Скачать 73.95 Kb.
|
Программа по дисциплине «Философия» Тема 1. Учение о бытии Проблема бытия в философии. Сущность и структура бытия. Виды бытия. Философское и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Проблема единства и множественности. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Главные онтологические категории: бытие и небытие, материальное и идеальное, субстанция, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение, единое и многое, целое и часть и т. д. Тема 2. Движение, пространство и время Философская концепция развития. Движение, развитие, покой. Проблема соотношения движения и развития в истории философии. Становление, изменение, развитие. Самодвижение и движение как результат внешнего воздействия. Основные формы движения. Эволюция и революция. Время как философская категория. Пространство и время как формы существования мира. Эволюция представлений о пространстве и времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Направление времени. Бесконечность временная и пространственная. Время человеческого поколения и время истории. Тема 3. Диалектика Исторические формы и основные принципы диалектики. Диалектика и метафизика. Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Противоречие как философская проблема. Категории диалектики: необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, сущность и явление; причина и следствие, количество и качество, единичное - особенное - всеобщее, система – элемент – структура. Детерминизм и индетерминизм. Тема 4.. Религиозные, философские, научные картины мира Религиозно-мифологические картины мира. Философские образы природы. Природа и космос как объективная реальность. Обыденная картина мира. Философская картина мира. Философские «модели мира». Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Диалектика взаимодействия мифологии и философии, философии и религии, науки и философии. Научная картина мира. Тема 5. Общество и его структура Человек, общество, культура. Общество как система и процесс. Источники развития общества. Подсистемы общества (экономическая, социальная, политическая, духовная сферы). Социальные противоречия и концепции их толкования. Человек и исторический процесс. Диалектика общественно-исторического развития. Теории развития общества. Географический детерминизм. Понятие цивилизации. Гражданское общество. Тема 6. Смысл и структура человеческого бытия. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе. Проблема антропосоциогенеза. Биологические и социальные компоненты в человеке. Проблема деятельной сущности человека. Проблема смысла бытия человека. Современные философские теории по проблемам личности. Тема 7. Сознание и амосознание. Происхождение сознания. Понятие психики. Мозг и психика. Бессознательное как психический феномен человека. Сознание как интегральный способ выражения отношения к миру, другому человеку, самому себе. Теория отражения. Сознание и самосознание. Структура сознания. Сознание и язык. Сознание и личность. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Тема 8. Эстетические и нравственные ценности Аксиология как учение о ценностях. Функции ценностей. Виды ценностей. Проблема иерархии ценностей. Эстетика. Эстетические ценности. Категории эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое; эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство и др. Философские этические учения и их последователи. Нравственные ценности. Роль ценностей в жизни общества. Нормы, ценности, идеалы. Тема 9. Познание Проблема познания в философии. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Обыденное знание и здравый смысл. Познание как «отражение» и познание как конструирование действительности. Чувственный опыт и рациональное мышление. Интуитивное и дискурсивное познание. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Рационализм и эмпиризм, позитивизм и неопозитивизм, сенсуализм и др. Знание и вера. Понимание и объяснение. Тема 10 . Проблемы истины и практика Проблема истины в научном познании. Абсолютная, относительная конкретная истина. Критерии истины. Принцип верификации. Фальсификационизм. Конвенционализм и прагматизм об истине. Догматизм и релятивизм. Источники заблуждений. Истина и ложь. Экономическая наука об истине. Критика скептицизма и агностицизма. Истина и ценность. Теория и практика. Виды практики. Структура и функции практики. Практика как основа познания, как цель познания и как критерий истины. Представления о различных моделях социальной реальности. Идеалистическая и материалистическая модели социальной реальности. Общенаучные частные и диалектико-логические методы познания. Теоретическое и предметное моделирование. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Герменевтика как метод научного познания. Тема 11. Мышление, логика и язык Мышление и его виды. Логико-гносеологические проблемы науки. Логические основы мышления и языка. Критерии логической культуры. Понятие, суждение, умозаключение; гипотеза; законы формальной логики. Соотношение формальной и диалектической логики. Язык как природная материя мысли. Проблема соотношения сознания и языка. Естественные и искусственные языки. Проблема искусственного интеллекта. Тема 12. Роль научной рациональности в развитии общества Наука как общественное явление. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций. Рационализм и сенсуализм. Рациональное и иррациональное в деятельности человека. Иррационализм и философия жизни. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Средства и методы эмпирического познания. Традиции, стиль мышления и творчество. Многообразие и многосторонность научных революций. Рациональность как социокультурная ценность современного общества. Тема 16. Наука и техника. Человек в информационно-техническом мире Наука как система знаний и как особая область и сторона культуры. Взаимосвязь философии и науки. Дифференциация и интеграция в науке. Философия техники как особая область современной философии. Антропология техники. Информация как условие человеческой деятельности. Интеллект и информация. Компьютеризация, как основа новых информационных технологий. Информация как социокультурное и экономическое явление. Информационное общество. Тема 17. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества Философское осмысление глобальных проблем. Становление цивилизации. Проблема начала человеческой истории. Место истории человечества в истории жизни на Земле. Роль этносов в генезисе цивилизации. Философия истории и футурология. Современная техническая цивилизация. Знание о будущем общества: однозначно определенное знание и знание о системах, допускающих многообразие сценариев. Представление о необратимости социального времени. Развитие социального пространства как условие и результат развития цивилизации. Глобалистика. Философия и прогнозирование. Вопросы к экзамену
Программа по дисциплине «История философии» Зарождение философии, основные причины ее появления. Своеобразие философии в Древней Индии и Китае. Исторические типы философии. Античность, средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время, классическая и постклассическая философия. Основной вопрос философии. Основные философские направления: материализм и идеализм. Монистические и дуалистические философские учения. Агностицизм. Рационализм, эмпиризм, критицизм как методологические принципы. Религиозный характер средневековой философской мысли (апологетика, патристика и схоластика). Проблема разума и веры, сущности и существования. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Арабская философия. Философия Нового времени ХIХ – ХХ вв. Философское мышление эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия. Постклассическая европейская философия XIX - XX вв. (иррационализм, марксизм, позитивизм, неопозитивизм, структурализм, экзистенциализм, психоанализ). Современная западно-европейская философия XX – XXI вв. Становление и развитие философской мысли в России XI - XVII вв. Русская философская мысль XVIII-XX вв., начала XXI века. Вопросы к экзамену
|
Курс (2011/12 уч г.) План семинарского занятия по теме: «Философское... Онтология – учение о бытии. Основные категории онтологии. Бытие. Ничто. Небытие. Субстанция. Атрибут | Программа дисциплины Философия Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по общенаучной дисциплине «Философия» Знать содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии (учение о бытии) и теории познания, иметь... | Тема учение о бытии Планирование составлено на основе Федеральный компонент государственного стандарта. М.: Дрофа, 2008 | ||
Программа дисциплины Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех... | Тематический план по курсу Тема Предмет философии права 2 часа Тема... Философия права – наука о роли права в жизни людей, в человеческом бытии. Два уровня философии права: философский и юридический.... | ||
Программа дисциплины История философии Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех... | Философское учение о бытии ... | ||
Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура... Аннотации примерных программ учебных дисциплин подготовки бакалавра по направлению 030900 Юриспруденция | Реферат По дисциплине «Философия» тема: «античная философия» | ||
Реферат по дисциплине Философия Тема: "Философия Карлоса Кастанеды" Студентка 2 курса группы №4920 юридического факультета Кондрахина Е. Ю | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство,... | ||
Тема №1 «учение о клетке» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Реферат Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына» Тема: «Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа «через Сына» и католическое учение filioque – сравнительный... | ||
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство,... | Тема проекта Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... |