Примерная программа дисциплины «Философия»





НазваниеПримерная программа дисциплины «Философия»
страница1/4
Дата публикации15.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Философия > Примерная программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Примерная программа дисциплины

«Философия»

федерального компонента цикла

общегуманитарных и социально-экономических

дисциплин в государственном образовательном

стандарте высшего профессионального

образования второго поколения

ш.

Издание официальное Москва 2000

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Управления

образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования

7 июля 2000 г. Г. К. Шестаков

Рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов России (отделение философии) Председатель

В. В Миронов

Примерная программа дисциплины «Философия»

федерального компонента цикла обшегуманитарных

и социально-экономических дисциплин

в государственном образовательном стандарте

высшего профессионального образования

второго поколения

Авторы (составители): Карулина Татьяна Борисовна — доцент, кандидат философских наук, Москов­ский государственный институт стали и сплавов (технологический университет); Мапельман Валентина Михайловна — профес­сор, доктор философских наук, Московский го­сударственный институт стати и сплавов (тех­нологический университет).

Рецензенты: Кочергин Альберт Николаевич — зав.кафед­рой философии ИППК при МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, доктор философ­ских наук;

Гребнев Леонид Сергеевич — доктор эконо­мических наук, профессор, проректор Го­сударственного университета — Высшей школы экономики.

Примерная программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязате­льному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дип­ломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и соци­ально-экономические дисциплины» государственных образователь­ных стандартов высшего профессионального образования второго поколения Программа по философии ориентирована на студентов прежде всего технических вузов.

© Министерство образования Российской Федерации, 2000. S Московский психолого-социальный институт, 2000.

Издательство

Московского психолого-социального института. Лицензия ЛР№071362 от 4 декабря 1996 г.

Подписано к печати 10.08.2000.

Объем 1,68 усл. п. я. Формат 84x108/32. Тираж 10 000. Заказ .\s3766.

Отпечатано в издательско-полиграфической фирме «Воронеж»,

394000. г. Воронеж, пр. Революции, 39.

  1. Пьер Абеляр о нравственности христианина.

  2. Фома Аквинский о гармонии веры и разума.

10. Дж. Бруно о мирах и о непостижимом.

  1. Социология Т. Гоббса.

  2. Мировоззрение Р.Декарта.




  1. Монадология Лейбница.

  2. Пантеизм Спинозы.

15. Гегель о развитии объективного Духа.

  1. Гегель о социокультурном процессе и счастье человека.

  2. Этика И. Канта.




  1. Взлет и трагедия марксизма.

  2. Современная научная картина мира.




  1. Логические и лингвистические прояснения языка.

  2. Проблема социального пространства и времени.

  3. Эволюция и революция в развитии мира.

  4. Диалектика возможности и действительности в современную эпоху.

  5. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

  6. Современные проблемы антропоцентризма.

  7. Проблема смысла жизни в философии и искусстве.

  8. Сознание и творчество.

  9. Сознание и самосознание.

  10. Проблема моделирования человека.

  11. Природа и функции Бессознательного (Фрейд, Фромм,
    Юнг).

  12. Роль знаковых систем в процессе отражения мира.

  13. Интуитивизм и картезианство.

  14. Познание как творчество.

  15. Единство и различие художественного и научного по­
    знания.

  16. Проблема соотношения опыта и практики в научном
    познании.

  17. Постпозитивизм о структуре научных революций.

  18. Основные проблемы герменевтики.

  19. Представления о совершенном человеке в различных
    культурах.

  20. Глобальные проблемы цивилизации.

  21. Гражданское общество и государство.

  22. Рациональное и иррациональное в познавательной де­ятельности.

  23. Динамические и статистические закономерности в
    природе и обществе.

34

Пояснительная записка

Курс «Философия» является базовым для бакалавров и дипломированных специалистов всех вузов России. В примерной программе курса воссоздается картина воз­никновения, развития, современного состояния филосо­фии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании но­вых «образцов» миропонимания. Важное место отводится также изучению сути и смысла, проблем, занимавших этих мыслителей, их современному пониманию. Таким обра­зом, история философии представлена не только в собст­венных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли: уяснение природы, че­ловека, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники.

Ставится задача дать студентам систему философских знаний, научит их ориентироваться в истории филосо­фии, прослеживать в многообразии и постоянном обнов­лении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем. Курс призван при­вить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развить способ­ность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находивших­ся в поле внимания философов и глубоко волнующих лю­дей сегодня, в преддверии XXI века.

В программу включены все дидактические единицы — темы федерального компонента курса «Философия», в по­следовательности, избранной самим автором. Предложе­ны примерные экзаменационные вопросы, темы рефера­тов, распределение часов курса по темам, а также основная и дополнительная литература.

Содержание

Часть I История философии: мыслители и школы. Часть II Философия: основные понятия и проблемы.

  • Экзаменационные вопросы по философии.

  • Литература основная.

  • Литература дополнительная.

  • Примерное распределение часов курса по темам и ви­
    дам работ.

■ Примерные темы рефератов по курсу «Философия».

Заказ Ш J766 3

Часть I. История философии:

мыслители и школы

1. Что такое философия?

Понятие мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость. Рождение философской мысли, ее предмет, те­мы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, по­знавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Познание и нрав­ственность. Философия как знание, мудрость и стиль жиз­ни. Роль философии в целостном самоопределении чело­века. Философия и ее история. Многообразие философ­ских взглядов. Основные исторические типы философии. 2 Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции

Культурно-исторические предпосылки возникнове­ния философии. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия дон. э. Кризис родовой морали и мифологи­ческого миропонимания. Путь от мифа к рационально-те-оретическому миропониманию. Предфилософские фор­мы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Че­ловек в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Философская мысль в Индии и Ки­тае VI—V вв. до н. э.

Античная культура Средиземноморья. Расцвет Древ­ней Греции VI—V вв. до н, э. Гесиод, Гомер. «Семь мудре­цов» Эллады. Ранняя греческая философия. Космоло-гизм, поиск «первооснов». Две тенденции: идеализм и ма­териализм. Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит, Эмпедокл и др. Древние мыслители Востока и Греции о всеобщих началах и принципах мира. Рождение термина философия, его смысл.

3. Античная философия

Классический период в развитии греческой филосо­фии (V—IV вв. до н. э.). Демократические полисы и антич­ное просвещение. Релятивизм, субъективизм и скепти­цизм в учении софистов. Формирование атомистики. Ана­ксагор. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа — рождение философии нового типа. Перемещение инте­реса от природы к человеку, отбытия к ценностям, от тео­рии к методу. Диалектика как искусство творческого диа­лога. Философия Платона. Объективный идеализм: соот-

п\п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Само­стояте­льная работа

В том числе

Лекции

Семинары

10.

Бытие. Виды бы­тия. Материя и дух. Природа. Ее философское ос­мысление.

8

2

2

4

П.

Универсальные связи бытия. Диа­лектическое миро­понимание.

8

2

2

4

12.

Общество. Куль­тура. Философия истории.

16

4

4

8

13.

Знаки, символы, язык. Идолы язы­ка. Познание. На­ука. Техника.

8

2

2

4

14.

Формы, ценности, идеалы. Природа этического. Рели­гия. Тема Бога в философии. 1роблема духов­ности. Мироэсте-гики. Искусство.

16

4

4

8

15.

Человек. Лич­ность. Свобода и ответственность.

8

2

2

4

16.

"локальные кризисы и проблемы. Судьба цивилиза­ции.

8

2

2

4

,ИТОГО

144

36

36

72

Примерные темы рефератов по курсу «Философия»

1. Мифологическое миропонимание и его специфика в
античной мифологии.

  1. Философия и религия в историческом развитии.

  2. Философия и искусство.

  3. Микро- и макрокосмос Платона.

  4. Этика Эпикура.

  5. Аристотель о мире и душе человека.

  6. Августин Блаженный о постижении смысла Священно­
    го писания.

33



.V..Y п\п

Наименование те* и разделов

Всего (часов;

Аудиторные занятия (час.)

Само­стояте­льная работа

В том числе

Лекции

Семинары

2.

Античная филосо­фия.

8

2

2

4

3.

'Философская мысль средневековья. Философия Возрождения.

8

2

2

• 4

4.

Философия Ново­го времени и эпо­хи Просвещения.

8

2

2

4

5.

Классическая не­мецкая филосо­фия (коней XVHI -XIX вв.). Филосо­фия К.Маркса. Идеология марк­сизма.

8

2

2

4

6.

Философия ирра­ционального. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше. Фено­менология Э.Гус­серля. Герменев­тика. Структура-

1ИЗ.М.

Экзистенциализм. VI Хайдеггер, К.Ясперс, Ж П.Сартр.

8

2

2

4

7.


Позитивизм. Философия прагматизма. Аналитическая философия XX века. Б.Рассел, Цж.Мур, Л.Вит-"енштейн.

8

2

2

4

|Русская философия XIX-XX вв.

8

2

2

4



Философия, ее 1роблемы, функ-1ии, место в куль-■уре.

8

2

2

4

ношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Со­крат, Платон). Учение Платона об идеальном государст­ве, законах, справедливости. Платон и античная матема­тика. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Ари­стотель, его труды и учение. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о при­чинности и других универсальных принципах бытия. По­нятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля в истории философии и науки. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпику­рейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Философия, ее предназначение в понимании греческих и римских философов. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Античность и философия последующих эпох. 4. Философская мысль средневековья

Формирование предпосылок средневековой филосо­фии. Неоплатонизм. Плотин. Европа V—XV вв. «Мир» христианства. Теоцентризм. Проблемы добра и зла, чело­веческого грехопадения и спасения. Радикальное измене­ние системы ценностей. Ориентация религиозного созна­ния на духовные идеалы. Учение Аврелия Августина. При­рода и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Идея «Града Божьего». Мотивы неоплато­низма в философии средних веков. Средневековый ирра­ционализм и рационализм. Мистика и схоластика. Осо­бый характер учености, тем дискуссий. Проблема реаль­ности единичного и общего. Спор о природе общих понятий (универстой). Реализм и номинализм. «Сумма теологии» Фомы Аквинского — свод религиозно-философ­ских идей средневековья. Обоснование идеи Бога. Сред­невековая картина мира. Соотношение науки, филосо­фии, религии. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Особенности развития философии в Византии, ее влияние на философскую мысль Болгарии, Армении, Гру­зии, Руси. Средневековая философия мусульманского Востока.

5. Философия Возрождения

Европа XIV—XV вв. Черты эпохи. Формирование раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Италь­янский гуманизм (XIV—XV вв.). Лоренцо Вала. «О наслаж­дении как истинном благе». Обращение к нравственному

32

идеалу Эпикура. Флорентийский платонизм. Марсилио Фечино. Концепция «ученой религии и благочестивой фи­лософии». Пантеизм. Пико делла Мирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека — ключевая идея гуманисти­ческой философии. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неопла­тонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелио­центризм, его философское осмысление. Критика религи­озной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии Но­вого времени. Свободомыслие и скептицизм Возрожде­ния. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Никола Макиавелли «Государь». Разграничение поли­тики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления. «Макиавеллизм». Т. Мор, Т. Кампанел-ла. Утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV—XV вв. Протестантизм. Мар­тин Лютер, его выступление против римской церкви. Ре­формация и августианская традиция. Приспособление ре­лигии к новой эпохе. Усиление веротерпимости. 6. Философия Нового времени (XVII в.)

Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Фор­мирование механико-материалистической картины при­роды. Учение о субстанции. Дуачизм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Трудности в решении проблем движения, материи, «первичных» и «вторичных» качеств, сознания и человеческой свободы.

Идея универсального метода научного познания. Эм­пиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиций рационализма. Рене Декарт. Принцип методического сомне­ния. Постановка проблемы субъекта познания. Разработ­ка методологии дедуктивных наук. Вклад Лейбница в логи­ку и теорию познания. Разграничение истин разума и

Современная западная философия. Словарь. — М., 1998.

