Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Б1.ДВ.3.2 Эстетика Общие сведения
1.
| Кафедра
| Философии, политологии и права
| 2.
| Направление подготовки
| 050100.62 – Педагогическое образование, профиль: физическая культура, дополнительное образование физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность
| 3.
| Дисциплина (модуль)
| Б1.ДВ.3.2 Эстетика
| 4.
| Тип заданий
| Тесты, эссе, рефераты
| 5.
| Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)
| 6
|
Перечень компетенций:
способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).
|
Критерии и показатели оценивания компетенций
Знания: места и роли эстетического в человеческой жизнедеятельности; значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности; роль эстетических категорий и ценностей в творческой реализации человека и повседневной его жизни, иметь представление об основных видах искусства; основные этапы развития эстетической мысли, наиболее значимые эстетические теории (Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Чернышевского, Бердяева, Бергсона, Деррида, Гадамера, Хайдеггера и др.); основные виды искусства, художественные направления, школы, стили в искусстве прошлого и современности; структуру эстетического сознания.
| Умения: ориентироваться в основных художественных стилях, школах, направлениях искусства прошлого и настоящего; соотносить историю эстетической мысли с художественной практикой; применять свои знания в предстоящей профессиональной деятельности.
| Навыки: анализа художественного произведения с позиции эстетической теории.
| Опыт деятельности: самостоятельного рассуждения о феномене искусства с использованием эстетических категорий и при опоре на основные эстетические теории; анализа окружающей повседневной действительности с точки зрения эстетической теории.
|
Этапы формирования компетенций.
Предмет эстетики.
| Основные этапы развития эстетической мысли
| Морфология искусства
| Форма и содержание в искусстве
| Специфика художественного творчества
| Эстетическая культура современного общества
| Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл) 60% - «2», 61-80% - «3», 81-90% - «4», 91-100% - «5»
Примерные тестовые задания:
1. Гедонистическая функция искусства означает:
а) искусство как формирование творческого духа;
б) искусство как суггестия;
в) искусство как наслаждение;
г) искусство как предвосхищение. 2. Кому из мыслителей принадлежит концепция мимесиса:
а) Сократу; б) Августину Блаженному; в) Аристотелю; г) Эпикуру; д) Платону. 3. Понятие, характеризующее нерасчлененность искусства на первоначальных стадиях развития человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга, - это:
а) секуляризация; б) либидо; в) изоморфизм; г) синкретизм. 4. Крайняя степень безобразного, таящая угрозу для человечества, – это:
а) декаданс; б) трагическое; в) низменное; г) комическое. 5. Термин философии и эстетики, означающий подражание:
а) катарсис; б) генезис; в) мимесис; г) апейрон; д) архэ. 6. Термин для обозначения сущности эстетического переживания, означающий очищение (очищение души как главная функция искусства):
а) мимесис; б) апейрон; в) харизма; г) катарсис. 7. Процесс эмансипации от религии и церковных институтов, высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества (в т.ч. искусства) и личности, - это:
а) синкретизм; б) сублимация; в) секуляризация; г) изоморфизм. 8. Представитель немецкой классической эстетики, рассматривавший искусство как первую ступень познания абсолютного духа, чувственное изображение абсолютного, - это:
а) Фихте; б) Гегель; в) Кант; г) Шеллинг; д) Фейербах. 9. Эстетическая категория, характеризующая неразрешимый конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью, - это:
а) прекрасное; б) ужасное; в) трагическое; г) возвышенное. 10. Серебряным веком русской культуры называют:
а) конец 19 – начало 20 века;
б) большую часть 19 века;
в) 18 век;
г) время петровских преобразований. 11. Классицизм – одно из ведущих художественных направлений в искусстве:
а) Возрождения; б) 18 века; в) 20 века; г) начала XXI века. 12. К какому художественному направлению имеет отношение следующая характеристика: рационально упорядоченный, трансформирующий жизненный хаос в гармоничные структуры, опора на эстетическую традицию античности и Возрождения:
а) романтизму; б) сюрреализму; в) классицизму; г) барокко. 13. Крупнейшими представителями эстетики 17 века были:
а) И.Кант; б) Н.Буало; в) А.Августин; г) Аристотель. 14. Термин «Renaissance» (Возрождение) для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 гг. был введен:
а) Леонардо да Винчи; б) Ф.Петраркой; в) Дж.Вазари; г) М.Лютером. 15. Доминантный (репрезентативный) вид искусства эпохи Возрождения – это:
а) архитектура; б) живопись; в) театр; г) музыка. 16. Эстетическая доктрина, утверждавшая самоценность искусства и выступающая против его служения нравственным, политическим и иным внеэстетическим целям, - это:
а) концепция мимесиса;
б) искусство как катарсис;
в) концепция «искусства для искусства»;
г) концепция «дегуманизации искусства». 17. Стиль средневековой архитектуры, который, по словам французского ваятеля О.Родена, «ставит человека на колени», воспринимается кактяжелое, давящее, великое молчание, - это:
а) базилика; б) готический стиль; в) романский стиль; г) барокко. 18. Мыслитель, который ввел в эстетику категории «аполлоновского начала бытия» и «дионисийского начала бытия», - это:
а) И.Кант; б) Ж.Деррида; в) Ж.Делез; г) Ф.Ницше. 19. Одна из центральных категорий постмодернистской эстетики – это:
а) катарсис; б) символ; в) калокагатия; г) деконструкция. 20. Оформление эстетики в самостоятельную философскую дисциплину осуществил:
а) Аристотель; б) Н.М.Карамзин; в) И.Кант; г) А.Баумгартен. 21. Творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, сочетание полезности, практичности с красотой, - это:
а) создание; б) дизайн; в) декоративно-прикладное искусство; г) оформление. Ключ к тестовым заданиям.
1. в
2. в
3.г
4.в
5.в
6.г
7.в
8.б
9.в
10.а
11.б
12.б
13.б
14.в
15.б
16.в
17.б
18.г
19.г
20.г
21. б «2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100% Примерная тематика эссе.
1. Синкретизм в искусстве.
2. Проблема жанра в искусстве.
3. Свобода художественного творчества и социальная ответственность.
4. Проблема цензуры и свободы в художественном творчестве.
5. Проблема соотношения творческого вдохновения и рационального замысла.
6. Общество без эстетического чувства: какое оно?
7. Современная массовая культура: pro et contra. Примерная тематика рефератов.
1. Платон о прекрасном.
2. Катарсис и трагедия.
3. Прекрасное - важнейшая категория эстетики.
4. Комическое: значение, приёмы, формы.
5. Эстетика и этика: точки различия и единства.
6. Героическое как категория эстетики.
7. Искусство как социокультурный феномен.
8. Феномен творчества.
9. Восприятие и оценка как эстетические категории.
10. Низменное и возвышенное как эстетические категории.
11. Феномен моды и стиля.
12. Роль и значение эстетических идеалов. Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Предмет и метод эстетики. Эстетика как практическая философия.
2. Основные этапы развития эстетики.
3. Категории эстетики.
4. Категории прекрасное-безобразное в истории эстетической мысли.
5. Категория трагическое в истории эстетической мысли.
6. Категории возвышенное-низменное в истории эстетики.
7. Категория комическое в истории эстетики.
8. Категория героическое в истории эстетики.
9. Искусство как феномен культуры.
10. Системы искусств и виды искусства.
11. Художественные эпохи и направления в искусстве.
12. Художественные направления в искусстве 19 века.
13. Художественные направления в искусстве 20 века.
14. Исторические закономерности художественного развития. Доминантные искусства.
15. Проблема происхождения искусства.
16. Платон о сущности художественного творчества.
17. Платон о прекрасном.
18. Концепция мимесиса Аристотеля.
19. Эстетическое самосознание культуры Западноевропейского средневековья.
20. Средневековые мыслители об искусстве.
21. Эстетическое самосознание художественной культуры Возрождения.
22. Мыслители Возрождения о прекрасном.
23. Основные эстетические идеи Просвещения.
24. Эстетика Баумгартена.
25. Учение И. Канта о прекрасном и возвышенном.
26. И. Кант о природе и функциях искусства («Критика способности суждения»).
27. Философия искусства Ф. Шеллинга.
28. Гегель об искусстве как ступени абсолютного духа.
29. Основные иди эстетики А. Шопенгауэра.
30. Ницше об аполлоновском и дионисийском началах в искусстве.
31. Творческое самосознание художественной культуры 20 века.
32. Иллюзии и реалии эстетики постмодернизма.
33. Эстетические идеи М. Хайдеггера.
34. Эстетические идеи Г.-Г. Гадамера.
35. Художественный образ в реализме. Принцип обобщения в эстетике реализма.
36. Художественный образ как процесс художественного творчества. Основные этапы художественного творчества.
37. Пространство и время художественного образа.
38. Понятие творчества. Роль осознаваемых и неосознаваемых мотивов творчества. Вдохновение и мастерство.
39. Структура эстетического сознания.
40. Элитарная и массовая культура. |