Скачать 109.99 Kb.
|
Биологическое многообразие живых организмов Илекского района Программа спецкурса для 6-7 класса ( Общий объём курса- 34 часа) Квасникова Лилия Алексеевна, учитель биологии Красноярской СОШ Илекского района (высшая категория) Телицина Надежда Яковлевна, учитель биологии Илекской СОШ Илекского района (высшая категория) Пояснительная записка Образовательная программа «Биологическое многообразие живых организмов Илекского района» содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии в 6-7-х классах. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением. Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы Илекского района, экологическое состояние местного природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии организмов степного биотопа. Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, предусмотрены меры по охране природы. Изучение курса направленно воздействует на формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по сохранению природных богатств. Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине. Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится наблюдениям, экскурсиям, практикумам и малым исследованиям. Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 час в неделю. Цели программы: - ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, влиянием естественной среды на здоровье человека; - формирование знаний о степном ландшафте Илекского района как одном из крупных природных регионов Оренбуржья; Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:
В итоге изучения данной программы школьники должны:
3. Результаты работы представлять в виде сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ и презентаций. Содержание программы Общее количество часов- 34
Предмет и задачи биологического краеведения.
Географическое положение и географические рекорды Илекского района. Климатические условия и общая гидрогеологическая характеристика района. Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Красота и величие Илекских степей и пойменных лесов. Памятники природы. Ш. Методы изучения родного края. – 2ч. Основные методы исследования природы. Фенология. Основные понятия и термины фенологии. Феносигналы. Понятие о биоиндикации. Организмы – индикаторы загрязнения окружающей среды. IV. Флора родного края-12 ч. Разнообразие растений. Флора. Зональность. Ярусность. Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные. Голосеменные, покрытосеменные. Класс Двудольные растения. Семейства: Бобовые, Розоцветные, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Гречишные, Лютиковые, Подорожниковые, Вьюнковые, Губоцветные, Гвоздичные, Зверобойные, Гераниевые, Колокольчиковые, Норичниковые, Подмаренниковые, Зонтичные. Изучение представителей и выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Класс Однодольные растения. Семейства: Злаки и Лилейные. Изучение представителей и выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Значение и роль растений в природе. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. Дикорастущие, ядовитые и лекарственные растения Илекского района. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира. Лабораторная работа: «Составление простейших определителей по классам однодольных и двудольных». V. Грибы и лишайники. – 3ч. Биологическое разнообразие грибов, правила сбора грибов. Лишайники, их многообразие. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Практическое значение грибов и лишайников. Экскурсия 1 «Растения. Грибы и лишайники Илекского района». VI. 6. Фауна родного края - 9 ч. Особенности животного мира степей. Разнообразие животных Илекского района. Зональность. Беспозвоночные – простейшие, гидроидные, черви, моллюски. Членистоногие – ракообразные, паукообразные, насекомые. Позвоночные животные – рыбы, земноводные, или амфибии, пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы и млекопитающие нашего края. Значение и роль животных в природе. Изучение следов жизнедеятельности животных. Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения. Промысловые и опасные животные края. Правила поведения в природе. Охраняемые животные Илекского района. Экскурсия 2: «Изучение следов жизнедеятельности птиц и млекопитающих Илекского района» VII. Антропогенный фактор воздействия на ландшафт степей-2 ч. Экологическое состояние природного ландшафта Илекского района. Влияние деятельности человека на степь. Загрязнение человеком окружающей среды и его последствия. Природа для отдыха и туризма. Ландшафтотерапия. Зона отдыха «Уральская урема» VIII. Итоговое занятие-3 ч. Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Презентации работ учащихся. Экскурсия 3: «Взаимосвязь организмов в экосистеме степи». Тематическое планирование.
Литература для учителя:
11. Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Илекский район. –ОРО ВОО «Русское географическое общество», 2007. 1 2 .Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области. — Учебное пособие. - Оренбург, 1996. 13.Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал русского географического общества. Оренбург, 1995. 14.Экологическая тропа. -Оренбург, ОСЮН,1989. 15.Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая аллея» Оренбургское литературное агентство, 2000. Литература для учащихся: Учебное пособие для учащихся «Биологическое многообразие живых Организмов Илекского района». Составители: Квасникова Л. А. учитель биологии Красноярской СОШ; Телицина Н. Я. учитель биологии Илекской СОШ № 1. |
Рабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры» Общий объем курса 56 часов. Из них: лекции – 28 часа, самостоятельная работа студента – 28 часа. Общая трудоемкость курса – 1,5 зачетные... | Рабочая программа по курсу «Психология рекламы» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем... | ||
Методические рекомендации по изучению курса. Планы семинарских занятий,... Рабочая программа предназначена для магистров химического факультета юфу. Её объём составляет 68 часов, из которых 34 часа лекции... | Психология имиджа Общий объем курса 48 ч. Из них: лекции – 20 ч., семинарские занятия – 4 ч., самостоятельная работа студентов 24 ч | ||
Рабочая программа по литературе Для 10 класса (2 часа в неделю, 72 часа в год) Рабочая программа учебного курса литературы для 10 класса трёхлетнего обучения на ступени среднего (полного) общего образования составлена... | Брендинг Общий объем курса 32ч. Длительность – один семестр. Из них: лекции – 16 ч., семинарские занятия – 16 ч., самостоятельная работа студентов... | ||
Культура традиционных обществ китая и японии Общий объем курса 815 ч. Из них: лекции − 100 ч, семинарские занятия − 66 ч на группу, самостоятельная работа студентов − 166 ч.... | Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка... Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч., самостоятельная работа... | ||
Программа спецкурса по страноведению на английском языке для 8 9... Программа элективного курса по страноведению «Путешествуем по Великобритании» предназначена для учащихся 8 9 класса и рассчитана... | Рабочая программа по английскому языку для 8 класса на 2013-2014 учебный год Настоящая рабочая программа для 8 класса разработана на основе учебного курса под ред. Афанасьевой «Новый курс английского языка... | ||
Рабочая программа по предмету география Для 6 класса (индивидуальное обучение 4 часа в год) Образовательной программе школы. В заочной школе программа 6 класса рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю). Индивидуальное обучение... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... И. В. Липсиц, 2006 г. Эта программа мобильна,позволяет рассчитывать учебное время на курс 32-48 часов, либо 48-64 часа в 10-м классе.... | ||
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является федеральной... Нтами 7-ми специальностей и по каждой из них в учебных планах содержатся лекции, практические занятия и лабораторные работы. Общий... | Реферат курсовой работы «аккумулирование радионуклидов растениями лесных фитоценозов» Объем работы: общий объем работы составляет 30 печатных страниц, содержит 4 таблицы, список использованных источников составляет... | ||
Тематическое планирование курса «История средних веков» для 6 класс ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гоу №704 и требованиями фгос ноо учебный план для первых классов определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной... |