Тема учение о бытии





Скачать 330.43 Kb.
НазваниеТема учение о бытии
страница1/2
Дата публикации09.07.2013
Размер330.43 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
100-bal.ru > Философия > Контрольные вопросы
  1   2
Тема 1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ
1. Бытие и его основные формы. Постановка проблем бытия – небытия в философии.

2. Научное определение материи и его эволюция в философии. Материя как объективная реальность.

3. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь. Самоорганизация.

4. Понятие пространства и времени.
Рассмотрение проблемы бытия составляет предмет особого раздела философии— онтологии. Во всех известных философских системах есть учение о бытии. Впервые эта проблема была поставлена в философии элеатов, противопоставивших бытие небытию. В последующем в истории философской мысли сформировалось несколько различных подходов к проблеме бытия. Это понимание принципиально различается в идеализме и материализме. Материализм фактически ставит знак равенства между бытием и материей, выделяя при этом материальное и духовное бытие, но последнее рассматривается как производное от первого. Следовательно, можно говорить, о том, что концепция бытия является более широким понятием по отношению к материи, так как она охватывает не только объективную, но и субъективную реальность. Иначе говоря, все, что существует – материально, хотя и не обязательно вещественно. Понятие материи тоже далеко не однозначно, и в ходе развития философской мысли предлагались различные варианты его трактовки. Основными являются субстациональная и атрибутивная концепция понимания материи. Важными составляющими, конкретизирующими проблему бытия, выступают категории «движение», «время», «пространство». В истории философии и науки долгое время ведущей была метафизическая концепция пространства и времени, в которой пространство рассматривалось как некое вместилище материальных тел, а время, как некая длительность, существующая независимо от материи и пространства. Атрибутивная концепция рассматривает движение, пространство и время как неотъемлемые свойства существования материи.
Основные понятия: бытие, небытие, субстанция, материя, уровни материи, структурность, самоорганизация, движение, пространство, время,теория относительности.
Контрольные вопросы

1. В чем заключается суть философской проблемы бытия?

2. Какова специфика человеческого бытия?

3. Как понимается материя в философии?

4. Каковы основные формы движения материи?

5. Каковы особенности пространства и времени как атрибутов материи?
Библиографический список

Основной

1.Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2004, 2005, 2007.

2. Философия: учебник /под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2004.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С Любченко. Ростов-на-Дону, 2003.
Дополнительный

1. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии / А.Л. Доброхотов. М., 1986.

2. Мир философии: кн. для чтения: в 2ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. Ч.1-2.

3.Филосфский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

4.Философия. Хрестоматия / сост. проф. П.С. Гуревич. М., 2002.

5. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицианова. – Мн., 1998.

6. Пригожин И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стингерс. - М., 1986.
Темы докладов и рефератов

1. Специфика человеческого бытия.

2. Проблема возникновения жизни в науке и философии.

3. Развитие философского взгляда о материи.

4. Системность как всеобщность свойств материи.

5. Теория относительности о пространстве и времени.

6. Синергетика—наука о самоорганизации.
Тема 2 . ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
1. Происхождение сознания его сущность и структура.

2. Основные свойства человеческого сознания. Проблема идеального. Язык и сознание.

3. Общественнное сознание и его уровни. Общественная психология и идеология.

4. Формы общественного сознания их возникновение и развитие.
Сознание это одна из важнейших категорий в философии, которая выступает в двух формах: индивидуальной и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания. В объективном идеализме сознание выступает как самостоятельная сущность, творящая мир. В субъективном идеализме сознание имеет своего носителя – человека, но оно, в значительной степени, независимо от него. В материализме сознание рассматривается как фундаментальное свойство человеческого мозга, главной функцией которого является создание субъективных образов объективного мира посредством психического отражения. Понятие субъективная реальность выражает принадлежность сознания субъекту, каким является человек его субъективному миру как определенной противоположности объекту, то есть миру природы. Идеальность и субъективность являются главными характеристиками сознания. Сознание как любая система имеет свою структуру, в которой чаще всего выделяют три уровня: бессознательное, сознательное, сверхсознательное. В свою очередь эти уровни включают в себя ряд компонентов, из которых наиболее важными являются познавательные и эмоционально-волевые. Неразрывно с сознанием связано понятие языка, в материальной оболочке которого оно и существует. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, а так же реализуется преемственность поколений. Без языка не возможно было бы существование общественного сознания, которое подобно индивидуальному, также имеет свою структуру. В ней чаще всего выделяют два уровня Обыденный и теоретический и 6 форм.
Основные понятия: сознание, отражение, информация, раздражимость, чувствительность, психика, воля, самосознание, бессознательное, идеальное, язык знак, общественное сознание, массовое сознание, общественная психология, идеология, теоретическое сознание, обыденное сознание, политическое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание.
Контрольные вопросы

1. Какова сущность сознания?

2. Каковы основные функции и свойства сознания?

3. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

4. Что такое идеальное?

5. Каковы отличительные черты общественной психологии и идеологии?

Библиографический список

Основной

1.Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2004, 2005, 2007.

2. Философия: учебник /под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2004.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С Любченко. Ростов-на-Дону, 2003.
Дополнительный

1. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания / Д.В. Гурьев. М., 1997.

2. Мир философии: кн. для чтения: в 2ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. Ч.1-2.

3. Филосфский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

4. Философия. Хрестоматия / сост. проф. П.С. Гуревич. М., 2002.

5. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицианова. – Мн., 1998.

6. Иванов А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М., 1994.

Темы докладов и рефератов

1. Сознание и бессознательное.

2. Сознание и язык.

3. Психофизиология сознания.

4. Феномен массового сознания.

5. Идеология и миф: общее и особенное.

6. Катострофическое сознание и источники его формирования.
Тема 3. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ
1. Идея развития, и ее исторические изменения. Диалектика и метафизика.

2. Законы диалектики. Детерминизм и индетерминизм.

3. Категории диалектики.
Развитие рассматривается как особый вид движения, сопровождающийся качественными направленными изменениями, носящими в большинстве случаев необратимый характер. Понятие развития характеризуется тремя основными принципами: 1) качественные изменения, 2) качественные необратимые изменения, 3) направленные изменения системы. Все эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Процесс развития возможен или под воздействием внешних сил, или собственных внутренних противоречий какого-либо объекта. Если процесс развития объекта рассматривается вне таких взаимодействий, в статике, то никаких внутренних противоречий не существует ,этот взгляд характерен для метафизики. Диалектика рассматривает объекты в их взаимосвязях, движении, развитии, а значит в их внутренней противоречивости. Между всеми сторонами и элементами процесса развития существуют закономерные связи, наиболее важные из которых получили статус законов. Помимо законов огромная роль в диалектике принадлежит категориям, которые отражают наиболее существенные закономерности и отношения реальной действительности и познания.

Главнейшим для диалектики является принцип детерминизма, предполагающий необходимость связи между всеми явлениями природы. Он основан на причинно- следственных связях. Противоположностью детерминизму выступает теория индетерминизма, основанная на идее отсутствия существенной связи между явлениями и абсолютизации роли случая.
Основные понятия: развитие, прогресс, регресс, качество, количество, свойство, мера, скачок, тождество, различие, противоположность, противоречие, отрицание, отрицание отрицания, снятие, преемственность, поступательность, цикличность, метафизика, диалектика, детерминизм, индетерминизм.
Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «развитие»?

2. Каковы основные принципы диалектики?

3. Какие методы являются альтернативными диалектическому?

4. Что такое детерминизм и индетерминизм?

5. Что характеризует закон отрицания отрицания ?

6. Дайте характеристику основным категориям диалектики.

7. Назовите основные законы диалектики.
Библиографический список

Основной

1.Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2004, 2005, 2007.

2. Философия: учебник /под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2004.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С Любченко. Ростов-на-Дону, 2003.
Дополнительный

1. Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики / А.С Борщов. Саратов, 1990.

4. Мир философии: кн. для чтения: в 2ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. Ч.1-2.

5. Филосфский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

6. Философия. Хрестоматия / сост. проф. П.С. Гуревич. М., 2002.

7. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицианова. – Мн., 1998.

8. Кедров Б.М. Беседы о диалектике / Б.М. Кедров. - М., 1989.

9. Киреев Е.М. Учение о развитии: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2003 (электронный ресурс)
Темы докладов и рефератов

1. Метафизика и ее значение в познавательном процессе.

2. Диалектика возможного и действительного в современном мире.

3. Многообразие форм причинности и их учет в научном прогнозировании.

4. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

5. Проблемы прогресса и регресса в общественном развитии.
Тема 4. ПОЗНАНИЕ (ГНОСЕОЛОГИЯ)
1. Познание как процесс. Структура познания.

2. Познавательные способности человека.

3. Философское учение об истине. Критерии истины.

4. Практика как основа познания и критерий истины.
Гносеология это раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности знания, способах его получения и критериях установления его истинности. Решение данных вопросов различно в идеализме и материализме. Для идеализма источником знания является некое духовное начало, так как он утверждает первичность сознания в различных проявлениях, что приводит к идее агностицизма. В отличии от идеализма, материализм исходит из утверждения существования объективного мира, как источника знания и его отражения в сознании человека в субъективном образе, что предполагает принципиальную возможность его познания. Субъектом познания в этом случае, понимается человек или группа людей как носителей познающей деятельности, а объектами познания выступает природа, общество и само познание. В диалектическом материализме утверждается связь познавательного процесса с практикой, являющейся одновременно и основой познания, и его целью. В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное и рациональное познание.
Основные понятия: субъект, объект, гностицизм, агностицизм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, априоризм, интуиция, обыденное познание, чувственное познание, рациональное познание, опыт, истина, объективное в истине, относительное в истине, абсолютное в истине, практика, верификация, фальсификация.
Контрольные вопросы

1. В чем состоит особенность познания как деятельности?

2. Каковы познавательные способности человека?

3. Что такое «практика» и какую роль она играет в познании?

4. Каковы виды и уровни познания?

5. В чем смысл конкретности истины?
Библиографический список

Основной

1.Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2004, 2005, 2007.

2. Философия: учебник /под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2004.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С Любченко. Ростов-на-Дону, 2003.
Дополнительный

1. Возможности и границы познания. М., 1995.

2. Мир философии: кн. для чтения: в 2ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. Ч.1-2.

3. Филосфский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

4. Философия. Хрестоматия / сост. проф. П.С. Гуревич. М., 2002.

5. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицианова. – Мн., 1998.

6. Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В.Ф. Айдинян. -Л., 1991.

7. Киреев Е.М. Гносеология. Формы научного познания / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2004 (электронный ресурс).
Темы докладов и рефератов

1. Знание и вера: общее и особенное.

2. Познание и интуиция.

3. Научные и ненаучные формы познания.

4. Чувственное познание.

5. Рациональное познание.

6. Истина как процесс, абсолютность и относительность истины.
Тема 5. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Наука как вид духовного производства и ее отличие от других видов деятельности. Научная рациональность.

2. Этапы и уровни научного познания. Методы и формы научного познания.

3. Научное прогнозирование его типы и формы.
Научное познание отличается от обыденного, системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых результатов, так и в плане их обработки. Научное исследование проходит три основные стадии: эмпирическую, умозрительную, теоретическую. По уровню в научном познании выделяют эмпирические и теоретические методы исследования. Эмпирические методы исследования признаны познать изучаемое явление в форме его описания, далее следует задача объяснения полученного эмпирического знания с помощью уже имеющегося теоретического знания. В случае невозможности такого объяснения появляется потребность в новом теоретическом знании, способном объяснить как старые, так и новые эмпирические данные.Теоретическое исследование начинается с выбора неких исходных принципов новой теории. Когда такая теория создана, она проверяется на истинность методом верификации (экспериментальное подтверждение) или фальсификации (сравнение ее с другими теориями), В этом случае любая теория является правдоподобной, а значит и истинной только временно. Задачей философии науки является определение критериев и причин, по каким одной теории или группе теорий исследования (парадигме) отдается хотя бы временное предпочтение перед остальными теориями.
Основные понятия: научное познание, метод, эмпирическое познание, теоретическое познание, наблюдение, эксперимент, сравнение, научный факт, научная проблема, гипотеза, теория, парадигма, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, формализация, абстрактное, конкретное.
Контрольные вопросы

1. Что такое знание и наука?

2. Что такое интуиция, и ее роль в научном познании?

3. Каково соотношение в научном познании чувственного познания, абстрактного мышления, интуиции?

4. Каковы методы научного познания?

5. Возможно ли объективное истинное знание?
Библиографический список

Основной

1.Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2004, 2005, 2007.

2. Философия: учебник /под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2004.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С Любченко. Ростов-на-Дону, 2003.
Дополнительный

1. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания / А.Н. Кочергин. М., 1990.

2. Мир философии: кн. для чтения: в 2ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. Ч.1-2.

3. Филосфский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

4. Философия. Хрестоматия / сост. проф. П.С. Гуревич. М., 2002.

5. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицианова. – Мн., 1998.

6. Киреев Е.М. Гносеология. Формы научного познания / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2004 (электронный ресурс).
Темы докладов и рефератов

1. Формы научного познания.

2. Социальное прогнозирование: его типы и методы.

3. Преемственность в развитии научного знания.

4. Метод и методология.

5. Истина и ценности в научном познании.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема учение о бытии iconКурс (2011/12 уч г.) План семинарского занятия по теме: «Философское...
Онтология – учение о бытии. Основные категории онтологии. Бытие. Ничто. Небытие. Субстанция. Атрибут
Тема учение о бытии iconФилософское учение о бытии
...
Тема учение о бытии iconПрограмма по дисциплине «Философия» Тема Учение о бытии
Российской Федерации от 11. 11. 2011 №2451 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена», пункта 9 Постановления...
Тема учение о бытии iconМесто и роль философии в культуре. Становление философии. Структура...
Аннотации примерных программ учебных дисциплин подготовки бакалавра по направлению 030900 Юриспруденция
Тема учение о бытии iconПрограмма дисциплины
Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех...
Тема учение о бытии iconПрограмма дисциплины История философии
Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех...
Тема учение о бытии iconПрограмма дисциплины Философия
Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех...
Тема учение о бытии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по общенаучной дисциплине «Философия»
Знать содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии (учение о бытии) и теории познания, иметь...
Тема учение о бытии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство,...
Тема учение о бытии iconРеферат Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына»
Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына» и католическое учение filioque – сравнительный...
Тема учение о бытии iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство,...
Тема учение о бытии iconТема проекта
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...
Тема учение о бытии iconТематический план по курсу Тема Предмет философии права 2 часа Тема...
Философия права – наука о роли права в жизни людей, в человеческом бытии. Два уровня философии права: философский и юридический....
Тема учение о бытии iconУчение о биосфере
Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с
Тема учение о бытии icon«учение об инфекции» и «учение об иммунитете» для самоподготовки...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема учение о бытии iconНедели: «Вода»
Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск