Скачать 88.08 Kb.
|
«Надо быть милосердным» урок по повести В. Железникова «Чучело» Цели урока
Оборудование урока
Предварительная подготовка к уроку
Ход урокаОбращение к эпиграфам: Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно. Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие. В. ЖелезниковМожно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным. В. ЖелезниковПриступая к разговору о повести «Чучело», мы попытаемся уяснить, почему автор считает поступки главной героини достойнейшими и что значит быть милосердным. Слово учителя об авторе повестиВладимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях. «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б» - даже в их названии мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: людям надо верить. И надо уметь мечтать. И желать хорошим людям только доброго утра и ясного счастливого дня! Потом в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по-прежнему, светло и весело, не может. С горечью и гневом рассказывал он однажды на встрече с учителями о том, как в течение ряда лет был свидетелем вандализма подростков на могиле своего старшего друга К. Паустовского в Тарусе. Они приносили сюда спиртное, распивали его, нимало не смущаясь дикостью поступка, а потом расстреливали бутылки на гробнице… Ни просьбы, ни строгие предупреждения, ни обращение к их совести – ничто не помогало. Подрастали одни, на смену им приходили другие, и все повторялось сначала. После долгого перерыва писатель вновь возвратился к письменному столу. И написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя. В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка. Книга серьезна по содержанию и при чтении требует сосредоточенного внимания. Давайте проверим, на сколько вы готовы к обсуждению проблематики повести, к разговору о ее героях. С этой целью приглашаю вас к участию в литературной викторине по тексту повести. Литературная викторина
«На одном из таких холмов и возвышался старый дом, сложенный из крепких бревен, совершенно почерневших от времени. Его строгий простой мезонин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выходящие а все стороны света». (В этом доме живут Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич). «И в этой кутерьме она целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот какая у нее была славная и интересная жизнь». У кого была такая жизнь? (У Лены Бессольцевой)
«Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал консервные банки, пустые, разбросанные там и сям нахальными туристами. Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. И если ему удавалось поразить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бурной радости». (Валька-живодер.) «Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика». (Лена.) «Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко надвинув на лоб, в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. За это дети его дразнили Заплаточником, но, кажется, он их даже не замечал. Редко-редко он вдруг оглядывался и смотрел им вслед с нескрываемым удивлением. Тогда они стремительно уносились от него, хотя он никогда не ругался и не гнался за ними». (Николай Николаевич Бессольцев.) «Она была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она е шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что она нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато блистала во всем воем великолепии…» (Шмакова.)
«Он ведь не был трусом. Ты же помнишь, как он у Вальки отбивал собак, как дрался со старшим братом, с Петькой. Он вытащил из горящего сарая кошку только потому, что маленькая девочка плакала – это была ее кошка». (Лена деду о Димке.) «Жадина? – он громко рассмеялся. – Смешно. Он с большим вниманием стал разглядывать свое пальто. – Ты думаешь, в нем ходить совсем уж неприлично?.. А знаешь, я это пальто люблю. В старых вещах есть что-то таинственное… Утром я надеваю пальто и вспоминаю, как мы с бабушкой много лет назад покупали его. Это она его выбирала. А ты говоришь – купи новое!» (Николай Николаевич Лене.)
«Лохматый так и крикнул:
А рыжий подхватил:
Конечно, они стали хохотать над Леной, выкаблучиаясь каждый на свой лад». (Когда Лена в первый раз пришла в новую школу, вошла в класс…)
(Лена и Димка.) Подведение итогов литературной викторины: общие впечатления о знании текста повести; определение победителей (по числу жетонов и количеству очков за ответы). Беседа с учащимися о книге и ее героях
(Два – три ученика близко к тексту излагают содержание ярких эпизодов.)
(Ответы на данный вопрос чаще всего перерастают в мини-диспут: одни считают, что писатель все выдумал, другие видят в книге своих сверстников и их взаимоотношения. Мини-диспут этот полезен, хотя, быть может, не найдет завершения на данном этапе урока, но к концу его ученики придут к общему выводу.)
(Как ни странно это звучит, но девочку так прозвали из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям…)
(Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная кнопка.)
(О жестокости детей.)
(К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…)
(Ответы учеников.)
(Ответы учеников.)
(Все эти вопросы достаточно сложные и требуют раздумья, поэтому не следует торопить детей, пока они размышляют над ними.)
(После ответа учащихся прочитать отрывок со слов «Сжечь ее на костре!» до «Первым опомнился Димка».)
Каким человеком Лена встала с земли? Почему? (Она стала суровее, замкнутее, она почти перестала верить людям.)
(Так она утверждала себя, так она показала свое отношение к прозвищу.)
(Ответы учеников.)
(Чувство собственного достоинства не позволило ему принять этот подарок даже от товарища.)
(Да. Здесь следует углубить понятие «предательства», особенно по отношению к старикам и близким людям.) Итак, ребята, мы прожили с Леной и ее дедушкой какой-то период жизни в этом небольшом провинциальном городке, мы бродили по его улицам, видели друзей Лены по школе и на уроках в роли учеников, и на страшном костре в роли палачей… И вот прощаемся с ними. Давайте подумаем: изменились ребята от того, что в их жизни были Лена и ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев? Выскажите и обоснуйте ссылкой на текст свою точку зрения. (Здесь обычно рождается спор. Возникают популярные точки зрения. Важно побудить ребят к аргументации своих утверждений.)
(Ответы учащихся.) Обобщение учителя Я согласна с вами, дорогие друзья. И рада, что книга заставила вас подумать об очень важных и нужных уроках:
(Эти нравственные уроки повести записать в рабочие тетради по литературе.)
Дед помог ей выстоять и не сломаться. И Лена оценила это. Урок? Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт и всегдашнюю готовность разделить вашу беду…
(Еще раз читаются оба эпиграфа. Ученики аргументируют свой выбор, и эта аргументация станет итогом урока.) «И в самом деле, «зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Надо быть милосердным». Подведение итогов выставки детских работ на «Нашем вернисаже». Еще до урока жюри вместе с преподавателем рисования оценивает рисунки, готовит призы. На уроке решение жюри обнародуется. Работ, заслуживающих внимания и поощрения, бывает обычно 2 – 3; тем важнее доброе о них слово. Домашнее задание (см. на доске.) |