Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Примерная программа дисциплины «Философия» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения ш. Издание официальное Москва 2000 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования 7 июля 2000 г. Г. К. Шестаков Рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов России (отделение философии) Председатель В. В Миронов Примерная программа дисциплины «Философия» федерального компонента цикла обшегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения Авторы (составители): Карулина Татьяна Борисовна — доцент, кандидат философских наук, Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет); Мапельман Валентина Михайловна — профессор, доктор философских наук, Московский государственный институт стати и сплавов (технологический университет). Рецензенты: Кочергин Альберт Николаевич — зав.кафедрой философии ИППК при МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, доктор философских наук; Гребнев Леонид Сергеевич — доктор экономических наук, профессор, проректор Государственного университета — Высшей школы экономики. Примерная программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения Программа по философии ориентирована на студентов прежде всего технических вузов. © Министерство образования Российской Федерации, 2000. S Московский психолого-социальный институт, 2000. Издательство Московского психолого-социального института. Лицензия ЛР№071362 от 4 декабря 1996 г. Подписано к печати 10.08.2000. Объем 1,68 усл. п. я. Формат 84x108/32. Тираж 10 000. Заказ .\s3766. Отпечатано в издательско-полиграфической фирме «Воронеж», 394000. г. Воронеж, пр. Революции, 39.
10. Дж. Бруно о мирах и о непостижимом.
15. Гегель о развитии объективного Духа.
34 Пояснительная записка Курс «Философия» является базовым для бакалавров и дипломированных специалистов всех вузов России. В примерной программе курса воссоздается картина возникновения, развития, современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых «образцов» миропонимания. Важное место отводится также изучению сути и смысла, проблем, занимавших этих мыслителей, их современному пониманию. Таким образом, история философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли: уяснение природы, человека, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники. Ставится задача дать студентам систему философских знаний, научит их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, в преддверии XXI века. В программу включены все дидактические единицы — темы федерального компонента курса «Философия», в последовательности, избранной самим автором. Предложены примерные экзаменационные вопросы, темы рефератов, распределение часов курса по темам, а также основная и дополнительная литература. Содержание Часть I История философии: мыслители и школы. Часть II Философия: основные понятия и проблемы.
■ Примерные темы рефератов по курсу «Философия». Заказ Ш J766 3 Часть I. История философии: мыслители и школы 1. Что такое философия? Понятие мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость. Рождение философской мысли, ее предмет, темы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Познание и нравственность. Философия как знание, мудрость и стиль жизни. Роль философии в целостном самоопределении человека. Философия и ее история. Многообразие философских взглядов. Основные исторические типы философии. 2 Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия дон. э. Кризис родовой морали и мифологического миропонимания. Путь от мифа к рационально-те-оретическому миропониманию. Предфилософские формы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Философская мысль в Индии и Китае VI—V вв. до н. э. Античная культура Средиземноморья. Расцвет Древней Греции VI—V вв. до н, э. Гесиод, Гомер. «Семь мудрецов» Эллады. Ранняя греческая философия. Космоло-гизм, поиск «первооснов». Две тенденции: идеализм и материализм. Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит, Эмпедокл и др. Древние мыслители Востока и Греции о всеобщих началах и принципах мира. Рождение термина философия, его смысл. 3. Античная философия Классический период в развитии греческой философии (V—IV вв. до н. э.). Демократические полисы и античное просвещение. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Формирование атомистики. Анаксагор. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа — рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, отбытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. Философия Платона. Объективный идеализм: соот-
Примерные темы рефератов по курсу «Философия» 1. Мифологическое миропонимание и его специфика в античной мифологии.
33
ношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Сократ, Платон). Учение Платона об идеальном государстве, законах, справедливости. Платон и античная математика. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Аристотель, его труды и учение. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля в истории философии и науки. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Философия, ее предназначение в понимании греческих и римских философов. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Античность и философия последующих эпох. 4. Философская мысль средневековья Формирование предпосылок средневековой философии. Неоплатонизм. Плотин. Европа V—XV вв. «Мир» христианства. Теоцентризм. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Идея «Града Божьего». Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Особый характер учености, тем дискуссий. Проблема реальности единичного и общего. Спор о природе общих понятий (универстой). Реализм и номинализм. «Сумма теологии» Фомы Аквинского — свод религиозно-философских идей средневековья. Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Соотношение науки, философии, религии. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Особенности развития философии в Византии, ее влияние на философскую мысль Болгарии, Армении, Грузии, Руси. Средневековая философия мусульманского Востока. 5. Философия Возрождения Европа XIV—XV вв. Черты эпохи. Формирование раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Итальянский гуманизм (XIV—XV вв.). Лоренцо Вала. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному 32 идеалу Эпикура. Флорентийский платонизм. Марсилио Фечино. Концепция «ученой религии и благочестивой философии». Пантеизм. Пико делла Мирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека — ключевая идея гуманистической философии. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неоплатонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии Нового времени. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Никола Макиавелли «Государь». Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления. «Макиавеллизм». Т. Мор, Т. Кампанел-ла. Утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV—XV вв. Протестантизм. Мартин Лютер, его выступление против римской церкви. Реформация и августианская традиция. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости. 6. Философия Нового времени (XVII в.) Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Формирование механико-материалистической картины природы. Учение о субстанции. Дуачизм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Трудности в решении проблем движения, материи, «первичных» и «вторичных» качеств, сознания и человеческой свободы. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиций рационализма. Рене Декарт. Принцип методического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания. Разработка методологии дедуктивных наук. Вклад Лейбница в логику и теорию познания. Разграничение истин разума и Современная западная философия. Словарь. — М., 1998. Соловьев B.C. Несколько слов о настоящей задаче философии/Сочинения в2тт. —Т. I. — М.,1989. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. — М., 1998. Фромм Э. Душа человека. — М., 1994. Хайдеггер М. Что это такое — философия // Вопросы философии. - 1993. - №8. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. Статьи и выступления. — М., 1993. Ценностные аспекты развития науки. — М., 1990. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995. Чудинов Э. М. Природа научной истины. — М., 1977. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. — М., 1984. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Г. Г. Шпет. Сочинения. — М., 1989. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 1, 2, 4.//К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. — Т. 20. Язык и интеллект. — М., 1996. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. Примерное распределение часов курса по темам и видам работ
31 Ленин В. И. Государство и революция // Поли. собр. соч. Т. 33. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма // Полн. собр. соч. Т. 23 . Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1988. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М., 1989. Лосев А. Ф. История философии как школа мысли. — М., 1989. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1993. Мамардашвили М .К. Анализ сознания в работах Маркса // Как я понимаю философию. — М., 1992. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.,1992. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 3. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей.-М., 1991. Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. Ортега-и-Гассет X . Что такое философия? — М.: Наука. - 1991. - С. 70-95. Платон. // Соч. в 3 т. - М., 1968-1971. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. — М., 1985. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. - М.. 1991. Проблема человека в западной философии. — М., 1988. Психология восприятия. — М., 1989. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. -М.. 1991. Рассел Б. История западной философии. — Т. 1,2.— М., 1993. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1—4. — М., 1994. Русская философия. Словарь. /Под ред. М. А. Маслина. — М., 1995. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993. 30 истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической» философии. Достижения рационализма. Теория познания материалистического сенсуализма, эмпиризма. Джон Локк. Психологический подход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувственного опыта. Простые и сложные идеи. Сила и слабость эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Джордж Беркли. Критика понятия материи. Трансформация материалистического сенсуализма в субъективный идеализм. Скептицизм Давида Юма. Принцип «непосредственно данного». Трактовка понятий: причина, сила, субстанция. Проблема знания и верования. Влияние Лок-ка, Беркли, Юма на последующее развитие философии. Ориентация на разум, науку как общая черта философской мысли XVII в. Проблемы: знание и нравственность, свобода и необходимость {Спиноза). Первые разочарования в механистическом материализме XVII в. Блез Пас-кшь. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца». Проблема «человек-общество-государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция общественного договора. Томас Гоббс. Социально-философские взгляды Дж. Локка, Д.Юма. Формирование основ философии европейского Просвещения. 7. Философия Просвещения (XVIII в.) Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Французское Просвещение, его теоретическая основа — сенсуализм, педагогика и социальная философия Д. Локка. Просветительская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Ф. Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш. Л. Монтескье, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в формировании основ демократического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка материалистической концепции природы. Развитие мировоззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система природы». Сочинения К.Гельвеция «О человеке» и «Об уме». Философские предпосылки утопического социализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Влияние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Подготовка идей «Декларации прав человека и гражданина» — исторического завоевания французской революции XVIII в. Американское Просвещение. Б. Франклин, Т. Джеферсон, Т. Пейниир. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США. Идеи Просвещения в России. М. В. Ломоносов. Христианский платонизм: Г. С. Сковорода, М. М. Щербатов. Формирования нерелигиозной философии. Деизм. А. Н. Радищев. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Демократические идеи в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», Программы декабристов. Формирование и развитие традиции русской университетской философии. Немецкое Просвещение. Новаторская философская мысль в области эстетики (Лессинг и др.). Философия языка, теория познания. И. Ф. Гердер. Концепция историчности природы и общества. И. Гете. Учение о развитии мира как видоизменении его форм и о диалектических «полярностях». Пафос действия. Влияние идей Просвещения на немецкую классическую философию. 8. Классическая немецкая философия (конец XVIII-XIX вв.) Французская революция, ее влияние на ситуацию в Европе. Германия конца XVIII—началаXIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия — духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи. Иммануи.1 Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса — на основе зрелой науки XVII—XVIII вв. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив». Безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование мораль- Степин В. С, Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1995. Теория познания: В 4 т. — М., 1991. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина. — М., 1997. Философия: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.,1998.-С.21-28. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. /Под ред. Л. А. Микешиной. — М., 1997. Литература (дополнительная) Асмус А. Ф. Античная философия. — М., 1976. Ахутин А Дело философии // А. Ахутин. Тяжба о бытии. - М.,1997. Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990. Бердяев Н. И. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. Вольф Р. П. О философии. /Пер. с англ. — М., 1996. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М., 1988. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. — М., 1987. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. — 1988. — М., 1989. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. — М., 1985 Гуревич П. С. Философская антропология. — М.,1997. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Вопросы философии. — М., 1992. — №7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. — М.. 1979. Доброхотов А. Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1992. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. — М.,1995. Идеалы и нормы научного исследования. — Минск, 1981. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991. Козлова М. С. Философия и язык. — \1.. 1972. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975. Купцов В. Й. и др. Основы методологии науки. — М., 1996. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М., 1980. 29
Литература (основная) Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. — М.,1996. Барулин В. С. Социально-философская антропология. -М.,1994. Введение в философию: Учебник для вузов. — Ч. 1,2. Рук. авт. колл.И. Т. Фролов. — М., 1989. Зеньковский В. В. История русской философии. — Т. 1, 2. В4книгах. — Л., 1991. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. — М., 1994. Ильин В. В. Философия: Учебник. — М., 1999. История философии: Запад-Россия-Восток. //Кн. 1—4. /Под ред. Н. В. Моторошиловой. — М., 1995. Канке В. А. Философия: Учебник. — М.,1997. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджан К .X. Философия. Учебник. — М.,1999. Мир философии. — Ч. 1, 2. //Сост. П. С. Гуревич. В. И. Столяров. - М., 1991. Момджян К. X. Введение в социальную философию. Учебное пособие. — М.,1997. ной значимости религии. Постулаты «практического» разума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца XVIII — XX столетия. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф. Шелинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в. Г. Гегель — мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морпи. права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX вв. Гегелевская школа в Германии XIX в. «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований сущего. Понятия «чувственность» [Фейербах), «труд» (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б. Бауэр, М. Штирнер) и «коммун-ности» (Л. Фейербах, К. Маркс). «Конец» классической немецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях XIX—XX вв. Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсутизм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л. Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс. Возможности современного прочтения трудов Фейербаха. 9. Философия К. Маркса. Идеология марксизма Формирование философских позиций Маркса. Критика общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в рядоченность, детерминизм. Распространение материалистических объяснений на все более сложные виды реальности. Трудности этого процесса: редукционизм и уникализм. Историческое развитие материализма. «Двойственность» бытия. Проблема альтернативных философских «стратегий» мироуяснения. 2. Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание Целостность и многообразие мира. Подвижность, изменчивость бытия. Трудности постижения связей и взаимодействия явлений, целостности предметов, их движения, изменения, развития. Парадоксы, апории, антиномии. «Парные» диалектические понятия (единичное — общее, явление — сущность, возможность — действительность и др.). Поиск «единства противоположностей», освоение диалектики. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания. Структурные связи. Часть и целое. Элементаризм и холизм. Принцип целостности. «Форма» и «содержание». Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Элементы и структура. Понятие системы. Типы систем. Связи детерминации. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Законы, их типы. Принцип детерминизма, его альтернативные концепции. Фатализм. Вероятностная концепция детерминизма (причинности, закономерности). Уроки диалектики. Изменение («становление»), трудности его философского осмысления. Качественные и количественные характеристики вещей. Методы качественного и количественного анализа. Понятие меры. Проблемы качественных трансформаций, «скачков». Обратимые и необратимые изменения. Цикличность и поступательность изменений («отрицания отрицания»). Изменение, развитие, прогресс. Принцип историзма. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение. «Консерватизм» и «прогрессизм». Противоречивый характер процесса. Противоречие как философская проблема. Логические противоречия. Знаменитые парадоксы в истории философии и науки. Причины возникновения, способы устранения. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыслия. «Полярности» (противоположности) в осмыслении мира. Язык, его «бинарные оппозиции» и «негативная» 18 диалектика. Поляризация позиций («да и нет», «так и не-так»). Поиск «позитивной» диалектики (Гераюгит, Н. Ку-занский, Гегель и др.). Постижение «единства» противоположностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. «Жесткое» мышление и деспотизм, тоталитаризм. Противостояние точек зрения и конфликт интересов. Диалектика и демократизм мышления, их родство. Навыки творческого диалога, согласия, компромисса — достижение цивилизации. 3. Природа. Ее философское осмысление Понятие природа. Образы природы в мифах, религиях, искусстве, обыденном сознании. Опосредованность представлений о природе человеческой практикой, культурой. Философия природы — обобщение исторического опыта ее освоения. Человек в природе: «включенность» и «противостояние». Органическая связь жизни человека с естественными условиями его существования. Преобразование природы — способ человеческого существования в мире. Духовная связь человека с природой. Материальный мир природы: разнообразие, единство, целостность. Микро-, макро-, мегамир, их взаимосвязь. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе. Бесконечность и неисчерпаемость мирового целого. Направленность, необратимость и круговороты космической эволюции, пространственно-временная связь с ней эволюции Земли. Природа живая и неживая. Жизнь как земной и космический феномен. Биосфера, уровни ее организации, включенность в геологические процессы, зависимость от человека. Человек как природное существо. Человеческий род. Естественные предпосылки антропогенеза. Природная среда обитания — «дом» человека. Экологические факторы общественной жизни. Земля, Вселенная, человек. Познавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе. Жизнь как ценность. Проблема гармонизации системы природа-обше-ство-человек. 4. Общество. Культура. Философия истории Деятельность (труд) — способ существования людей и базовая философская категория для уяснения человека, общества, культуры. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Субъект, объект, средства деятельности, ее цели, организация, последствия. Разделение труда, обмен. Общественные отношения. Регулятивы деятельности. 19 Потребности и интересы. Стимулы, мотивация действия и социальные приоритеты. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Общество как сложная система: его духовная, экономическая, гражданская, политическая и др. функциональные подсистемы. Политика и власть. Философские концепции государства. Демократические и авторитарные политические системы. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л. Н. Толстой, И. А. Бердяев, М. Ганди, А. Швейцер). Тоталитаризм, опыт его осмысления (Е. Замятин, С. Хаксли, Дж. Оруэл). Философские обоснования правового государства, справедливого устройства общественной жизни на основе законов. Идеалы и реалии. Исторический характер общественной жизни. Понятие истории. Возможность и действительность, необходимость и случайность в историческом процессе, проблема его направленности, закономерностей. Гипотеза общественного прогресса. Конкретные формы исторической жизни народа. Духовный, субъективный аспект жизни людей в истории общества. Роль личности в истории. Своеобразие исторического познания (/". Риккерт, В. Диль-тей и др.) Тема смысля истории в философии XX в. Понятие цивилизации. Теория мировых цивилизаций (Н.Данилевский, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, А. Тойнби и др.). Принцип законов общественной жизни. Проблемы коммуникации. Накопление и передача опыта от поколения к поколению. Понятие культуры, ее компоненты, динамика, исторический характер. Культурные символы. Многообразие социального опыта и типы культур. Культуры и религии. Понятие «осевое время» культуры. Культурные перевороты. Проблема начата и конца культуры. Человек в мире культуры. Духовное производство и образование. Народная, элитарная, «массовая» культура. Культура и контркультура. Субъект культуры: народ, власть, интеллигенция. Индивидуальное, творческое начало и культурные стереотипы. Традиции и инновации. Источники и механизмы культурно-исторического изменения. Теория общественно-экономических формаций (К Маркс), культурных циклов (А. Тойнби), «идеальных типов» (Л/. Вебер) и др. Мысли философов о своеобразии и судьбах за- 20 Роулса. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталитаризма и др. Проблемы коммуникации, «коммуникативного разума» в действии (Ю. Хабермас, П. Рикер и др.). Открытый характер поиска ответов на философские вопросы. |
Примерная программа наименование дисциплины философия рекомендуется... Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | Примерная программа дисциплины «философия» «Философия» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Примерная тематика реферат Примерная тематика рефератов по общенаучной дисциплине «история и философия науки» | Примерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется... О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение... | ||
Примерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия» Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии | Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется... Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии | Рабочая программа дисциплины Философия Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия» | ||
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | ||
Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |