Скачать 326.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия» Филиал в г. Уфе УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Байков Ф.Г (протокол заседания кафедры № ____ от ___________2011 г.) программа учебной дисциплины ЛОГИКА Направление подготовки: 030900 – Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения: Очная 2011
Целями изучения дисциплины «ЛОГИКА»- изучение теоретических постулатов классической логики, приобретение навыков выполнения практических упражнений и задач соответствующей тематики; - знакомство с историей логики как науки в общих чертах, усвоение отличий классической логики от неклассической, основных тенденций в развитии современной логики; - усвоение функций логики как науки в современном мире, практических возможностей применения логических знаний для юристов. - усвоение студентами основных принципов правильного мышления, умение распознавать типичные логические ошибки в рассуждении, усвоение навыков применения теоретической логики как науки в деловом общении и профессиональной деятельности. Задачи дисциплиныЗадачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной деятельности, делать их структуру для себя прозрачной и осмысленной; применять аналитические способности в сферах, выходящих за пределы их специальности. В ходе освоения дисциплины студент готовится к выполнению следующих профессиональных задач, предусмотренных ФГОС ВПО.
2. Место учебной дисциплины «ЛОГИКА» в структуре ООП бакалавриата Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая (основная) часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Логика» В результате освоения дисциплины «Логика» студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Учебная дисциплина «Логика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464 После освоения курса «Логика» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): а) общекультурные компетенции (ОК):
После освоения курса «Логика» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): б) профессиональные компетенции (ПК): в нормотворческой деятельности:
в экспертно-консультационной деятельности:
в педагогической деятельности:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.
5. Структура учебной дисциплины Тематический план для очной формы обучения студентов
Содержание дисциплиныТема 1. Логика как наука. Логика и язык. Объект и предмет изучения логики: логика как наука о законах и формах правильного мышления. Логика и язык. Язык как знаковая система. Основные функции языка с точки зрения логики. Естественные и искусственные языки. Логические категории языка. Категории истинности и правильности как различные категории в логике. Понятие логической формы и формальной логики. Содержание и форма мышления. Основные логические формы теоретического исследования: понятие, суждение, умозаключение. Логико-методологические формы научного познания: доказательство и опровержение, проблема, гипотеза, теория. Основные этапы истории логики как науки. Понятие классической и неклассической логики. Основные черты традиционной логики. Понятия символической (математической), формальной и диалектической логики. Основные тенденции в развитии современной логики. Тема 2. Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике. Понятие как форма отражения действительности. Основные логические приемы образования понятий в мышлении. Понятие и предмет. Категория имени в логике: понятие как общее имя с относительно ясным содержанием и объемом. Содержание и объем имени. Операции ограничения и обобщения. Закон обратной пропорциональности между содержанием и объемом. Виды имен по содержанию и объему. Отношения между именами. Сравнимость(равнозначность, пересечение, подчинение, исключение) и несравнимость. Неточные имена, парадоксы неточных имен. Неясные понятия, многозначность естественного языка. Искусство определения. Важность логически правильных определений в мышлении, функции определений. Сущность и структура определения. Виды определений: явные и неявные. Реальные и номинальные определения. Определение через род и видовое отличие и его разновидности (генетическое, сущностное, функциональное, структурное). Правила определения и возможные ошибки. Деление понятий как логическая операция. Виды деления и сходные с ним процедуры. Классификация как особый вид деления. Ловушки классификации. Специфика типологии. Основные правила деления. Тема 3. Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике. Понятие высказывания. Виды высказываний (описательные и оценочные). Неопределенные высказывания. Бессмысленные высказывания. Единство и различие категорий высказывание, суждение, предложение. Общая характеристика суждения как формы мышления. Истинностное значение как главная логическая характеристика суждения. Структура суждений. Простые и сложные суждения. Простые суждения: структура, особенности логического исследования. Виды простых суждений по типу предиката: атрибутивные, реляционные, экзистенциальные. Классификация простых суждений по качеству: утвердительные и отрицательные. Классификация простых суждений по количественным характеристикам субъекта: общие, частные, единичные. Объединенная классификация простых категорических суждений по качеству и количеству и ее практическое применение в формальной логике. Распределенность терминов в простом суждении. Отношения между простыми суждениями. Логическая операция отрицания простых суждений. Особенности логической формы сложных высказываний. Виды сложных высказываний: конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные. Слабая и сильная дизъюнкция. Условия истинности сложных высказываний (табличный метод). Отношения между сложными суждениями: сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Логическая операция отрицания сложных суждений. Модальные высказывания как форма мышления. Особенности истинности модальных высказываний. Основные группы модальных понятий(логические, физические, теоретико-познавательные, нормативные, оценочные) и их особенности. Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике. Умозаключение как форма мышления: функции, структура. Понятие логического следования. Общие условия правильности умозаключений. Типология умозаключений. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Типы дедуктивных выводов: непосредственные и опосредованные, зависящие от субъектно-предикатной структуры суждений и основанные на логической связи между суждениями. Простой категорический силлогизм как форма мышления: аксиома, общие правила, фигуры и модусы. Сложные, сокращенные и сложно-сокращенные силлогизмы. Дедуктивные умозаключения из сложных высказываний: чисто условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные. Логическая природа индукции. Различия в традиционной и современной трактовках индукции. Разновидности индукции. Неполная (популярная) и полная индукция. Понятие математической индукции. Селекционная индукция. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений и др. Возможные логические ошибки и условия повышения вероятности вывода. Особенности умозаключений по аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии. Аналогия предметов и аналогия отношений. Строгая и нестрогая аналогия. Тема 5. Логика вопросов и ответов. Роль вопросно-ответного мышления в практике человеческого общения. Вопрос как форма мышления. Вопрос и суждение. Вопрос и предложение. Виды вопросов: определенные и неопределенные, открытые и закрытые, логически корректные и некорректные, простые и сложные, уточняющие и восполняющие и др. Различия в этической и логической некорректности вопросов. Проблема как особый вид вопроса. Ответ как форма мышления. Виды ответов. Правильная и ошибочная постановка вопросов и формулировка ответов. Метод упрощения вопроса. Понятие о правильном ответе. Логические принципы правильного построения ответа. Тема 6. Логические основы аргументации. Понятие, состав, структура и субъекты аргументации. Аргументация и доказательство. Способы аргументации. Прямое и косвенное обоснование тезиса. Дедуктивное, индуктивное и традуктивное обоснование. Апогогическое и разделительное обоснование. Критика как компонент аргументации. Форма выражения критики: явная и неявная. Конструктивная, деструктивная, смешанная критика. Правила и ошибки в аргументации. Паралогизмы и софизмы. Правила и ошибки по отношению к тезису: определенность и неизменность тезиса. Правила и ошибки по отношению к аргументам: достоверность, автономное от тезиса обоснование, непротиворечивость, достаточность. Правила и ошибки демонстрации. Понятие мнимого следования. Возможные логические уловки (аргумент к силе, аргумент к невежеству, аргумент к выгоде, аргумент к здравому смыслу, аргумент к авторитету и др.). Поля аргументации: понятие и состав. Основные принципы согласования полей аргументации: несовместимость тезиса и антитезиса, согласование способов аргументации, согласование фундаментальных позиций. Полемика как тип общения. Виды полемических процессов. Логические и логико-психологические приемы и средства ведения полемики. Тема 7. Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики. Понятие логического закона. Основные и неосновные законы логики. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: принцип объективности рассмотрения, принцип всесторонности, принцип историцизма. Законы неклассической логики. Тема 8. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания. Понятие проблемы: сущность и виды. Понятие гипотезы. Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Конкурирующие гипотезы. Условия отбора гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения и доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез. Опровержение гипотез. Теория как система научных знаний. Описательные и логически систематизированные теории. Эмпирические теории. Роль логики как науки в развитии, обосновании и систематизации научных знаний. Учебно-методическое обеспечение дисциплиныОсновная литература
Периодические издания1. «Государство и право». 2. «Общественные науки и современность» План практических занятий Тема 1. Логика как наука. Логика и язык.
Тема 2. Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике.
Тема 3. Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
Тема 5. Логика вопросов и ответов.
Тема 6. Логические основы аргументации.
Тема 7. Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
Тема 8. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
Список экзаменационных вопросов по дисциплине
Практическое задание к экзаменационным билетам |
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | Рабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма... ... | ||
Рабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:... Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Логика» студентам заочной формы обучения по направлению 030900.... | ||
Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100... Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление... Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний... | ||
Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | ||
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки... Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое... | Рабочая программа дисциплины б дв правовое и историко-культурное... Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории и теории государства и права, протокол №11 от «25»... | ||
Рабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41.... Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка... | Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б в правоохранительные органы... Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция) для заочной формы обучения.... | Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... |