Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру»





Скачать 113.31 Kb.
НазваниеКонспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру»
Дата публикации05.09.2014
Размер113.31 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города КОСТРОМЫ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»

Конспект урока развития речи на тему:

«Учимся писать сочинение-миниатюру»

Класс 5А

Ф. И.О. учителя

Рукавишникова Л.Н..

Кострома 2013

Методическое обоснование урока

Данный урок был проведён в рамках предметной недели филологических дисциплин в МБОУ СОШ № 27 для учащихся 5А общеобразовательного класса (декабрь 2013г)

Урок разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода. Наряду с основной целью урока - совершенствование умений учащихся в написании сочинений малого жанра, учитель преследует ещё ряд целей: совершенствование умений определять авторское отношение к описываемому, умение распознавать художественные средства языка, умение формулировать своё мнение, обогащать словарный запас учащихся

Сочинение – один из видов творческих работ по развитию речи. В сочинении ученик выражает свои мысли, интересы, дает выход своему воображению, а так же это вид упражнения, на котором происходит совершенствование речевой деятельности и формирование речевых умений. Пятиклассники уже встречались с таким видом работы в начальной школе: они обладают некоторыми знаниями о тексте, а также умениями в написании сочинений-миниатюр на заданную тему. В 5 классе, где преподавание русского языка ведётся по УМК под редакцией С.И.Львовой, учитель посчитал целесообразным провести урок на заявленную тему, заранее обозначив его в своей рабочей программе. Урок был проведён в конце 2 четверти перед изучением раздела «Текстоведение», тем самым как бы обобщая всё изученное ранее и подготавливая учащихся к новым знаниям из области текстоведения. Урок носит интегрированный характер, так как на уроке учащиеся знакомятся с текстами костромских авторов о зиме, зимней природе. Тем самым углубляются и совершенствуются знания по программе дисциплины «Литература родного края», с которой учащиеся знакомятся в1 полугодии учебного года.. Следом за уроком развития речи был проведён урок Литературы родного края на тему « Зима в творчестве Костромских писателей», где учитель мог оценить результаты проделанной работы.

В ходе урока учащиеся сами формулируют цель, обосновывая значимость темы урока, выполняют задания из различных разделов лингвистики: лексикологии, орфографии, синтаксиса, текстоведения. В начале и в конце урока осуществляется рефлексия. В качестве контроля знаний выступает творческое домашнее задание: написать миниатюру «Зима в Костроме» (урок проводился накануне новогодних праздников)

Сочинение – это упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности. Написать сочинение пятикласснику сложно, куда сложнее выразить свои мысли в сочинении-миниатюре, которые ученики пишут на уроках литературы, русского языка, истоках, музыки и др.

Тема урока: Учимся писать сочинение-миниатюру

ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствование умений учащихся в написании сочинений малого жанра (миниатюр), развитие устной и письменной речи учащихся

Задачи

Образовательные:

1.формирование навыков правильной работы с текстом;

2.закрепление и углубление понятий «тема», «основная мысль», «жанр миниатюры», обучение написанию сочинений в данном жанре;

3.знакомство с понятием «лирическая миниатюра»

Развивающие:

1. формирование вдумчивого читателя, умеющего выразить личностное отношение к проблемам, затронутым в тексте, аргументировать свою точку зрения, способного анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

2.развитие у школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме;

Воспитательные:

1.воспитание внимательного, бережного отношения человека к природе, к родному городу через авторское слово и собственное понимание мира;

2.формирование интереса к чтению, личностного отношения к предмету, способности рефлекторно мыслить, работать в сотрудничестве.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: урок развития речи

Форма организации урока: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: раздаточный материал(см. Приложение),компьютер, проектор

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент




Учитель приветствует учащихся, просит показать свою готовность к работе через сигнальные карты


Ученики приветствуют учителя, поднимают красные карточки: они готовы к работе

Учащиеся постоянно используют в работе на уроках сигнальные карты, они знают требования учителя.

2.Целеполагание, (обоснование выбора темы урока)




Учитель называет тему урока, задаёт учащимся вопросы:

-Скажите, вам приходилось писать миниатюры?

-Чем привлекательна миниатюра для читателей? Зачем мы учимся писать миниатюры?

- С какими трудностями вы сталкивались при написании миниатюр?

Обобщает ответы учащихся.

-Действительно, написать миниатюру иногда даже сложнее, чем сочинение: сложно сказать о важных вещах в малом, нужно уметь излагать свои мысли кратко, чётко и последовательно.

Отвечают на вопросы учителя

-Да, мы пишем миниатюры на литературе, уроках русского языка, истоках.

- Миниатюры быстро читается, в ней содержится информация. Когда мы работаем над миниатюрами, мы развиваем свою речь

- Очень трудно выразить свою мысль кратко, сложно сформулировать выводы, иногда не знаешь, как начать миниатюру











3.Актуализация знаний




3. Лексическая разминка

Учитель просит учащихся отгадать слова по их толкованию.

Слова нужно записать, указать орфограммы

1.Пушинка, кристаллик снега

2.То же, что и мороз.

3Наметённая ветром большая куча снега

4Род инея, образующийся из оседающих частиц влаги на морозе

5.снежная буря.

6.Сказочная снежная девушка

Спрашивает учащихся:

-Какой словарь мне потребовался, чтобы узнать значение слов

-С какими разделами лингвистики мы работали?

-Слова какой тематической группы представлены на доске

Просит дописать учащихся слова данной тематической группы.

Совершенно верно говорить мы сегодня будем о зиме, ведь она уже вступила в свои права.


Ребята совместно отгадывают слова, выходят по цепочке, записывают слова, объясняя орфограммы. В результате работы на доске появляется следующая запись:

Снежинка, мороз, сугроб, изморозь, вьюга, Снегурочка

Отвечают

-толковый словарь

-С орфографией и лексикологией

-Слова, записанные на доске, входят в тематическую группу зима.

Называют и дописывают: Снег, снегопад, метель, холод, снегирь…(обозначают орфограммы)

Словарно-орфографическая работа, работа над лексическим значением слов. Попутно вспоминают термин «омофоны»(изморось-изморозь)

Физкультминутка




Учитель:

-Ну что совсем замёрзли, давайте погреемся.

Предлагает учащимся погреть щёчки, ушки, ручки, ножки.

«Разогреваются», повторяя упражнения за учителем

Растирают ладошками. Топают ножками.




Подготовка к восприятию




Учитель читает отрывок из стихотворения костромского писателя Ю.Н.Куранова:

Зима. О какое же чудо:

И прорубь, и снег, и снегирь,

И звон колокольный оттуда,

Где тает в морозности ширь..

Спрашивает:

-Что такое чудо? Почему костромской поэт называет зиму чудом

-Говорить мы будем не просто о зиме, а о зиме в Костроме, нашем родном городе.

-Чем вас удивляет нынешняя зима в Костроме?

Слушают учителя и отвечают:

-Чудо – что-то необычное, удивительное, небывалое. Зима названа чудом, потому что это время года несёт в себе что-то таинственное и интересное.

Отвечают:

-Зима в этом году пришла очень поздно. А ещё погода очень удивляет: сильный мороз сменяет оттепель .Город готовится к Новому году: это очень красиво и необычно




А вот что костромские писатели говорят о зиме .Постарайтесь увидеть слова, услышать звуки, понаблюдайте за красками:

Учащийся демонстрирует презентацию на тему «Зима в произведениях костромских писателей»

Дома учащийся по заданию учителя подготовил презентацию

! Работа с текстами из презентации будет проходить на ближайшем уроке Литратуры родного края

Восприятие (проблемный вопрос)




-Что же костромские писатели говорят о зиме? Каково их отношение к этому времени года?

-А что такое миниатюра?

Мастером миниатюр по праву считается певец природы М.Пришвин. Познакомимся с текстом писателя.

-Какие слова вам показались необычными, интересными?

-Какие чувства выразил автор, описывая зиму?

-Передайте эти чувства при чтении текста вслух?

-Докажите, что перед нами миниатюра.

Продолжите предложения:

Миниатюра –это…

Скажите, Пришвин выражает своё отношение к зимней природе в лесу

-Как автор это делает?

Такие миниатюры с ярков выраженным чувством автора называются Лирическими

Продолжите фразу и запишите её

Лирическая миниатюра –это…

Отвечают: Писатели-костромичи восхищаются зимней природой, они любят зиму, рады ей…

Это маленькое сочинение, текст небольшого объёма, краткое описание чего-либо..

Текст у учащихся на партах. Читают его про себя

Накрыт белой скатертью, рябина напудрена морозом

Восхищения и удивления

Учащаяся читает выразительно текст вслух.

Доказывают: Во-первых, это текст маленького объёма, во-вторых, автор рассказывает о зимней природе(есть тема текста).

Это небольшой по объёму текст

ДА,Пришвин выражает своё отношение к увиденному.

Пришвин – тонкий знаток и наблюдатель природы, он выразил свои чувства через красивые описания природы, они необычные, авторские.

Это описание с ярко выраженным чувством автора

Актуализация знаний

Анализ миниатюры Пришвина

Делают запись в тетрадь

Делают запись в тетрадь

Творческое закрепление




-Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом и проанализировать его:

-Можно ли этот текст назвать миниатюрой? О чём этот текст?

-Можно ли сказать , что эта миниатюра выразительна.

-Что нужно сделать, чтобы миниатюра зазвучала по-новому?

Предлагает ребятам доработать миниатюру.(дифференцированно)

Просит зачитать учащихся доработанные миниатюры!

-Можно ли назвать получившиеся миниатюры лирическими?

Отвечают на вопросы учителя:

-Да это миниатюра про зиму в лесу.

-Миниатюра невыразительна, в ней не хватает средств выразительности.

Можно подобрать эпитеты, сравнения …

Учащиеся работают в парах, трое учеников(ребята посильнее) работают самостоятельно(они работают с этим же текстом. Их задача: передать грустное унылое настроение от увиденного в зимнем лесу)

Зачитывают свои тексты, предавая восхищение и тоску.

-Безусловно, в первом тексте автор восхищается(Какая красота!), в другом варианте автор говорит(Как уныло!)Везде чувства автора ярко выражены.

Творческий диктант: дифференцированное задание)

Учащиеся имеют возможность воспользоваться словариком эпитетов(Ч 3 Приложение к учебнику С.И.Львовой)

Звучит «Вальс снежинок»

Подведение итогов урока




-Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

Запишите задание на дом: Написать лирическую миниатюру «Зима в Костроме»(по желанию нарисовать рисунок к своей миниатюре)

Мы сегодня узнали, что такое лирическая миниатюра. Мы развивали свою устную и письменную речь, редактировали миниатюры

Записывают задание в дневник

У учащихся есть возможность нарисовать рисунки к своим миниатюрам (продемонстрировав их на уроке Литературы родного края на тему» Зима в творчестве костромских писателей»)

Рефлексия




Учитель просит поднять красные сигнальные карты тех, кому было всё понятно и интересно. Синие карты должны поднять те ребята, кому что-то показалось трудным и непонятным

Все поднимают красные карточки




Учитель благодарит учащихся за работу, выставляет оценки и комментирует их







ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздаточный материал ( 1 на парту)

Задания к уроку развития речи (5 класс)

1. Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Передайте их при чтении вслух.

Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина напудрена морозом. (М.Пришвин)

2. Закончите предложения. Запишите их.

Миниатюра – это….

Лирическая миниатюра - это…..

3.Творческий диктант.

В … лесу под … ёлками лежит …снег. Какая красота! Все деревья оделись в … наряд, а кустарники стали …, как …. Старушка- ель накинула поверх … пальто … шаль; берёза надела … платье и стоит, словно ….. Снежинки горят … огнём, когда попадают в столб солнечного света.

*** В … лесу под … ёлками лежит …снег. Как уныло! Все деревья оделись в … наряд, а кустарники стали …, как …. Старушка- ель накинула поверх … пальто … шаль; берёза надела … платье .Снежинки горят … огнём, когда попадают в столб солнечного света.

4. Домашнее задание: написать миниатюру «Зима в Костроме»

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconМетодическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо
Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconКонспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический...
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconТема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»
Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим...
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconКак правильно писать сочинение на литературную тему
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconТема: Сочинение с элементами описания «Весна пришла»
Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения...
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «учимся употреблять прилагательные в речи»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconКонспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа)
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
День открыл урок развития речи в 1г классе (учитель Сюваева Л. А.) на тему «Сочинение по картине «Берёзовая роща» А. И. Куинджи....
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconЛитература Тема урока: Комплексная работа с текстом
...
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconКонспект открытого урока по русскому языку на тему: «Правописание не с именами прилагательными»
...
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconСценарий урока тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения...
Гиа (алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста); развивать навыки письменной речи; актуализировать знания учащихся...
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconМетодическая разработка интегрированного урока «Музыкальное сочинение»...
Представленный конспект урока с использованием электронного образовательного ресурса интерактивная доска smart board, мультимедийная...
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconУрока. Учимся писать письмо. Цель урока
Из опыта работы учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconПрезентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик»
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconМодуль 4 И. А. Гончаров (1812-1891) вопросы и задания работа с текстами
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока развития речи на тему: «Учимся писать сочинение-миниатюру» iconКонспект открытого урока по обучению грамоте
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск