Проект урока словесности





Скачать 44.42 Kb.
НазваниеПроект урока словесности
Дата публикации02.09.2014
Размер44.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Проект урока словесности «Звукопись. Цветопись

(Заключительный урок при изучении раздела «Фонетика» в 5 классе)
Тема:Звукопись. Цветопись.
Цель: познакомить учащихся с аллитерацией и ассонансом в поэтической речи; раскрыть суть цветослова как активной формы преподавания литературы, способствующей более полному выражению языковой личности ученика;

развивать языковые навыки учащихся, образное и логическое мышление;

воспитывать культуру коллективного творчества.
Подготовительный этап: учащимся необходимо прочитать стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая…» и нарисовать к нему цветослово.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни «Отговорила роща золотая» в исполнении Н.Кадышевой, рисунки учащихся (цветослово), мелок розового цвета.

Рекомендации к оформлению доски: при оформлении доски к уроку лучше использовать цветные мелки. Тема записывается розовым мелом. Справа – терминология ( также розовым цветом). Работы учащихся прикрепляются к невидимой части доски, для удобства их лучше пронумеровать. Все записи, которые будут на доске, производятся белым мелком, розовый можно употреблять для подчёркивания и выделения.

Словарь: звукопись, цветопись, ассонанс, аллитерация, цветослово.

Ход урока





  1. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя:

    • Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок словесности. Мы постараемся органично соединить уроки русского языка и литературы, так как на каждом из них изучается Слово.


Тема урока: «Звукопись. Цветопись.» Цель – в ходе мини-эксперимен-

та установить, имеет ли звук определённое смысловое значение, а так-

же смысловую «окрашенность.»


  1. Объяснение нового материала. Звукопись.

Беседа.

- Ребята, вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилией, а не репей, например, или каргач? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе?

(Опрашивается несколько учащихся.)

У слова есть значение – это ясно. Но есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении? Это нам предстоит установить. Все вы с детства произносите слово «мама», но есть и слово «мать». В чём отличие этих слов, по-вашему?

(Учащимся предлагается ответить.)

Да, у них одинаковое лексическое значение, но мы чувствуем, что это не одно и то же. Слова различает звуковое оформление.

Ещё пример. Вы назвали бы свою красивую новую куклу «Харита»? Вряд ли. Слишком неблагозвучно это имя. А вот лексическое значение его противоположно впечатлению от звучания: «Харита» в переводе с древнегреческого – «прелесть».

Итак, звучание слова имеет определённое значение, которое привносит в слово дополнительный смысловой оттенок. Вы согласны со мною?

(Аргументированные ответы учащихся.)

Учёные установили, что каждый звук речи можно оценить: «грубый», «добрый», «нежный» и т.д. Представьте себе двух животных: урщух и лимень, предположите, какие они. К какому животному можно отнести следующие качества: страшное, злое, доброе, грубое, безопасное, нежное?

(Ответы учащихся.)

Особенно внимательно к способности звуков выражать какое-то содержание относятся поэты. Такое явление в речи, чаще всего поэтической, называется ЗВУКОПИСЬ.

ЗВУКОПИСЬ – это передача явления, о котором рассказывает поэт, с помощью звуков.

(Термин учащиеся записывают в словарик.)

Например:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Ф.И.Тютчев

(Один ученик работает у доски, комментируя орфограммы и пунктограммы.)

Ребята, о чём идёт речь в этом стихотворном отрывке? Какие звуки повторяет автор? Передают ли они «звучание» грозы?

(Коллективная работа. Термины записываются в словарик.)

Если повторяются одинаковые согласные звуки, то это пример АЛЛИТЕРАЦИИ, одинаковые гласные – АССОНАНСА.

Пример:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

А.Прокофьев

Какой гласный звук повторяется в этом стихотворении? Какие чувства он передаёт?

(Обсуждение.)
3.ЦВЕТОПИСЬ. ЦВЕТОСЛОВО.

Итак, мы установили, что звук имеет смысловое значение. Но учёные решили пойти дальше: а имеет ли звук «цветовое» значение?

(Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся. Это его индивидуальное домашнее задание.)

Гласные


А – чёрный; Е – белый; И – красный,

У – зелёный.

О – синий; тайну их скажу я в свой черёд,

А – бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е – белизна холстов, палаток и тумана,

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И – пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У – трепетная рябь зелёных волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О – звонкий рёв трубы, пронзительный

и странный,

Полёты ангелов в тиши небес пространной –

О – дивных глаз её лиловые лучи.

Артур Рембо

На способности звуков обозначать определённые цвета основано цветослово, часто используемый нами приём изучения художественного текста.

ЦВЕТОСЛОВО – это выражение возникших после прочтения стихотворения или прозаического произведения чувств, мыслей, эмоций через цвет. Подобно тому, как композитор выражает себя в музыке.

Дома у вас было задание нарисовать цветослово к стихотворению С.Есенина «Отговорила роща золотая…» Какие краски-настроения выбрали вы?

(Монологические ответы учащихся и их комментирование классом.)

А если бы вы были музыкантами, какую мелодию подобрали бы к стихотворению Сергея Есенина?

(Звучит последний куплет песни «Отговорила роща золотая в исполнении Н.Кадышевой.)
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Ребята, давайте попытаемся оценить эмоциональную атмосферу урока. Какое настроение у вас преобладало? Выразите его через цвет.

(Ответы учащихся.)

Домашнее задание:

Подобрать примеры звукописи в стихотворной речи, определить для гласных звуков цветовые соответствия.

А –

О –

Э –

И –

У –

Ы –

( Красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, тёмно – синий.)
Компьютер представляет следующее:

А – красный, О – жёлтый, Э – зелёный, И – синий, У – тёмно-синий, Ы – коричневый.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект урока словесности iconУчебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Проект урока словесности iconШмо учителей словесности Состав школьного методического объединения учителей словесности
Учителя русского языка и литературы, английского и немецкого языков средней школы №30 поставили перед собой следующие задачи в педагогической...
Проект урока словесности icon«Сотворчество учителя и ученика как субъекта диалога на уроках словесности.»
Свою педагогическую философию я выражу словами: «Уроки словесности- это уроки становления личности: сотворчество учителя, ученика...
Проект урока словесности iconПрограмма дисциплины «Система российской словесности»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...
Проект урока словесности iconРабочая программа курса составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Уроки словесности», Программы элективных курсов по...
Проект урока словесности iconКонспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 ханбикова...
Образовательная. Дать учащимся понятие о рекламе и о необходимости рекламы в современной предпринимательской деятельности. Продолжить...
Проект урока словесности iconПрограмма спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…»
Учит и помогает стать человеком. Поэтому главная цель любого урока словесности – воспитание чувства прекрасного и лучших нравственных...
Проект урока словесности iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Проект урока словесности iconУрок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного...

Проект урока словесности iconУрок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах
Проект урока словесности iconУрока информатики в 7 классе Тема урока: Создание коллективного мультимедийного проекта
Образовательные: ознакомления учащихся с возможностями среды PowerPoint по созданию коллективной мультимедийной презентации; повторить...
Проект урока словесности iconМеждународный проект
Проект Современного Искусства и Креативного творчества «апельсиновая береза» г. Москва
Проект урока словесности iconРабочая программа дисциплины
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности
Проект урока словесности iconРабочая программа дисциплины
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности
Проект урока словесности iconМоу «Гимназия №5» г. Юбилейного
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы
Проект урока словесности iconРабочая программа дисциплины
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск