Скачать 234.82 Kb.
|
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о о б р а з о в а н и ю ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Декан факультета психологии ______________ Э.В. Галажинский «____» __________ 2009 г. ПСИХОЛОГИЯ ИМИДЖА Рабочая программа Специальность Связи с общественностью Томск - 2009 Одобрено кафедрой социальных коммуникаций Протокол № 66 (1) от «31» августа 2009г. Зав. кафедрой, д. ф. с. ф. н., доцент ___________________ И.П. Кужелева-Саган Рекомендовано методической комиссией факультета психологии Председатель комиссии, д-р психол. н., профессор __________________ О.М. Краснорядцева «____» ____________ 2009г. Рабочая программа по курсу «Психология имиджа» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Связи с общественностью» (030602). Общий объем курса 48 ч. Из них: лекции – 20 ч., семинарские занятия – 4 ч., самостоятельная работа студентов - 24 ч. Курс завершается экзаменом в девятом семестре. Составитель: Спичева Дина Ивановна, преподаватель каф. социальных коммуникаций Рецензент: Зав. кафедрой, д. ф. с. ф. н., доцент И.П. Кужелева-Саган
Цель: формирование у студентов системных представлений о феномене имиджа, ознакомление с теоретическими основами, основными социально-психологическими механизмами и методами формирования имиджа, а также навыками и умениями их эффективного использования в процессе профессиональной деятельности выпускников. Задачи:
Требования к уровню освоения В результате освоения курса студенты познакомятся с методологическим обоснованием феномена имидж, его местом в социально-гуманитарном научном дискурсе. Слушатели получат представление о разных направлениях психологии имиджа и о возможностях использования психологических методов развития личности в практике специалиста по социальным коммуникациям. По окончанию программы студенты смогут использовать психологические методы формирования имиджа в своей профессиональной практике. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Психология имиджа как одно из направлений исследований теории и практики социальных коммуникаций. Цель и задачи психологии имиджа (психологическая и социально-психологическая диагностика, психологическое обеспечение имиджевых кампаний, разработка и реализации программ совершенствования публичного поведения клиента). Предмет и структура психологии имиджа. Методы практической психологии имиджа: диагностические, консультативные и учебно-коррекционные, методы пропаганды (рекламы), методы научного исследования. Понятие имиджа, его социально-психологическая природа. Роль имиджа в современном обществе.
Прояснение этимологии понятия «имидж». Реконструкция генезиса научных представлений об имидже. Позиционирование имиджа в коммуникативно-управленческой системе современного общества. Определение имиджа с точки зрения различный наук и отраслей знания. Методологическое обоснование феномена имиджа: социокультурный подход А.С. Ахиезера, коммуникативный подход (К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Н. Луман), конструктивистский подход (Т. Лукман, П. Бергер, С. Курдюмов, Е. Князева), модель двусторонней симметричной коммуникации Д. Грюнига, принцип диалогического познания мира М.М. Бахтина, концепция интегрального пространства (AQAL-spase) К. Уилбера, феномен «спиральной динамики» (spiral dynamics) К. Грэйвза, модель формирования эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта М.И. Шишкиной. Феномен имиджа в современных научных исследованиях.
Феноменологический подход: К. Роджерс («Я-концепция»). Диспозициональное направление: Г. Олпорт («образ себя»). Когнитивное направление: Дж. Келли (Теория ролевого конструкта). Аналитическая теория личности: К.Г. Юнг (классификация архетипов). Индивидуальная теория личности: А. Адлер («стиль жизни»). Эго-психология: Э. Эриксон («эго-идентичность – ролевое смешение»). Гуманистическая психология: Э. Фромм (социальные типы характера). Социально-когнитивное направление А.Бандура («научение через моделирование», «достижение самоэффективности»), Дж. Роттер («прогноз поведения»). Научающее-бихевиоральное направление: Б.Ф. Скиннер (Теория оперантного научения). Гуманистическое направление: А. Маслоу (иерархия потребностей). Психоаналитическое направление: З. Фрейд (методика психоанализа). 4. Классификация, структура имиджа и процесс его формирования. Структурные элементы имиджа. Этапы и стадии формирования имиджа. Консонантные и диссонантные схемы восприятия. Типы мотивации при создании имиджа. Имидж, ориентированный на самоощущение и воприятие. 1. Классификация имиджа по знаку:
2. Классификация имиджа по соотношению личностной и профессиональной составляющих:
3. Классификация имиджа с точки зрения факторов, его образующих:
4. Классификация имиджа по функциональному подходу:
5.Классификация по характеристикам индуктора (Е.Б. Перелыгина):
5.Инструментарий и «строительный материал» имиджа. Синонимичные понятия как компоненты создания имиджа: метафора, миф, символ, стереотип, ассоциация, репутация и др. Использование инструментария психологии имиджа в качестве методов воздействия на аудиторию: позиционирование, манипулирование, мифологизация, визуализация, НЛП, перформанс, жест, формат и др. Принципы психологического проектирования имиджа – принципы целостности и заданности.
Понятия имиджевой коммуникации: психология масс, образно-чувственное мышление, информация, информационное пространство, модель массовой коммуникации. Прямая и косвенная имиджформирующая информация. Каналы трансляции: аудиальные, визуальные, кинестетические. Социально-психологические феномены трансляции и восприятия имиджа: интуиция, хиндсайт, социальные ожидания, фундаментальная ошибка атрибуции, установка, убеждение, оценка.
Понятия среды и социума. Символика среды, законы оформления пространства и интерьера, символ цвета и формы. Семиотика. Проксемика. Имидж и психология цвета. Имиджформирующая функция психологического пространства: законы психологического пространства, Преодоление барьеров восприятия. 8. Психология индивидуального имиджа. Проблема индивида и индивидуальности в психологии. Внешняя и внутренняя мотивация по созданию имиджа. Оригинальный и наведенный виды имиджа. Имидж ориентированный на самоощущение и имидж ориентированный на восприятие. Я-концепция и Я-образ. Взаимоотношения имиджа, Я-реального, Я-идеального и Образа Я у других. Механизмы каузальной атрибуции. Имплицитная теория личности. Типологии личности как основа для оценки имиджевой предрасположенности потребителей. Тело, лицо, поведение человека как объект его имиджа. Закономерности зрительного восприятия лица и фигуры человека. Психологическая характеристика стилей одежды. Применение в имеджмейкинге концепций конституциональной психологии Э.Кречмера и С.Шелдона. Совершенствование рефлексивно-перцептивных способностей. Развитие способностей по диагностике и экспрессии эмоционального состояния. Самопрезентация. Факторы восприятия личности в общественном сознании. Использование психодиагностики для создания психологического портрета личности. Тесты, опросники, контент-анализ, биографический метод, наблюдение и особенности их применения. Критерии эффективности индивидуального имиджа.
Понятие корпоративного имиджа. Роль имиджа учреждения (организации, фирмы) в условиях современного рынка услуг. Психологическая характеристика фирмы, организации с учетом ее функциональных связей и решаемых задач. Внешний и внутренний имидж. Связь внутреннего имиджа с корпоративной культурой. Оптимальная структура внешнего имиджа учреждения. Изучение имиджа учреждения. Методы оценки. Оптимальная структура имиджа. Имидж руководителя в структуре имиджа учреждения. Роль внешних атрибутов образовательного учреждения: эмблема, девиз. Организация связей с общественностью. Критерии и показатели эффективности формирования имиджа. Алгоритм совершенствования имиджа. Основные мероприятия по совершенствованию имиджа. Особенности имиджа образовательного учебного заведения. Имидж государственной службы. Критерии эффективности корпоративного имиджа.
Подходы в маркетинге и менеджменте к созданию имиджа товара. Психологическое исследование потребительской аудитории. Анализ потребностей человека и мотивов потребителей. Рациональный и бессознательный компоненты образа. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка. Американская (VALS1, VALS2)и европейская системы сегментации рынка. Психологическая оценка товара. Функциональные и психологические преимущества объекта и их использование при разработке имиджа товара. Методы оценки имиджа товара. Психологическая характеристика рекламы, ее виды. Рекомендации по разработке товарного знака и слогана. Влияние цвета и формы на психическое состояние человека. Учет закономерностей памяти и внимания.
Психологическая составляющая имиджа политических субъектов. Психология имиджа предвыборной кампании. Имидж государства. Стратегические компоненты имиджа государства (герб, флаг, гимн, история, миссия, стратегия, философия и др.). Основные принципы и инструменты формирования регионального имиджа. Работа с внутренними и внешними объектами: органы и представители федеральной власти, инвесторы, туристы, квалифицированные кадры,«внешние» средства массовой информации (международные, федеральные и инорегиональные), жители региона (в свою очередь, могут подразделяться на более узкие сегменты в зависимости от конкретных задач того или иного мероприятия). Концептуальная и деятельностная составляющая имиджа региона.
Имидж и репутация в бизнесе. Роль имиджа руководителя в управлении организацией. Компоненты имиджа руководителя: личностный, социальный, профессиональный. Стили управленческой деятельности и типы имиджа руководителя. Выбор типа имиджа в зависимости от условий деятельности организации, личностных особенностей руководителя и характеристик аудитории имиджа. Свойства имиджа руководителя – адекватность, устойчивость, целостность, презентабельность. Психологическая характеристика параметров имиджа: внешность, рабочее помещение, стиль общения, режим работы, работа с документами, методы воздействия на подчиненных. Создание установки принятия имиджа руководителя: ситуативной, фиксированной. Модель внутреннего пространства личности руководителя («Окно Джогарри»). Социально-психологический тренинг имиджевых качеств.
Имиджевые параметры строительства мира шоу-бизнеса. Способы выявления потребностей аудитории. Композиция имиджевого сообщения. Особенности передачи информации в шоу - бизнесе: концентрированность, яркость, символизм. Использование нетрадиционной коммуникации: слухи, сплетни, скандалы и т.п. Акцентирование внимания на внешней стороне события. Принципы построения имиджа звезды. Соотношение понятий «имидж» - «амплуа». Гедонистическая и компенсаторная функции имиджа в шоу-бизнесе. Мужские и женские звездные имиджи.
Навыки эффективной самопрезентации имиджа (самомаркетинг, техники эффективного общения, вербальные и невербальные средства трансляции имиджа, стратегии эффективного влияния, синтоническая модель общения, психотехника формирования аттракции). Критерии оценки имиджа: самоощущение, появление планируемых оценок со стороны окружающих, практическое достижение планируемой интеракции при субъективной уверенности, что она достигнута при помощи имиджа. Имидж и должностные обязанности специалиста по социальным коммуникациям. Общее и различия в исследованиях персонального, корпоративного и предметного имиджа. Практические методики оценки имиджа. IV. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Выполнение домашнего задания по 9 темам самостоятельной работы. 2. Сдача реферата. Требования к реферату: Объем реферата на выбранную тему (см. список тем) – не менее 15 страниц (размер шрифта – 14, интервал – 1,5), не считая списка литературы. Источниковую базу реферата должны составлять минимум 10 публикаций (за исключением отдельных случаев, специально оговоренных с преподавателем). 3. Экзамен. Вопросы к экзамену:
Количество заданий и их веса:
Оценка – по 10-балльной системе.
VII. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
|
Кожина Наталия Спортивный брендинг как инструмент формирования современного... Не и pr-инструментов по их позиционированию, создаётся бренд «Россия». Автор отразил в структуре работы «матрёшечный» принцип формирования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Секреты создания политического имиджа Методика изучения имиджа и его коррекция Современный и несовременный имидж | ||
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Учебный курс «Социальная психология» Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | Анатолий Афанасьевич Калюжный Психология формирования имиджа учителя Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют... | ||
Аннотация к рабочей программе дисциплины имиджелогия направление... Визуальный имидж делового человека. Социальный имидж организации. Имидж товара. Имидж организации. Системно-корпоративный имидж (имидж... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент», по профилю... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология... | Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | Программа «Психология труда, инженерная психология и эргономика»... Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300... |