Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально





Скачать 55.12 Kb.
НазваниеАтеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально
Дата публикации06.11.2014
Размер55.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально продуктивную формацию атеистической мысли – «религиозный атеизм». Приведу лишь одну пробу философского пера молодого Маркса, дабы обозначить умственные возможности его «религиозного атеизма». Но тут потребуются некие дополнительные сведения. В Ветхом Завете Яхве-Иеговой были на всякий случай предусмотрены две версии смерти – смерть предварительная, с исправительным сроком, и смерть сугубо окончательная, без права помилования: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю (говорит Яхве евреям, как на судебном процессе), жизнь и смерть предлагаю я тебе (Израилю. – С.З.), благословение и проклятие» (Втор. 39, 19). Христианство сосредоточилось на первой версии, подкорректировав Ветхий Завет своим учением о бессмертии души и о воскресении во плоти умерших, происходящем на Страшном суде.

Для молодого Маркса «критика религии – предпосылка всякой другой критики», или, по определению Маритена, отправной пункт всякой критики общества. Но надо понимать, что важнейшей составной частью этой критики религии является секуляризация важнейших концепций иудео-христианской традиции. Особенно очевидно это на примере Марксова видения коммунизма. Подобно пророку Исаие («Тогда волк будет жить вместе с ягненком» – Ис. 10, 6) Маркс трактует будущий коммунизм как разрешение всех онтологических противоречий (коммунизм «е

сть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью»). Подобно апостолу Иоанну («И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» – Откр. 21, 1) Маркс толкует пришествие коммунизма как чудо, как «прыжок из царства необходимости в царство свободы». Подобно Иисусу («Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» – Ин. 11, 25), молодой Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в буквальном смысле слова проповедует воскресение плоти, взятой в качестве природы, предвещает одухотворение плоти и претворение во плоть духа: для него коммунистическое общество есть «законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы»

* * *

Подлинной проблемой атеизма на самом деле является не вопрос о существовании/несуществовании бога, а вопрос о возможности/невозможности веры. Как бы ни противились этому ортодоксальные последователи советского марксизма-ленинизма и советского «научного атеизма», после Давида Юма и Иммануила Канта невозможно спорить с тем, что даже наличие внешнего мира есть объект веры, а не знания: знание и основанная на нем предметная деятельность идут вслед за верой, а не предшествуют ей. Религия же является последним основанием и высшей санкцией любой прагматической веры, в том числе веры в реальность внешнего мира или политической веры. Очевидно, что вера играет решающую роль в сфере социальной жизни, каковая без нее попросту невозможна.

Маркс и вправду уделял религии в своих работах большое внимание. Это было связано с тем значительным и даже исключительным влиянием, которым пользовалась религия в современной ему Германии. Принципиальные положения марксовой критики религии изложены в его одной из самых ранних работ «К критике гегелевской философии права. Введение» (хотя позднее Маркс и Энгельс, конечно, возвращались к этой теме, но названная работа все равно остается фундаментом их критики религии). Там Маркс пишет: «Основа иррелигиозной критики такова: человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который еще не обрел себя, или уже снова себя потерял»[1]. Здесь Маркс пока остается на почве фейербаховской критики религии, которая, как известно, видела в Боге идеал человека, перенесенный на небо, а в любви к Богу и в почитании Бога, то есть в религии – отчужденную опосредованную форму естественной братской любви человека к другому человеку. Но у Фейербаха речь шла о некоем абстрактном, внеисторическом человеке, а по Марксу человек погружен в историю и есть порождение той или иной исторической ситуации: «… человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию – превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир. … Она (религия – Р.В.) претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия»[2].

Как видим, Маркс далек от огульного¸ полного, бескомпромиссного отрицания религии, которое ему часто приписывают его сторонники и противники, и которое было характерно, в действительности, для французских материалистов 18 века и для российских «воинствующих безбожников» 20-х годов. Разумеется, Маркс, будучи материалистом – противник религии, но при этом из его утверждений напрямую следует, между прочим, бессмысленность физического преследования религиозных людей и организованных гонений на религию. Маркс считает, что победить религию можно лишь ликвидировав ее социальные основы, такие специфические отношения между людьми, как отношения отчуждения, чуждости друг другу, несоответствия человека собственной сущности, которые, по Марксу, и порождают религию. Не против религии как таковой направлена теоретическая и практическая борьба Маркса с религией, а против социальных институтов и социальных феноменов, продуцирующих отчуждение, против буржуазного государства, буржуазной культуры, буржуазной морали. «Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики»[3] - восклицает он.

До тех же пор, пока эти социальные причины религии существуют, по Марксу, естественно, совершенно оправдано существование и самой религии. В этих условиях насильно лишать широкие массы людей, не готовых к восприятию научного мировоззрения, их духовной услады - религии (напомним, это выражение самого Маркса) – бесчеловечно. Это не преувеличение. Послушаем, какие высокие и по-своему добрые, теплые слова находит атеист Маркс для религии: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»[4]. Обратим внимание на последнюю фразу, исчезновение пресловутого «для», вставленного советским агитпропом, сильно меняет ее смысл. Речь теперь идет не о некоей «духовной сивухе» (выражение В. И. Ленина), которой злодеи специально опивают народ, а о необходимом, хотя и небезопасном лекарстве, которое больному облегчает его страдания. Отобрать опиум у больного человека, при этом не вылечив его окончательно или не долечив – это и значит поступить с ним бесчеловечно.

Более того, и к церкви как к социальному институту Маркс не питал никаких особо кровожадных настроений. По сути, атеизм Маркса гораздо менее воинственный, и гораздо более взвешенный, чем атеизм французских вульгарных материалистов (кстати, не Маркс, а именно они – Гольбах, Дидро и другие были истинными вдохновителями сподвижников Ярославского и это видно не только по духу раннесоветского «богоборчества», но и по обилию изданных тогда трудов французских просветителей, материализм которых, напомним, сам Маркс подвергал жесткой критике). В самом деле, согласно французским атеистам Просвещения, религия есть род мошенничества, предпринимаемый власть имущими для того, чтобы держать народ в повиновение. Никаких объективных причин существования религии – ни экономических, ни социальных, ни экзистенциальных, они не видят. Отсюда и их непримиримость по отношению к религии – призывы к борьбе на полное уничтожение невзирая ни на что. По Марксу же религия необходимо существует в обществе, где есть отчуждение между людьми и самоотчуждение человека, она представляет собой естественную форму самовосприятия, идеологии этого общества. Отсюда марксов призыв к положительной критике религии, учитывающей ее социальный и исторический смысл. Если мы будем сравнивать гонения на религию, имевшие место во время Французской, буржуазно-демократической Революции 1789 года и раннесоветские большевистские гонения на религию, то мы вынуждены будем констатировать, что первые были все же жестче. Якобинцы тоже расстреливали священников и мирян, разрушали и оскверняли храмы, но вдобавок к этому они еще и официально запретили христианство (так что священники были вынуждены служить тайком, в заброшенных зданиях, в лесах, под угрозой ареста) и ввели государственный руссоистский культ разума (в знак чего в храм Парижской Богоматери на место статуй Богородицы торжественно была внесена голая актриса, символизирующая Разум).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconИнститут философии игнатенко антонина сергеевна интерпретация идей фридриха ницше
I. Влияние Ницше на французскую мысль до возникновения философии постмодерна
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconЧто же представляет собой атеизм?
Великой французской буржуазной революцией конца XVIII в и первой русской революцией 1905, революциями 1917 г и построением коммунизма...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconСверхчеловек Фридриха Ницше (В. Кудряшова, а-351) Введение
Его тексты ранят, но эта кровь – его собственная, ибо Ницше писал кровью. Для того, чтобы писать о Ницше нужно ответное напряжение....
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconКто такой Заратустра у Ницше?
Этот вопрос, как кажется, можно легко ответить. Ибо мы находим ответ у самого Ницше в ясно высказанных и даже напечатанных в разрядку...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconТемы рефератов по истории и философии экономической науки. Философские...
Сравнение философско-правовых идей И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconФридрих ницше и его концепция сверхчеловека
«больше поле битвы, чем человек» (19, с. 13). «Тщетно было бы переизлагать философию Ницше на стандартный манер: реконструировать...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconРеферат на тему: "Сравнительный анализ точек зрения на проблему истины...
В чем сущность сущности истины М. Хайдеггера или метафизическая простота абсолютных оснований. 16
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconРеферат: Атеизм фейербаха (Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека)
Ализма с идеализмом. Однако ^центральную тенденцию он видел, как было показано выше, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconУчение Карла Маркса и марксизм (А. Урайкин, а-351)
Гегеля и Фейербаха – развитое и обобщенное Марксом, оно возымело большой успех у теоретиков многих стран, позже трансформируясь уже...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconИдеи Ницше в романе
Наибольшее влияние на сознание людей в конце XIX начале XX века оказали так называемые «властители дум» – Артур Шопенгауэр и Фридрих...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconОтчёт по прессе 17 апреля 33 публикации, 2 радио
Физические поля Эмоциональные поля Ментальные поля Твой разум находится не в мозгу Система чакр
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №8 Кафедра информатики...
Поля: сверху – 2 см, снизу – 2 см, слева – 2,5 см, справа – 2,5 см. (Разметка страницы →Поля →Настраиваемые поля)
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconПрограмма учебной дисциплины опд. Дв «Философия Ф. Ницше.»
Изучение курса преследует цель углубленного ознакомления с содержанием и эволюцией философских взглядов Ф. Ницше в контексте общего...
Атеизм Маркса наряду с атеизмом Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра, представляет собой самую влиятельную и интеллектуально iconРуководство для Вознесения Оглавление. Предисловие Часть Что такое энергия?
Физические поля Эмоциональные поля Ментальные поля Твой разум находится не в мозгу Система чакр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск