Скачать 202.02 Kb.
|
Методическая разработка урока литературы в 5 классе. «Мы в ответе за всех, кого приручили». (По отрывку «Встреча с Лисом» из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Учитель литературы Гуляева О.В. г. Киров План урока.
Урок – мастерская. «Мы в ответе за всех, кого приручили» (По отрывку «Встреча с Лисом» из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Цель:
Оборудование:
Тип урока: урок овладения новыми знаниями и способами деятельности. Форма урока: мастерская. Формы сотрудничества: взаимодействие с учителем; индивидуальная работа; работа в парах; работа в группах. Оформление доски. «Мы в ответе за всех, кого приручили. (По отрывку «Встреча с Лисом» из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».) Я писал эту книгу не ради забавы. А. де Сент-Экзюпери Герои: Король, Честолюбец, Делец, Пьяница, Фонарщик, Лис, Маленький принц. «Я повелеваю!» «Восхищайтесь мною!» « Я владею и распоряжаюсь!» «Я пью – забыть стыдно» «Он думает не только о себе» Маленький принц Эгоизм Альтруизм (я) (другие) «Привел себя в порядок — приведи в порядок свою планету!» Конспект урока. I. Орг-момент. «зонтик» (психологический настрой) Приветствие (создать эмоциональный настрой). II. Актуализация субъектного опыта учащихся. а) цели задачи, способы деятельности. б) опорное повторение. в) мотивация учения. III. Этап изучения нового материала. - Дети, закройте глаза. Представьте, что у меня над головой раскрыт большой зонтик. Вообразите, что вы все встали под него. Оставайтесь под моим зонтиком в течение всего урока, чтобы «дождь» незнания и невнимания вас не намочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день, друзья! Меня зовут Ольга Владимировна. Я рада вас видеть, и хочу работать с вами! Хорошего вам настроения. Сегодня на уроке внеклассного чтения нам предстоит работать в «мастерских». Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами. Я — ваш мастер — буду учить вас добывать знания. А вы - мои подмастерья. На ваших партах зацветут розы, появятся вулканы, вырастут баобабы — но ничему не удивляетесь, ведь мы отправляемся в сказку. Вы будете сами узнавать новое и полезное, работая самостоятельно, в парах и в группах. Предметом нашего обсуждения станет замечательная философская сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Результатом нашей работы должно стать понимание авторской мысли «Мы в ответе за всех, кого приручили». Чтобы понять смысл этого высказывания, нам предстоит разобраться в том, что значит «приручить» и что значит «быть в ответе». Прочтите эпиграф к уроку. «Я писал эту книгу не ради забавы» (чтение одним учащимся эпиграфа) - О чем размышляет автор? (ответы детей) Вы прочли отрывок «Встреча с Лисом» (беседа по вопросам)
5) Какие законы открыл для Маленького принца Лис? (законы дружбы) (учащиеся записывают в карточке №1 первое пропущенное слово: зако- ны дружбы.) Знание и соблюдение этих законов важно для каждого человека. Открыть их сейчас предстоит и вам. Наша первая «мастерская» так и называется: «Открытие законов дружбы». Слушайте внимательно мои задания. (технология мастерских) 1) Индукция. (включение в работу) 2)Самокон-струкция. (индивидуальное создание гипотезы) 3) Социокон-струкция (ра-бота в парах по заданию учителя) 4) Социализация (выс-тупление в группе) 1) Рассмотрите репродукцию картины Чюрлениса. Что на ней изображено? (ответы учащихся: человек держит на ладони солнце) — Что дает нам солнце? (свет, тепло) 2) Итак, художник изобразил человеческие отношения, при которых каж- дый отдает свет и тепло своей души другому. Как, по вашему мнению, называется эта картина? - Предложите и запишите свой вариант, (учащиеся записывают на карточке №1 свой вариант названия, читают по цепочке) Чюрленис назвал свою картину «Дружба» 3) В ваших карточках записаны с пропусками законы дружбы, открытые Лисом Маленькому принцу. Закончите эти предложения авторским сло вом. Подумайте в парах над заданием. {Учащиеся дописывают предло жения) - приручить — «создать ...» (узы)
- «быть в ... за всех, кого ...» (ответе, приручил) Вы узнали законы дружбы. 4) Объединитесь в группы по 4 человека, (не вставая с места, не двигая стулья) Дайте свой толкование одному из законов и найдите эпизод, в котором автор его (закон) объясняет, (учащиеся выполняют в группах работу по карточке №2) 1 группа - - приручить - «создать узы»
2 группа - - надо «запастись терпением»
3 группа - - «зорко одно лишь сердце»
4 группа - - «быть в ответе за всех, кого приручил»
5) Афиширо- вание 5) Представьте свой вариант объяснения от группы. (читают задание — 1 человек, учащиеся читают фразу — 1 человек, (представление работ классу) 6) Разрыв (осознание неполноты знания) Динамическая пауза. (снять напряжение) дают свое объяснение - 1 человек, читают авторский текст — I человек.) Маленький принц отправился в путешествие, чтобы найти друзей. Как вы думаете, почему он был одинок? (ответы учащихся) Давайте обратимся за объяснением к самому автору. {прослушивание аудиозаписи «Планета Маленького принца») «Жил да был Маленький принц. Его планета была чуть больше его самого. У него было твердое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок - приведи в порядок свою планету. Непременно каждый день он выпалывал молодые ростки баобабов, чтобы они не разрослись по всей его планете и не разорвали ее на клочки. Каждую неделю он прочищал три вулкана, ведь мало ли что может случиться. Каждое утро он поливал свою единственную розу. О Маленький принц! Понемногу я понял, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом. И тебе очень не хватало друга» А теперь давайте сделаем перерыв в работе, но в мыслях останемся с нашим героем и проделаем все, что делал он. Встаньте. Повторяйте движения за мной, (учащиеся делают физкультминутку) Рано утром я проснулась, (марш) Прямо к небу потянулся, (руки вверх) Баобабы прополю, (наклон вниз) Розу нежную полью, (круговые движения прямыми руками) Я почищу все вулканы, (махи руками) Закручу с водою краны, (круговые движения кистями рук) А потом вернусь назад, (марш) Любоваться на закат. («очки», наклоны головы влево, вправо) Садитесь. Зарядка для языка: чтение вслух «Привел себя в порядок, приведи в порядок планету» С целью найти друга он, и отправляется в путешествие, (учитель поочередно прикрепляет к доске магнитные фигурки героев в соответствие с их кредо) Он посещает планету короля, который жил для того, чтобы повелевать; делового человека, которому необходимо было владеть и распоряжаться; пьяницы, который пил, чтобы забыть, что ему стыдно от того, что он пьет; честолюбцу, на планету которого мы сейчас отправимся вместе и вы сами сформулируете его девиз. (прослушивание аудиозаписи «Планета честолюбца») (учащиеся формулируют его девиз) Общаясь с этими людьми, Маленький принц делает вывод: «Взрослые очень странный народ. Они заняты только собой». И лишь одна планета ему понравилась. На ней жил Фонарщик. О её посещении нам расскажет ученик, подготовивший это сообщение дома. (Сжатый пересказ «Планета Фонарщика»). — Почему Фонарщик понравился Маленькому принцу? (ответы детей: «Он думает не только о себе») Все герои перед вами. (Запись на доске.) король «Я повелеваю!» честолюбец «Восхищайтесь мною!» делец пьяница « Я владею и распоряжаюсь!» «Я пью – забыть – стыдно» Фонарщик «Он думает не только о себе» Лис Маленький принц Объединитесь в группы по четыре человека и сгруппируйте образы в соот- ветствии с тем, какая у них жизненная позиция: эгоизм (я) альтруизм (другие), Значение этих слов найдите в словаре. (учащиеся работают в группах со словарями, выполняют задание в карточке №3 «Герои и их жизненна позиция») (Король, Маленький принц, Делец, Пьяница, Честолюбец, Фо- Альтруизм (другие) нарщик, Лис) Эгоизм (я) 1. 1. 2. 2. 3. 3. -Как вы сгруппировали образы? (чтение работ). Учитель перемещает фигуры героев в соответствии с ответами детей. -Кто из этих героев может иметь друзей и находит их? (альтруисты) -Почему? (они думают о других) Путешествие Маленького принца оказалось ненапрасным. Он приручил Лиса, был рад знакомству с Фонарщиком и понял, что на его планете у него тоже есть друг - это его роза, которую он давно уже приручил и она стала для него единственной. А еще он встретил летчика, прообразом которого является сам автор, и смог расшифровать его рисунки. Попробуйте и вы сейчас это сделать: (учащиеся расшифровывают рисунки) 1) 2) (удав, который съел слона) (барашек в ящике) Как вы думаете, узнав все о дружбе, о «странных взрослых», с каким бы посланием обратился он к жителям Земли? Объединитесь в группы и напишите послание по опорному тексту. (Учащиеся восстанавливают пробелы, работая с опорным текстом по карточке №4) Послание Маленького принца. Люди! Цените дружбу, Ведь дружба - это ... Пусть каждый из вас станет ... для кого-то и научится ...о другом. (единственным, заботиться) Помните: мы в ответе за тех, кого…. Афиширование. IV. Итог урока - Прочтите послание, облачившись в серебряный плащ Маленького принца. (Учащиеся читают 1 послание по выбору учителя) Слова, вами написанные, объясняют смысл истины, которую мы раскрывали весь урок. (Учитель открывает закрытую на доске запись) Мы в ответе за всех, кого приручили Стать единственным Заботиться + Дружба Что значит «приручить»? (стать единственным) - Что значит «быть в ответе»? (заботиться) А из этого и складывается дружба. Лист, на котором записаны ее законы, прикрепите дома над своим письменным столом. Обращаясь к этим истинам и постигая их смысл, вы сами станете настоящим другом и приобретете настоящих друзей. Сцена прощания с летчиком - одна из самых трогательных эпизодов. Зачитайте его. (Учащиеся читают эпизод в книге по закладке учителя) Рисунок на доске. «Это, по-моему, самое красивое и самое пе- . . чальное место на свете ... Здесь Маленький . . принц впервые появился на земле, а потом ис- . . чез». - Эта книга, написанная в 20 веке, не оставляет равнодушными и нас, лю- дей 21 века. Песня «Нежность» - о Маленьком принце - звучит и сейчас в исполнении современных певцов. (Прослушивание фрагмента песни «Нелепость» в исполнении Т. Булановой) V. Объяс- На прощание Маленький принц подарил летчику особенный подарок нение «смеющиеся звезды» (чтение учителем наизусть отрывка из сказки) домашнего Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я задания. «живу, где я смеюсь, и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! ...И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. И тебе захочется, глядя на звезды, посмеяться вместе со мной!»
VI. Реф- лексия. - Выскажитесь, как вам работалось сегодня в Мастерской, какие были (самоанализ удачи, что показалось трудным? Почему? по поводу (Высказывания учащихся по желанию) деятельности на уроке) VII. Ком- В ходе урока за ваши ответы я раздавала знаки. Теперь, совершив путе- ментиро- шествие в книгу Экзюпери, вы можете понять их значение. вание оце - Роза - она была для героя отличной от других. Поэтому ее вы нок. получили за отличные ответы. Вулкан - он был полезен, ведь на нем Маленький принц разогревал свой ужин, но требовал очистки. Поэтому его вы получили за ответы, требующие доработки. Баобаб - а их герой искоренял, чтобы они не разорвали планету в клочья. Поэтому их вы получали за речевые ошибки, которые необходимо исправлять, чтобы они не «засоряли» наш « великий, прекрасный и могучий русский язык». Пусть мои розы напоминают вам о ваших успехах, вулканы помогут исправить недочеты, а баобабы заставят искоренить недостатки. Тогда вы одержите победу над самим собой. И пусть наше первое знакомство с автором и его книгой не станет для вас последним. Перечитывайте ее снова и снова, и вам откроются мудрые и полезные истины, которые помогут выбрать правильное решение в любых жизненных ситуациях. Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик. Очень рада, что «дождь» незнания и невнимательности никого не намочил. Урок окончен. Анализ урока. План.
доступность, трудность, нестандартность материала, соответствие формируемых умений общепринятым, прочность умений, степень их автоматизма).
(коммуникативной культуры учащихся, формирование интерес к предмету).
учащихся теме и целям урока)
деятельности, способ подачи учебного материала).
заинтересованность)
Анализ урока. Я провела урок внеклассного чтения по произведению, затрагивающие вечные проблемы добра и зла. Исходя из этой цели и предоставленной любой программой по литературе возможностью определять учителю, какие произведения следует читать самостоятельно к урокам внеклассного чтения, считаю целесообразным проводить этот урок в 5 классе, поскольку искренность и наивность героя находит живой отклик в сердцах его ровесников - пятиклассников, а затем вновь обратиться к этому произведению в старших классах с целью раскрытия подросткам философских идей автора. Образовательной целью урока являлось создание условий для осознания философской идеи произведения «Мы в ответе за всех, кого приручили». На протяжении всего урока дети открывали смысл ключевых слов этого высказывания, работая индивидуально, в группах с авторским текстом и высказывая свои суждения. Результатом стало открытие понятия «дружба». Кольцевая композиция урока позволила четко осознать и закрепить эту идею. Логичность в овладении новыми знаниями обуславливалась также соответствием жанра урока жанру произведения. Работа по осмыслению философской сказки была построена на философских рассуждениях и сказочных перевоплощениях (вживание в образ Маленького принца). Идеи, обсуждаемые на уроке, были близки и понятны пятиклассникам, поскольку герой - их ровесник, а проблемы дружбы очень волнуют детей 10 лет. Изучаемый материал был представлен авторским текстом, аудиозаписью, сопровождался прекрасной музыкой Клода Дебюссю, рисунками автора. Формируемые на уроке умения соответствовали общепринятым, как-то: чтение текста, нахождение эпизода, соответствующего данной мысли, группировка образов произведения в соответствии с их кредо», сжатый пересказ, составление высказывания по опорному тексту, монологические высказывания, основанные на личном опыте, работа с толковым словарем. Развивающей целью урока являлось формирование коммуникативной культуры учащихся. С этой целью была организована работа в парах, группах, где учащиеся имели возможность высказать свое мнение и услышать мнение других. Поскольку открыть и постигнуть самим философские идеи пятиклассникам сложно, оптимальным вариантом организации построения урока явилась технология Мастерских. Главными принципами этой технологии является следующее: - не сообщать информации, а научить способам работы по ее добыванию; осваивать информацию малыми дозами; - подвигаться к истине, работая самостоятельно (самоконструкция), вы- двигая свою гипотезу, в парах (социоконструкция), думая над заданием вместе, в группах (социализация), выступая в группах, сверяя и оцени- вая свою работу. Миссия учителя-мастера на таком уроке в том, чтобы создать условия раскрытия и реализации творческого потенциала ребенка, в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы. Активность учащихся стимулировалась на протяжении урока вопросно- ответным общением с учителем, разгадыванием зашифрованных рисунков, включе- нием в работу группы и пары, афишированием своих знаний, различными жетонами учителя за ответы. Освоение новых знаний строилось с опорой на предыдущие. В начале основного этапа урока было проведено опорное повторение, основанное на специфике урока внеклассного чтения: знания содержания произведения, прочитанного дома. Знания,полученные на уроке - законы дружбы - актуальны и востребованы в жизни каждого человека. Контроль деятельностью учащихся осуществлялся на протяжении всего урока. Любое задание было прочитано вслух (что предусматривает этап «афиширования работ») подкорректировано учащимися и учителем. Домашнее задание носило нестандартный характер - отыскать звезду Маленького принца — поэтому сопровождалось не четким инструктажем по его выполнению, а эмоциональным настроем: выразительное чтение наизусть учителем отрывка «Смеющиеся звез |
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация... | Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Экзюпери.) Учитель русского языка и литературы высшей категории Алексеева Наталья Александровна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л. Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая... | Урок литературы в 7 классе по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили» Моу полдневицкая средняя общеобразовательная школа Поназыревского района Костромской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы в ответе за тех, кого приручили. Час доброты (сценарий)/ Сост. Н. М. Бондаренко/ Новокарасукский сельский филиал мбук «Крутинская... | Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( по рассказу Леонида Андреева «Кусака») | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | Урока по окружающему миру (А. А. Плешаков) 1 класс тема: «Почему мы любим кошек и собак» Цель: способствовать формированию у ребенка ответственности за тех, кого мы приручили | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления... Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно... | ||
Методическая разработка урока литературы в 7 классе Тема: «Женщина-мать... Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе |