Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И.





Скачать 277.72 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И.
страница1/3
Дата публикации07.12.2014
Размер277.72 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор Б.М. Игошев

___________________31.08. 2011


Программа дисциплины
«История и философия науки»
для аспирантов и соискателей

по специальности

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (математика)

Екатеринбург 2011
Авторы: Беляева Л.А., Бухарцева Н.Г., Забара Л.И. Программа дисциплины «История и философия науки» - Екатеринбург, 2011.
Сведения об авторах:

Беляева Людмила Александровна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии;

Бухарцева Наталья Георгиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии;

Забара Людмила Ивановна, кандидат философских наук, профессор кафедры философии.

Программа предназначена аспирантам для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки».

Программа утверждена на заседании кафедры философии 23.09.11. Протокол № 1.

Зав. кафедрой философии Л.А. Беляева




ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Часть 1. (Общие проблемы)

Введение


Настоящая программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику истории и философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии.

Особое внимание в программе уделяется анализу тенденций в развитии научной картины мира, ее качественным трансформациям, смене типов научной рациональности, системам ценностей и парадигм, на которые опираются ученые в своей исследовательской деятельности. В содержании курса отражены философские проблемы современного научно-технического прогресса и кризиса современной техногенной цивилизации. Программа нацелена на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития.

Важная особенность данной программы и ее отличие от типовой программы, состоит в том, что в ней учитывается специфика специальностей научной подготовки аспирантов и соискателей в педагогическом вузе. В связи с этим дается более глубокая проработка философско-методологических проблем социально-гуманитарных наук, а также предлагается программа спецкурса «Философские проблемы педагогики и образования».
Учебно-тематический план




Наименование раздела, темы

Общ.

тру-доемк.




Самраб.

Всего

Лек

Прак

Раздел 1. История науки

30

28

16

12

2

Тема 1.1.

Становление научного типа рациональности с античности до Нового времени.















Тема 1.2.

Возникновение и развитие классической науки в XVII-XVIII вв.
















Тема 1.3.

Развитие неклассической и постнеклассической науки. Наука и философия.
















Раздел 2. Философия и методология науки

38

24

16

8

14

Тема 2.1.

Общие проблемы философии науки.
















Тема 2.2.

Наука как система знаний.
















Тема 2.3.

Наука как специфический вид познавательной деятельности.
















Тема 2.4.

Методы и средства научного познания.
















Тема 2.5.

Всеобщая методология и общенаучные методы исследования.
















Раздел 3. Современные

философские проблемы областей научного знания

46

28

116

112

218

Тема 3.1.

Философские проблемы естественных наук.







8







Тема 3.2.

Философские проблемы социальных наук.
















Тема 3.3. Философские проблемы гуманитарных наук.







6







Раздел 4. Философские проблемы педагогики и образования

14

12

88

44

22

Тема 4.1.

Философия и педагогика, их взаимосвязь.
















Тема 4.2.

Ориентиры современной философии образования в философии ХХ столетия.







3







Научно-практическая конференция «Философия и наука»

16

8

44

44

83

КСР













55

Итого:

144

100

660

440

139 + 5

Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. История науки
Тема 1.1. Становление научного типа рациональности с античности до Нового времени
От мифа к логосу - путь становления античной философии и основ научной рациональности. Формирование логических основ исследования природы теоретического мышления: Сократ, Зенон, Аристотель. Формирование первых научных программ в математике, физике, космологии: Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель. «Начала» Евклида как прототип античной науки. Античный идеал теоретического мышления.

Философия и наука в Средневековой Европе. Развитие логического мышления в средневековой схоластике. «Натуральная магия» и алхимия как формы околонаучного знания. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки в эпоху Возрождения. Возникновение политической мысли в Италии. Н. Макиавелли. Зарождение научной картины мира: Н. Кузанский, Д. Бруно, Л. да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей.
Тема 1.2. Возникновение и развитие классической науки в XVII –XVIII вв.
Философия и наука Нового времени. Формирование механической картины мира классического естествознания и становление первого типа научной рациональности (познавательный реализм). Эмпиризм Ф. Бэкона и формирование основ индуктивного метода в научном познании. Декарт и развитие гипотетико-дедуктивного метода теоретического уровня научного познания. Формирование основ политических и правовых наук - Гуго Гроций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж-Ж.Руссо.
Тема 1.3. Развитие неклассической и постнеклассической науки. Наука и философия
И.Кант и формирование неклассического типа научной рациональности. Философия Гегеля и разработка диалектического метода научного познания.

Возникновение линии иррационализма и антисциентизма (Шопенгауэр и Ницше) в развитии философии и науки. Марксизм и позитивизм как формы сциентизма.

Научные революции XIX века и основные этапы раз-вития философских представлений о познании.

Параметры неклассической науки. Формирование технических наук. Постнеклассическая наука и ее особенности.
Раздел 2. Философия и методология науки
Тема 2.1. Общие проблемы философии науки
Наука как объект философского изучения. Типология философских и методологических проблем науки.

Предмет и основные концепции современной философии науки (логический позитивизм, критический рациионализм, аналитическая философия). Современные конце-пции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани).

Определение понятия «наука». Наука как система знаний и специфический вид познавательной деятельности.

Тема 2.2. Наука как система знаний
Структура научного знания: научный факт, проблема, законы, теории и категории науки, принципы и методы научного исследования, парадигма и дисциплинарная матрица.

Проблема классификации научного знания. Основания классификации. Объект и предмет научного познания.

Специфика научного знания. Научное и вненаучное знание. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

Функции науки: описательная, объяснительная, предсказательная.

Тема 2.3. Наука как специфический вид познавательной деятельности
Знание и познание. Критерии научности знания и его новизны. Эпистемологический идеал как критерий научности знания. Функционирующая система знаний и списочный критерий новизны.

Философия науки и ее роль в выработке эпистемологических идеалов, эталонов и стандартов научной деятельности.

Методологическая организация исследования, исследовательский проект, программа, процедура, операция.

Специфика субъекта научного познания. Ценностные ориентации ученого и научное познание, стиль научного мышления. Философско-мировоззренческие принципы и научная картина мира.

Тема 2.4. Методы и средства научного познания

Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бэкон и Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм как методологические установки познавательной деятельности.

Понятие методологии. Общая характеристика методов и средств научного поиска. Проблема классификации методов научного познания

Методы и средства эмпирического познания. Ме­тоды получения и проверки знаний: наблюдение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Ме­тоды обработки и систематизации знаний: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация.

Формы знания на эмпирическом уровне: научный факт, эмпирические законы, гипотеза. Средства исследо­вания: приборы, экспериментальные установки, исторические ис­точники.

Методы и средства теоретического познания. Методы построения идеального объекта: идеализация, формализация, аксиоматизация, теоретическое моделирование.

Формы знания на теоретическом уровне: идеи, принципы, знаковые модели, теории.

Методы построения и обоснования теории – объяснение, вос­хождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод.
Тема 2.5. Всеобщая методология и общенаучные методы исследования
Философия как всеобщая методология научного познания. Всеобщность и универсальность философского знания.

Диалектика как универсальный метод познания (Г. Гегель, К. Маркс). Принципы диалектики: принцип раз-вития, принцип историзма, принцип противоречия, принцип целостности, принцип системности, принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений.

Общенаучная методология исследования. Системный подход (Г. Гегель, К. Маркс, Л. Берталанфи). Категориальный аппарат системного подхода: целое и часть, система и элемент, структура и функция.

Синергетика как новое миропонимание и метод исследования самоорганизованных систем (Г. Хакен, И. Пригожин). Категориальный аппарат синергетического подхода: самоорганизация, порядок и хаос, диссипативность, нелинейность, бифуркация, аттрактор.

Математизация и компьютеризация современной науки. Проникно­вение математических методов в социальные и гуманитарные науки.

Единство и многообразие современной науки. Наука и техника, перспективы научно-технического прогресса.

Компьютер как основа нового мировосприятия и нового стиля мышления. Социокультурные проблемы компьютеризации и информатизации науки.
Раздел 3. Философские проблемы отраслей научного знания
Тема 3.1. Философские проблемы естественных наук

Становление и основные этапы развития философии природы. Философия природы, научная картина мира и естествознание. Роль пантеистического, теистического, деистического и атеистического типов мировоззрения в изменении и функционировании научной картины природы.

Эволюция научных представлений в классическом естествознании XVII – XIX вв. Кризис механистической картины природы на рубеже XIX – XX вв. Особенности научной картины мира в XX веке.

Философские проблемы отраслей естественно-научного знания. Философско-методологические проблемы физики. Философско-методологические проблемы наук о Земле. Проблема ноосферы в традициях русского и европейского космизма. Идеи коэволюции.

Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Ценности техники как социокультурного феномена. Философский анализ научно-технического прогресса. Проблема гуманизации и экологизации науки и техники.

Философские проблемы биологии. Глобальный эволюционизм и современная картина мира. Биология человека: философский анализ. Философия здоровья. Глобализм и будущая эволюция человечества: гуманистический и этический аспекты.
Тема 3.2. Философские проблемы социальных наук


Специфика социального познания. Особенности субъекта и объекта социального познания.

Общество как объект социального познания. Понятие общества и способов его существования. Социальный детерминизм и его формы. Понятие социального закона и его специфика.

Атрибуты социальной реальности. Деятельность, общественные отношения, ценности.

Методология социальных наук. Материализм и идеализм как мировоззренческо-методологические парадигмы изучения общества (К. Маркс, М. Вебер и др.).

Системный подход в социальном познании. Системные модели общества. (Г. Спенсер, К. Маркс, П. Сорокин). Структурно-функциональный анализ в исследовании общества (Р. Мертон, Т. Парсонс).

Деятельностный поход и его роль в изучении общества и культуры. Деятельность как способ бытия общества.

Методы конкретных социологических исследований.

Философские проблемы исторического познания (В. Дильтей, М. Блок, Р. Дж. Коллингвуд).

Современная философия истории: цивилизационный и формационный походы (К. Маркс, Н. Данилевский, О. Шпенглер, К.Ясперс, А. Тойнби).
Тема 3.3. Философские проблемы гуманитарных наук


Проблема специфики гуманитарных наук и гуманитарного познания. Гуманитарные науки как науки о духе и его проявлениях (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Ценностная природа гуманитарного знания.

Проблемы методологии гуманитарных наук (М. Вебер, К. Поппер). Герменевтика как метод гуманитарных наук (В. Дильтей, Г.Г. Гадамер). Структурный метод в гуманитарном познании (М. Фуко). Проблема истины в гуманитарном познании.

Человек как предмет гуманитарного познания. Философское истолкование сущности и природы человека. Религиозно-идеалистическая, натуралистическая, социальная и экзистенциальная антропология о природе и сущности человека.

Язык как предмет философско-гуманитарного познания. Философия языка (Г. Гегель, Э. Гуссерль, В. Гумбольдт, М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер, Б. Рассел, Д. Мур, и др.). Философские проблемы лингвистики (Ф. Де Соссюр и др.).
Раздел 4. Философские проблемы педагогики и образования
Тема 4. 1. Философия и педагогика, их взаимосвязь
Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа педагогики. Онтологические, гносеологические, антропологические и аксиологические основания педагогики. Взаимосвязь философских, общенаучных категорий и понятий педагогики.

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Трудности в развитии педагогической науки на современном этапе и пути их преодоления. Проблема интеграции и систематизации педагогического знания. Место педагогики в системе социально-гуманитарного знания.

Философия образования, ее предмет, проблематика, состояние разработки в нашей стране. Образование как социокультурный феномен: сущность, структура и функции. Соотношение философии образования и педагогики.

Философия образования на Западе: статус, уровень развития, основная проблематика.

Тема 4.2. Ориентиры современной философии образования в философии XX столетия

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к кандидатскому экзамену по истории и философии науки и рассчитана...
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и соискателей по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) Екатеринбург 2011 Авторы: Беляева Л. А., Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. iconРефератов для аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки»
Тематика рефератов для аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» для следующих специальностей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск