Скачать 183.74 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе _________________ Е.Г. Елина "____" ______________ 2012 г. Рабочая программа дисциплины Гистология Специальность 020501 - Биоинженерия и биоинформатика Квалификация выпускника СпециалистФорма обучения очная Саратов, 2012 1. Цели освоения дисциплины Дисциплина «Гистология» имеет целью ознакомить студентов с тканевыми структурами, показать их связь с функцией ткани и ее значением для организма. Задачами курса являются изучение закономерностей строения, развития, обмена веществ и функций тканей и неклеточных структур животных организмов. В процессе изучения дисциплины совершенствуются навыки работы с оптическими приборами при использовании специальных гистологических методов микроскопирования. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета. Цикл C.3, вариативная часть, дисциплина изучается в 4 семестре. Поскольку клетка и ткань – это структурные и функциональные единицы всех живых организмов, то гистология является фундаментом всех зоологических дисциплин. Для ее освоения необходимы знания по биохимии, цитологии и зоологии. Освоение данной дисциплины как предшествующей желательно для таких направлений, как физиология человека и животных, иммунология, эволюционное учение, биология размножения и развития, методика преподавания биологии, экология. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-20, ПК-21. - способностью проводить экспериментальные работы с клетками и культурами клеток и владением методами исследования и анализа живых систем, а также математическими методами обработки результатов биологических исследований (ПК-16); -способностью применять методы биоинженерии и биоинформатики для получения новых знаний и для получения биологических объектов с целенаправленно измененными свойствами, применять современные методы исследований; определять актуальность целей и задач и практическую значимость исследования; проводить анализ результатов и методического опыта исследования применительно к общей фундаментальной проблеме в избранной области (ПК-17); - способностью ориентироваться в основных проблемах и задачах биологии, физико-химической биологии, биоинженерии и биоинформатики и использовать эти знания в экспериментальной и теоретической деятельности (ПК-18); - способностью проводить наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов, выделять и исследовать субмикроскопические структуры, использовать методические приемы для целенаправленного изменения природных генов и геномов (ПК-20); - способностью владеть приемами экспериментальной работы с клетками и культурами клеток, физико-химическими методами исследования макромолекул, методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований, опытом лабораторных работ, основами биоинженерии, необходимыми для создания биоинженерных объектов (ПК-21); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию; - методы гистологических исследований; - принципы организации и филогенеза основных групп тканей человека и животных, взаимоотношения тканей друг с другом; - основные этапы гистогенеза; - закономерности регенерации тканей; - значение фундаментальных исследований по гистологии для практической и теоретической биологии и экологии. Уметь: - правильно микроскопировать и анализировать препараты по гистологии; - находить и показывать на гистологических препаратах ключевые признаки организации тканей. Владеть: - техникой микроскопирования тканей. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. 4.1. Структура дисциплины
4.2. Содержание дисциплиныВведение. Предмет и задачи гистологии. Краткий исторический очерк развития гистологии. Домикроскопический период в гистологии. Первые попытки классификации тканей (Биша) Начало микроанатомических исследований (Мальпиги, Левенгук). Работы Пуркинье и др. Создание клеточной теории (Шванн, Шлейден). Дальнейшее развитие гистологии, появление первых учебников (Келликер, Лейдиг). Взгляды Вирхова и их значение для нормальной и патологической гистологии. Развитие отечественной гистологии. Московская, казанская, петербургская школы гистологов. Значение исследований И.И. Мечникова, А.О. Ковалевского, А.А.Заварзина, Н.Г. Хлопина, А.В. Румянцева, Б.И. Лаврентьева и др. Определение понятия «ткань». Связь гистологии с другими биологическими науками. Теории происхождения и функционирования тканевых систем А.А. Заварзина и Н.Г. Хлопина. Понятие о гистологических элементах (клетки, диффероны, неклеточные и надклеточные образования). Методы гистологического исследования (цитологические, цито- и гистохимические методы. Методы маркировки клеток (изотопная, хромосомная, цитохимическая, иммунохимическая и др.). Экспериментально-морфологические методы (культура тканей, диффузионные камеры, трансплантация органов и тканей и т.д.)). Классификация тканей на основе их строения, функций, онтогенеза, степени обновления и эволюционного развития. Место гистологии среди других биологических дисциплин. Прикладные направления гистологии. Раздел 1.Эпителиальные ткани Общая характеристика и классификация эпителиев. Микроскопическое и электронно-микроскопическое строение эпителиев в связи с особенностями их функций. Гистогенез, физиологическая и репаративная регенерация эпителиальных тканей. Элементы сравнительной гистологии и эволюции эпителиев. Эпителий желез. Общая характеристика и классификация желез в связи с их строением и функцией. Микроскопическое и электронно-микроскопическое строение. Цитофизиология секреторной клетки. Типы секреции. Кутикулярные эпителии. Раздел 2. Ткани внутренней среды. Кровь и лимфа. Кроветворение. Клетки крови, их строение и функции, сравнительная характеристика. Лимфа и ее клеточные элементы. Кроветворение, гемопоэз. Теории кроветворения. Особенности эмбрионального гистогенеза крови. Основные закономерности эволюции крови. Клеточные основы иммунологических реакций и воспаления. Соединительные ткани с трофическими и защитными функциями.Ретикулярная ткань. Мезенхима. Их строение и функции. Рыхлая соединительная ткань. Морфология, микроскопическое и электронно-микроскопическое строение рыхлой соединительной ткани. Сравнительная характеристика строения и функционирования коллагеновых, эластических и ретикулярных волокон. Пигментная и жировая ткани. Функции и химический состав аморфного вещества. Исследования И.И. Мечникова о фагоцитозе. Элементы сравнительной гистологии крови и соединительной ткани.Соединительные ткани с опорными функциями. Плотная соединительная ткань. Строение и функции. Хрящевая ткань. Строение различных видов хрящевой ткани. Гистогенез и регенерация соединительной ткани. Костная ткань. Строение, межклеточное вещество и костные клетки. Гистогенез костной ткани. Рост и перестройка кости в онтогенезе. Регенерация костной ткани. Раздел 3. Мышечные ткани. Гладкая мышечная ткань. Общая морфофункциональная характеристика мышечной ткани. Классификация. Гладкая мышечная ткань. Микроскопическое и электронно-микроскопическое строение гладкой мышечной ткани млекопитающих. Гистогенез гладкой мышечной ткани. Поперечнополосатая и сердечная мышечная ткань. Поперечнополосатая мышечная ткань. Представления о трофической, опорной и сократительных частях мышечного волокна. Структура миофибрилл и протофибрилл. Структурно-химическая основа сокращения миофибрилл. Гистогенез. Сердечная мышечная ткань. Микроскопическое и электронно-микроскопическое строение сердечной мышцы. Гистогенез. Регенерация мышечной ткани. Элементы сравнительной гистологии и эволюции мышечной ткани. Раздел 4. Нервная ткань. Нейроны. Нервные волокна. Общая морфофункциональная характеристика нервной ткани. Типы нейронов и их строение. Понятие о рефлекторной дуге. Микроскопическое и электронно-микроскопи-ческое строение нервных клеток в связи с их функциями. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон. Синапсы; эффекторные и рецепторные нервные окончания и их электронно-микроскопическое строение. Механизм синаптической передачи. Нейроглия. Гистогенез и регенерация нервной ткани. Строение и функции разных видов нейроглии. Гистогенез нервной ткани. Регенерация нервной ткани. Элементы сравнительной гистологии и эволюции нервной ткани беспозвоночных, хордовых животных и человека. 5. Образовательные технологии При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала по гистологии (мультимедийные презентации MS Power Point), таблицы. При проведении практических занятий применяется система изучения готовых гистологических препаратов с помощью стандартной техники микроскопирования (световые микроскопы). Студенты определяют различные виды тканей по микроскопическим признакам. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Организация и контроль выполнения самостоятельной работы студентами осуществляется через систему рисунков и аналитических таблиц, выполняемых в рабочих тетрадях. На заключительном этапе курса проверяются рефераты, выполненные студентами в рамках самостоятельной работы. 6.1. Контрольные вопросы для промежуточной аттестации 1. Предмет и задачи гистологии. Теории происхождения и функционирования тканевых систем. Понятие о гистологических элементах (клетки, диффероны, неклеточные и надкле-точные образования). Методы гистологического исследования. Классификация тканей на основе их строения, функций, онтогенеза, степени обновления и эволюционного развития. 2. Краткий исторический очерк развития гистологии. 3. Эпителиальная ткань. Общая характеристика и классификация. 4. Строение различных видов однослойного эпителия. 5. Строение различных видов многослойного эпителия 6. Железистый эпителий. Классификация желез. 7. Типы секреции. 8. Развитие и регенерация эпителия. 9. Соединительная ткань. Общая характеристика и классификация. 10. Кровь и лимфа. 11. Кроветворение (гемопоэз) во взрослом организме. 12. Эмбриональное кроветворение. 13. Мезенхима. 14. Клетки рыхлой соединительной ткани. Их характеристика. 15. Ретикулярно-эндотелиальная система. Взаимосвязь клеток крови и соединительной ткани. 16. Межклеточное вещество соединительной ткани. Аморфное вещество соединительной ткани. 17. Строение, функционирование и сравнительная характеристика коллагеновых волокон. 18. Эластические и ретикулярные волокна. 19. Плотная соединительная ткань. Гистогенез и регенерация. 20. Гистогенез рыхлой соединительной ткани. Регенерация. 21. Жировая и ретикулярная ткань. 22. Гиалиновый хрящ. Строение. 23. Эластичный хрящ. Отличие от гиалинового. Волокнистый хрящ. 24. Развитие хрящевой ткани (хондрогенез). Регенерация. 25. Костная ткань. Строение грубоволокнистной и пластинчатой костной ткани. 26. Развитие костной ткани (остеогенез). Регенерация. 27. Мышечная ткань. Классификация. Строение гладких мышц. Развитие и регенерация. 28. Строение поперечнополосатых мышц. Теория мышечного сокращения. 29. Развитие и регенерация скелетной мускулатуры. 30. Особенности строения сердечной мышцы (миокарда). Развитие и регенерация. 31. Нервная ткань, ее характеристика. 32. Нейрон, виды нейронов. Специфические включения. 33. Нейроглия: классификация, функции, сравнительная характеристика микроглии и макроглии. 34. Нервные волокна и их строение. Строение нерва. 35. Строение межнейронального синапса. Классификация синапсов. 36. Строение и классификация рецепторно-нейрональных синапсов. 37. Двигательные нервные окончания (нейроэффекторные синапсы). Моторная бляшка. Иннервация гладкой мышечной ткани. Секреторные окончания. 38. Гистологические компоненты рефлекторной дуги. 39. Развитие и регенерация нервной ткани. 6.2. Темы рефератов 1. Морфофункциональная характеристика лимфы. 2. Возрастные изменения крови. 3. Роль Т- и В- лимфоцитов и иммунологических реакциях организма. 4. Типы гемоглобинов и формы эритроцитов. 5. Основные характеристики клеток соединительной ткани и крови в очаге воспаления; участие нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов, макрофагов и фибробластов в воспалительной и репаративной реакциях организма в ответ на травму или внедрения однородного тела. 6. Механизм местной саморегуляции соединительной ткани. 7. Участие макрофагов в реакциях естественного и специфического иммунитета и значение секреции макрофагами лизосомальных ферментов и монокинов. 8. Общая характеристика эволюционной динамики мышечных тканей. 9. Механизм сокращения мышечных тканей. 10. Рост и регенерация гладкой и поперечнополосатой мышечной ткани. 11. Дифференцировка нервных клеток и нейроглии. 12. Дегенерация и регенерация нервных волокон. 13. Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение глиоцитов. 6.3. Темы аналитических таблиц: 1. Сравнительная характеристика эпителиальных тканей человека и животных. 2. Морфофункциональная характеристика форменных элементов крови человека. 3. Сравнительная характеристика строения и функционирования различных видов мышечной ткани. 4. Сравнительная характеристика волокон межклеточного вещества рыхлой волокнистой соединительной ткани. 5. Сравнительная характеристика мякотных и безмякотных нервных волокон. 6. Сравнительная характеристика различных типов нейроглии. 7. Сравнительная характеристика рецепторных нервных окончаний человека и животных. 6.4. Ключевые вопросы тестового контроля знаний по гистологии Вариант I 1. Эпителий на поверхности тела: 1. однослойный 2. многослойный 3. ложномногослойный 4. многослойный неороговевающий 2. Эпителий внутренних полостей тела является производным: 1. эктодермы 2. энтодермы 3. мезодермы 4. эктодермы и мезодермы 3. Функция выполняемая эпителиальными тканями: 1. защитная (механическая) 2. опорно-трофическая 3. сократительная 4. трофическая 4. Жидкое многоклеточное вещество свойственно тканям: 1. кровь и лимфа 2. хрящевая и костная 3. ретикулярная 4. покровная 5. Функция тканей внутренней среды: 1. опорно-трофическая 2. железистая (секреторная) 3. всасывания 4. выделительная 6. Клетки хрящевой ткани: 1. остеоциты 2. лимфоциты 3. хондроциты 4. нейтрофилы 7. Распространение ретикулярной ткани в организме: 1. участвует в кроветворении 2. трофическая 3. клеточная защита 4. механическая защита 8. Источник развития поперечнополосатой мышечной ткани: 1. эктодерма 2. миотом 3. энтодерма 4. дерматом 9. Структурно-функциональной единицей скелетной мышечной ткани является: 1. миоцит 2. миофибрилла 3. кардиомиоцит 4. мышечное волокно 10. Двигательные процессы у человека обеспечиваются наличием в организме мышечной ткани: 1. гладкой 2. поперечнополосатой скелетной 3. поперечнополосатой сердечной 4. покровной 11. Гладкая мышечная ткань участвует в образовании стенки: 1. желудка и сердца 2. сердца и кровеносных сосудов 3. кровеносных и лимфатических сосудов 4. лимфатических сосудов и ротовой полости 12. Источником развития нейронов является: 1. эктодерма 2. мезодерма 3. энтодерма 4. спланхнотом 13. Структурно-функциональной единицей нервной ткани является: 1. миоцит 2. эритроцит 3. нейроцит (нейрон) 4. остеоцит 14. Глиальные клетки – это клетки ткани: 1. мышечной 2. нервной 3. покровной 4. жидкой соединительной 15. Клетками нейроглии являются: 1. астроциты 2. нейроциты 3. миоциты 4. фиброциты Вариант II 1. Эпителий или покровная ткань: 1. находится на поверхности тела 2. выстилает пищеварительную трубку 3. выстилает полости тела 4. все верно 2. Источником развития кожного эпителия является: 1. энтодерма 2. мезодерма 3. эктодерма 4. дерматом 3. Распространение эпителиальных тканей в организме: 1. образует кроветворные органы 2. сопровождает сосуды и нервы 3. циркулирует в кровеносных и лимфатических сосудах 4. покрывает тело снаружи и выстилает все полости изнутри 4. К соединительной ткани относится: 1. кровь 2. костную 3. ретикулярную 4. все верно 5. Источник развития тканей внутренней среды: 1. эктодерма 2. энтодерма 3. мезодерма 4. миокард 6. К структурным элементам тканей внутренней среды не относят: 1. клетки 2. аморфное вещество 3. волокна 4. симпласты 7. Распространение хрящевой ткани в организме: 1. сопровождает сосуды 2. входит в состав кроветворных органов 3. образует сухожилия 4. входит в состав стенки верхних дыхательных путей и бронхов 8. Поперечнополосатая мышечная ткань содержится в стенке: 1. пищевода 2. желудка 3. двенадцатиперстной кишке 4. толстой кишке 9. Структурно-функциональной единицей сердечной мышечной ткани является: 1. кардиомиоцит 2. миоцит 3. миофибриллы 4. мышечное волокно 10. Функция мышечных тканей: 1. защитная сократительная 2. сократительная 3. выделительная 4. разграничительная 11. Непроизвольным является сокращение ткани: 1. гладкой 2. поперечнополосатой скелетной 3. поперечнополосатой сердечной 4. гладкой и скелетной поперечнополосатой 12. Структурные элементы нервной ткани: 1. клетки 2. синцитий 3. волокна 4. аморфное вещество 13. Функции нервной ткани: 1. защитная 2. разграничительная 3. проведение нервных импульсов 4. секреторная 14. Число аксонов у нейрона: 1. один 2. два 3. три 4. много 15. В нервной ткани преобладает нейроны: 1. униполярные (1-отросток) 2. биополярные (2-отростка) 3. мультиполярные 4. без отростков. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН:
Другие сайты по дисциплине:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Таблицы, микропрепараты по гистологии, мультимедийные презентации, микроскопы световые, атласы и методические пособия по гистологии. Мультимедийная установка. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 66 от 17.03.2011 г. с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по специальности 020501 Биоинженерия и биоинформатика. Автор: доцент. кафедры морфологии и экологии животных, к. б. н. _______________________ Т.В. Перевозникова Программа одобрена на заседании кафедры морфологии и экологии животных от «____» _____________ 2012 года, протокол №____. Подписи: Зав. кафедрой морфологии и экологии животных, д. б. н., профессор _______________________ Г.В. Шляхтин Декан биологического факультета д. б. н., профессор _______________________ Г.В. Шляхтин |
Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | ||
Учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность... Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология», относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин. Основные знания,... | Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100... Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части... | ||
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление... Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний... | ||
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки... Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 020501. 65 «Биоинженерия и биоинформатика»... | ||
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65) | Рабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41.... Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:... Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 4 Гистология сд... ... | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Цитология... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная |