АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города КОСТРОМЫ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»
Конспект урока развития речи на тему:
«Учимся писать сочинение-миниатюру»
Класс 5А
Ф. И.О. учителя
Рукавишникова Л.Н..
Кострома 2013
Методическое обоснование урока
Данный урок был проведён в рамках предметной недели филологических дисциплин в МБОУ СОШ № 27 для учащихся 5А общеобразовательного класса (декабрь 2013г)
Урок разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода. Наряду с основной целью урока - совершенствование умений учащихся в написании сочинений малого жанра, учитель преследует ещё ряд целей: совершенствование умений определять авторское отношение к описываемому, умение распознавать художественные средства языка, умение формулировать своё мнение, обогащать словарный запас учащихся
Сочинение – один из видов творческих работ по развитию речи. В сочинении ученик выражает свои мысли, интересы, дает выход своему воображению, а так же это вид упражнения, на котором происходит совершенствование речевой деятельности и формирование речевых умений. Пятиклассники уже встречались с таким видом работы в начальной школе: они обладают некоторыми знаниями о тексте, а также умениями в написании сочинений-миниатюр на заданную тему. В 5 классе, где преподавание русского языка ведётся по УМК под редакцией С.И.Львовой, учитель посчитал целесообразным провести урок на заявленную тему, заранее обозначив его в своей рабочей программе. Урок был проведён в конце 2 четверти перед изучением раздела «Текстоведение», тем самым как бы обобщая всё изученное ранее и подготавливая учащихся к новым знаниям из области текстоведения. Урок носит интегрированный характер, так как на уроке учащиеся знакомятся с текстами костромских авторов о зиме, зимней природе. Тем самым углубляются и совершенствуются знания по программе дисциплины «Литература родного края», с которой учащиеся знакомятся в1 полугодии учебного года.. Следом за уроком развития речи был проведён урок Литературы родного края на тему « Зима в творчестве Костромских писателей», где учитель мог оценить результаты проделанной работы.
В ходе урока учащиеся сами формулируют цель, обосновывая значимость темы урока, выполняют задания из различных разделов лингвистики: лексикологии, орфографии, синтаксиса, текстоведения. В начале и в конце урока осуществляется рефлексия. В качестве контроля знаний выступает творческое домашнее задание: написать миниатюру «Зима в Костроме» (урок проводился накануне новогодних праздников)
Сочинение – это упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности. Написать сочинение пятикласснику сложно, куда сложнее выразить свои мысли в сочинении-миниатюре, которые ученики пишут на уроках литературы, русского языка, истоках, музыки и др.
Тема урока: Учимся писать сочинение-миниатюру
ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствование умений учащихся в написании сочинений малого жанра (миниатюр), развитие устной и письменной речи учащихся
Задачи
Образовательные:
1.формирование навыков правильной работы с текстом;
2.закрепление и углубление понятий «тема», «основная мысль», «жанр миниатюры», обучение написанию сочинений в данном жанре;
3.знакомство с понятием «лирическая миниатюра»
Развивающие:
1. формирование вдумчивого читателя, умеющего выразить личностное отношение к проблемам, затронутым в тексте, аргументировать свою точку зрения, способного анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
2.развитие у школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме;
Воспитательные:
1.воспитание внимательного, бережного отношения человека к природе, к родному городу через авторское слово и собственное понимание мира;
2.формирование интереса к чтению, личностного отношения к предмету, способности рефлекторно мыслить, работать в сотрудничестве.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок развития речи
Форма организации урока: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: раздаточный материал(см. Приложение),компьютер, проектор
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечание
| 1.Организационный момент
|
| Учитель приветствует учащихся, просит показать свою готовность к работе через сигнальные карты
| Ученики приветствуют учителя, поднимают красные карточки: они готовы к работе
| Учащиеся постоянно используют в работе на уроках сигнальные карты, они знают требования учителя.
| 2.Целеполагание, (обоснование выбора темы урока)
|
| Учитель называет тему урока, задаёт учащимся вопросы:
-Скажите, вам приходилось писать миниатюры?
-Чем привлекательна миниатюра для читателей? Зачем мы учимся писать миниатюры?
- С какими трудностями вы сталкивались при написании миниатюр?
Обобщает ответы учащихся.
-Действительно, написать миниатюру иногда даже сложнее, чем сочинение: сложно сказать о важных вещах в малом, нужно уметь излагать свои мысли кратко, чётко и последовательно.
| Отвечают на вопросы учителя
-Да, мы пишем миниатюры на литературе, уроках русского языка, истоках.
- Миниатюры быстро читается, в ней содержится информация. Когда мы работаем над миниатюрами, мы развиваем свою речь
- Очень трудно выразить свою мысль кратко, сложно сформулировать выводы, иногда не знаешь, как начать миниатюру
|
|
|
| 3.Актуализация знаний
|
| 3. Лексическая разминка
Учитель просит учащихся отгадать слова по их толкованию.
Слова нужно записать, указать орфограммы
1.Пушинка, кристаллик снега
2.То же, что и мороз.
3Наметённая ветром большая куча снега
4Род инея, образующийся из оседающих частиц влаги на морозе
5.снежная буря.
6.Сказочная снежная девушка
Спрашивает учащихся:
-Какой словарь мне потребовался, чтобы узнать значение слов
-С какими разделами лингвистики мы работали?
-Слова какой тематической группы представлены на доске
Просит дописать учащихся слова данной тематической группы.
Совершенно верно говорить мы сегодня будем о зиме, ведь она уже вступила в свои права.
| Ребята совместно отгадывают слова, выходят по цепочке, записывают слова, объясняя орфограммы. В результате работы на доске появляется следующая запись:
Снежинка, мороз, сугроб, изморозь, вьюга, Снегурочка
Отвечают
-толковый словарь
-С орфографией и лексикологией
-Слова, записанные на доске, входят в тематическую группу зима.
Называют и дописывают: Снег, снегопад, метель, холод, снегирь…(обозначают орфограммы)
| Словарно-орфографическая работа, работа над лексическим значением слов. Попутно вспоминают термин «омофоны»(изморось-изморозь)
| Физкультминутка
|
| Учитель:
-Ну что совсем замёрзли, давайте погреемся.
Предлагает учащимся погреть щёчки, ушки, ручки, ножки.
| «Разогреваются», повторяя упражнения за учителем
Растирают ладошками. Топают ножками.
|
| Подготовка к восприятию
|
| Учитель читает отрывок из стихотворения костромского писателя Ю.Н.Куранова:
Зима. О какое же чудо:
И прорубь, и снег, и снегирь,
И звон колокольный оттуда,
Где тает в морозности ширь..
Спрашивает:
-Что такое чудо? Почему костромской поэт называет зиму чудом
-Говорить мы будем не просто о зиме, а о зиме в Костроме, нашем родном городе.
-Чем вас удивляет нынешняя зима в Костроме?
| Слушают учителя и отвечают:
-Чудо – что-то необычное, удивительное, небывалое. Зима названа чудом, потому что это время года несёт в себе что-то таинственное и интересное.
Отвечают:
-Зима в этом году пришла очень поздно. А ещё погода очень удивляет: сильный мороз сменяет оттепель .Город готовится к Новому году: это очень красиво и необычно
|
| А вот что костромские писатели говорят о зиме .Постарайтесь увидеть слова, услышать звуки, понаблюдайте за красками:
| Учащийся демонстрирует презентацию на тему «Зима в произведениях костромских писателей»
| Дома учащийся по заданию учителя подготовил презентацию
! Работа с текстами из презентации будет проходить на ближайшем уроке Литратуры родного края
| Восприятие (проблемный вопрос)
|
| -Что же костромские писатели говорят о зиме? Каково их отношение к этому времени года?
-А что такое миниатюра?
Мастером миниатюр по праву считается певец природы М.Пришвин. Познакомимся с текстом писателя.
-Какие слова вам показались необычными, интересными?
-Какие чувства выразил автор, описывая зиму?
-Передайте эти чувства при чтении текста вслух?
-Докажите, что перед нами миниатюра.
Продолжите предложения:
Миниатюра –это…
Скажите, Пришвин выражает своё отношение к зимней природе в лесу
-Как автор это делает?
Такие миниатюры с ярков выраженным чувством автора называются Лирическими
Продолжите фразу и запишите её
Лирическая миниатюра –это…
| Отвечают: Писатели-костромичи восхищаются зимней природой, они любят зиму, рады ей…
Это маленькое сочинение, текст небольшого объёма, краткое описание чего-либо..
Текст у учащихся на партах. Читают его про себя
Накрыт белой скатертью, рябина напудрена морозом
Восхищения и удивления
Учащаяся читает выразительно текст вслух.
Доказывают: Во-первых, это текст маленького объёма, во-вторых, автор рассказывает о зимней природе(есть тема текста).
Это небольшой по объёму текст
ДА,Пришвин выражает своё отношение к увиденному.
Пришвин – тонкий знаток и наблюдатель природы, он выразил свои чувства через красивые описания природы, они необычные, авторские.
Это описание с ярко выраженным чувством автора
| Актуализация знаний
Анализ миниатюры Пришвина
Делают запись в тетрадь
Делают запись в тетрадь
| Творческое закрепление
|
| -Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом и проанализировать его:
-Можно ли этот текст назвать миниатюрой? О чём этот текст?
-Можно ли сказать , что эта миниатюра выразительна.
-Что нужно сделать, чтобы миниатюра зазвучала по-новому?
Предлагает ребятам доработать миниатюру.(дифференцированно)
Просит зачитать учащихся доработанные миниатюры!
-Можно ли назвать получившиеся миниатюры лирическими?
| Отвечают на вопросы учителя:
-Да это миниатюра про зиму в лесу.
-Миниатюра невыразительна, в ней не хватает средств выразительности.
Можно подобрать эпитеты, сравнения …
Учащиеся работают в парах, трое учеников(ребята посильнее) работают самостоятельно(они работают с этим же текстом. Их задача: передать грустное унылое настроение от увиденного в зимнем лесу)
Зачитывают свои тексты, предавая восхищение и тоску.
-Безусловно, в первом тексте автор восхищается(Какая красота!), в другом варианте автор говорит(Как уныло!)Везде чувства автора ярко выражены.
| Творческий диктант: дифференцированное задание)
Учащиеся имеют возможность воспользоваться словариком эпитетов(Ч 3 Приложение к учебнику С.И.Львовой)
Звучит «Вальс снежинок»
| Подведение итогов урока
|
| -Что нового вы сегодня узнали, чему научились?
Запишите задание на дом: Написать лирическую миниатюру «Зима в Костроме»(по желанию нарисовать рисунок к своей миниатюре)
| Мы сегодня узнали, что такое лирическая миниатюра. Мы развивали свою устную и письменную речь, редактировали миниатюры
Записывают задание в дневник
| У учащихся есть возможность нарисовать рисунки к своим миниатюрам (продемонстрировав их на уроке Литературы родного края на тему» Зима в творчестве костромских писателей»)
| Рефлексия
|
| Учитель просит поднять красные сигнальные карты тех, кому было всё понятно и интересно. Синие карты должны поднять те ребята, кому что-то показалось трудным и непонятным
| Все поднимают красные карточки
|
| Учитель благодарит учащихся за работу, выставляет оценки и комментирует их
|
|
| ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздаточный материал ( 1 на парту)
Задания к уроку развития речи (5 класс)
1. Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Передайте их при чтении вслух.
Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина напудрена морозом. (М.Пришвин)
2. Закончите предложения. Запишите их.
Миниатюра – это….
Лирическая миниатюра - это…..
3.Творческий диктант.
В … лесу под … ёлками лежит …снег. Какая красота! Все деревья оделись в … наряд, а кустарники стали …, как …. Старушка- ель накинула поверх … пальто … шаль; берёза надела … платье и стоит, словно ….. Снежинки горят … огнём, когда попадают в столб солнечного света.
*** В … лесу под … ёлками лежит …снег. Как уныло! Все деревья оделись в … наряд, а кустарники стали …, как …. Старушка- ель накинула поверх … пальто … шаль; берёза надела … платье .Снежинки горят … огнём, когда попадают в столб солнечного света.
4. Домашнее задание: написать миниатюру «Зима в Костроме»
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! |