Скачать 172.4 Kb.
|
Одним из наиболее сложных заданий по обществознанию является С9 – написание эссе на тему, выбранную из шести предложенных. Это задание считается альтернативным, потому что экзаменующемуся предоставлена возможность выбора той области обществоведческой дисциплины, где он может проявить свои знания и умения на наиболее интересном для него, знакомом и освоенном материале. Задание С9 позволяет проверить не только качественное владение содержанием курса, но и метапредметные умения — творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет, а также пробного тренировочного тестирования 2012 года показал, что выполнение задания по написанию эссе вызывает у многих обучающихся существенные затруднения. Следует отметить низкую результативность: лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение от 3 до 5 баллов; низкий уровень способности аргументировать свою позицию: у многих одиннадцатиклассников отсутствует четкое представление о жанре эссе, его структуре, особенностях и критериях оценивания. Чаще всего учащиеся в свободной форме излагают свои мысли по поводу выбранной ими темы из предложенных шести афоризмов и высказываний. Нужно четко ответить для себя на следующие вопросы:
3. Как правильно организовать свою работу по написанию эссе? Попытаемся подробно остановиться на каждом из них. Что такое эссе по обществознанию Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально эссе переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты». Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе: - наличие конкретной темы или вопроса; — личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
— открытость: оно не претендует на полный законченный анализ. Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика?
Таким образом, эссе — это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. Критерии оценивания эссе Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Организация работы по написанию обществоведческого эссе Очевидно, что для успешного написания эссе необходимо правильно организовать свою деятельность. Этому нужно учиться. Только целенаправленная и систематическая работа и многократное выполнение данного задания будут способствовать формированию соответствующих умений и навыков и позволят добиться хорошего результата на экзамене. Итак, как правильно организовать свою деятельность, чтобы написать эссе на высокую оценку? В работе над эссе можно выделить несколько этапов:
Рассмотрим процесс создания чернового варианта нашей работы. Во-первых, для работы необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений. Во-вторых, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.
Образец черновика
В-третьих, следует выбрать одно из шести предложенных высказываний. Для этого
3. Мысленно ответьте себе на вопросы:
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика. В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема (тема) является актуальной в условиях... ...глобализации общественных отношений; ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; ...обострения глобальных проблем современности; ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; ...развития международной интеграции; ...современной рыночной экономики; ...развития и преодоления мирового экономического кризиса; ...жесткой дифференциации общества; ...открытой социальной структуры современного общества; ...формирования правового государства; ...преодоления духовного, нравственного кризиса; ...диалога культур; ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей. В-четвертых, запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» «Автор обращает наше внимание на то, что...» «Автор убежден в том, что,..» В-пятых, необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
в графу 4 черновика. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что... » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...» «Автор был прав, утверждая, что...» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что...?» В-шестых, следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; б) обращение к личному опыту. Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции. При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы:
Если вы убеждены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика. Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению и предотвратит «уход от темы». В-седьмых, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод...» «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...» Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с проблемой (темой), но остались нераскрытыми. В-восьмых, необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов. Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать пометки, вставки. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы: К1 — определение проблемы и раскрытие смысла высказывания; К2 — представление и пояснение собственной позиции выпускника; КЗ — характер и уровень приводимых суждений и аргументов. При положительном, на ваш взгляд, заключении аккуратно перепишите полученное эссе в бланк для ответов. Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него
Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе. При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания автора: 1. Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказывания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
При высказывании и аргументации собственной позиции:
|
Как научится писать эссе по обществознанию на "отлично"? Сочинение в жанре эссе по обществознанию явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым... | Урок по обществознанию в 6 классе по теме: Что такое человечность? Этот урок, что более всего вам запомнилось | ||
Тема: «To be or not to be?» Творческое задание: «Написать эссе, что такое «быть или не быть» для меня» (на основе оригинального текста В. Шекспира «Гамлет. Принц... | Примеры сочинения в жанре эссе для егэ эссе по обществознанию Радио, телевидение, пресса, Интернет – продукты информационной эпохи, которые состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно... | ||
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Тесты обществознание частьА,Б онлайн тесты частьА,Б,С эссе 80 тем,... Здесь можно скачать еще один хороший сборник для подготовки к егэ 2012 по обществознанию | ||
Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Темы эссе для студентов II курса факультета менеджмента. Группы Симоновой... Эссе должно быть написано в соответствии с нижеизложенными требованиями. Дата сдачи эссе – на семинарских занятиях на учебной неделе,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания? | Что такое мировоззрение? ... | ||
Ты и твоя семья Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и... | Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива | Ученик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что... |