Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»





Скачать 134.18 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
Дата публикации24.07.2014
Размер134.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( по рассказу Леонида Андреева « Кусака»)

Учитель Михайлова Татьяна Викторовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Семеновка г. Йошкар-Олы»

Тип урока: урок развития читательских умений и навыков.

Вид: обучение выразительному чтению, пересказу, написанию сочинений.

Цели урока:

Образовательные: формировать умение пересказывать текст, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь учащихся, анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; рисунки учеников, презентация на мультимедийной установке, толковые словари.

Эпиграф: Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.

Альберт Швейцер.

Ход урока:

Слайд № 1. Текст читает учитель.

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу поближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомство, а значит- дохода. Что же получается: деньги вместо души ? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? НЕ покинет ли нас доброта навсегда?

Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология—сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие? ( Е. Лайкова)

Запишите слова, чувства, эмоции, которые пришли к вам, когда вы слушали. (Ребята читают записанные слова: милосердие, доброта, сочувствие, сострадание, ответственность.)

Все эти чувства мы называем гуманными. Как вы понимаете смысл названных слов? Помогут нам определить более точное их лексическое значение толковые словари, которые вы видите у себя на столах:

ответственность—необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках.

Милосердие—готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание—жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманный- направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

Следовательно, речь сегодня на уроке пойдет о гуманных чувствах к нашим меньшим братьям.

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»- тема нашего урока представлена цитатой Антуана де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц». А слова гуманиста, философа, врача XX века А. Швейцера : «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу»,- прозвучат в качестве эпиграфа.

Я прочитала ваши работы, где вы делитесь первыми впечатлениями от рассказа. В большинстве ваших работ звучат слова грусть и жалость. Большинство возмущены поступком пьяницы-мужика и радуются, что Леля приласкала и приручила Кусаку. Всем жаль, что Леля уехала и оставила Кусаку. Но это “жаль” звучит уже без возмущения, без осуждения.

Некоторые кратки и категоричны: “Мне не понравилось, как хозяева оставили Кусаку”.

Другие ребята пишут: “Самое большое впечатление на меня произвёл эпизод, когда собака изо всех сил переворачивалась, стараясь развлечь дачников”.

Обратите внимание, что ни в той, ни в другой работе нет слова жалость, и наибольшее впечатление на ребят произвели вовсе не моменты физической жестокости по отношению к Кусаке.

А потому давайте ещё раз вспомним события рассказа, поразмышляем над ними, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь, повторюсь, в художественном произведении не бывает ничего случайного.

На прошлом уроке мы выделили в рассказе 3 части - в соответствии с периодами в жизни Кусаки. Напомните, что это за части.

1. До встречи с Лелей (1 глава).

2. Период “дружбы” с Лелей и другими дачниками (2, 3, 4 главы).

3. После отъезда Лели (5 глава).

(Чтение 1 абзаца.)

Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем это автору? (Читатель с первых слов ощущает ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака.)

Почему действие рассказа начинается именно зимой? (Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)

Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)

Чем можно объяснить такое отношение? (Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и инстинктивная потребность в общении.)

Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)

Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки. <. Слайд 2>

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном случае страдательное как нельзя больше соответствует своему названию. Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

< Слайд 3>

И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.

Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено? (Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской.)

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки.

Интересно, что в первой главе о внешности собаки сказано только 2 слова: грязная и некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть.

Попробуем разделить. < Слайд 4> БЫЛО :

Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью. Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали.

Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх.

Есть: Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.

важно осматривала улицу вверх и вниз. Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем.

Обратите внимание на заключение, сделанное автором в конце описания Кусаки.

А почему? Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем? Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?

Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака почему-то вызывала у людей не желание покормить и пожалеть её, а сделать ещё более несчастной, увидеть страх в её глазах.

А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её стало просто неинтересно.

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие? < Слайд 5>

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: “И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

Перечитать эпизод со слов: “И все собирались…” < Слайд 6>

Что за странная мольба в глазах у Кусаки? Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

(В основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться; одна лишь разница: веселятся по-разному.)

<. Слайд 7>

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она Кусаку?

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.) < Слайд 8>

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ БЫЛО : НЕ БЫЛО:

1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ: ЗЛОБА, СТРАХ \ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА

2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ”

С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ : ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,\ СТРАХ,ЗЛОБА.

3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ :БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ, ИМЯ,ХОЗЯИН, ПИЩА,\ ЗЛОБА, СТРАХ.

Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит - отняли? Объясните лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

Что можно отнять?

(Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)

Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

< Слайд 9>

Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

Чтение стихотворения С. Есенина « Песнь о собаке».

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго ,долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот сбоков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она , скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Это стихотворение , которое заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

И ещё один вопрос: Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

Чтение стихотворения « Доброта" М. Лисянского.

Ах,как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в зтом убедились сами.

А может, не слова-дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого изнас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самыйчас,

Когда они другим необходимы.


Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. А, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы рассказа о Кусаке.

(Чтение главы) < Слайды 10 - 11>

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.

« Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может быть, это правда. Но загляните в собачьи глаза! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой». ( полярный исследователь Р. Амундсмен)

Чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Покинутая собака».

Покинутая собака

Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью...как тут быть?
Ее обидеть может всякий
И даже попросту убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых - злобный нрав,
Ее обидела природа ,
Достоинств этих ей не дав.
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем.
Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, покой забыв ,
Плесните ей немного супу!
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она!
Она поймет, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночество- огромность .
И невозможно потерять
Собачью вечную готовность:
Любить, служить и доверять.

Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк .
Внимательно вглядитесь ,люди,
В глаза покинутых собак!


Домашнее задание: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5 предложений.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» icon­Мир без насилия
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» говорит Маленький Лис своему другу принцу. Как просто и как точно подмечено отношение...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрок литературы в 7 классе по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»
Моу полдневицкая средняя общеобразовательная школа Поназыревского района Костромской области
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconМы в ответе за тех, кого приручили. (А. Экзюпери.)
Учитель русского языка и литературы высшей категории Алексеева Наталья Александровна
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л. Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы в ответе за тех, кого приручили. Час доброты (сценарий)/ Сост. Н. М. Бондаренко/ Новокарасукский сельский филиал мбук «Крутинская...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconМетодическая разработка урока литературы в 5 классе. «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрок по русской литературе по теме: «Матера российская Атлантида?»
В. Г. Распутина, в период с 1 по 15 марта 2012 года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, в мбоу емешевская сош...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconРазработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрок чтения в 1 классе по теме: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Вспомните, у кого из героев нашего учебника Чебурашка – любимая игрушка? (у Кати Персиковой)
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрок по литературе и английскому языку по теме «У. Шекспир. Писатель...
«Уроки культуры речи» в 9 «Б» классе гбоу лицей №179 был проведен открытый бинарный урок по литературе и английскому языку по теме...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрок-соревнование в 3-м классе по теме: "Домашние и дикие животные"...
Я – самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!”
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУроки «Искусство. Изо» в 9 классе. Один из уроков проводился по теме «Искусство перевоплощения»
Ребята придумывали и воплощали в жизнь сказочные и театральные образы. Баба-Яга и пираты получились разными: у кого-то очаровательными...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста, подчеркнуть мысль...
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск