Примерная программа дисциплины «философия»





НазваниеПримерная программа дисциплины «философия»
страница1/6
Дата публикации17.02.2015
Размер0.6 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Философия > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6


МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

Московского архитектурного института

(государственной академии)



________________ Д.О. Швидковский
“____” _____________________ 2008 г.

Примерная программа дисциплины



«ФИЛОСОФИЯ»
ГСЭ.Ф.10

федерального компонента цикла ОПД

ГОС ВПО второго поколения
Направление: 521700 – АРХИТЕКТУРА
Степень: БАКАЛАВР АРХИТЕКТУРЫ
Москва – 2008

Примерная программа дисциплины «Философия» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 521700 АРХИТЕКТУРА (степень – БАКАЛАВР АРХИТЕКТОРЫ), утвержденного Министерством образования РФ 10.03.2000 г.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




    1. Цель курса


Перед человеком, впервые сталкивающимся с философией, может возникнуть вопрос: а для чего она нужна, играет ли она какую-либо роль в нашей судьбе? Существует множество ответов на этот вопрос. С некоторыми из них знакомит литература, предложенная к вводной части курса. Владимир Соловьев в своей знаменитой лекции «Исторические дела философии» говорил, что философия решает, может быть, самую трудную задачу истории: она стремится осуществить человеческое начало в человеке, утверждая свободу его духа, рождая уважение к Истине, помогая в размышлениях о главных жизненных ценностях. Понимая, что вступающий на стезю философии может встретиться с трудностями, Соловьев поддерживает его: «Пусть знает такой человек, что занимаясь философией, он занимается делом великим и для всего мира полезным».

Изучение философии менее всего предполагает следование чьему бы то ни было строгому указующему персту. Приобщение к накопленному философией всечеловеческому опыту мудрости и гуманизма может произойти только в случае нашей «вовлеченности» (М.Хайдеггер), личного «соучастия» в философских делах. Это не простое прибавление академических знаний, а возможность приобрести вкус к особому, философскому стилю мышления, сделать свой ум более гибким, критическим, способным интересоваться иной, не твоей точкой зрения, разбудить в себе склонность к рефлексии и самооценке. Не надо бояться обилия школ, направлений, имен, встречающихся в истории философии. За всем этим существует скрытая красивая логика, которую можно понять. В философии, не меньше, а может даже больше преемственности, чем в науке: философские проблемы являются вечными и, по существу, одними и теми же. Просто они поворачиваются к нам своими разными сторонами, актуальными для каждого нового времени.

В основу изучения истории философии положены два основных принципа. Во-первых, философские теории анализируются в контексте общей культуры эпохи, что позволяет глубже понять роль философии как духовной квинтэссенции своего времени. Во-вторых, история философских идей рассматривается в аспекте их влияния на архитектуру, что может помочь будущим архитекторам расширить сферу теоретико-методологических обоснований для своих профессиональных предпочтений.



    1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Культура дает многочисленные свидетельства о тесных органических связях философии и архитектуры. Не случайно сами архитекторы склонны называть архитектуру застывшей в камне философией своего времени, как это делает, например, Ле Корбюзье.

Точки соприкосновения философии и архитектуры многообразны. Большая роль принадлежит личным творческим контактам людей искусства с философами. Символом такого союза является широко известный и часто повторяющийся в культуре «феномен дома Перикла», когда радость и пользу от общения философами: Анаксагором (учителем Перикла), Протагором, Сократом находили Софокл, Фидий, Поликлет, Иктин, Калликрат и другие творцы греческого искусства. Порой философы непосредственно занимались архитектурной проблематикой. Так представления Платона и Аристотеля о планировочном и функциональном строении города, были восприняты христианством («Откровение Иоанна Богослова») и составили важнейшую основу европейского градостроительства вплоть до XVII века. Анаксагор и Демокрит написали книгу о перспективе, на которую ссылаются Витрувий, Леонардо да Винчи, П. Флоренский. Рабочими понятиями в архитектуре становились со временем категории, введенные в культуру философами. Так случилось с такими категориями Демокрита как «форма», «порядок», «положение», «величина», «мера», «объем»; с учением Пифагора и пифагорейцев о гармонии, ритме, пропорции и т.д. В своих эстетических трактатах философы стремились понять природу красоты, найти особенности, смысл, цели, а порой и методы художественного творчества. Но чаще всего влияние философии оказывается опосредованным: через то, что называется духом эпохи, ее культурной парадигмой. Хотя этот род влияния чаще всего архитектором не осознается, из эпохи в эпоху архитектура несла на себе влияние той интеллектуальной среды, которая создавалась под воздействием философских школ: барокко - пантеизма и сенсуализма, классицизм - рационализма, функционализм - прагматизма, постмодернизм - аналитической философии, психоанализа, течений «нового гуманизма» и т.д.



    1. Требования к уровню освоения содержания курса


Представленные в данной программе темы, литература, перечень рефератов носят не обязательный, а рекомендательный, ориентировочный характер и могут варьироваться в зависимости от личностных и профессиональных интересов тех, кому эта программа предлагается.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



    1. Разделы курса


Предлагаемый курс философии наряду с Введением включает в себя два раздела.

Первый из них – «История философии: Мир. Бог. Человек» – дает представление об основных этапах в развитии зарубежной и русской философской мысли. История философии это не только путь великих интеллектуальных побед. Она шла через невидимые миру страдания, сомнения и разочарования. Мы узнаем, как набирала силу и мужество философия, ставя и решая самые главные проблемы бытия, создавая необходимый для этого язык философских категорий. И даже своими поражениями философ помогает нам как «маяк на рифах» (Ж. Маритен), не избавляя, но предостерегая от бесплодных блужданий и опасных соблазнов.

Второй раздел – «Мир человека в философии конца ХХ – начала XXI века» – знакомит нас с современными философскими исследованиями основных форм жизнедеятельности человека, его существования в природе, обществе, культуре. В преддверии третьего тысячелетия стремительно возрастает необходимость общего универсального взгляда на мир в целом, который под силу прежде всего философии с ее способностью осознавать не только специфику, но и взаимосвязь, и взаимозависимость различных форм бытия. Наряду с этим современная философия фиксирует небывалое в прошлом повышение роли человека как природообразуещего и культуротворческого фактора истории, что находит свое отражение в существенной переориентации его теоретической и практической деятельности, возрастании чувства ответственности за природу и цивилизацию. Оканчивается курс философии анализом проектной культуры, которая, в частности, языком утопий и антиутопий помогает нам осознавать перспективы будущего исторического пути.



    1. Темы и краткое содержание


Введение.
Тема 1. Философия, круг ее проблем

Мировоззрение, его исторические типы (миф, религия, философия). Специфика философии как мировоззрения. Многообразие способов философствования. Структура философского знания. Язык философии. Функции философии.

Понятие «осевого времени» цивилизационный взрыв в середине I тысячелетия до н.э. Возникновение философии. Культурная парадигма эпохи и философия. Исторические типы философии: трансформация главной проблематики и методологии философского исследования.

Философия и формирование Культурной среды как целостного представления о природе, социуме, человеке и его жизнедеятельности, лежащего в основе ценностных ориентаций эпохи.

Роль мировоззрения в преобразовании строительной деятельности в архитектуру. Значение мифа и религиозных представлений для возникновения и развития архитектуры древних цивилизаций. Философские основы формирования эстетических и художественных принципов архитектуры.

Проблема философского осмысления архитектуры как феномена культуры XXI века.

Часть I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (МИР. БОГ. ЧЕЛОВЕК)
Тема 2. Философско-религиозные концепции Древнего Востока

Особенности философско-мировоззренческой традиции Древнего Востока. Многозначность понятия «Древний Восток»: роль специфики национального культурного контекста.

Философские идеи даосизма, конфуцианства, легизма (Китай), веданты, буддизма и индуизма (Индия), зороастризма (Др. Иран) и ветхозаветного миропонимания. Поиск единого безличного принципа мироздания (китайское «дао», индийское «рита», иранская «арта»). Слияние мировой закономерности, порядка и иерархии с моралью. Главенство интуитивно-эмоциональной компоненты в структуре знания. Природа как проявление составляющих её стихии, ценность ее созерцания, «вчуствования» в нее. Практика медитации в ряде восточных культур.

Идеал человека (“благородный муж” в конфуцианстве; “совершенно мудрый” в даосизме; учение о страданиях человека и путях избавления от него в буддизме, ветхозаветный человек как субъект Закона). Пути совершенствования человека. Роль традиций и ритуала в культуре.

Духовные ценности Востока и архитектура. Сословность, регламентированность китайской архитектуры (конфуцианство), ее связь с природой, идеал китайского сада (даосизм), ветхозаветное «вечные числа» в культовой архитектуре, влияние брахманистско-индуистских и буддистских идей на формы индийской архитектуры (символика алтаря, ступы, храмы).

Тема 3. Античная философия

Общая картина философии Древней Греции и Древнего Рима. “Греческое чудо” - причины и значение культурного переворота в Древней Греции VШ - V в.в. до н.э. Космоцентризм как целостное равновесное единство богов, природы и человека. Переход к интеллектуально-теоретическому познанию.

Досократический период в развитии древнегреческой философии. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милет), Гераклит (Эфес): поиск единой основы мира, его Логоса (Гераклит) Пифагор и пифагорейцы: число есть сущность и закон мира. Идеи структурности, ритма, гармонии и красоты мира. Пифагор и культура числа. Стремление выразить мир и его характеристики в числовых соотношениях.

Натурфилософия элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Анализ в философии элеатов бытия как такового. Противопоставление чувственного мира (мира “мнения”) истинно существующему миру (миру “истины”). Проблема движения. Фиксация противоречивости движения как доказательство его невозможности. Апории Зенона, их значение для развития диалектики, логики, математики. Учение о “четырех элементах” Эмпедокла и “семенах” Анаксагора. Нус Анаксагора как организующий принцип бытия.

Атомистическая трактовка бытия. Учение Левкиппа - Демокрита об атомах. Форма, величина, положение и порядок - сущностные особенности атомов. Пустота как условие движения. Идея смертности души. Человек как “микрокосм”. Теория познания как теория «истечения» (отражения). Человек – творец культуры. Искусство как отражение и подражание природе. Метафизическое обоснование демократии.

Поворот философии к проблеме человека («познай самого себя»). Софисты. Человек есть мера всех вещей (Протагор). Релятивизм и скептицизм софистов. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании; этический рационализм. Особенности философского метода Сократа: “ирония”, “майевтика”, “внутренний демон”. Сократики (киники, мегарики, киренаики) о нравственных основах жизни и соотношении общего и единичного.

Платон. Мир идей и мир вещей. Теория идеальных сущностей. Земная вещь как воплощенная в материи копия своего идеального прообраза. Теория познания как теория воспоминания. Эстетические взгляды. Искусство не отражение мира (т.е. создание копии), а прорыв с помощью Эроса в идеальный мир вечной и абсолютной красоты. Этика и политика. Учение об идеальном государстве, законах и справедливости. Архитектурный облик Атлантиды как идеального государства.

Аристотель. Учение о первофилософии, связи философии и частных наук. Мир как единство материи, формы, движения и энтелехии (четыре причины). Душа как взаимосвязь ее частей: растительной, животной и разумной. Понятие истины. Логическое учение. Разум и воля. Человек как общественное животное. Этика. Создание нормативной эстетики («Поэтика»). Искусство есть творческое, преображенное художником отражение мира. Истина и художественная правда. Учение о государстве, выделение его в самостоятельную область знания.

Эллинизм. Греческая и римская античность. Переход от раннего эллинистического индивидуализма к греко-римскому универсализму. Атомизм Эпикура, роль его учения о свободе. Этика эпикуреизма. Лукреций Кар (“О природе вещей”), систематизация идей античного атомизма. Мир, человек и идеал его мудрости в греческом и римском стоицизме (Зенон-стоик, Посидоний, Панэтий, Сенека, Марк Аврелий). Скептицизм (Пиррон, Тимон, Агриппа, Секст Эмпирик) о возможностях человеческого познания. Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл) как завершение античной философии. Учение о Едином, Уме, Душе и чувственном мире. Мир как продукт эманации Единым света (красоты).

Нерасчлененность в античности бытия и ценности: перенос в сферу эстетического и художественного важнейших характеристик мира. «Равновесная эстетика» античности (А.Ф. Лосев). Античный космоцентризм в архитектуре: отражение представлений о красоте и гармонии, целостности, мере, ритме как вечных фундаментальных свойствах Универсума, соотнесенных с мерой человека. Идея необходимости их математического выражения. На троне античной архитектуры сидят боги и геометрия. (Л. Корбюзье).

Тема 4. Философия Средних веков

Средневековье как “эпоха веры” и великих мировых религий (христианство, ислам, буддизм). Изменение общественного статуса европейской философии (“служанка богословия”) и философа (священник, монах). Новые способы философствования (преобладание экзегезы). Теологизация философии. Основные черты европейской средневековой философии, определяемые ее теоцентризмом. Вертикальная картина мира. Теодицея. Роль откровения. Принцип гармонии веры и разума. Обращение к внутренней духовной жизни человека. Тема любви, благодати, личного спасения. Священный смысл истории.

Основные этапы развития христианской философии. Апологетика (Климент, Ориген, Тертуллиан и др.), патристика (греческие и латинские отцы церкви), схоластика (Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Оккам). Борьба номинализма, реализма и концептуализма.

Средневековое рыцарство. Христианская картина мира и “смеховая” (народная) культура.

Августин Аврелий (Блаженный). Соединение библейской традиции с учением Платона и неоплатоников. Создание Богом мира как блага и урока. Бог и душа человека как основные проблемы философии. “Внутренний человек” (“Исповедь”), христианское понимание истории (“О граде божьем”).

Фома Аквинский. Аристотелизация философии. Проблема доказательства существования бога. Сущность и сущее. Вера и знание. Церковная и светская власть. “Сумма теологии” Фомы Аквинского как итоговое энциклопедическое изложение средневековых религиозно-философских взглядов.

Философская мысль Византии (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин), ее влияние на русскую культуру и философию.

Арабо-мусульманская философия: Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).

Духовный мир средневековья и европейская архитектура. Вертикализм. Иерархия («низ» и «верх»). Символизм. Небесный идеал красоты. Канон. Первые стили: романика и готика. Образы мусульманской архитектуры и религиозно-философское учение ислама.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа наименование дисциплины философия рекомендуется...
Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа дисциплины «Философия»
Рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов России (отделение философии) Председатель
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная тематика реферат
Примерная тематика рефератов по общенаучной дисциплине «история и философия науки»
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется...
О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение...
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия»
Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии
Примерная программа дисциплины «философия» iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется...
Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии
Примерная программа дисциплины «философия» iconРабочая программа дисциплины Философия
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»
Примерная программа дисциплины «философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Примерная программа дисциплины «философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в...
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа дисциплины «философия» iconРабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия...
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения...
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы неврологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «философия» iconПримерная программа учебной дисциплины основы фармакологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск