Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология»





Скачать 427.21 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология»
страница1/4
Дата публикации06.05.2015
Размер427.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор __________ Е.Г.Елина

"__" _________ 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Направление подготовки

040100 – Социология

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Социальная экология» являются изучение ведущих идей и концепций коэволюционной стратегии развития общества, сформулированных в работах отечественных и зарубежных авторов; получение глубоких знаний и подлинной компетенции в проблемах социоприродного характера, формирование на этой основе: экологического мировоззрения; ответственного отношения к окружающей среде; стремления к активной деятельности по охране окружающей природной среды.

Задача курса состоит в обеспечении учащихся соответствующей социально-экологической подготовкой на базе интегративного освоения научного знания. Воспитание экологически грамотной личности, способной к разрешению проблемных ситуаций в системе «человек - окружающая среда», связанных с будущей профессиональной деятельностью. Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое уважение ко всему живому и обращение к человечным, гуманным принципам взаимоотношения личности с социоприродным окружением.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Социальная экология» относится к вариативной части профессионального цикла. Учебная дисциплина «Социальная экология» логически взаимосвязана с другими частями ООП, такими как философия, социология, современные концепции естествознания, современные глобальные социальные изменения.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная экология».

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в области социальной экологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных и экологических проблем (ПК-5);

- способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей в системе «человек-общество-природа» (ПК-6);

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности по защите окружающей среды (ПК-10);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать:

Сущностные особенности, структуру социально-экологической сферы общества, систему её институтов; принципы социологического изучения социоэкологических систем, их основных тенденций и законов развития.

•Уметь:

Диагностировать проблемы экологического характера, возникающие в современных обществах; анализировать и моделировать развитие социоэкологических явлений и процессов; вести деятельность по охране окружающей природной среды и пропаганде экологических знаний.

•Владеть:

Экологическим мировоззрением при анализе социальных процессов, институтов, традиций и форм общественной жизни.

4. Структура и содержание дисциплины «Социальная

экология».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа, из них 36 аудиторных и 36 самостоятельных.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













лекц

прак

сем

СРС




1

Раздел 1.

Концептуальные основы курса.


7


1-3


4





2


6


тест

2

Тема 1. Предметная область социальной экологии.





1


2




2


2


Интерактивный семинар 1.

Заслушивание и обсуждение докладов

3

Тема 2. Социология как интегративная дисциплина.





2


1




-


2


Устный экспресс-опрос

Эссе

4

Тема 3. Социально-экологические системы.





3


1





-


2

Интерактивный семинар 2. Заслушивание и обсуждение докладов

5

Раздел 2.

Экология. Общество. Среда.


7


4-10


8





12


12



тест

6

Тема 4. Природа и цивилизация. Место человека в биосферных процессах.





4,5


2





2


2


Интерактивный семинар 3.

Круглый стол по теме

7

Тема 5. Экологический кризис. Экологическая ситуация в современном мире.






6



2






2



2

Интерактивный семинар 4.

Разбор проблемной ситуации

8

Тема 6. Социализация природы.





7


1





2


2

Экспресс-опрос по теме лекции

Ответы на вопросы.

9

Тема 7. Экологическая демография.






8


1





2


2

Интерактивный семинар 5 . Доклады-презентации

Дискуссия по теме

10

Тема 8. Экологические проблемы урбанизации.





9


1





2


2

Интерактивный семинар 6. Доклады-презентации

Дискуссия по теме

11

Тема 9. Природные ресурсы, проблемы их исчерпаемос-ти и загрязнение среды.





10


1





2


2


Анализ картографического материала

12

Раздел 3.

Экологическая политика.


7


11-13


2





2


8


тест

13

Тема 10. Социально-экологическая политика.





11


1





1


4

Интерактивный семинар 7.

14

Тема 11. Система социально-экологического контроля.





12,13


1





1


4

Анализ социологическогоо материала

15

Раздел 4.

Экологическая культура. Этика. Цивилизация


7


14-18


4





2


10


тест

16

Тема 12. Экологическая культура.






14,15


2





1


3

Интерактивный семинар 8.

17

Тема 13. Проблемы формирования экочеловека.





16


1





-


4

Разбор проблемной ситуации

Эссе

18

Тема 14. Социально-экологическое прогнозирование.





17,18


1





1


3

Интерактивный семинар 9.

Заслушивание и обсуждение докладов

19

Аттестация

7

18

18




18

36

зачет


Содержание учебной дисциплины.
Раздел 1. Концептуальные основы курса.

Тема 1. Предметная область социальной экологии.

Предмет и задачи курса. Возникновение социальной экологии. Место социальной экологии среди других наук.

Основные понятия и категории социальной экологии. Система «общество – природа» как объект изучения социальной экологии. Характеристика основных сфер взаимодействия человека, общества и природы: антропосфера, социосфера, техносфера, ноосфера, телеосфера. Общество как объект природных воздействий. Законы социальной экологии.
Тема 2. Социология как интегративная дисциплина.

Роль биологического знания в социальной экологии. Взаимодействие естественнонаучного, технического и гуманитарного знания в экологии. Основные подходы к структуре социальной экологии. Характеристика и границы действия основных и смежных направлений социальных экологии: экологической социологии, факторной экологии, социобиологии, экологической демографии, организационной экологии. Проблемы формирования экологических знаний. Основные парадигмы и сферы экологических исследований: планетарное равновесие, состояние и динамика планеты, здоровье населения, проблемы коэволюции общества и природы.
Тема 3. Социально-экологические системы.

Характеристика экологического комплекса. Понятие социокосистемы как самоуправляемой, самоорганизующейся экологической системы, включенной в сферу общественных отношений. Биосфера как глобальная экосистема. Место и роль живого вещества.
Раздел 2. Экология. Общество. Среда.

Тема 4. Природа и цивилизация.

Понятие цивилизации. Связь природы и цивилизации. Природа как «живое» существо. Место человека в биосферных процессах, отличие его от других живых существ. Степень согласованности деятельности человека с законами и принципами общей экологии. Экологическая ниша человека и возможности ее изменения. Материальные и нематериальные блага природы. Экономика нематериальных благ природы. Три компонента благосостояния общества.
Тема 5. Экологическая ситуация в современном мире.

Окружающая человека среда, ее специфика и состояние. Особенности действия антропогенных факторов. Социология риска. Типы рисков и экологический риск. Окружающая среда и ее компоненты. Экологические кризисы. Современных экологический кризис и его особенности. Локальные, региональные и глобальные экологические кризисы как свидетельство тупикового характера развития цивилизации, абсолютизирующей развитие техники и науки. Состояние окружающей среды в Саратовской области.
Тема 6. Социализация природы.

Понятие жизненная среда. Измерение жизненной среды. Факторы разрушающие жизненную среду. Компоненты жизненной среды, ее индекс. Основные этапы социализации природы.
Тема 7. Экологическая демография.

Неуправляемый рост народонаселения как фактор экологического кризиса. Социально-экологические и географические особенности демографии человечества: влияние социально-экономических и природных факторов на платность населения и динамику его роста; территориальная дифференциация рождаемости.

Управление демографическими процессами: сознательно ограничиваемая рождаемость; миграция населения. Процессы сопровождающие рост населения; рост потребления; рост городов; загрязнение среды; изменение образа жизни; централизация власти; падение уровня жизни; изменения структуры населения; скученность; массовая культура. Прогнозы ООН по численности населения к ХХI веку.
Тема 8. Экологические проблемы урбанизации.

Урбанизация как исторических процесс характерные черты урбанизации. Динамика отношения общественного сознания к урбосреде. «Городская революция» ХХ века. Экологические и социокультурные проблемы урбанизации. Мегаполисы. Модели развития города и природы. Урбапроблемы областных центров России, в том числе г.Саратова.
Тема 9. Природные ресурсы, проблемы их исчерпаемости

и загрязнение среды.

Понятие «ресурсы», их классификация. Проблемы исчерпаемости природных ресурсов. Использование ресурсов и проблемы загрязнения среды.

Экологические проблемы атмосферы: основные свойства атмосферы и воздействия на нее человека. Проблема «парникового эффекта», биосфера как источник парниковых газов.

Гипотезы антропогенного изменения климата. Проблема озона. Проблема кислотных осадков. Проблемы земельных ресурсов и использования почв.
Раздел3. Экологическая политика.

Тема 10. Социально-экологическая политика.

Критерии, принципы и основные направления экополитики. Ограничения и приоритеты современной экополитики. Концептуальные установки, модели и механизмы реализации социально-экологической политики России. Основные направления социально-экологической интеграции России в мировое сообщество.

Общественность и экология: проблемы информирования и контроля. Формы общественной активности и опыт самоуправления в деле повышения качества окружающей среды.

Экологическое движение как новое социальное явление. Истоки формирования, характеристики, цели, задачи и методы деятельности экологических движений. Типология природоохранных движений. Массовые и альтернативные экологические движения.
Тема 11. Система социально-экологического контроля.

Социально-экологический контроль и его основные аспекты: медико-социальный, экономический и экологический. Характеристика факторов оценки состояния социоэкосистем и проблема экологической оптимизации производства. Уровни и методы проведения экологического мониторинга. Показатели инвайроментальной статистики. Система ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) как интегральный вид программно-ситуационной экспертизы. Процедура и методы проведения ОВОС.
Раздел 4. Экологическая культура. Этика. Цивилизация.

Тема 12. Экологическая культура.

Экология и культура, их взаимосвязь. Процессы и формы адаптации человека и социума к окружающей среде как способ инициации социальных преобразований и эволюционных изменений человеческой деятельности. Экология духа. Экологическое мышление. Императивы экологической этики. Сеульская декларация об экологической этике (1997 г.). Процесс формирования экологической культуры и переход от природных знаний к экологическому сознанию.

Экологическое воспитание и образование. Формы и аспекты экологического воспитания. Компоненты экологического образования. Традиционные и инновационные технологии в экологообразовательном процессе.

Тема 13. Проблемы формирования экочеловека.

Понятие экочеловека. Человек и ноосфера. Теория ноосферы Э. Леруа и Тейяр де Шардена. Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Ноосфера как планетарное явление. Ноогенезис. Концепция автотрофности человечества.

Развитие ноосферных идей и альтернативных концепций в работах российских авторов Р.С. Карпинская, И.К. Месеев, Н.П. Огурцов, Н.Н. Монсеев и другие – идеи коэволюционного развития. Концепция пассионарного развития этносов Л.Н. Гумилева.

Русский космизм как онтология целостного восприятия мира. Истоки русского космизма, его характерные черты. Основные течения русского космизма XIX – XX веков. Этические установки русских космистов и формирование экочеловека на принципах целостности личности и целостности восприятия окружающей действительности. Космизм и современное экологическое сознание. Космическая этика.

Концепция астрофизиков о возможности преодоления «пределов роста» с выходом в космическое пространство. Космоантропология. Амбивалентный характер индустриального освоения космического пространства. Космопланетарное измерение человека. Перспективы развития цивилизации в космоэкологическом аспекте.
Тема 14. Социально-экологическое прогнозирование.

Методологический инструментарий прогнозного поиска. Глобальное моделирование. Поисковые и нормативные модели в докладах Римскому клубу. Гуманистические идеи в работах Римского клуба.

Экологическая оценка современных теорий общественного развития. Характеристики основных установок социально-экономического развития. Проблема перехода от парадигмы человеческой исключительности в науке и человеческой деятельности к новой социально-экологической парадигме. Концепция устойчивого экологически безопасного развития.
Темы семинарских занятий.

  1. Социальная экология ее предмет, место, принципы, законы.

  2. Типы экосистем и биосферный подход к решению экологических проблем.

  3. Природа и цивилизация. Место человека в биосферных процессах.

  4. Экологический кризис и возможности его развития.

  5. Взаимосвязь экологической и демографической проблем.

  6. Экология и урбанизация, современные проблемы и тенденции.

  7. Осуществление экологической политики в России и регионе.

  8. Формирование экологической культуры.

  9. Социальная экология и устойчивое общественное развитие.


Интерактивный семинар 1: Социальная экология ее предмет, место, принципы, законы.

Цель: Освоить основные этапы формирования и развития социальной экологии, ознакомится с социо-экологическими законами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Становление предмета социальной экологии.

  2. Метод социальной экологии.

  3. Социальная экология в системе наук.

  4. Принципы социальной экологии.

  5. Законы социальной экологии.

Темы докладов:

    1. Формирование социальной экологии как отдельной отрасли социологического знания.

    2. Особенности становления социальной экологии в России.

    3. Смена исследовательских приоритетов в отношении человека и природы с античности до начала XXI века.

    4. Связь социальной экологии с другими отраслями знания. Особенности проявления.

    5. Принципы и законы социальной экологии.

Образовательные технологии: обсуждения, дискуссии

Задания для самостоятельной работы: подготовка докладов.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: доклады, эссе.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что называется социальной экологией?

  2. Какие вопросы являются основными для понимания путей развития человеческого общества?

  3. Как называется период в развитии общества, когда человек стал действовать «как мощная геологическая сила»?

  4. Что послужило причинами возникновения социальной экологии на Западе?

  5. С какими трудностями связано становление социоэкологии в России?

  6. Кто из ученых оказал основное влияние на формирование социальной экологии?

  7. Каковы задачи социальной экологией?

  8. Перечислите экологические законы Коммонера Б.?

  9. В чем смысл социально-экологических законов Н. Реймерса?

  10. Каковы социально-экологические принципы Гирусова?

  11. Что является объектом и предметом социэкологии?

  12. Какое место занимает социальная экология в системе экологических наук?

  13. В чем состоит связь между общей экологией и социальной экологией?

  14. Какое влияние оказывают частные экологии (экономическая экология, экология человека, экология растений и др.) на объект и предмет социальной экологии?

  15. В чем состоит связь между глобальной экологией и социоэкологией?

  16. Что общего в задачах экологической этики и социальной экологией?

  17. В чем различие между вопросами решаемыми экологией человека и социальной экологией?

  18. По каким критериям можно объединить экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов и социоэкологией?

  19. Какую роль в жизни человека играет радиационная экология?

  20. С какой целью проводится экологический мониторинг и его роль в природопользовании?

Интерактивный семинар 2: Типы экосистем и биосферный подход к решению экологических проблем.

Цель: освоить биосферный подход в характеристике естественных и социальных систем,

Вопросы для обсуждения:

  1. Сравнительная характеристика естественных и социальных экосистем.

  2. Учение В.А. Вернадского о биосфере и его значение в наши дни.

  3. Биосфера и ее функции.

  4. Роль живого вещества в социоприродных процессах.

Темы докладов:

  1. Характеристика естественных экосистем, таких как атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, растения, животные и микроорганизмы.

  2. Особенности социальных систем.

  3. Биосфера Земли и ее характеристика.

  4. Характеристика живого вещества биосферы.

  5. Свойства биосферы как глобальной экосистемы.

Образовательные технологии: доклады- презентации, дискуссия.

Задания для самостоятельной работы: Прочитать книгу В.И. Вернадского «Биосфера и ноосфера».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: обсуждение книги В.И. Вернадского.

Вопросы для самоконтроля.

  1. В чем отличие естественных систем от социальных?

  2. Из каких агрегатных оболочек состоит биосфера?

  3. Охарактеризуйте газовую оболочку Биосферы.

  4. Дайте характеристику гидросферы Земли.

  5. Дайте характеристику литосферы, как естественной системе Земли.

  6. Как сформировалось понятие «биосфера»?

  7. Каковы основные свойства биосферы?

  8. Что означает термин «живое вещество», предложенный В.И. Вернадским?..

  9. Какие свойства живого вещества Вы знаете?

  10. Какие функции живого вещества Вы знаете?

Интерактивный семинар 3: Природа и цивилизация. Место человека в биосферных процессах.

Цель: изучить основы рационального отношения человека к жизненной среде.

Вопросы для обсуждения:

1. С чем связывается основное воздействие человека на окружающую среду?

2. Как связана деятельность человека с законами и принципами общей экологии?

3. Что следует понимать под экологической нишей человека и в чем ее особенности?

Темы докладов:

  1. Место человека в биосферных процессах, отличие его от других живых существ.

  2. Степень согласованности деятельности человека с законами и принципами общей экологии.

  3. Экологическая ниша человека и возможности ее изменения.

Образовательные технологии: Круглый стол по теме.

Задания для самостоятельной работы: анализ термина «экологическая ниша человека»

Формы контроля самостоятельной работы студентов: эссе.

Вопросы для самоконтроля.

  1. С чем связывается основное воздействие человека на окружающую среду?

  2. Что следует понимать под термином «энерговооруженность»?

  3. Как связана деятельность человека с законами и принципами общей экологии?

  4. Что следует понимать под экологической нишей человека и в чем ее особенности?


Интерактивный семинар 4: Экологический кризис и возможности его развития.

Цель: показать что, выделившись в далекие времена из природы, люди вооруженные техникой, ныне наносят среде своего обитания непоправимый вред.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика различных состояний природы и соответствующие им экологические ситуации?

  2. Характеристика глобального экологического кризиса, его структура, причины, пути выхода.

  3. Рассмотрение основных глобальных экологических проблем.

  4. Анализ основных экологических проблем России и ПФО и с чем они связаны.

  5. Социология риска. Опасность и экологический риск. Экологический риск.

Темы докладов:

  1. Состояние природы и соответствующие им экологические ситуации.

  2. Экологические кризисы как свидетельство тупикового характера развития цивилизации, абсолютизирующей развитие техники и науки.

  3. Современный экологический кризис и его особенности.

  4. Как следует понимать фразу У. Бека: «Общество всеобщего риска».

  5. Глобальные экологические проблемы.

  6. Экологические проблемы России и региона.

  7. Особенности экологических проблем региона (ПФО).

Образовательные технологии: Разбор проблемной ситуации.

Задания для самостоятельной работы: изучить работу У. Бека: «Общество всеобщего риска».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: диспут.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какие бывают состояния природы и соответствующие им экологические ситуации?

  2. Глобальный экологический кризис: структура, причины, пути выхода.

  3. Каковы основные глобальные экологические проблемы?

  4. Как следует понимать фразу У. Бека: «Общество всеобщего риска».

  5. В чем особенности географического положения ПФО?

  6. Дайте характеристику природным и минеральным богатствам ПФО. Как они влияют на экономическое и экологическое состояние региона?

  7. Каковы основные экологические проблемы ПФО и с чем они связаны.

  8. Каковы основные экологические проблемы России и с чем они связаны.


Интерактивный семинар 5: Взаимосвязь экологической и демографической проблем.

Цель: Показать взаимосвязь экологической и демографической проблем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные этапы социализации природы.

  2. Материальные и нематериальные блага природы.

  3. Понятие о благосостоянии современного общества.

  4. Измерение жизненной среды.

  5. Социально-экологические и географические особенности демографии человечества: влияние социально-экономических и природных факторов на плотность населения и динамику его роста; территориальная дифференциация рождаемости.

  6. Управление демографическими процессами: сознательно ограничиваемая рождаемость; миграция населения.

  7. Прогнозы ООН по численности населения в ХХI в

Темы докладов:

  1. Развитие процесса «социализации природы в современном мире.

  2. Особенности демографии развитых и развивающихся стран.

  3. Прогноз численности народонаселения в ХХ1 веке.

  4. Теория Т. Р. Мальтуса о народонаселении.

  5. Программы регулирующие рождаемость в мире, в России, в Саратовской области?

Образовательные технологии: доклады, презентации
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100...
Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление...
Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление...
Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия...
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)...
Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41....
Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины Гистология Специальность 020501 Биоинженерия...
В процессе изучения дисциплины совершенствуются навыки работы с оптическими приборами при использовании специальных гистологических...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconПрограмма учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900...
Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700...
Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:...
Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление...
Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной...
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки 040100 Социология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Электоральный менеджмент 030200...
С впо по направлению подготовки 030200 Политология в результате изучения теоретических и практических основ электоральных процессов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск