Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор»





Скачать 29.16 Kb.
НазваниеУрок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор»
Дата публикации11.08.2014
Размер29.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

Урок 7

Растворы (§ 6)


Цель урока. Ввести понятие «раствор», «растворенное вещество», «растворитель» и сформировать понимание понятий «раствор – индивидуальное вещество». Объяснить, причину проведения большинства реакций в растворах. Сформировать навыки растворения веществ и упаривания растворов.

Место в курсе. К этому занятию школьники уже осваивают понятие «раствор» на интуитивном уровне. Однако они еще не готовы отождествлять вещество и его раствор. Между тем, далее они будут проводить различные опыты с растворами и подобное отождествление им будет необходимо для понимания процессов, которые они наблюдают.

Общие замечания. В принципе, этот урок не должен вызвать никаких затруднений ни у школьников, ни у учителя, поскольку он всего лишь структурирует имеющийся у них опыт.

В ходе урока даются определения понятий «раствор», «растворитель», «растворенное вещество», указывается существенный признак раствора – отсутствие границы раздела фаз. Можно обратить внимание на следующую тонкость: в пробирке над кристаллами находится раствор, однако вся система в целом не является раствором. Такое наблюдение очень полезно, так как закладывается предпосылка для формирования понятия насыщенный раствор.

Трудности и ошибки и ложные представления. Как показали исследования, процесс растворения связан со множеством ложных представлений. Так, по данным Osborne et al. (1982)* многие школьники считают, что при растворении сахара от него «не остается ничего, кроме вкуса».

Подготовка к уроку. Перед уроком школьникам раздают индивидуальные лотки, в которых содержится:

  • емкость для слива;

  • пробирки;

  • промывалка с водой с дистиллятом;

  • чашку для выпаривания;

  • штатив для пробирок;

  • штатив под чашку для выпаривания или тигельные щипцы;

  • сухое горючее с подставкой и крышкой или спиртовку;

  • поваренная соль;

  • нитрата серебра (1−3%-й раствор);

  • сульфат меди;

  • щавелевая кислота;

  • карбонат натрия.

Кроме того, понадобиться прибор для демонстрации электропроводности водных растворов.

Ход урока. В начале урока 10−15 минут целесообразно посвятить разбору предыдущей практической работы и ответам на вопросы в начале параграфа. Далее урок следует тексту учебника. Учитель обсуждает со школьниками, что происходит с веществами при растворении и предлагает им провести опыт 6.1. Оптимально при этом давать пошаговые инструкции (как написано в учебнике) и после каждого шага кратко обсуждать со школьниками, что они видят. Важно, когда школьники добавят воду к соли, обратить их внимание на границу раздела фаз между солью и водой в начале опыта и по завершении его.

Далее целесообразно попросить школьников предложить способы обнаружения вещества в растворе без его выделения. Учащихся необходимо подвести к выводу, что растворенное вещество обуславливает свойства раствора. При этом, если есть возможность, можно показать демонстрационный эксперимент «Увеличение электропроводности воды при добавлении к ней поваренной соли».

Как следствие, учащиеся могут предположить, что растворенное вещество при взаимодействии с другими веществами проявляет свои свойства. После чего учащимся можно предложить провести опыт 6.2 (ход выполнения опыта можно рассказать учащимся или дать время на подготовку к опыту по инструкции, которая приведена в учебнике).

В ходе обсуждения вопроса, как обнаружить вещество в растворе, школьники могут предложить выпарить воду (если учащиеся затрудняются с ответом, то следует предложить им ответить на вопрос: возможно ли использование метода выпаривания для обнаружения вещества в растворе?), после чего можно выполнить опыт 6.3.

В процессе обсуждения результатов предыдущего опыта, следует обсудить с учащимися вопрос: растворение − физический или химический процесс?

Далее предлагают выполнить опыт 6.4. Обсуждают, почему интенсивность окраски растворов различна, тем самым на качественном уровне вводят понятие «концентрация» (как меру содержания вещества в растворе). Более подробно это понятие будет введено позже.

И, наконец, имеет смысл предложить школьникам выполнить опыт 6.5 и обсудить с ними, причину, по которой наиболее часто реакции проводят в растворах.

Контроль усвоения знаний происходит в ходе следующей практической работы.

Домашнее задание по учебнику (теоретическое).

*Osborne, R., Cosgrove, M., Schollum, B. (1982). Chemistry and the learning in science project. Chemistry in New Zealand, 10, 104-106 (October).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра
Цель урока: ввести понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов, ввести формулы для вычисления боковой и полной поверхности...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие...
...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок по физике в 7 классе на тему: «Рычаг. Равновесие сил на рычаге»
Цель урока: ввести понятие «простой механизм»; выяснить условие равновесия рычага
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» icon1. Восстанавливающие свойства моно- и дисахаридов (видео №1). 1
Реактивы: 1-%ый раствор глюкозы, 2 ый раствор сахарозы, 10 ый раствор NaOH, 5 ый раствор CuSO4
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ввести понятие тригонометрической функции углового аргумента; ввести понятие радианной меры угла
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок 2 Призма. Параллелепипед
Цели: ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок геометрии в 8 классе Учебник «Геометрия 7-9»
Цель урока: ввести понятие средней линии треугольника, познакомить с её свойствами, формировать умения решать задачи, в которых используется...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок 6/6 Тема урока: Количество теплоты Цели урока: ввести понятие...
Цели урока: ввести понятие количества теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconРазработка урока математики в 5 классе по теме: «Объём прямоугольного параллелепипеда»
Цели урока: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов, ввести понятие объёма, познакомить с правилом вычисления...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок Усеченный конус
Цель урока: ввести понятие усеченного конуса, вывести формулы для вычисления плошали боковой и полной поверхности усеченного конуса,...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconТема урока. Неравномерное движение. Средняя скорость. Тип урока
Цель урока: учить различать виды механического движения по изменению скорости тела; формировать навыки решения задач; ввести понятие...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconУрок 5 Цилиндр
Цели: ввести понятие цилиндра (ось цилиндра, его высота, основания цилиндра); ввести понятие цилиндрической поверхности, образующих...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать понятие – «многотабличная база данных» и обеспечить усвоение основных этапов установки связи между таблицами;...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» icon«Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Цель урока: Ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие...
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решений
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» iconКонспект урока сокращение дробей. Тема урока: Сокращение дробей....
Цель урока: Ввести понятие сокращение дробей и дать определение несократимой дроби


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск