Скачать 483.78 Kb.
|
ФГОУ ВПО «Московский государственный юридическийуниверситет имени О.Е. Кутафина»Оренбургский институт (филиал) __________________________________________________________________ Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе _______________ Д.П. Великий "_____" ______________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА» Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»Квалификация (степень) выпускника - бакалаврФорма обучения: заочная Оренбург - 2013 Рецензент: доктор философских наук, доцент, зав.каф. философии науки и социологии Оренбургского государственного университета Хаджаров М.Х. Рабочая программа дисциплины «Логика» //Сост. профессор М.С.Солодкая – Оренбург: ОИ МГЮА, 2013. - 36 с. Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Логика» студентам заочной формы обучения по направлению 030900.62 (юриспруденция) в первом семестре, квалификация (степень) выпускника - бакалавр. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 - юриспруденция. Составитель: ____________________профессор Солодкая М.С.30.08.2013 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин "____"______________ 2013 г., протокол №_____. Зав. кафедрой ____________________ профессор Солодкая М.С. © Солодкая М.С., 2013 © ОИ МГЮА, 2013 Содержание 1 Внешние требования ...............................................................................................4 1.1 Характеристика профессиональной деятельности бакалавров ..........................4 1.2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины ……………………………………………………………………………….5 1.3 Выписка из ФГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»....................................................................................................... 6 1.4 Место дисциплины в учебном процессе ...............................................................6 2 Особенности изучения дисциплины......................................................................7 3 Цели и задачи курса ................................................................................................7 4 Организационно-методические данные дисциплины ..........................................8 5 Структура курса .......................................................................................................8 6 Содержание дисциплины ........................................................................................9 6.1 Разделы дисциплины, виды занятий и характеристика учебной деятельности студентов ..........................................................................................9 6.2 Содержание разделов дисциплины ......................................................................11 7 Тематический план изучения дисциплины..........................................................14 7.1 Лекции ....................................................................................................................14 7.2 Практические занятия ...........................................................................................15 7.3. Контрольная работа………………………………………………………………15 8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины ...............................................15 8.1 Рекомендуемая литература ....................................................................................18 8.1.1 Основная литература .............................................................................................18 8.1.2 Дополнительная литература .................................................................................19 8.2 Средства обеспечения освоения дисциплины ....................................................19 8.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий ...................................19 8.2.2 Контрольные вопросы для самоподготовки .......................................................19 8.2.3 Тесты контроля качества усвоения дисциплины ...............................................24 8.2.4 Критерии оценки знаний, умений и навыков .....................................................31 9 Вопросы к зачету…………………………………………………………….......33 10 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины ............................................................................................................35 1. Внешние требования 1.1 Характеристика профессиональной деятельности бакалавров Реализация в дисциплине «Логика» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030900.62 - Юриспруденция должна учитывать следующее: 1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, правовое обучение и воспитание. 2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. 3. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности: а) правотворческая; б) правоприменительная; в) правоохранительная; г) экспертно-консультационная; ж) педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и работодателями. 4. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие задачи в соответствии видами профессиональной деятельности: а) нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативно-правовых актов; б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; г) экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; ж) педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания. 1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбора путей ее решения (ОК-3); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционном поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе, защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14). 1.3 Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине» Дисциплина «Логика» входит в список рекомендуемых УМО дисциплин по выбору (ДПВ), включаемых в учебный план ВУЗа на усмотрение ВУЗа самостоятельно, поэтому государственные стандарты отсутствуют. В результате освоения дисциплины «Логика» у выпускника формируются общекультурные компетенции ОК-3, ОК-4. 1.4. Место дисциплины в учебном процессе Дисциплина «Логика» взаимосвязана с другими дисциплинами. Изучение основ логики способствует формированию логической культуры будущих юристов. Следование логическим законам и принципам является необходимым условием правильного построения процесса рассуждения, четкого и убедительного обоснования того или иного высказывания или опровержения положений оппонента. Знание приемов, законов и принципов логики помогут студентам в процессе усвоения всех дисциплин как юридических, так и общенаучных. Изучение логических основ теории аргументации поможет студентам при сдаче экзаменов и зачетов, написании курсовых и выпускной квалификационной работ. Курс логики непосредственно связан с дисциплинами «Философия» и «Риторика», которые будут изучаться позднее. Изучив курс «Логика», студенты получают представление о способах, приемах и методах познания, имеющих общенаучный характер; о формах правильных рассуждений и законах, лежащих в основе правильного построения этих форм; о языке как средстве рассуждения. В рамках курса «Логика» у студентов формируются навыки работы с понятиями, высказываниями и умозаключениями, что позволяет заложить фундамент для изучения других дисциплин. Учебная и дальнейшие профессиональная и научная деятельность предполагают следующие базовые умения и навыки: оперировать с понятиями (обобщать, ограничивать, делить); правильно обращаться с определениями понятий; определять истинность или ложность высказываний; выявлять структуру сложных высказываний; определять отношения между высказываниями; строить умозаключения и проверять их правильность; вести процесс аргументации без нарушения логических норм, реагируя на возможные уловки, которые при этом может использовать оппонент. Эти и многие другие знания, умения и навыки формируются при изучении курса логики. Запас знаний по логике, умение использовать ее законы и принципы имеет немаловажное значение в любой конкретной деятельности юриста. Освоение логики помогает следователю составить логически правильный план расследования преступления, построить общую и частные следственные версии. Обвинитель и адвокат используют логические законы и приемы при подготовке аргументированной, убедительной речи на судебном заседании, при опровержении необоснованных доводов, выдвинутых противоположной стороной, и выявлении разного рода противоречий. Работники государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти опираются на логические законы и правила при составлении официальных документов (постановлений, решений, соглашений, договоров и т.д.) 2. Особенности изучения дисциплины Дисциплина «Логика», согласно ФГОС ВПО по направлению 030900.62 – юриспруденция, является дисциплиной вариативной части, рекомендуемой УМО для включения в учебный план ВУЗа на усмотрение самого ВУЗа. Главная цель курса – сформировать способность студентов логического анализа рассуждений. В связи с этим в процессе изучения дисциплины предусмотрено решение задач, связанных с базовыми процедурами логического анализа рассуждений. В целях повышения эффективности получения знаний, умений и навыков логического анализа рассуждений предусматривается индивидуальное самостоятельной решение студентом комплекса базовых заданий по основным разделам дисциплины: «Понятие», «Высказывание», «Умозаключение». Учебной программой предусмотрено изучение дисциплины «Логика» в течение второго семестра. Программа включает темы, дающие возможность в полной мере овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками логического анализа рассуждений. Общая трудоемкость дисциплины - 72 часа, из них: 2 часа лекций, 4 часа практических занятий, 66 часов самостоятельной (внеаудиторной) работы. По окончании изучения курса предусмотрена сдача студентами зачета. 3. Цели и задачи курса Цель преподавания дисциплины – дать представление об основных законах, методах, способах и приемах правильного построения рассуждений. Задачами преподавания дисциплины являются:
4. Организационно-методические данные дисциплины Виды работ приведены в таблице 1. Таблица 1
|