Соловьев B.C. Несколько слов о настоящей задаче фи­лософии/Сочинения в2тт. —Т. I. — М.,1989.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992.

Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. — М., 1998.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1994.

Хайдеггер М. Что это такое — философия // Вопросы философии. - 1993. - №8.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бы­тие. Статьи и выступления. — М., 1993.

Ценностные аспекты развития науки. — М., 1990.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Про­свещения. — М., 1991.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995.

Чудинов Э. М. Природа научной истины. — М., 1977.

Швырев В. С. Научное познание как деятельность. — М., 1984.

Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.

Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Г. Г. Шпет. Сочинения. — М., 1989.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической не­мецкой философии. Гл. 1, 2, 4.//К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. — Т. 20.

Язык и интеллект. — М., 1996. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. Примерное распределение часов курса по темам и видам работ

п\п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия ("час.)

Само­стояте­льная работа

В том числе

Лекции

Семинары

I.

Что такое филосо­фия? Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции.

8

2

2

4

31

Ленин В. И. Государство и революция // Поли. собр. соч. Т. 33.

Ленин В. И. Три источника и три составных части мар­ксизма // Полн. собр. соч. Т. 23 .

Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1988.

Лосев А. Ф. История античной философии в конспек­тивном изложении. — М., 1989.

Лосев А. Ф. История философии как школа мысли. — М., 1989.

Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1993.

Мамардашвили М .К. Анализ сознания в работах Марк­са // Как я понимаю философию. — М., 1992.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.,1992.

Маркс К. К критике политической экономии. Преди­словие. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 3.

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей.-М., 1991.

Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.

Ортега-и-Гассет X . Что такое философия? — М.: Нау­ка. - 1991. - С. 70-95.

Платон. // Соч. в 3 т. - М., 1968-1971.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. — М., 1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2-х то­мах. - М.. 1991.

Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

Психология восприятия. — М., 1989.

Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. -М.. 1991.

Рассел Б. История западной философии. — Т. 1,2.— М., 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от исто­ков до наших дней. Том 1—4. — М., 1994.

Русская философия. Словарь. /Под ред. М. А. Масли­на. — М., 1995.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культу­рологии. — М., 1993.

30

истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической» философии. Достижения ра­ционализма. Теория познания материалистического сен­суализма, эмпиризма. Джон Локк. Психологический под­ход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувст­венного опыта. Простые и сложные идеи. Сила и слабость эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Джордж Беркли. Критика понятия материи. Трансформа­ция материалистического сенсуализма в субъективный идеализм. Скептицизм Давида Юма. Принцип «непосред­ственно данного». Трактовка понятий: причина, сила, субстанция. Проблема знания и верования. Влияние Лок-ка, Беркли, Юма на последующее развитие философии. Ориентация на разум, науку как общая черта философ­ской мысли XVII в. Проблемы: знание и нравственность, свобода и необходимость {Спиноза). Первые разочарова­ния в механистическом материализме XVII в. Блез Пас-кшь. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца». Проблема «человек-общество-государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция общественного до­говора. Томас Гоббс. Социально-философские взгляды Дж. Локка, Д.Юма. Формирование основ философии ев­ропейского Просвещения.

7. Философия Просвещения (XVIII в.) Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в че­ловеческий разум и общественный прогресс. Критика фе­одализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Идейная подготовка буржуазных ре­волюций XVIII в. во Франции и Америке. Французское Просвещение, его теоретическая основа — сенсуализм, пе­дагогика и социальная философия Д. Локка. Просветите­льская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Ф. Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш. Л. Монтескье, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, ис­кусств и ремесел», ее роль в формировании основ демо­кратического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка ма­териалистической концепции природы. Развитие миро­воззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система природы». Сочинения К.Гельвеция «О человеке»

и «Об уме». Философские предпосылки утопического со­циализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагоги­ческие мысли. Идеи справедливого общественного дого­вора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал рес­публики, равенства, свободы и суверенитета народа. Вли­яние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Подготовка идей «Декларации прав человека и граждани­на» — исторического завоевания французской революции XVIII в. Американское Просвещение. Б. Франклин, Т. Джеферсон, Т. Пейниир. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США. Идеи Просвещения в России. М. В. Ломоносов. Христианский платонизм: Г. С. Сковорода, М. М. Щербатов. Формирова­ния нерелигиозной философии. Деизм. А. Н. Радищев. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Демо­кратические идеи в произведении «Путешествие из Петер­бурга в Москву», Программы декабристов. Формирование и развитие традиции русской университетской филосо­фии. Немецкое Просвещение. Новаторская философская мысль в области эстетики (Лессинг и др.). Философия язы­ка, теория познания. И. Ф. Гердер. Концепция исторично­сти природы и общества. И. Гете. Учение о развитии мира как видоизменении его форм и о диалектических «поляр­ностях». Пафос действия. Влияние идей Просвещения на немецкую классическую философию.

8. Классическая немецкая философия

(конец XVIII-XIX вв.)

Французская революция, ее влияние на ситуацию в Ев­ропе. Германия конца XVIII—началаXIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая фи­лософия — духовное выражение противоречивого утверж­дения буржуазной эпохи.

Иммануи.1 Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса — на основе зрелой науки XVII—XVIII вв. Концепция теорети­ческого знания. Априоризм. Этика Канта. «Категориче­ский императив». Безусловное первенство долга. Пробле­ма свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование мораль-

Степин В. С, Горохов В. Г., Розов М. А. Философия на­уки и техники. — М., 1995.

Теория познания: В 4 т. — М., 1991.

Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина. — М., 1997.

Философия: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.,1998.-С.21-28.

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. /Под ред. Л. А. Микешиной. — М., 1997.

Литература (дополнительная)

Асмус А. Ф. Античная философия. — М., 1976.

Ахутин А Дело философии // А. Ахутин. Тяжба о бы­тии. - М.,1997.

Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990.

Бердяев Н. И. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

Вольф Р. П. О философии. /Пер. с англ. — М., 1996.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М., 1988.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. — М., 1987.

Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-фи­лософский ежегодник. — 1988. — М., 1989.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. — М., 1985

Гуревич П. С. Философская антропология. — М.,1997.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансценден­тальная философия // Вопросы философии. — М., 1992. — №7.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. — М.. 1979.

Доброхотов А. Н. Категория бытия в классической за­падноевропейской философии. — М., 1992.

Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. — М.,1995.

Идеалы и нормы научного исследования. — Минск, 1981.

Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991.

Козлова М. С. Философия и язык. — \1.. 1972.

Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.

Купцов В. Й. и др. Основы методологии науки. — М., 1996.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М., 1980.

29

  1. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

  2. Целеполагание в человеческой деятельности.

  3. Универсальные ценности и особенности ценностного
    сознания в зависимости от конкретной эпохи.

  4. Роль насилия и ненасилия в истории, в человеческом
    поведении.

  5. Материально-производственная сфера общества, ее
    структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.

  6. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.

  7. Общество и глобальные проблемы XX века.

  8. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

  9. Культура и цивилизация. Перспективы развития на рубеже тысячелетия.

  10. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в
    культуре.

Литература (основная)

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. — М.,1996.

Барулин В. С. Социально-философская антропология. -М.,1994.

Введение в философию: Учебник для вузов. — Ч. 1,2. Рук. авт. колл.И. Т. Фролов. — М., 1989.

Зеньковский В. В. История русской философии. — Т. 1, 2. В4книгах. — Л., 1991.

Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. — М., 1994.

Ильин В. В. Философия: Учебник. — М., 1999.

История философии: Запад-Россия-Восток. //Кн. 1—4. /Под ред. Н. В. Моторошиловой. — М., 1995.

Канке В. А. Философия: Учебник. — М.,1997.

Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджан К .X. Философия. Учебник. — М.,1999.

Мир философии. — Ч. 1, 2. //Сост. П. С. Гуревич. В. И. Столяров. - М., 1991.

Момджян К. X. Введение в социальную философию. Учебное пособие. — М.,1997.

ной значимости религии. Постулаты «практического» ра­зума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца XVIII — XX столетия. Филосо­фия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъ­екта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-фи­лософских идей, их эволюция. Философия Ф. Шелинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натур­философия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в.

Г. Гегель — мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Пробле­мы морпи. права, государства. Концепция «гражданско­го» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культур­но-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX вв.

Гегелевская школа в Германии XIX в. «Младогегельян­цы». Их эволюция от критики религии к проектам радика­льного изменения общества. Отход от классических тол­кований сущего. Понятия «чувственность» [Фейербах), «труд» (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, фило­софия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенден­ции индивидуализма (Б. Бауэр, М. Штирнер) и «коммун-ности» (Л. Фейербах, К. Маркс). «Конец» классической не­мецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях XIX—XX вв.

Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелев­ского идеализма. Работа «Сущность христианства». Ана­лиз психологических основ и критика религии. Антропо­логический материализм и сенсутизм Фейербаха. Его гу­манизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л. Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс. Возможности современного прочтения трудов Фейербаха.

9. Философия К. Маркса. Идеология марксизма

Формирование философских позиций Маркса. Крити­ка общественного уклада Германии. Изучение политиче­ской экономии. Влияние философского гуманизма Фей­ербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в

рядоченность, детерминизм. Распространение материа­листических объяснений на все более сложные виды реа­льности. Трудности этого процесса: редукционизм и уникализм. Историческое развитие материализма. «Двой­ственность» бытия. Проблема альтернативных философ­ских «стратегий» мироуяснения.

2. Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание

Целостность и многообразие мира. Подвижность, из­менчивость бытия. Трудности постижения связей и взаи­модействия явлений, целостности предметов, их движе­ния, изменения, развития. Парадоксы, апории, антино­мии. «Парные» диалектические понятия (единичное — общее, явление — сущность, возможность — действитель­ность и др.). Поиск «единства противоположностей», освоение диалектики. Универсальные связи бытия. Прин­ципы диалектического миропонимания. Структурные связи. Часть и целое. Элементаризм и холизм. Принцип це­лостности. «Форма» и «содержание». Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Элемен­ты и структура. Понятие системы. Типы систем. Связи де­терминации. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действите­льность. Законы, их типы. Принцип детерминизма, его альтернативные концепции. Фатализм. Вероятностная концепция детерминизма (причинности, закономерно­сти). Уроки диалектики. Изменение («становление»), труд­ности его философского осмысления. Качественные и ко­личественные характеристики вещей. Методы качествен­ного и количественного анализа. Понятие меры. Проблемы качественных трансформаций, «скачков». Об­ратимые и необратимые изменения. Цикличность и по­ступательность изменений («отрицания отрицания»). Из­менение, развитие, прогресс. Принцип историзма. Про­гресс и регресс, их диалектическое соотношение. «Консерватизм» и «прогрессизм». Противоречивый ха­рактер процесса. Противоречие как философская пробле­ма. Логические противоречия. Знаменитые парадоксы в ис­тории философии и науки. Причины возникновения, спо­собы устранения. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыс­лия. «Полярности» (противоположности) в осмыслении мира. Язык, его «бинарные оппозиции» и «негативная»

18

диалектика. Поляризация позиций («да и нет», «так и не-так»). Поиск «позитивной» диалектики (Гераюгит, Н. Ку-занский, Гегель и др.). Постижение «единства» противопо­ложностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. «Жест­кое» мышление и деспотизм, тоталитаризм. Противостоя­ние точек зрения и конфликт интересов. Диалектика и демо­кратизм мышления, их родство. Навыки творческого диало­га, согласия, компромисса — достижение цивилизации.

3. Природа. Ее философское осмысление Понятие природа. Образы природы в мифах, религиях, искусстве, обыденном сознании. Опосредованность пред­ставлений о природе человеческой практикой, культурой. Философия природы — обобщение исторического опыта ее освоения. Человек в природе: «включенность» и «проти­востояние». Органическая связь жизни человека с естест­венными условиями его существования. Преобразование природы — способ человеческого существования в мире. Духовная связь человека с природой. Материальный мир природы: разнообразие, единство, целостность. Микро-, макро-, мегамир, их взаимосвязь. Случайность и законо­мерность, гармония и хаос в природе. Бесконечность и не­исчерпаемость мирового целого. Направленность, необ­ратимость и круговороты космической эволюции, про­странственно-временная связь с ней эволюции Земли. Природа живая и неживая. Жизнь как земной и космиче­ский феномен. Биосфера, уровни ее организации, вклю­ченность в геологические процессы, зависимость от чело­века. Человек как природное существо. Человеческий род. Естественные предпосылки антропогенеза. Природная среда обитания — «дом» человека. Экологические факто­ры общественной жизни. Земля, Вселенная, человек. По­знавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе. Жизнь как цен­ность. Проблема гармонизации системы природа-обше-ство-человек.

4. Общество. Культура. Философия истории Деятельность (труд) — способ существования людей и базовая философская категория для уяснения человека, общества, культуры. Общество как совместная жизнедея­тельность людей. Субъект, объект, средства деятельности, ее цели, организация, последствия. Разделение труда, об­мен. Общественные отношения. Регулятивы деятельности.

19

Потребности и интересы. Стимулы, мотивация действия и социальные приоритеты. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, нравственное, религиозное, эстетиче­ское. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Общество как сложная система: его духовная, экономиче­ская, гражданская, политическая и др. функциональные подсистемы. Политика и власть. Философские концеп­ции государства. Демократические и авторитарные поли­тические системы. Проблема насилия и ненасилия в об­щественной жизни (Л. Н. Толстой, И. А. Бердяев, М. Ганди, А. Швейцер). Тоталитаризм, опыт его осмысления (Е. За­мятин, С. Хаксли, Дж. Оруэл). Философские обоснования правового государства, справедливого устройства обще­ственной жизни на основе законов. Идеалы и реалии.

Исторический характер общественной жизни. Поня­тие истории. Возможность и действительность, необходи­мость и случайность в историческом процессе, проблема его направленности, закономерностей. Гипотеза обще­ственного прогресса. Конкретные формы исторической жизни народа. Духовный, субъективный аспект жизни людей в истории общества. Роль личности в истории. Своеобразие исторического познания (/". Риккерт, В. Диль-тей и др.) Тема смысля истории в философии XX в. Поня­тие цивилизации. Теория мировых цивилизаций (Н.Дани­левский, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, А. Тойнби и др.). Принцип законов общественной жизни. Проблемы коммуникации. Накопление и передача опыта от поколе­ния к поколению. Понятие культуры, ее компоненты, ди­намика, исторический характер. Культурные символы. Многообразие социального опыта и типы культур. Куль­туры и религии. Понятие «осевое время» культуры. Куль­турные перевороты. Проблема начата и конца культуры. Человек в мире культуры. Духовное производство и обра­зование. Народная, элитарная, «массовая» культура. Ку­льтура и контркультура. Субъект культуры: народ, власть, интеллигенция. Индивидуальное, творческое начало и ку­льтурные стереотипы. Традиции и инновации. Источники и механизмы культурно-исторического изменения. Тео­рия общественно-экономических формаций (К Маркс), культурных циклов (А. Тойнби), «идеальных типов» (Л/. Ве­бер) и др. Мысли философов о своеобразии и судьбах за-

20

Роулса. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталита­ризма и др. Проблемы коммуникации, «коммуникатив­ного разума» в действии (Ю. Хабермас, П. Рикер и др.). Открытый характер поиска ответов на философские воп­росы.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа наименование дисциплины философия рекомендуется...
Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа дисциплины «философия»
«Философия» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная тематика реферат
Примерная тематика рефератов по общенаучной дисциплине «история и философия науки»
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется...
О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия»
Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии
Примерная программа дисциплины «Философия» iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется...
Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии
Примерная программа дисциплины «Философия» iconРабочая программа дисциплины Философия
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»
Примерная программа дисциплины «Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Примерная программа дисциплины «Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconРабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия...
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы неврологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Философия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы фармакологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск