Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки»





Скачать 148.07 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки»
Дата публикации27.10.2014
Размер148.07 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра философии и религиоведения
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры философии и религиоведения Шуйского филиала ИвГУ

протокол № 1 от 06 сентября 2013 года

Зав. кафедрой философии и религиоведения

________________________Добродеева И.Ю.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению реферата по дисциплине

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


Составители: Ветров В.А., канд. филос. наук, профессор Добренкова Н.А., канд. филос. наук, доцент
Шуя 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………….3

Цель подготовки реферата ……………………………………………… 3

Выбор темы реферата …………………………………………………… 3

Структура реферата ……………………………………………………. 4

Требования к оформлению реферата ………………………………… 6

Экспертиза реферата ……………………………………………………. 7

Приложение 1. ……………………………………………………………. 8

Приложение 2. …………………………………………………………….. 9

Приложение 3. …………………………………………………………….. 12

Приложение 4. ……………………………………………………………. 13

ВВЕДЕНИЕ

В рамках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) готовит реферат по истории и философии той отрасли науки, по которой он проходит обучение в аспирантуре. В реферате желательно учесть не только общие философские основания отраслевой науки, но и методологические принципы исследования данной темы диссертации или ее отдельного аспекта.

Написание реферата является условием допуска к сдаче кандидатского экзамена, а обсуждение реферата включается в процедуру кандидатского экзамена.

Реферат по истории и философии науки представляет собой итог самостоятельной научно-исследовательской деятельности аспиранта (соискателя). Эта работа проводится аспирантом (соискателем) под руководством, как своего научного руководителя, так и преподавателей кафедры философии и религиоведения, отвечающих за реализацию названного курса.

Таким образом, на реферат необходимы две рецензии (отзыва):

  • научного руководителя аспиранта;

  • преподавателя кафедры философии и религиоведения.

Оценку соответствия темы реферата общим философско-методологическим основам диссертационного исследования научный руководитель делает на основе собственного опыта в исследовании аналогичной проблематики. В качестве таких основ могут выступать как собственно философские принципы (онтология, гносеология), так и принципы отдельных направлений внутри философского знания (философская антропология, аксиология, социология и др.). В качестве методологической базы аспирант может рассмотреть в реферате отдельные категории философии «своей» науки. Все это оценивает научный руководитель.

Преподаватель кафедры философии и религиоведения оценивает не просто соответствие темы реферата теме диссертационного исследования, а конкретно уровень и качество использованной методологии с точки зрения современной теории познания и философии науки.
ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА

Цель подготовки реферата состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем современной философии и методологии определенной отрасли науки развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными и философскими текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями, научными текстами, статьями.


ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА

Выбор темы реферата осуществляется с учетом выбранной темы диссертационного исследования и ее связи с ее собственными философскими основаниями. Если при выборе темы диссертационного исследования среди множества факторов первичными будут интересы самого аспиранта, то при выборе темы реферата по истории и философии науки ключевой оказывается роль научного руководителя, который, имея представление о существующих методологических и когнитивных стратегиях анализа объектов, зная их философские, эпистемологические основания, может уже на этой первой стадии работы над диссертацией ориентировать аспиранта на изучение базовых, общих оснований диссертационной темы. Поэтому предполагаемая тема реферата обсуждается аспирантом (соискателем) со своим научным руководителем и лишь после этого утверждается специалистами, ведущими теоретический курс «История и философия науки». Формулировка темы призвана отражать ее содержательность, наполненность, проблемность. Она может иметь формулировки следующего типа: «Философско-антропологические основания…….», «Эстетические принципы…», «Мировоззренческие подходы…», «Аксиологические основания…» и т.п.
СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основной текст работы;

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения (при необходимости).
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РЕФЕРАТА

Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.

Содержание включает наименование глав, разделов, параграфов с указанием номера страницы, с которой они начинаются.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, степень ее исследованности, цель и задачи работы, методы исследования, описывается структура работы. Актуальность темы отражает ее важность, злободневный характер, соответствие задачам науки и практики, решаемым в настоящее время. Пункт «Актуальность исследования» содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы. Здесь необходимо продемонстрировать знание путей, вариантов решения проблемы, предложенных авторитетными в данной области исследователями, попытаться обосновать значение данной работы, важность ее выводов.

Частью введения является обзор литературы по теме исследования, в который включают наиболее ценные, актуальные работы по теме реферата. Закончить обзор необходимо кратким выводом о степени освещения в литературе основных аспектов темы.

С большим вниманием следует отнестись к формулированию цели и задач исследования. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели работы. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Задачи вытекают из цели исследования и структурируют саму работу. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.

Формулировка цели исследования может быть начата следующими выражениями:

- изучение…;

- анализ (философский анализ)…;

- выявление…;

- разработка…;

- философское осмысление (роли чего-либо в чем-либо, места чего-либо и т. п.)… и др.

Формулировка задач исследования может быть начата следующими выражениями:

- выявить (показать) значимость…;

- раскрыть…;

- исследовать и охарактеризовать (философские идеи)…;

- проанализировать…;

- рассмотреть…;

- исследовать конкретные варианты (решения проблемы)… и др.

Объект исследования представляет область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой зарождается проблема.

Предмет исследования более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Именно на предмет исследования ориентируется сама работа, поэтому он непосредственным образом отражается в ее теме.

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Например, объект исследования – Интернет как виртуальная реальность; предмет исследования – интеллектуальные предпосылки (философские основания) появления Интернета. Описание объекта и предмета исследования носит лаконичный характер.

Текст основной части делится на смысловые части, здесь излагается содержание работы. В основной части целесообразно выделение 2-3 вопросов, отражающих разные аспекты темы. В реферате важно привести различные точки зрения на проблему и дать им оценку. К содержанию смысловых частей работы выдвигаются такие основные требования: методологический характер, аргументированность, последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы. Формулировки заглавий смысловых частей работы должны быть проблемными.

Заключение в концентрированном виде должно отражать основные результаты работы. Материалы заключения должны обладать самой высокой «плотностью» изложения и характеризовать итоги работы в виде выводов, вытекающих из проведенного исследования. Выводы характеризуют позицию автора по изучаемой проблеме, сформировавшуюся в результате исследования. Выводы должны обладать краткостью и четкостью, быть конкретными.

Список используемой литературы отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является визитной карточкой автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой. Список должен содержать библиографическое описание источников, использованных студентом во время работы над темой (включая интернет-источники). Список использованной литературы дается в алфавитном порядке, должен быть оформлен в соответствии с общепринятыми требованиями и должен содержать источники по теме реферата, в том числе не менее 3 источников, вышедших в последние 3 года (возможно, статьи по теме в периодических изданиях).

Все приложения (если они необходимы) должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Объем реферата – 1,5 - 2 печатных листа.

Текст реферата должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 (210297 мм) через полтора интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14. Поля: левое - 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом нижнем углу страницы (на титульном листе цифру, обозначающую порядковый номер, не ставят).

Текст реферата должен быть тщательно вычитан, все ошибки и опечатки исправлены.

Ссылки на источники, цитаты даются внизу страницы, на которой они приводятся. При оформлении реферата необходимо строго соблюдать правила цитирования. Плагиатом считается любой заимствованный фрагмент текста, не заключенный в кавычки и не сопровожденный упоминанием автора и названия цитируемой работы.

В списке литературы приводится полное библиографическое описание книг, статей, документов в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003 (Приложение 2).
ЭКСПЕРТИЗА РЕФЕРАТА

Первоначальную экспертизу реферата проводит научный руководитель аспиранта (соискателя). Он предоставляет письменную рецензию реферата (см. Приложение 3). Рецензия научного руководителя должна отражать уровень понимания аспирантом (соискателем) места, актуальности и значимости темы реферата в соответствующей области научных исследований, качество подобранных источников с точки зрения возможности качественной разработки темы реферата, степень выполнения заявленной цели исследования. Реферат с письменной рецензией научного руководителя сдается на кафедру философии и религиоведения не менее, чем за месяц до даты кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Кафедра философии пишет свою рецензию на реферат (см. Приложение 4), в которой указывается предметная соотнесенность темы реферата с принципами методологического анализа темы диссертации. Преподаватель учитывает уровень и качество освоения аспирантом (соискателем) соответствующего раздела философии науки; оценивается также логика изложения, качество аргументации, использование источников и требования к их оформлению в тексте реферата. Преподаватель указывает конкретные недочеты, дает рекомендации. Рецензентом кафедры философии и религиоведения выставляется оценка по системе «зачтено-незачтено».

При наличии оценки «зачтено» за реферат аспирант (соискатель) допускается к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Приложение 1.

Образец оформления титульного листа.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра философии и религиоведения

Реферат по дисциплине история и философия науки

на тему:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнен:

Ивановым Иваном Ивановичем

аспирантом________________ года обучения,

специальность___________________________

Научный руководитель:


Шуя 201__г.
Приложение 2.

Образцы описания произведений печати в списке литературы

( в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, введенным в действие с 1.07.04)

Однотомные издания

1.Книги одного, двух и трех авторов.

Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев; [послесловие С. Б. Лаврова]. – М.: Экопрос, 1992. – 336 с.
Садохин А. П. Этнология: учебник для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М.: Академия, 2001. – 304 с.
Агафонова Н. Н. Гражданское право: учебное пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. - 542 с.
2.Книги четырех и более авторов.

Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский [и др.]; под ред. Ю. М. Арского. – М. : ВИНИТИ, 1997. – 211 с.
Антология по истории педагогики в России (первая половина 20 века): учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / сост. А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, С. В. Лыков. – М.: Академия, 2000.- 384 с.
3. Сборники научных трудов.

Наука и образование глазами молодых ученых: сборник

науч. работ. Вып.1 / М-во образования РФ, Шуйский гос. пед. ун-т. – Шуя: Весть, 2002. – 58 с.
4.Конференции.

Инновации в психолого-педагогической теории и практике : материалы международной научной конференции ( Шуя, 22-23 мая 2001 года) / М-во образования РФ, РАО, Шуйский гос. пед. ун-т, Seattle Pacific university; редкол.: И. Ю. Добродеева [и др.]- Шуя : Изд-во ШГПИ, 2001. – 366 с.
5.Стандарты.

ГОСТ Р 517721 – 2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 27 с.
6. Официальные документы.

Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭЛИТ, 2004. – 64 с.
7. Диссертация, автореферат диссертации.

Зайцева С. А. Подготовка в области информатики студентов педагогического факультета в условиях информатизации образования: автореф. дис. …канд. пед. наук / Зайцева Светлана Анатольевна. – СПб., 1997.- 18 с.
Многотомные издания.

1.Издание в целом.

Немов Р. С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. / Р. С. Немов – М. : ВЛАДОС, 2000.- 3 кн.
Гиппиус З. Н. Сочинения: в 2 т. / З. Гиппиус. – М.: Лаком – книга : Габестро, 2001.- 2 т. – (Золотая проза серебряного века).
2.Отдельный том.

Немов Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. : в 3 кн./ Р. С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2000.- Кн.2.- 608 с.
Казьмин В. Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч.2 Детские болезни / В. Д. Казьмин. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 503 с.
Составная часть документа.

1.Статья из сборника с общим заглавием.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский // Методы эффективной психокоррекции. – М., 2001. – С. 339-350.

2.Статья из сборника одного, двух, трех авторов.

Онтологическая сущность информации / Ю. Н. Столяров // Столяров Ю. Н. Сущность информации / Ю. Н. Столяров. – М., 2000. – Гл. 2, §1. – С. 43-57.
Борис Годунов / А. С. Пушкин // Соч.: в 3т. – М., 1986. – Т. 2. – С. 432-437.

3.Статья из журнала.

Калинин А. Повышение профессионального мастерства учителя: модель методической службы лицея / А. Калинин, Г. Сафонов, В. Березикова // Народное образование. – 2005. - № 7. – С. 42-47.

4.Статья из газеты.

Сабов А. Мусульманский шанс России. Христианство и ислам: сохранится ли вековая традиция добрососедства / А. Сабов // Российская газета. – 2005. - 16 сент. - С. 14.

5.Статья из энциклопедии.

Гвоздецкий Н. А. Эльбрус / Н. А. Гвоздецкий. // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1978. – Т.30.- С. 151.

6.Описание сетевых ресурсов.

Казанская Л. В. Пушкинские мотивы в творчестве Артура Лурье

[Электронный ресурс]: опыт муз. ист. расследования // Балтийские сезоны: интернет-альманах. – 1999. - № 1.: Режим доступа: www.teatre.spb.ru/seasons/1_1_1999/history/kazanska.htm

Электронные библиотечные системы:


Байдак В. А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина [Электронный ресурс] / В. А. Байдак. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Флинта, 2011. – 264 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/book/83081.

7.Описание книг духовных лиц белого духовенства


Мень А. История религии: [учебное пособие]: в 2 кн./ А. Мень. – М.: Форум – Инфра – М.,1997.- 2 кн.
8. Описание книг духовных лиц черного духовенства

Дамаскин (Орловский; игумен). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия: жизнеописание и материалы к ним. / Дамаскин (Орловский; игумен). - Тверь: ООО «Издательский дом « Булат», 2001. – Кн.5. – 479 с.
9. Описание переводных изданий

Вонг Е. Даосизм / Е. Вонг ; пер. с англ. С. Ю. Бушуевой . – М. : ФАИР – ПРЕСС, 2001. – 352 с.
Томас Дилан. Приключения со сменой кожи: роман : пер с англ. / Дилан Томас. – СПб: Азбука – классика, 2001. – 665 с.

Приложение 3.

Примерная схема рецензии научного руководителя

РЕЦЕНЗИЯ

на реферат по «Истории и философии науки»

на тему _______________________________________________________

______________________________________________________________

аспиранта (соискателя)
Реферат объемом ____ страниц, содержит таблиц ____, иллюстраций _____,

Посвящена ___________________________________________________

(актуальность и социальная значимость)
Основные результаты _______________________________________________

Соответствие темы реферата общей методологии исследования темы диссертации________________________________________________________
Соответствие и качество источников по теме реферата___________________

__________________________________________________________________

Практическая значимость работы_____________________________________

__________________________________________________________________

Анализ обоснованности выводов и предложений __________________________________________________________________

Качество оформления __________________________________________________________________
Другое (по желанию научного руководителя)

__________________________________________________________________

Недостатки работы _________________________________________________
Первичная экспертиза проведена ______________________________________
Научный руководитель ___________________


Приложение 4.

Примерная схема рецензии преподавателя кафедры философии и религиоведения
РЕЦЕНЗИЯ

на реферат по «Истории и философии науки»

на тему _______________________________________________________

______________________________________________________________

аспиранта (соискателя)
Реферат объемом ____ страниц, содержит таблиц ____, иллюстраций _____,

Посвящена ___________________________________________________

(актуальность и социальная значимость)

Основные результаты _______________________________________________
Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методы ее выполнения; логика изложения, качество цитирования и аргументации, язык текста и др.

________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая значимость работы ____________________________________

(возможность внедрения результатов работы в практику, ожидаемый эффект)

Анализ обоснованности выводов и предложений ________________________

Качество оформления _______________________________________________

Недостатки работы _________________________________________________

Первичная экспертиза проведена ______________________________________
Преподаватель кафедры философии и религиоведения ___________________



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconМетодические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания к выполнению реферативных работ аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» /Уфимск...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconРеферату по дисциплине «История и философия науки»
Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconМетодические указания по сдаче кандидатского экзамена по "История...
Подготовка аспирантами и соискателями реферата к кандидатскому экзамену по дисциплине "История и философия науки", "зачет" на его...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconМетодические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconРеферата по дисциплине «История и философия науки»
Предлагаемые методические рекомендации по подготовке и написанию рефератов, предназначенные для аспирантов всех форм обучения, призваны...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconИстория и философия науки
Худолеева, Н. Н., Стасюкевич, С. М., Бумбар, М. Э. История и философия науки. Методические указания по написанию реферата для сдачи...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconМетодические рекомендации по выполнению реферата 1
Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconРефератам по дисциплине «История и философия науки»
Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconМетодические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине по выбору
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconРеферата по дисциплине «История и философия науки»
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconМетодические рекомендации по выполнению работ по дисциплине «курсовое проектирование»
Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов по дисциплине «Курсовое проектирование» составлены в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconМетодические рекомендации по выполнению реферата Методические рекомендации...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «история и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск