Предмет политологии и её функции





Скачать 117.27 Kb.
НазваниеПредмет политологии и её функции
Дата публикации29.06.2013
Размер117.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

1.Предмет политологии и её функции. Политология в переводе на русский язык означ учение о политики. Термин «Политологич. наука» внёс в середине 20в американский социолог и политолог Лассуэл. Предмет политологии является: можно определить три подходя к данной науке: 1) политология – это наука о гос-ве (Аристотель 5 в.д.н.э.), 2) Полит. – это наука о политики и политич. деятельности в целом, 3)Полит. – наука о политич. власти и управления обществом. Политология – это наука о политике, политической власти и полит. взаимоотношениях. Предмет политолог. политика, политич. власть , субъекты политики (это стороны, кот участвуют в полит процессе: полит партии, правительство, полит лидеры, отдельные люди и т.д.), объект политологии (это политич сфера , жизнь; политич проблемы, события и прогнозы). Объект политологии – это та сфера жизни где идут полит. процессы. Основной проблемой политолог явл политич. влсть.

Ф-ии политологии:1) методологическая – выводы политической науки могут служить основой для более частых политических теорий, изучающих отдельные обществ. явления. (Методология – основа, фундамент); 2)Теоретико-позновательная: политология формирует знания о политики и её роли в обществе; 3) Мировоззренческая – способствует выработке определённого видения политич действительности; 4) Регулятивная – усвоение политич знаний оказывает непосредственное влияние на политическое поведение; 5) Прогностическая – политология выявляет ф-ию прогноза событий и ситуаций; 6) Оксеологическая - политология даёт оценку политич. институтам, строю, поведению и событиям.
2.Понятие политики, её структура и функции. Термин «Политика» возник в др. Греции и создал его Аристотель. Первоначально этот термин обозначал различные формы гос.правления. Платон под политикой понимал «искусство жить вместе». В полит.науке до сих пор нет идут споры о том, что вкладывать в понятие «политика». Существует общение определение политики: это деятельность гос.органов, политич партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими соц.группами, нациями и гос-ами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочнения политич. власти или её завоевания специфическими методами и ср-ами (Мирные метода – это парламентские выборы; немирные – революции и военные перевороты).

Структура политики (т.е. её элементы): 1) Политич. интерес – это внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает людей к постановке опред. политич. целей и осуществлению конкретных политич действий по их достижению; 2) Политич организация – это политич партии и движения, парламент, оппозиция, т.е. структуры, кот явл центрами управления и регулирования общественными процессами; 3) Политическое сознание – это осознанное восприятие политической жизни и осознанное отношении е людей к своим властно-значимым интересам; 4) Политич. отношения – это отношения между политич. партиями, лидерами этих партий, институтами власти (ветви власти: законодат, исполнит, судебная), отношения полит партии и президента, полит партии и правительства, правительства и оппозиций; 5)Политич. деятельность – это повседневная деятельность парламента, президента, правительства, политич. партий и их лидеров. Ф-ии политики-это основные направления её деятельности. 1) выражение властнознчемых интересов всех групп и слоёв общества; 2) укрепление связи между народами, человеком и природой; 3) обеспечение цивилизованного диалога граждан и гос-ва; 4) поддержание целостности общества, стабильности и порядка в нём; 5) забота о личности отдельно взятого человека.

4.Политическая мысль в новое время (17-19вв).

Жан Баден (юрист по образованию) свои полтич идеи развил в работе «Шесть книг о гос-ве». Отвергал аристократическую концепцию возникновения гос-ва путем перерастания семьи в селение и, наконец, в полис, Баден утверждал, что, при всём сходстве с семьёй, гос-во, формируя обширное сообщество, основано не на инстинкте, а на силе. Оба объединения сходны в обладании авторитета. В семье – это власть отца, первоначально возникающая в почитании старших. В гос-ве авторитет называется суверенитетом (высшая власть над обществом, не ограниченная законом; вечен и неделим, должен передаваться по праву наследования).,который явл продуктом силы. Власть – естественный атрибут силы. Она основана на неравенстве людей. Поэтому, если цель существования гос-ва заключается в достижении блага, её реализация требует централизованной и мощной власти, призванной достич и поддерживать единство.

Томас Гоббс. Выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с гос-ом. Такая власть возможно только в организованном сообществе, равнозначному миру. Но мира можно достичь только только путём отказа от прав. Если люди хотят безопасности, они должны отказаться от возможности направлять свои склонности куда им вздумается, не обращая внимания на других. Реализация принципов государственности на практике возможна только путём общественного договора, который должен быть всеобщим и взаимным. Власть как бы объединяется в единую массу и передаётся одному человеку или корпорации правителей, кот используют её для общественного блага.

Локку поделил власть на две ветви: законодательную и исполнительную. Монтескье на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В 19 веке важным становится вопрос о том, как осуществляется власть и теория власти обогащается новыми положениями – системой представительства народа в структурах власти, т.е. своё право участвовать в управлении гос-ом: основная масса людей отдаёт свои голоса на избирательных участках, отдавая свои голоса за того или иного кандидата в депутаты, который и представляет интересы народа в парламенте. Этот механизм действовал в 20 веке и перешёл в 21. В 20 веке было включено положение о том, что власть осуществляется группой лиц, которые приобрели её в результате конкуренции. (депутатский корпус в парламенте).
9.Политич. Система Общества (ПСО). Определение, структура, ф-ии. Термин ПСО появился в середине 20 века. ПСО – это совокупность гос-ых и негосударствнных организаций и учреждений осуществляющих власть в управление делами общества, регулирование отношений между классами, соц.группами, гос-ами и обеспечивающая стабильность общества и определённый соц.порядок на определённой территории. Структура ПСО: 1) Ядром ПСО явл. полит.сстема; 2) негос. оргонизации (политич.партии, движения, церковь, профсоюзы, массовые оргонизации трудящихся; СМИ) 3)полит.отношения; нормы, правила; 4)принципы, которые регулируют полит.отношения + полит.сознание, политич.идеология, полит.культура.

Функции ПСО: 1) определение целей, задач и путей развития общества; 2) организация деятельности общества; 3) Распределение материальных и духовных ценностей; 4) Согласование разнообразных интересов гос-ва и социальных общностей; 5) разработка правил, законов и норм поведения людей в обществе; 6) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; 7) контроль за соблюдением выполнения законов и правил нарушающих политические нормы.


3.Политич мысль в древности и ср. века. Знание о гос-ве, о власти долгое время (2ое-1ое тысячелетие д.н.э. вплоть до нач. 17в) развивалось в рамках философии. В 5-4вв. д.н.э. китайский философ Конфуций в своих трудах объявлял власть правителя священной и даровонной небом. Деление людей на бедных и богатых он считал справедливым . Утверждал, что власть должна передаваться по наследству и вырожал интерсы богатой аристократии. В то время считалось, что фараоны и императоры посланы на землю богом, и существовало утверждение о божественном проихожд власти.

Постепенно политич взгляды освобождются от мифологии, выделяются в самостоят часть философии и это происходит в др. Греции и Риме (гамер, Пифагор, Демакрит, Сократ, Аристотель, и Цицерон). Эти мыслители (4-4в.д.н.э.) трактовали власть, как воплощение разума человека, они утверждали, что власть создаётся самими людьми. Платон высказал идею об идеальном гос-ве. Он не понимал демократию, а идеальное гос-во считал справедливым правлением избранных лидеров, т.е. утверждал, что все люди не могут управлять гос-ом и делать это должна небольшая часть общества образованных людей.

В середине века (5-15в.н.э.) споры о том, какой должна быть верховная власть носили острый политический характер и выражали борьбу Римской католической церкви и королей за верховенство власти. Августин (4-5 в.н.э.) доказывал, что власть церкви должна быть выше власти королей, т.к. церковь – это есть божье гос-во, где царит всеобщее равенство и мир.

Фома Аквинский считал, что власть правителя должна быть выше церковной власти, она должна быть законной. Он различал абсолютную и политическую монархию и предпочтение отдавал политической, т.к. при ней монархи руководствуются законами и действуют в их пределах. Он был староником светской власти. До конца 16в. Политич наука не имела своего статуса. И лишь с появлением итальянца Макиавелли происходит выделение знаний о гос-ве и власти из рамок философии в отдельную науку – это начало создание полит.науки (конец 16 нач 17в.)
6.Понятие Власти. Концепция власти.

Проблема власти явл центральной проблемой в политологии. Власть – это способность и возможность оказывать влияние на действия и деятельность людей с помощью определённых средств: авторитета, права и насилии. Это понятие в науку было введено в сер. 20в, нем.политологом М. Вебером.

Структура власти. 1) Субъект – это тот кто осуществляет власть (политич партия, отдельно взятый человек и т.д.); 2) объект – это то, на что направлена власть; 3) средства (ресурсы) власти – это способы, которыми осуществл. власть; 4) процесс – это механизм который приводит в движение всё элементы власти. Концепция власти. 1) Темологическа (Американец Лассуэл) характеризует власть, как способность достижения поставленных целей. А та же взаимодействие человека с окруж. миром; 2) Бихевиористская (американская) – рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются; 3) Структуролиская – рассматривает власть, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности, разделения функций управления и исполнения.
7.Легитимность власти. В переводе с французского означает «законность», «узаконенность». Проблему легитимности власти в политике изучал М. Вебер. Легитимность- это доверие народа к власти и добровольное подчинение народа к этой власти. Легитимность связанна с наличием у власти авторитета. М. Вебер выделил 3 типа легитимности власти: 1) Традиционная легитимность – существует традиция уважать власть. Это характерно для Монархии (Напр. В Англии уважение короля и королевы); 2) Харизматическая – это вера в исключительные способности вождя и они характерны для революций и военных переворотов; 3) Рационально - легальная легитимность – основана на уважении законом и характерна для демократических гос-авств.
8. Политическая власть и её сущность. Политическая власть – это особый вид власти. Это специфическая форма общественных отношений между большими соц.группами, слоями, классами и их способность проводить свою волю, выраженную в политических решениях и действиях. Признаки политич. власти: 1) распространяется на всё общество; 2) сочетает в себе все виды власти; 3) Её решение обязательно для всех других видов власти; 4) Ядром политической власти является власть гос-ая. Ф-ии политич. власти: 1) Выработка стратегий управления обществом; 2) разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества; 3) Оперативное управление и регулирование общественными процессами; 4) Контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества.

Ядро полит.власти составляет гос.власть. Её признаки: 1)использование права на легитимное насилие; 2) Наличие аппарата принуждения; 3) официальный характер; 4) структурированность, т.е. наличие аппарата власти. Гос.власть в РФ осуществляют: президент, федерал. собрание, правительство РФ и суды РФ. Гос.власть осуществляется только в рамках гос-ва, а полит.власть в рамках полит.системы общества, и поэтому последнее понятие шире первого.

13. Уроки демократии. Под уроками демократ.понимается то, чему учит демократия: 1) Демократия – это альтернатива любой тирании , тоталитаризму, адменитсративно-командной системе, но она не гарантирует хорошего правительства и сильной власти; 2) Она не гарантирует решение социальных и экономических проблем; 3) Демократ.развивается быстрее и увереннее там, где роль гос-ва в экономике ограниченна; 4) Главное в демократ. – это реализация принципа конкуренции в сфере политики; 5) чем выше средний доход на душу населения, тем крепче позиции демократии; 6) развитию демократии способствуют длительные периоды мирного времени, а войны и конфликты препятствуют этому процессу.

11.Политика и другие сферы общественной жизни. Политика связанная с другими сферами обществ.жизни. В стабильных демократич.обществах с другими общественными сферами носит устойчивый характер и наблюд. тенденция к понижению роли методов общественного регулирования общественных отношений. А)Политика и экономика. Полит. обуславливается экономич. сферой, экономич. отношениями и экономическими интересами общества. Там, где экономика преобладает над политикой не бывает жёстких потрясений, общенационал.кризисов и революций. В современном мире объективно возраст. роль гос-ва и политики. Гос-во вмешивается в экономику; применяет командно-приказные методы управления. Это приводит к созданию замкнутой системе национал.экономики железного зановеса и такая политика назыв. «опорой на собственные силы». В наст.вр. экономика и политика приобретает международ.характер. Большую роль в развитии экономич.партнёрства играют: ООН, Международный банк реконструкции и развития, международн. Валютный фонд и др. Россия принимает в этом участие. Одной из форм межгос.политич.объедин. в З. Европе можно назвать Европарламент. Он даёт странам –учатникам свои рекомендации по вопросам политич., экономич. и валютной эмиграции в рамках единого общего Европейского рынка. Это даёт основание утверждать, что полит. тесно связанна с экономикой. Б) Политика и право. Право закрепляет в действующем законодательстве основные принцепы политич.гос-ва тех или иных сил. Без права невозможно существования гос-ва. В)Политика и мораль. Мораль-это особая сфера общественной жизни, которая включает в себя сознание, нормы и реальное поведение людей. Мораль основана на оценки любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла; справедливости и несправедливости и др. критериев. Мораль может существовать как групповая, сословная, классовая, профессиональная.
15. Понятие Гос-ва. Формы правления и формы устройства.

Госуда́рство — особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Формы гос.устройства. Все гос-ва различаются по их национально—территориальному устройству и в связи с этим делятся на 2 группы: унитарные и федеральные. Унитарные гос-ва – органы местной власти имеют некоторую автономию и подченены центральным органам гос.власти, которые осуществл.жёсткий контроль над их деятельностью. (Англия, Франция, Китай и др.) Федерация – это такая форма устройства, при которой несколько гос.образований объединены в союзное гос-во. Субъекты федерации обладают суверенитетом, но их права ограничены федеральной конституцией. Существует три уровня власти: местный ( в городах и районах), центральный, автономная республика. Формы правления. При президентской форме правления глава гос-ва президент, он же явл.гловой правительства. Отличительной особенностью явл.отсутствие премьер-министра. Данная республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствие у правительства института парламентской ответственности; отсутствием у президента права роспуска парламента и др. Данная республика строится по принципу жесткого распределения властей: в конституции закрепляются разграничение компетентности между высшими органами законодат.,исполнит. и судебной власти, кот.функционируют в течении всего срока полномочий. Прлупрезидентская форма правления. Основные признаки: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющие ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют примьер-министр и министры, образующие правительство, ответственные перед парламентом. (Франция, Исландия, Австрия и др.) Парламентская республика. Характеризуется тем, что: 1) парламент формально явл. полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента; 2) Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром; 3) Парламент может отправить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, если последние теряют поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право на предложение правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. (Италия, Германия, Швейцария).
14.Происхождение и сущность гос-ва. В современной политологии есть разные подходы к пониманию гос-ва: 1)Нормативный – рассматривает гос-во, как совокупность норм, которые упорядочивают поведение людей; 2) Институциональный – рассматривает гос-во как отдельный институт власти. Как централизованная структура оно возникло в конце средневековья (16в); 3) Социологический – рассматривает гос-во как население организованное определённым образом и осуществляющие совместные действия. Причины происхождения гос-ва: 1) общественное разделение труда, появление управленческого труда; 2) в ходе развития производства возникла частная собственность, классы и эксплуатация (Марксизм); 3) Демографические факторы: рост численности и плотности населения, переход народов от кочевнического образа жизни к осёдлому, запрет на кровосмешение, упорядычевание брачных связей – всё это требовало создание опред.структуры для решения данных проблем; 4) Психологические факторы: страх человека перед агрессией других людей; 6)Антропологические факторы: государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет политологии и её функции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика политологии. Взаимосвязь политологии с другими отраслями гуманитарного знания. Политология в системе общественных наук....
Предмет политологии и её функции iconТип урока: комбинированный Оборудование: таблицы «Политология», «Методы...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Предмет политологии и её функции iconРазноуровневые задания по политологии в 11 классе
...
Предмет политологии и её функции iconСамостоятельная работа по курсу «Политология» Тема Объект предмет...
Дегтярев А. А. О логике исследования в политической науке // Политология и современный политический процесс / Ред. И. И. Антонович...
Предмет политологии и её функции iconБанк Контрольно-Учебных Заданий. Рабочая тетрадь Задания 1-го уровня
...
Предмет политологии и её функции iconПредмет политологии методы политологии
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Предмет политологии и её функции iconПрограмма по политологии (для высших учебных заведений). Настоящая...
Учебно-методические материалы по курсу политологии для гуманитарных факультетов Казанского государственного университета (программа,...
Предмет политологии и её функции iconУчебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»...
Экономическая наука. Предмет экономической науки, её основные функции: познавательная, методологическая, практическая. Экономический...
Предмет политологии и её функции iconАспирантура отделения прикладной политологии факультета менеджмента
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Предмет политологии и её функции iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Политология и социология»
Семинар Предмет политологии и социологии. Политические идеи и идеалы Древнего Востока, Античности, Средневековья. (4 часа)
Предмет политологии и её функции iconТемы рефератов по политологии
Место и роль политологии в системе социально – гуманитарных и экономических дисциплин
Предмет политологии и её функции iconРефератов Понятие, предмет, метод, система, задачи и функции курса...
Понятие, предмет, метод, система, задачи и функции курса криминологии и профилактики преступлений
Предмет политологии и её функции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщить знания учащихся о понятии функции, аргумента, функции вида y= kx, y= kx + b, y= x2, y= kx2, y= x3, y= kx3, ввести...
Предмет политологии и её функции iconКурс, лечебное дело (2013/14 уч г.) П л а н
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (4 часа)
Предмет политологии и её функции iconПрограмма и темы контрольных работ по политологии Санкт-Петербург гуап
Данная программа и методические указания по политологии соответствуют государственным образовательным стандартам
Предмет политологии и её функции iconПрограмма курса «кланы в политическом процессе россии в конце ХХ начале XXI вв.»
Утверждено на заседании кафедры Сравнительной политологии факультета Политологии мгимо(У) мид россии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск