Скачать 168.51 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лапшинская основная общеобразовательная школа» Методическая разработка по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы» Автор. Кузнецова Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы Кострома 2012 Аннотация. Методическая разработка посвящена теме «Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы». Цель. Использование методических приёмов технологии развития «критического мышления» на уроках литературы. Представляю один урок из системы уроков литературы с использованием методических приёмов технологии развития « критического мышления». Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно при проведении урока. Данная разработка может быть интересна учителям литературы. Здесь они могут увидеть роль методических приёмов технологии развития « критического мышления» в повышении интереса к предмету. Содержание
2.1. Методическое обоснование темы…………………………………………………… 5 2.2. Технологическая карта урока…………………………………………………………6-13
3 Введение. Сегодня большое внимание уделяется использованию в процессе обучения современных образовательных технологий. Для своей методической разработки выбрала тему: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы». Считаю эту тему актуальной, ведь современный школьник по-иному видит мир. Традиционные формы работы ему неинтересны, поэтому в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Такие методические приёмы, как «Метод Инсерт», «Разбивка на кластеры», интерактивная стратегия - таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У), «Синквейн», прием «Корзина идей, понятий, имен», прием «Учебный мозговой штурм», прием «Написание эссе», прием «Лекция со стопами» - очень интересны детям. Их применение делает уроки интересными, творческими, важными. Изучив технологию развития « критического мышления», строю уроки с учётом требований, предъявленным к технологии. Урок по теме «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»- « Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины-крестьянки» содержит лишь методические приёмы технологии развития «критического мышления», но уже становится ярким и интересным. . 4 2. Основная часть.
Тема урока «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»- « Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины-крестьянки» является актуальной. У наших детей есть мамы и бабушки-русские женщины, любимые и добрые. А какими были русские женщины-крестьянки, как они трудились и боролись, страдали и очень редко радовались, что думали и чувствовали, как кормили и растили детей? На все эти вопросы отвечает поэма Н.А. Некрасова « Мороз, Красный нос». Н.А. Некрасов в отрывке « Есть женщины в русских селеньях» обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки, учит чувствовать щедрость народного характера. Воспитывает у учащихся гордость и уважение к русской труженице, красавице, настоящей женщине. Учащиеся могут сравнить женщину - крестьянку и современную женщину. Они найдут много общего. Но и различия будут им интересны, ведь дети задумаются, в чём различия, почему они существуют. Это урок изучения нового материала. До этого урока дети изучали стихотворение Н.А. Некрасова « На Волге», где уже была затронута тема крепостного права. Им легче воспринимать содержание отрывка из поэмы « Мороз, Красный нос». Поэтому с интересом и восторгом учащиеся читают строчки о русской женщине-крестьянке. 5 2.2.Технологическая карта урока
13 3. Заключение. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Для этого учащимся важно уметь выявить предубеждения, передать знания друг другу, доказать влияние этих знаний для решения проблемы. Критически мыслящие учащиеся умеют задавать вопросы: «Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?». Этому учатся и наши дети. На уроках литературы дети попадают в мир фантазий и волшебства, где как раз уместны такие вопросы. В настоящее время изменились цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Вот, как изменились цели и задачи образования. По отношению к ученику они направлены на саморазвитие и самосовершенствование; знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость; наличие возможности выбора программ и даже предметов; постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения; стремление к своевременному и объективному контролю. Процесс обучения направлен на: индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование; обучение на основе критического, аналитического, логического мышления; обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний; гибкость учебных и образовательных программ. А в результате: создание условий для комфортной жизни сейчас: в данной школе, в данном коллективе; формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира; постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса Использование методических приёмов технологии развития « критического мышления» просто необходимо. Проведя сравнение уроков литературы, проведённых в 5 классе, одни из которых содержали методические приёмы технологии развития « критического мышления», а другие - нет, сделала выводы: на уроках с использованием приёмов технологии активны все учащиеся.
14
1.Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Библиотека в школе, 2004, № 17. 56-61с. 2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. 5-13 3. Некрасов Н.А. Избранное. Ярославль. Верх.-Волж.кн.изд.,1979 г.70 с. 4. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября», 2005. № 18. 5-11с; № 19. 10-18 с. 5.Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.56 с. 15 |
Методическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие... «Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы» | Тема обобщенного опыта Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции... | ||
Опыта Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы | Опыта Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитывая уровень организации учебно воспитательного процесса, особенности состава учащихся школы, в 2011 2012 уч году мо словесников... | Мбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гвардейского района. Тема семинара «Развитие критического мышления на уроках в начальных классах». Одиннадцать педагогов начальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | ||
Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | Методическая разработка на тему: «Формирование исследовательской... Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия) | ||
На уроках русского языка и литературы Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического... | ||
«Использование технологии развития критического мышления через чтение... | Достижение Краевой семинар «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» (12. 10. 2012) |