Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет





Скачать 301.95 Kb.
НазваниеТрансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет
страница1/3
Дата публикации16.07.2013
Размер301.95 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Тихонов Олег Викторович

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ

В ПРОСТРАНСТВЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Специальность 09.00.11 – социальная философия


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Казань – 2013

Работа выполнена на кафедре общей философии философского факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Научный руководитель Кандидат философских наук, доцент

кафедры общей философии философского факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Маслов Евгений Сергеевич

Официальные оппоненты Доктор философских наук, профессор

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Агапов Олег Дмитриевич
Кандидат философских наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ» Румянцева Марина Георгиевна
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Казанский национальный

исследовательский технологический университет»
Защита состоится 20 июня 2013 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.16 при Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Пушкина, д. 1, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казанского (Приволжского) федерального университета.

Автореферат разослан «____»_________________2013 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук,

доцент Г. К. Гизатова

Актуальность темы исследования. Обращение к понятию идентичности содержит в себе потенциал проникновения на уровень наиболее фундаментальных онтологических и философско-антропологических проблем и вместе с тем позволяет исследовать многообразие современных социокультурных процессов. На сегодняшний день понятие идентичности является востребованным в пространстве сразу нескольких социально-гуманитарных наук, включая и социальную философию. Эта востребованность во многом обусловлена проблемами, возникающими в культуре и обществе на современном этапе развития. Идентичность, понимаемая как самотождественность, целостность, непротиворечивость, часто оказывается утраченной, и именно ее утрата зачастую стимулирует теоретические исследования ее сущности и свойств.. Во многих исследованиях современного общества в самых различных контекстах звучит формулировка «кризис идентичности», что указывает на практическую значимость работ в этой области. Исследование идентичности с позиций социальной философии позволяет лучше понять причины и следствия современного кризиса идентичности, что, в свою очередь, дает почву для его преодоления.

Одной из главных составляющих всеохватывающих трансформаций современного мира является развитие и внедрение в практику повседневности новейших информационных технологий. В условиях современности пространство интернет-коммуникации становится неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Факт представленности в этом новом социально-коммуникативном пространстве в какой-то степени уже сегодня является условием социализации. Так, например, для многих людей Интернет уже стал важным пространством для различного рода социальных взаимодействий, а для большинства молодежи Интернет сегодня – это место встречи, развлечения и отдыха.

Возможности самоидентификации, самопрезентации и самоконструирования, которые предоставляет Интернет, являются качественно новыми, и их изучение видится особенно важным. Однако несмотря на то, что Интернет на сегодняшний день исследуется в различных областях научного знания, что, безусловно, способствует лучшему пониманию тех процессов, которые происходят как внутри сети, так и вне ее (именно влияние виртуальности на реальность обозначает пристальный интерес к Интернету со стороны таких наук, как психология и социология), говорить о возникновении целостного понимания того, что такое Интернет, еще рано. Разумеется, не в последнюю очередь эта проблема обусловлена новизной самого феномена. Интернет представляет собой явление, качества которого изменяются вслед за изменениями технических средств, обеспечивающих его существование. Философские исследования Интернета призваны выработать адекватную культуру использования этого нового пространства, которая убережет человека и общество от новой «технологической травмы».

В этих условиях исследование особенностей формирования идентичности при обращении человека к Интернету более чем оправдано. Привычные закономерности взаимодействия людей обретают в Интернете неожиданные черты; невозможное ранее становится обыденностью; возникают новые возможности, которые часто несут в себе как позитивный, так и негативный потенциал. Исследование этих процессов сквозь призму понятия «идентичность» позволяет выявить скрытые механизмы, лежащие в их основе.

Степень разработанности проблемы. Понятие «идентичность» имеет богатую историю изучения в различных областях научного знания. Идентичность как самотождественность «я» рассматривалась в онтологическом и гносеологическом ключе уже давно, хотя и в разном терминологическом оформлении. Проблематика, связанная с самотождественностью «я», активно разрабатывалась начиная с философии Нового времени. Это труды Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Юма и особенно представителей немецкой классической философии. Позже различные аспекты самотождественности (и, соответственно, несамотождественности) «я» исследовались такими философами, как К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, М. М. Бахтин, Э. Фромм, Ж. Лакан, Ж. Делез, Ю. Хабермас, П. Рикер, В. Хесле, Н. Элиас, З. Бауман, Р. Баумейстер, П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Кастельс, С. Хантингтон и многие другие.

Важную роль в становлении понятия «идентичность» как междисциплинарного и в расширении поля применения самого термина «идентичность» сыграл американский психолог Э. Эриксон. В качестве своих предшественников сам Эриксон называл З. Фрейда, К. Юнга и У. Джеймса. Параллельно с теорией Эриксона в рамках антропологии (М. Мид, А. Кардинер, Р. Линтон и К. Дюбуа) развивалась теория «базисной структуры личности», которая частично входит в проблемное поле феномена идентичности. В дальнейшем взгляды Эриксона развивали исследователи Дж. Марсиа, А. Ватерман и другие.

Также феномен идентичности исследуется в различных отраслях социологического знания. В рамках когнитивно ориентированной социологии исследователи Дж. Стефенсон, Х. Таджфел, Дж. Тернер и Г. Брейкуэл занимались проблемой соотношения личностной и социальной идентичности. С позиции символического интеракционизма идентичность исследовалась Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мидом, П. Бергером и Т. Лукманом, И. Гоффманом.

Среди представителей отечественной науки, занимающихся проблемой идентичности, стоит отметить И. С. Кона, который занимался изучением личностной идентичности в контексте психологии становящейся личности. В контексте деятельностного подхода в психологии проблему идентичности разрабатывает В. С. Агеев. Становление феномена идентичности как исторического феномена дается в работах Г. Г. Дилигенского, М. В. Заковоротной. Значительная часть исследований идентичности в нашей стране посвящено проблеме кризиса национальной формы идентичности в условиях формирования новой системы ценностей в связи с «развалом» СССР. Здесь можно отметить таких исследователей как А. Ю. Агафонов, А. Р. Аклаев, Г. М. Андреев, С. А. Бондырев, Л. М. Дробижева, Е. П. Ермолаева, Д. Н. Завалишина, В. Л. Иноземцев, Д. В. Колесов, А. О. Морозов, Н. Ф. Наумова, С. В. Рыжова, Т. А. Титова, В. А. Ядов.

Исследованием виртуальной реальности и процессов виртуализации занимается ряд отечественных и зарубежных исследователей. В работах Д. Белла, М. Маклюэна, Е. Масуды, Т. Стоуньера и Э. Тоффлера описываются социальные трансформации, происходящие в контексте бурного развития и распространения информационных технологий. Феномен виртуальной реальности и процессы виртуализации общества исследуются в работах С. Жижека, Д. В. Иванова, В. В. Кортунова, В. А. Кутырева, Н. А. Носова, Р. А. Нуруллина, С. С. Хоружего, М. Эпштейна. Процессы идентификации индивида и конструирования идентичности в сети Интернет изучаются А. А. Асмоловым, А. Е. Войскунским, А. Е. Жичкиной, П. Келли, Ш. Теркл и др.

Методологические основания исследования. Ключевое значение для методологии настоящей работы имеют течения, в рамках которых разрабатывалось понятие идентичности. Это психоанализ, символический интеракционизм, социальный конструктивизм, а также философия Франкфуртской школы. Для рассмотрения идентичности в контексте современных социокультурных процессов в нашей работе важны также традиции структурализма, постструктурализма, постмодернизма.

Для изучения специфических преобразований, которые могут происходить при обращении человека к Интернету, мы опирались на исследования свойств виртуальной реальности таких авторов как Н. А. Носов, С. С. Хоружий, Р. А. Нуруллин.

При исследовании форм самопрезентации в сети Интернет мы опирались на концепцию «вненаходимости» М. М. Бахтина. Формы представленности индивида в Интернете анализируются нами с использованием идей Ж. П. Сартра. Соотношение личностного и социального аспектов идентичности мы рассматриваем в контексте концепций отчуждения К. Маркса и Ф. Энгельса, а также Э. Фромма. Симуляцию рефлексии в Интернете мы разбираем с использованием идей Х. Ортеги-и-Гассета.

При написании диссертационного исследования применялась следующая совокупность методов: комплексный подход к проблеме, направленный на всеохватывающий анализ феномена идентичности и его трансформаций в современном обществе. Метод единства исторического и логического используется при анализе возникновения, развития и исторического значения феномена. С позиции диалектического метода трансформации феномена идентичности рассматриваются как противоречивый процесс, взаимообусловливающий появление новых форм социального и пути приспособления человека к новым для него условиям существования. При анализе понятия «идентичность» был использован контекстный терминологический анализ. Также в процессе исследования были использованы сравнительный метод, структурно-функциональный и социокультурный подходы. Для изучения Интернета как качественно нового пространства коммуникации и самопрезентации были использованы феноменологический и синергетический подходы.

Объектом исследования является феномен идентичности.

Предметом исследования являются особенности выстраивания идентичности при взаимодействии индивида с сетью Интернет.

Цель данной работы – исследование механизмов выстраивания идентичности при взаимодействии индивида с сетью Интернет.

Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:

  1. обозначить причины становления проблемы идентичности в философском дискурсе и дать общую характеристику понятия «идентичность», исходя из основных подходов к его изучению;

  2. выявить причины современного кризиса идентичности и показать его влияние на индивида и общество на примере трансформации базовых структур идентичности;

  3. проанализировать основные свойства виртуальной реальности с учетом их проецирования на процессы, протекающие в Интернете;

  4. исследовать особенности формирования идентичности при взаимодействии индивида с сетью Интернет в контексте свойств виртуальной реальности;

  5. рассмотреть формы самопрезентации индивида в сетевом пространстве в контексте взаимоотношений «я» и Другого;

  6. сопоставить роль социального и личностного аспектов идентичности при взаимодействии индивидов в сети Интернет в контексте проблемы отчуждения;

  7. проанализировать тенденцию деанонимизации современного Интернета в связи с соотношением в нем социального и личностного аспектов идентичности;

  8. охарактеризовать тенденцию симуляции рефлексии в Интернете в связи с соотношением в нем социального и личностного аспектов идентичности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.

  1. Разграничены следующие значения термина «идентичность» в его применении к человеку, рефлексия по поводу которых отсутствует в современных научных текстах: 1) самотождественность «я» как его целостность и внутренняя непротиворечивость; 2) соотнесенность чьего-либо «я» с некоей совокупностью качеств как присущих этому «я». Определено, что в формулировке «виртуальная идентичность» термин «идентичность» используется только во втором из указанных значений, поскольку данное словосочетание обозначает виртуальные образы «я», а не самотождественность.

  2. Выявлена антиномическая характеристика идентичности пользователя сети Интернет, заключающаяся в одновременном принятии и непринятии индивидом своей тождественности собственным виртуальным образам «я». Показана обусловленность данной характеристики сочетанием представленности в Интернете одних аспектов индивидуальности (интеллект, эрудиция, ценности, эмоциональная и волевая составляющие) и проблематичности представленности других (телесность, место в социальной стратификации). Указано на производность выявленной антиномической характеристики идентичности в Интернете от таких выделяемых в современной виртуалистике свойств виртуальной реальности, как полионтизм, порожденность, автономность, онтологическая неполнота.

  3. На основании анализа форм самопрезентации в Интернете (ник, аватар, страница социальной сети) в свете концепции «вненаходимости» М. М. Бахтина показано отсутствие у данных форм такого условия целостности и продуктивности образа человека, как опора на индивидуальную ценностную позицию Другого, которая в данном случае подменяется позицией «фиктивного Другого». Ввиду этого сделан вывод об иллюзорности восприятия указанных форм самопрезентации как отражающих «подлинную личность» их создателей и, как следствие, об искажающем влиянии этих форм самопрезентации на формирование идентичности.

  4. Выявлено повышенное значение личностной идентичности и пониженное значение социальной идентичности в сетевой коммуникации в условиях анонимного общения по сравнению с традиционными формами коммуникации. Продемонстрирован позитивный потенциал данной тенденции как ухода от такого бытия-для-другого, при котором индивид обречен восприниматься в качестве носителя социальных ролей, навязанность которых приводит к наличию в них элемента отчуждения.

  5. Определено условие возрастания значения социальной идентичности в современном Интернете в связи с деанонимизацией последнего по сравнению с Интернетом более ранних периодов, заключающееся в вовлечении виртуальных сервисов в реализацию все более широкого круга общественных отношений. Продемонстрирована способность Интернета не только отражать социальную идентичность индивида и участвовать в реализации традиционных путей ее формирования, но и порождать основанные на возможностях сетевой коммуникации принципиально новые факторы формирования социальной идентичности (возникновение виртуальных сообществ, чья деятельность начинает влиять на внесетевую реальность).

  6. Установлено, что возрастание значения социальной идентичности в условиях деанонимизации современного Интернета при сохранении в нем повышенной значимости личностной идентичности приводит к симуляции пользователями богатого содержания внутреннего мира. Выявлено социокультурное значение данной тенденции с позиций концепции «восстания масс» Х. Ортеги-и-Гассета, заключающееся в присваивании массами функций духовных элит, в данном случае – функции творчества смыслов, претендующих на культурную значимость.


Положения, выносимые на защиту:

  1. Термин «идентичность» применительно к человеку может означать «самотождественность «я»» либо «совокупность качеств, которой тождественно чье-либо «я»». Эти значения взаимосвязаны (самотождественность можно интерпретировать как тождественность одному и тому же), однако требуют разграничения, отсутствие которого может приводить к размыванию смысла утверждений об идентичности. Первое значение связано с исследованием фундаментальных механизмов формирования человеческого «я»; соответствующие направления исследования имеют богатую историю как в классической, так и в неклассической философии. Второе значение нацелено на изучение многообразия социокультурных явлений: оно входит в научный оборот во второй половине XX века. Формулировка «виртуальная идентичность» может быть соотнесена только со вторым из этих значений.

  2. Исторически проблема идентичности, акцентирующая элементы несамотождественности «я», возникает при переходе от общества традиционного типа к модерному обществу, когда принадлежность индивида к определенному сообществу постепенно теряет однозначность и проблематизируется. Ситуация «кризиса идентичности» в масштабах общества, выявляемая исследователями применительно к XX веку, является продолжением данной тенденции в условиях размытости и неопределенности социальной реальности. В числе причин кризиса идентичности находятся также разрушение в западной культуре восприятия высших ценностей как имеющих объективную укорененность и связанная с этим десакрализация традиции.

  3. На основе применения к Интернету таких выделяемых исследователями свойств виртуальной реальности, как полионтизм и автономность (Н. А. Носов), а также трактовки виртуального как умаленного, недовоплощенного, неполного существования (С. С. Хоружий), во влиянии интернет-коммуникации на идентичность можно обозначить следующую антиномию: индивид одновременно считает и не считает себя носителем ролей и отношений, в которые вступает в виртуальной реальности. Это приводит к размыванию идентичности в аспекте границ между подлинным «я» и фантазийным, игровым образом и, как следствие, к неопределенности границ нравственной ответственности. Выход здесь видится в разграничении взаимодействия с виртуальными объектами и с Другим. Второе подразумевает этическое измерение и, следовательно, вовлеченность подлинного «я», даже если взаимодействие осуществляется посредством виртуальных объектов.

  4. Формы самопрезентации индивида в Интернете (ник, аватар, страница в социальной сети) благодаря свободе их конструирования привлекательны для пользователей как символические объекты, отражающие подлинную сущность «я». Вместе с тем с позиции концепции вненаходимости М. М. Бахтина они предстают как образы, лишенные жизненной содержательности и продуктивности, так как, по Бахтину, целостное этическое и эстетическое восприятие человека осуществимо только с индивидуальной ценностно окрашенной позиции Другого, находящегося с «я» в отношениях вненаходимости, которая не может быть заменена рефлексией. Сетевые образы самопрезентации строятся с ориентацией на «фиктивного Другого», в результате чего являют собою ненадежную опору для постижения собственной идентичности. Более адекватным источником информации об идентичности индивида является системное отражение в Интернете деятельности, не связанной с целенаправленным созданием образа «я».

  5. Представленность в Интернете различных аспектов существования индивида в реальном мире отличается от привычной. В частности, проблематична достоверная представленность места индивида в социальной стратификации, зато могут быть эффективно отражены свойства и процессы его внутреннего мира, в том числе те, которые обычно остаются скрытыми от большинства окружающих. Это приводит к уменьшению роли социальной идентичности (понимаемой здесь как соотнесение индивида с социальной типологизацией) и к возрастанию значения некоторых элементов личностной идентичности (понимаемой здесь как соотнесение индивида с его индивидуальными, неповторимыми свойствами), а именно тех, которые связаны со свойствами и процессами внутреннего мира. В ряде случаев это позволяет ослабить в интернет-коммуникации тот элемент отчуждения, который заключается в навязанности человеку его социальных ролей и невозможности бытия-для-другого вне контекста этих ролей. Вместе с тем возрастание значения личностной идентичности провоцирует массовую симуляцию духовного богатства, способности к рефлексии и творчеству. В терминах концепции Х. Ортеги-и-Гассета это продолжение «восстания масс» – новая форма присваивания массами функций (в данном случае – функции творчества смыслов), ранее принадлежавших исключительно духовной элите. В целом повышенное внимание к личностной идентичности в Интернете, с одной стороны, производно от специфических свойств виртуальной реальности, порожденной компьютерными технологиями, а с другой стороны – коррелирует с общей тенденцией индивидуализации в современной культуре.

В современном Интернете в связи с тенденций деанонимизации виртуальной коммуникации возрастает не характерное для более раннего Интернета значение социальной идентичности пользователей, прежде всего в рамках феномена социальных сетей и блогов: сетевая коммуникация все больше становится не реализацией фантазийных образов «я», а осуществлением в Интернете и с его помощью социальных взаимодействий реального мира.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconПравила использования сети Интернет Регламент работы учащихся, учителей...
...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconМетодические рекомендации для школ, подключаемых к сети Интернет...
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconТрансформация политического поведения российской молодежи в условиях...
Работа выполнена в фгоу впо «Новочеркасская государственная мелиоративная академия» на кафедре инженерной педагогики
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconРегламент работы учителей и школьников в сети Интернет (приложение 1)
В целях осуществления контентной фильтрации доступа государственных и муниципальных образовательных учреждений, подключаемых к сети...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconУрока с применением ресурсов сети Интернет
Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconРеферат «Интернет деньги» по дисциплине «технология научных исследований»
Но на сегодняшний день Интернет стал не только источником информации. Сейчас в сети можно найти работу, продать, купить что-либо....
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconРесурсы сети Интернет для родителей и их описание
С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconРоссийской федерации
Курс призван дать понимание принципов построения и функционирования сети Интернет, а также базирующихся на ней информационных технологий....
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее положение о порядке использования сети Интернет в образовательном учреждении определяет условия и порядок использования...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconВ рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся...
Енных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет,...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет. Курс призван повысить качество пользования сервисами сети Интернет, качественно улучшить работу в глобальной сети, способствовать...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconАнкета для потребителей услуг доступа к сети Интернет
Укажите технологию доступа к сети Интернет, которой Вы пользуетесь для получения услуг связи? (можно выбрать несколько вариантов...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconО мерах по реализации контентной фильтрации доступа школы к сети Интернет
«О мерах по исключению доступа к Интернет-ресурсам, несовместимых с задачами образования и воспитания обучающихся», в целях исключения...
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconКонспект урока глобальные компьютерные сети. (Тема урока) фио (полностью)...
Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети
Трансформация феномена идентичности в пространстве сети интернет iconИнструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий...
В целях осуществления ограничения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, не имеющих отношения к...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск