Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов





Скачать 49.46 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов
Дата публикации26.06.2014
Размер49.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Открытый урок

по

литературе

в 6 классе.
Тема: А.П.Чехов

«Лошадиная фамилия».


Учитель: Судакова Вера Алексеевна.


п. Заводской

2012г.

chehov910625029
Тема: А.П.Чехов(1860-1904). Рассказ «Лошадиная фамилия».

Цели урока:

-дать представление о личности А.П.Чехова;

- попытаться раскрыть природу смешного в рассказе Чехова;

- показать особенности чеховского стиля.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ рассказа.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям спра-виться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и по-могают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны; он не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень весёлым, неистощимым на выдумки человеком.

29 января 1860года в Таганроге в семье мелкого торговца родился Антон Павлович. Семья была большая – четверо братьев и сестра, постоянно терпела нужду. Отец Чехова – суровый религиозный человек, постоянно наказывал детей за любую провинность.

В 1868 году Антон Чехов поступил в Таганрогскую гимназию. Отец переезжает в Москву, где учились старшие сыновья. В 16 лет Чехов остаётся один, он даёт частные уроки, помогает родителям.

Окончив гимназию, поступает на медицинский факультет Московского университета и уже начинает печататься в юмористических журналах.

После окончания поселился под Москвой, в деревне Мелихово. « Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».

Во время страшного голода в России организует сбор средств голодающим, открывает общественные столовые.

1892 – 1893гг. – участковый врач во время эпидемии холеры.

На свои средства строит несколько школ для крестьянских детей, создаёт городскую библиотеку в Таганроге.

Нас поражает подвижничество Антона Павловича, его огромная сила воли.

В 1899году он переезжает в Ялту для лечения туберкулёза. Умер Чехов в 1904 году.

Он оставил большое художественное наследие: рассказы, повести, новеллы, пьесы.

Наша встреча с Чеховым-писателем открывается рассказом «Лошадиная фамилия».

2.Работа с учебником.

Юмористические рассказы Чехов начал писать с юности, когда приехал из родного Таганрога в Москву и поступил на медицинский факультет университета. Об этих годах прочитаем во вступительной статье учебника-хрестоматии. Прочитайте и ответьте на вопросы.

- Что такое псевдоним? (Запись в тетради Псевдоним - (греч.) вымышлен-ное имя, под которым автор публикует свои произведения).

- Почему Чехов подписывался псевдонимами?

Поясним, что «Антоша Чехонте» и другие забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.

3.Чтение рассказа и беседа по вопросам.

В пятом классе вы читали юмористический рассказ Чехова «Хирургия», где высмеиваются глупость и невежество, наверняка вы прочитали и другие рассказы. Прочитаем рассказ с забавным названием «Лошадиная фамилия».

Рассказ выразительно читает учитель.
- Кто герои рассказа? ( Как обычно героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные.)
- Какое событие послужило темой рассказа? ( Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное – у человека разболелись зубы.)
- Почему же рассказ о такой многим знакомой неприятности назы-вается юмористическим? Что делает рассказ смешным? ( Смешным оказывается сюжет: целое семейство занято поиском « лошадиной фамилии». Смешно суеверие образованного человека. Смешны способы, которыми пытается утихомирить боль отставной генерал. Смешны двусмысленные фразы: «Теперь только зубами и кормится», «Живёт не с женой, а с немкой». Смешны сами « лошадиные фамилии» и неимоверные умственные усилия, которые прикладывают герои для отыскания нужной фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка рассказа.)
- К какому жанру можно отнести рассказ?( Этот рассказ можно отнести к жанру анекдота.)

- Как достигается краткость, лаконичность рассказа? ( Рассказ начи-нается быстро, читатель сразу вводится в курс дела:» У отставного генерал- майора Булдеева разболелись зубы». Повествование лишено подробностей, пространных описаний. Предложения короткие. Рассказ динамичен, действие быстро развивается до неожиданного финала)

- Совпадают ли авторская речь и речь рассказчика ?( Перечитаем начало – это говорит рассказчик. Речь автора и речь рассказчика не совпадают.)

- Как проявляет себя автор?( Авторская речь и авторская позиция проявляются в ремарках: иронически изображён приказчик Иван Евсеич.)

-Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным, уничтожающим, снисходительным? ( Это смех над мелкими слабостями людей, смех над те , что забавно, но не опасно, смех добродушный.)

4. Чтение по ролям
-- Как речь раскрывает характер героя? Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Докажите эту мысль, обратившись к речи героев.

(Речь приказчика: « пошепчет, поплюёт – и как рукой», « заговаривает зубы – первый сорт», «в Саратове у тёщи живёт… Только зубами и кормится..» «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…»

Смешны предлагаемые варианты фамилий: Кобылин, Жеребцов, Лошаков, Жеребкин, Жеребчикович, Кобылянский и др.

Источник смешного – поведение героев и детали их внешнего вида.
Вывод: отдельная деталь в художественном тексте нужнее и заметнее в кратком художественном произведении.

Краткость – отличительная особенность чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов.

Точность и краткость – мерило художественности для Чехова. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений.

5. Подведение итогов. Слово учителя.
-Каковы особенности стиля Чехова?

(По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполнив эти требования, Чехов научился писать кратко. « Краткость – сестра таланта»- это была из любимых фраз писателя. Короткие рассказы были очень ёмкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием; значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строится на остром необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.)

Домашнее задание.

Знать содержание рассказа. Подготовиться к тестированию по рассказу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач»
Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной…
Формировать у учащихся представление о великой Отечественной войне, исторических событиях
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава»
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconКонспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!»
Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок в 5 «Б» классе на тему : «Красочные звуки Сказки»
Урок проводится в 5 «Б» классе. Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку?», тема урока «Красочные звуки сказки»
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок по русской литературе в 11 классе учителя Хасановой Ульяны Николаевны Тема открытого урока
«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится»
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Познакомить учащихся с разноречивыми отзывами современников Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок по русской литературе по теме: «Матера российская Атлантида?»
В. Г. Распутина, в период с 1 по 15 марта 2012 года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, в мбоу емешевская сош...
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconУрок математики в 5В классе моу «сош №124»
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Урок по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов iconКонспект открытого урока литературы в 8 классе
Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (А. П. Чехов «О любви», А. И. Куприн «Куст сирени»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск