов познавательной и практической дея­тельности;



Программа «Обществознание 10-11 классы»

Авторы – Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов, А.И. Матвеев.

10 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч)

Тема 1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Обще­ство и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная си­стема. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек (12 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, со­циальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни челове­ка. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 ч)

Тема 3. Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо­мики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и вза­имодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в со­временном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (12 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при­знаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 ч)

Тема 7. Право как особая система норм (10 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государ­ственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.

Резерв времени — 4 ч.

11 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Резерв времени 6 ч.

Внесенные изменения.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 140 ч для изуче­ния на базисном уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 классах по 70 ч из расчета 2 ч в неделю, один из которых планируется для различ­ных видов самостоятельной работы учащихся. При этом в программе преду­смотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для реали­зации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Согласно действующему в МОУ СОШ №19 учебному плану, календарно-тематиче­ский план предусматривает следующую организацию процесса обучения:

  • Обществознание 10 класс - 68 часов

  • Обществознание 11 класс – 68 часов

Календарно – тематическое планирование предусматривает проведение занятий по региональному компоненту, организацию проектной работы учащихся, различные виды самостоятельной работы на уроке и дома, а также работу по подготовке к ЕГЭ.
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа.

Планирование занятий по региональному компоненту в 10 классе



Тема урока

урока

Региональный компонент

1

Мировоззрение. Ценностные ориен­тиры личности. Патриотизм и граждан­ствен­ность

9

Р.К. Патриотизм и гражданская позиция в поступках наших земляков

2

Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и само­реализа­ция

15

Р.К. Выдающиеся личности на­шего города


3

Семинар. Диалог культур.

21

Р.К. Культура казаче­ства и на­родов Северного Кавказа.

4

Религия, ее роль в жизни общества.


24

Р.К религиозные конфессии на территории Ставропольского края.

5

Семинар по Р.К. Экономика Ставро­польского края

30

Семинар по Р.К. Экономика Ставропольского края

6

Социальные аспекты тру­да. Культура труда

35

РК. Формирование пенсион­ных накоплений.

7

Культура межнациональных от­но­ше­ний.

39

Р.К. Межнациональные от­ноше­ния на Северном Кавказе.

8

Лабораторная работа Р.К. Структура государственной власти в Ставрополь­ском крае.

47

Р.К. Структура государствен­ной власти в Ставропольском крае

9

Избира­тельные системы. Политиче­ская идеология.

53

Р.К. Краевые и муниципаль­ные выборы

10

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

58

Р.К.Законодательство Ставро­польского края

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconРабочая программа пояснительная записка
Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию в 9 классе. Пояснительная записка
...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс
Государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.,...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию. 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПрограмма по обществознанию 10 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обществознанию в 7 классе
Ммы общеобразовательных учреждений по обществознанию для 7 класс (авт Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013)
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию 10-11 класс...
Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (А. И. Кравченко, И. С. Хромова. Программы курса «Обществознание»....
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПрограмма для 5-х классов составлена Сасиной Е. Н. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка в 7 классе первой изучается тема, отражающая...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 6-9 класса (2004г) и программы...
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Л. Ф ивановой м «Просвещение» 2011г
Программа по обществознанию (10-11 кл) Пояснительная записка iconРабочая программа «Обществознание» 9 класс Пояснительная записка...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск