Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…»





Скачать 162.01 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…»
Дата публикации25.06.2014
Размер162.01 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
100-bal.ru > Литература > Программа спецкурса
Муниципальное образовательное учреждение – средняя

общеобразовательная школа

п.Поливаново Барышского района Ульяновской области

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

для 9 класса
«ЧИТАЯ, УЧИМСЯ ЖИТЬ…»

Автор-составитель: Филиппова

Нина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы
п. Поливаново

2008
Читая, учимся жить…
Чтение – это только начало.

Творчество жизни – вот цель.

Н.А.Рубакин
Пояснительная записка
Целью современной школы является воспитание образованного человека. А это прежде всего внимательного читателя, не бездумно поглощающего книгу, а способного сопереживать писателю и его героям, вникать в художественное слово. Преподавание литературы в школе – процесс не только образовательный, но и глубоко эмоциональный, воспитывающий, зачастую формирующий личность ребят. Литература учит. Учит и помогает стать человеком. Поэтому главная цель любого урока словесности – воспитание чувства прекрасного и лучших нравственных качеств, важно показать красоту человеческих отношений, важность и необходимость помощи друг другу, что особенно актуально в наше непростое и жёсткое время.

Предлагаемый спецкурс составлен для 9 учеников класса, в котором есть эрудированные и творческие ребята, но совершенно не знающие своего характера, не умеющие управлять эмоциями. Они кажутся себе достаточно взрослыми, а на самом деле – ещё дети, поэтому им очень сложно разобраться не только в поступках друзей, но даже в своих собственных. Именно в этом возрасте, когда происходит становление будущей личности, необходимо научить их понимать себя, других; сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для наших учеников величайшими ценностями, к которым нужно бережно относиться; заставить ребят задуматься над своими поступками.

Спецкурс «Читая, учимся жить…», рассчитанный на 34 часа, позволяет реализовать следующие цели:

- совершенствовать читательскую деятельность учащихся благодаря включению их жизненного опыта, способностей, склонностей;

- помочь детям раскрыть особенности своего характера, личностные пристрастия, интересы, увлечения, а также разрешить возникающие в их жизни психологические проблемы.

Спецкурс призван решить следующие образовательные задачи:

- приобщить к ценностям русской художественной литературы через знакомство с произведениями писателей 19-20 в.в.;

- вызвать в учениках страстный отклик на литературное творение и желание о нём высказаться – точнее, отозваться на него;

- пробудить интерес к нравственным и социальным вопросам и к тому, как они решаются в произведении;

- развить чувство наблюдательности, воображения, культуры нравственных и эстетических чувств, образного мышления;

- выработать умение вдумчиво читать про себя и выразительно вслух, умение работать с книгой, чётко и логично излагать свои мысли.

Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т.е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков.

В результате изучения ученики должны 1)знать: книга для человека является источником познания не только окружающего мира, но и самого себя, своего характера;

2) уметь: вдумчиво читать про себя и выразительно вслух, работать с книгой, чётко и логично излагать свои мысли.

Результативность изучения курса будет осуществляться в процессе проведения бесед, дискуссий, устных выступлений на занятиях, итоговой письменной работы.
ПРОГРАММА КУРСА

34 ч.




Тема


Кол-во часов

Аннотация

1

Введение. Роль литературы в становлении человека

2

Значение лит-ры в жизни человека. Формирование потребности в общении с искусством. Искусство воспитывает человека, формирует его.

Тестирование.

2

Уроки литературы 18 в.


2

«Вечность» вопросов, задаваемых в русской литературе, возможность избежать ошибок в своей жизни, опираясь на опыт литерат-х героев

3

Тема любви в русской литературе


6

Какая разная бывает любовь! Любовь-жертва и любовь-эгоизм, любовь всепо беждающая и любовь всеразрушающая.

От кого или чего это зависит?

4

Поиски смысла жизни человеком

Каким должен быть человек?

6

Для чего мы живём? Как надо прожить жизнь? Кто в ответе за наши ошибки?

Каким должен быть человек, чтоб про-жить жизнь не зря? Кто я?

5

Персонажи классики среди нас.


4

Почему классическая литература вызы вает интерес читателей до сих пор? Потому что среди её героев мы узнаём себя и своих современников.

6

Тема искусства.

2

Цель и тайна творчества. Роль искусст ва в нашей жизни. Может ли быть искусст -во на заказ?

7

Проблема нравственного выбора в жизни

5

Что такое нравственный выбор? Ответ- ственность человека за свои поступки. От выбора каждого зависит судьба всех. Предательство и верность, добро и зло, нравственные поиски человека, ценность человеческой жизни.

8

Долг перед родиной, патриотизм, достоинство,

2

Истинный и ложный патриотизм. Спо-собность человека на подвиг – легко это или трудно? Достоинство и честь.

9

«Как прекрасен этот мир…»

2

Умение радоваться малым радостям, умение видеть красоту в обыденном, восхищаться ею, беречь.

10

Письменные работы

2

Рефлексия, ответ на вопрос «Что тебе дал спецкурс?»


11

Заключительное занятие

1

Обсуждение работ, подведение итогов.


ЛИТЕРАТУРА

для учеников.
1. Богомолов В. «Зося»

2. Брэдбери Р. «Наказание без преступления»

И.Гёте «Фауст»

3. Гоголь Н.В. «Мёртвые души» «Портрет»

4. Грибоедов А.С. «Горе от ума

5. Грин А. «Алые паруса»

6. Екимов Б. «Ночь исцеления»

7. Каверин В. «Два капитана»

8. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

9. Крупин В. «И вот приходит мне повестка»

10.Лермонтов М.Ю.«Герой нашего времени»

11.Островский А.Н. Пьесы

12.Пришвин М. и В.Д.Пришвина «Мы с тобой. Дневник любви»

13.Пушкин А.С. «Евгений Онегин» «Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери»

14.Тендряков В. «Люди или нелюди»

15.Толстой Л.Н. «Народные рассказы»

16. Чехов А.П. «Тоска»

17.Шекспир В. «Гамлет»

18. Шукшин В. «Рассказы»

19. Японские хокку

ЛИТЕРАТУРА

для учителя


  1. Айзерман Л.С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.

  2. Валова А. Рассказ В.Астафьева «Жизнь прожить». Ж-л «Литература в школе» № 4 – 2005 г.

  3. Вуколов Л.Современная проза в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 2002.

  4. Гиматдинова С. – «Почему жизнь не может быть простой и доброй? Рассказ Р.Брэдбери «Наказание без преступления» Ж-л «Литература в школе» № 7 – 2000 г.

  5. Калганова Т. Изучение трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 6 – 2005 г.

  6. Крупина Н. Человек есть то, что он помнит. Память войны в прозе Богомолова. Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 3 – 2005 г

  7. Лаури Н. Урок по повести В.Тендрякова «Люди или нелюди». Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 1 – 2005 г

  8. Лисовская В.Разобьётся сердце без любви…Урок по творчеству А.Грина. Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 1 – 2002 г

  9. Осанова Н. А.Грин. «Алые паруса» Ж-л «Литература в школе» № 2 – 2004 г.

  10. Осокина И. «Не собирайте сокровищ на земле…» «Портрет» Н.В.Гоголя. Ж-л «Литература в школе» № 4 – 2004 г.

  11. Салякина С.»Как важно вовремя успеть» Рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления». Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 8 – 2005 г

  12. Соболев Н. Роль литературы в становлении человека. Ж-л «Литература в школе» № 4 – 2007 г.

  13. Соловей Т. Как прекрасен этот мир! (об изучении классической японской поэзии) Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 2 – 2003

  14. Соловей Т. Поверьте в чудо. Анализ феерии А.Грина «Алые паруса». Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 3 – 2008 г

  15. Фомичёва А. Урок по книге М.Пришвина и В.Пришвиной «Мы с тобой. .Дневник любви» Приложение к ж-лу «Литература в школе» «Уроки литературы» № 4– 2002 г

Тематическое планирование




Тема

Форма проведения

Виды деятельности учащихся

Содержание

Произведение, на примере которого ведётся разговор

1/2

Вводное занятие.


Беседа

Тестирование.

Ответы на вопросы

Определение предпочтений учащихся в чтении




2

Роль литературы в становлении человека

Беседа-диспут




Книга или компьютер? Нужна ли литература сегодня!




3

Надо ли читать «Бедную Лизу» через два века после создания?

Урок-

Развитие устной речи

«Вечные» темы в литературе.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

4

Семейные отношения и тема воспитания в комедии Фонвизина и сегодня


Беседа

Сравнение, сопоставление

«Губительная» любовь,

власть и покорность. Какова должна быть настоящая родительская любовь?

Д.Фонвизин «Недоросль»

5

Смешон или страшен Молчалин в комедии Грибоедова?

Урок-суд

Обучение искусству спора

Двуличность Молчалина.

В чём его современность?

А.С,Грибоедов «Горе от ума»

6

Любовь в представлении героев комедии.

Беседа

Развитие устной речи

Тема «любовного треугольника». Почему не могут быть счастливы в любви все?

А.С,Грибоедов «Горе от ума»

7

Почему же хандрит Евгений Онегин?

Урок-исследование

Работа с текстом

Смысл жизни, поиск себя, отсутствие высокой цели

А.С,Пушкин «Евгений Онегин»

8

Кому вы больше сочувству ете – Татьяне или Евгению?

Урок-интервью

Выразит-е чтение, беседа

2 письма, 2 встречи, 2 судьбы. Кто любит по-настоящему?

А.С,Пушкин «Евгений Онегин»

9

«И всюду страсти роковые. И от судеб защиты нет.»

Дискуссия

Работа в группах

Чувство и страсть – одно и то же? Что сильнее - судьба или человек?

А.С,Пушкин

«Цыганы»

10

«Гений и злодейство» - две вещи несовместных?

Беседа

Формулирование выводов

Дружба и предательство, талант и гений

А.С,Пушкин

«Моцарт и Сальери»

11

«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих..?»

Урок-суд (ролевая игра)

Обучение искусству спора

Индивидуализм, дисгармония,

«страдающий эгоист».

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

12

Печорин - Бэла, Печорин – княжна Мери, Печорин - Вера. Кого он любит и кто любит его?

Урок-размышление

Развитие устной речи

Любовь и самопожертвование или любовь и власть над человеком?

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

13

«Герои «Мёртвых душ» в 21 веке»

Урок-фантазия

Обучение рассуждению

Есть ли среди нас Мани ловы, Коробочки и т.д.?

Н.В.Гоголь

«Мёртвые души»

14

Чичиков – удачливый предприниматель или отъявленный негодяй?

Дискуссия

Работа с текстом

Анализ эпизода

Если бы Чичиков жил сегодня? Гоголь – обвиняет или жалеет своего героя?

Н.В.Гоголь

«Мёртвые души»

15

«Не собирайте сокровищ на земле…»

Беседа

Анализ произв-я

Ремесло и искусство, утрата таланта, цель творчества

Н.В.Гоголь «Портрет»

16

«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

Урок-суд (ролевая игра)

Развитие устной речи

«Вечный» тип человека-копилки. Во имя чего?


Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С,Пушкин «Скупой рыцарь»

17

Что ни персонаж – то тип!

Урок открытых мыслей

Формулирование выводов

Герои Островского вокруг нас.

Посмотрим в зеркало?

А.Н.Островский

Пьесы

18

«Чем люди живы»

Урок-размышление

Составление тезисов

Проблема нравственного выбора в жизни

Л.Н.Толстой «Народные рассказы»

19

Почему человеку может быть одиноко среди людей?

Урок-размышление

Работа с текстом

Равнодушие, одиночество, душевная боль

А.П.Чехов «Тоска»



20

Человек есть то, что он помнит

Урок памяти

Развитие устной речи

Человек на войне, война и смерть. Готовность к подвигу- всем ли дано?

В.Богомолов «Зося»

21

Спасайте души.

Беседа

Формулирование выводов

Добро и зло, нравственные поиски человека, ценность человеческой жизни

В.Тендряков «Люди или нелюди»

22

Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить

Урок-фантазия

Работа с текстом

Анализ эпизода

Вера в мечту, умение любить преданно, красиво

А.Грин

«Алые паруса»

23

Как важно вовремя успеть!

Беседа

Обучение вдумчивому чтению

Люди рядом с нами, нуждающиеся в нашем внимании и понимании

Б.Екимов «Ночь исцеления»

24

«О какой любви ты мечтаешь?»

Урок-мечта

Написание эссе

Значение высокой любви в жизни человека

М.Пришвин и В.Д.Пришвина «Мы с тобой. Дневник любви»

25

«У нас нет запасной Родины»

Беседа

Обучение рассуждению

Долг перед родиной, патриотизм, достоинство, нравственность

В.Крупин «И вот приходит мне повестка»

26

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Беседа-диспут

Работа в группах


Ложь и предательство, стойкость и упорство в стремлении к своей мечте

В.Каверин «Два капитана»



27

«Учиться понимать человека»

Беседа

Обучение рецензированию

«Чудики» Шукшина. Любовь к ближнему, человеческое милосердие

В.Шукшин «Рассказы»

28

Дорожить каждым мгновением своего земного срока

Урок открытых мыслей

Составление аннотаций

Умей радоваться малым радостям - и тогда проживёшь счастливую жизнь.

Миниатюры В.Солоухина

Ю.Бондарева

29

«Как прекрасен этот мир…»

Урок-экспромт

Написание эссе

Умение видеть красоту в обыденном, восхищаться ею


Японские хокку

30

Почему жизнь не может быть простой и доброй?

Дискуссия

Обучение искусству спора

Об умении страдать и сострадать

Брэдбери «Наказание без преступления»

31

Быть или не быть?


Урок-размышление

Обучение рассуждению

В чём разгадка знаменитого вопроса Гамлета?

В.Шекспир «Гамлет»

32

Поиск справедливости и смысла человеческой жизни

Беседа

Обучение рассуждению

Философия и жизнь – как далеки они друг от друга?

И.Гёте «Фауст»

33

Письменная работа


Урок развития речи

Сочинение

Тема «Изменилось ли моё представление о литературе, о книге?»




34

Заключительное занятие. Подведение итогов













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconСочинение Работа ученицы 11 класса Печугиной Натальей г. Ярцево Смоленской...
Мужество жить! Слова эти я прочитала в поэме Р. Рождественского «Реквием». Прочитала и не поняла. Разве требуется мужество для того,...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconМетодические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconПрограмма спецкурса по страноведению на английском языке для 8 9...
Программа элективного курса по страноведению «Путешествуем по Великобритании» предназначена для учащихся 8 9 класса и рассчитана...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconРабочая программа спецкурса «История Тайшетского района с древнейших времён и до наших дней»
Программа предназначена для старшеклассников, в данном случае для 11 класса
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconПрограмма спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва
Программа спецкурса “Пути русской культурологии. ХХ в: Н. А. Морозов, П. А. Сорокин, Д. Л. Андреев, Л. Н. Гумилев”. Предназначена...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconПрограмма спецкурса «основы избирательного права»
Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconПрограмма спецкурса для 6-7 класса ( Общий объём курса- 34 часа)
Квасникова Лилия Алексеевна, учитель биологии Красноярской сош илекского района (высшая категория)
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconУрок английского языка для 2 класса Тема : «Учимся, играя»
...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconПрограмма курса «Бионика» или «Учимся у природы»
Программа курса «Бионика» или «Учимся у природы» для 9 11 классов общеобразовательных школ учителя биологии мбоу сош №3 г. Рассказово...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconКафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса
Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015....
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомиться с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями. Познакомиться с былиной «Добрыня и Змея». Учимся сравнивать...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconКонспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру»
Данный урок был проведён в рамках предметной недели филологических дисциплин в мбоу сош №27 для учащихся 5А общеобразовательного...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация...
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Программа спецкурса для 9 класса «читая, учимся жить…» iconПрограмма спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и...
Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск