МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
___________________Е.Г. Елина
"___" _________________2012 г. Рабочая программа дисциплины
Философия
Специальность
020501 - Биоинженерия и биоинформатика
Квалификация выпускника
Специалист
Форма обучения
очная
Саратов,
2012
1. Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины «Философия» – ознакомить студентов с философией, как важнейшей отраслью человеческой культуры; дать систему знаний о современном состоянии философии, как отрасли культуры и мировоззрения; помочь в выработке целостного взгляда на мир, как на единство человека, природы и общества; научить владеть навыками философского знания в своей профессиональной и общественной деятельности.
Достижение данной цели подразумевает решение следующих задач:
определение места философии в системе человеческой культуры как науки и как мировоззрения;
ознакомление с важнейшими вехами истории человеческой культуры и проблемами, которые были поставлены мыслителями и имеют актуальное значение в наше время;
формирование представлений о важнейших принципах, категориях и законах философского знания, его основных проблемах и задачах;
получение знаний о многообразии мировоззренческих подходов в осмыслении мира;
овладение современной культурой философского мышления, уяснение ее основных концепций.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета
Цикл С.1, базовая часть, дисциплина осваивается в 3 и 4 семестрах.
Данная дисциплина и относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (С.1). В ее объем входит рассмотрение различных сфер социокультурного пространства (науки, искусства, религии и т.д.); мировой культуры в её истории; теории и практики общественной коммуникации; процессов познавательной и творческой деятельности; философских аспектов формирования и развития личности. Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения дисциплины необходимы базовые знания, полученные в школьном курсе обществознания. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-12, ОК-13.
- способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-12);
- способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-13);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
предмет, структуру, метод и функции философии как отрасли культуры;
восточные и западные типы философствования;
основные понятия, категории современной философии и культурологии;
философские концепции истины;
основные принципы классической и неклассической диалектики;
подсистемы общества, их соотношение;
смысл культурно-исторического творчества человека;
современные представления о цивилизации и культуре;
о неразрывной связи философско-методологических и культурологических дисциплин;
уметь:
оценивать достижения культуры на основе знания современных философских направлений и школ; осознавать роль основных исторических типов философского познания и осмысления ведущих тенденций эпохи в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека;
логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
вести дискуссии, полемику, диалог;
правильно использовать методы диалектического и формально-логического мышления в профессиональной деятельности;
владеть:
методами логического анализа различного рода суждений и методами философского познания;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики;
навыками работы в коллективе над решением научных проблем.
способностью использовать теоретические общефилософские знания в практической деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «Философия».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетные единицы, 180 часов.
4.1. Структура дисциплины.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Формы промежуточной аттестации
| лекции
| семинары
| сам. работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1.
| Раздел 1. Культура и ее историческое развитие
| 1.1.
| Предмет культуры, ее структура и функции
| 3
| 1
2
| 2
| 2
2
| 4
| Устный опрос
| 1.2.
| Античная культура
| 3
| 2
3, 4
| 2
|
4
| 4
| Устный опрос
| 1.3.
| Культура Средних веков и эпохи Возрождения
| 3
| 3, 4,
5 - 7
| 4
|
6
| 4
| Устный опрос
| 1.4.
| Культура эпохи Нового времени
| 3
| 5
8, 9
| 2
|
4
| 4
| Устный опрос
| 1.5.
| Немецкая классическая культура
| 3
| 6
10, 11
| 2
|
4
| 4
| Устный опрос
| 1.6.
| Европейская культура XIX – начала ХХ века
| 3
| 7
12, 13
| 2
|
4
| 4
| Устный опрос
| 1.7.
| Современная европейская культура
| 3
| 8
14, 15
| 2
|
4
| 4
| Устный опрос
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1.8.
| Культура в России
| 3
| 9
16-18
| 2
|
6
| 4
| Устный опрос
|
| Промежуточная аттестация
| 3
|
|
|
| 4
| Зачет
|
| Итого
| 3
|
| 18
| 36
| 36
| 90 ч.
| 2.
| Раздел 2. Теоретическая философия
| 2.1.
| Философское учение о бытии
| 4
| 1
9
| 2
|
2
| 2
| Устный опрос
| 2.2.
| Философское учение о сознании
| 4
| 2
10
| 2
|
2
| 4
| Устный опрос
| 2.3.
| Теория познания. Истина и ее критерии
| 4
| 3
11
| 2
|
2
| 2
| Устный опрос
| 2.4.
| Философия науки. Методы и формы научного познания
| 4
| 4
12
| 2
|
2
| 2
| Устный опрос
| 2.5.
| Философские проблемы биологии
| 4
| 5
13
| 2
|
2
| 4
| Устный опрос
| 2.6.
| Социальная философия
| 4
| 6
14
| 2
|
2
| 2
| Устный опрос
| 2.7.
| Философия истории
| 4
| 7
15
| 2
|
2
| 4
| Устный опрос
| 2.8.
| Философия и глобальные проблемы современности
| 4
| 8
16
| 2
|
2
| 2
| Устный опрос
|
| Промежуточная аттестация
| 4
|
|
|
| 36
| Экзамен
|
| Итого
| 4
|
| 16
| 16
| 58
| 90 ч.
|
| Всего:
|
|
| 34
| 52
| 94
| 180 ч.
|
4.2. Содержание дисциплины.
Раздел 1. Культура и ее историческое развитие
Тема 1.1. Предмет культуры, ее структура и функции
Происхождение термина «культура». Проблематика культуры. Природа культурологического знания. Функции культуры: гносеологическая, методологическая, праксеологическая, аксиологическая, общекультурная. Разделы культуры. Методологическая база культуры. Источники культуры. Миф и религия как специфические типы мировоззрения. Философия как особая форма познавательного отношения к миру. Разделы культуры. Место культуры в системе научного знания. Культура как форма ценностного сознания и как форма самосознания культуры.
|