Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс





Скачать 336.43 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс
страница1/2
Дата публикации18.12.2014
Размер336.43 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).В8.1 ПРАГМАЛИНГВИСТИКА


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050300.62 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль

Иностранный язык

Утверждено на заседании кафедры

Иностранных языков

факультета ФЖиМК

протокол № от 20__г.

Зав. кафедрой

______________________С.А.Виноградова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: к.фил.н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С.А. Виноградова
1.2. Рецензенты:

Билоус Л.С., к.ф.н., доцент кафедры английского языка, декан ФИЯ Мурманского гуманитарного института;

Рахманкулова Л.К., к.ф.н., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ
1.3. Пояснительная записка:


  • цель (цели изучения дисциплины вытекают из ее содержания, квалификационной характеристики, профессиональных компетенций выпускника, при этом необходимо обеспечить целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста, а также с задачами его воспитания;

  • задачи (определение целесообразного соотношения между теоретической и практическими составляющими содержания образования, аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студентов в зависимости от специальности и формы обучения, а также определение

целей видов учебных занятий, образовательных технологий и др.);

  • место курса в общей системе подготовки специалиста;

  • требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь);

  • ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.


Курс по выбору «Прагмалингвистика» занимает важное место в цикле лингвистический дисциплин, преподаваемых на факультете иностранных языков и предназначенных для студентов IV курса.

В предлагаемом курсе излагаются теоретические основы прагмалингвистики. Необходимость освещения предмета прагмалингвистики обусловлена сложностью пути, который проделала эта дисциплина, множественностью подходов и методологических, философских обоснований. С другой стороны, необходимо отграничить прагмалингвистику от целого ряда дисциплин – стилистики, социолингвистики, психолингвистики.

Основная цель курса – познакомить студентов с новейшими теоретическими достижениями в русле коммуникативно–прагматического направления в языкознании. В связи с этим основными задачами курса являются:

  • ознакомить студентов с основными понятиями прагмалингвистики;

  • вооружить студентов знаниями о современном положении прагмалингвистики;

  • дать представление о теории речевых актов;

  • ознакомить с основными единицами и процессами, происходящими в речевом общении; с понятиями коммуникативного намерения, авторской интенции, коммуникативного и прагматического контекста, а также понятиями импликации и пресуппозиции, конвенциональными и коммуникативными импликатурами;

  • показать роль принципа вежливости в выборе форм выражения и средств его реализации в языке и речи;

  • сформировать научное представление о фреймовой семантике;

  • научить и дать возможность студентам использовать лекционный материал, который иллюстрируется многочисленными примерами из современной англоязычной, американской прозы и драматургии, для написания дипломных работ по лингвистике.


В курс прагмалингвистики включены также сведения о пограничных сферах исследования прагматики, лингвистики текста, анализа дискурса и конверсационного анализа.

По окончании спецкурса проводится зачет.

Студенты должны знать:

Основные прагмалингвистические концепции, их авторов, основную терминологию пргамалингвистики.

Должны уметь давать прагмалингвистический анализ предложенного текста в рамках теории имплицитности, теории речевых актов, теории пресуппозиции, теории вежливости.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). Не имеется.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050300

Филологическое образование: иностранный язык

4

8

86

36

20

16




50

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы




Количество часов

Всего аудит

ЛК

ПР

Сам. раб.

1

Предмет и задачи прагмалингвистики.

2

2

2

2

2

Теория речевых актов как один из вариантов теории

речевой деятельности. Классификация речевых актов.

4

4

2

4

3

Правила речевого поведения и другие экстралингвистические факторы, способствующие успешному протеканию акта коммуникации

4

4

4

4

4

Речевое общение: процессы и единицы.


4

4

2

4

5

Фоновые значения и смыслы в дискурсе. Лингвистический аспект речевой коммуникации. Стратегия межличностного общения.

4

4

4

4

6

Основные параметры контекста в прагмалингвистике.

2

2

2

2




Итого

20

20

16

20



  1. Содержание разделов дисциплины.


Предмет и задачи прагмалингвистики (2ч)

Понятие «прагматика», восходящее к досократовским временам. Появление термина в работах Аристотеля, Локка и Канта. Прагматика в феноменологическом подходе 19 в. В 30-х г. использования термина в трудах Пирса, Витгенштейна, Ч. Морриса.

Три аспекта семиотики по Ч. Моррису: синтактика, семантика прагматика - учение об отношении знаков к их интерпретаторам. В 50-е годы главное направление: структурная лингвистика опирается на тезис о нереальности для языка внешних явлений. Язык – самодостаточная система инвариантных единиц. Стилистика – энциклопедические знания. Прагматика не упоминается вообще. Бурный рост прагматики в 60-70-х г., стимулированный логиками и философами Кембриджской и Лондонской школ. Прагматика пронизывает различные подходы. Стилистика также прорастает прагматикой. Внимание исследователей переносится с изучения пропозиций на субъектное отношение. Объект прагматики – говорящий человек, со своими целями и задачами. Прагматика – факты языка в аспекте человеческой деятельности.
Теория речевых актов как один из вариантов теории речевой деятельности. Классификация речевых актов. (4ч)
Основоположники теории речевых актов: Дж. Серль и Дж Остин. В основе теории концепции позднего Витгенштейна. Основное понятие – речевой акт – любая речевая единица способная помимо собственного смысла совершать некоторое действие: приказ, соболезнование и т.д. Речевой акт – трехуровневое единство: локутивный, иллокотивный и прелокутивный акты.

Понятие иллокуции в основе классификации Дж. Остина: вердиктивы, экзерситивы, комиссивы, бехабитивы, экспозитивы.

12 значимых измерений (иллокутивная цель, интенсивность иллокутивной цели, способ ее достижения, предварительные условия для достижения, условия искренности, интенсивность искренности и т. д.) в основе классификации Дж. Серля и Д. Вандервекена, в которой выделяются 5 классов: ассертивы, комиссивы, декларативы, экспрессивы.

Классификация Д. Вундерлиха на основе грамматического критерия.

Простые и гибридные речевые акты. Прямые и косвенные речевые акты. Инициативные и реактивные речевые акты. Первичные и вторичные речевые акты. Простые и сложные речевые акты.

Дальнейшее развитие теории речевых актов у Г. П. Грайса, Дж. Лича, Дж. Версурен, А. Вежбицкой, Е. В. Падучевой, Л.П. Чахоян, Г.Г. Почецова, В.В. Богданова и т. д.
Правила речевого поведения и другие экстралигвистические факторы, способствующие успешному протеканию акта коммуникации. (4ч)
Основная идея конверсационной теории Г.П. Грайса: всякое социальное общение и, в первую очередь, речевая деятельность регламентируется определенными правилами. Ведущий диктум его теории – принцип коммуникативного сотрудничества. Четыре максимы кооперативного принципа: максима количества, максима качества, максима релевантности, максима способа.

Дальнейшее разработка концепции Г.П. Грайса у Дж. Лича, С. Левинсона, Г.Газдара, Уоккера. Моральные и этичные постулаты в основе этих теорий.

Принцип вежливости в концепции Дж. Лича. Постулаты Дж. Лича: такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии.

Три параметра, с помощью которых осуществляется выбор стратегий в теории вежливости П. Брауна и С. Левинсона: фактор дистанции, фактор вежливости, степень принуждения.

Понятие лица (face) в концепции Э. Гофмана. Разграничение положительной и отрицательной вежливости в концепции П. Брауна и С. Левинсона.

Принцип релевантности, предполагающий, наличие оптимального соответствия коммуникативной цели в основе теории релевантности Д .Шпербера и Д. Уилсона.

Нарушение правил вежливого речевого общения и возникновение вследствие этого дополнительных имплицитных смыслов. Имплицитность в узком и широком смысле. Основные функции высказываний с имплицитным пластом значений: оценка, побуждение, эвфемизация, комический эффект.

Трансинформироование и параинформирование в лингвистике текста. Коммуникативные импликатуры Г.П. Грайса. Коммуникативные импликатуры Г.В. Колшанского. Коммуникативные импликатуры В. Вольф.
Речевое общение: процессы и единицы (4ч)
Неоднозначность трактовок понятия «речевая единица». Коррелят речевого акта – высказывание. Высказывание и предложение. Речевой ход - речевой акт с точки зрения динамического развития дискурса. Речевые шаги – составляющие речевого хода. Классификация речевых ходов: инициальные, респонсивные, продолжающие, обрамляющие, фокусирующие, метакоммуникативные.

Мена коммуникативных ролей или взятие репликового шага в концепции Э.Щеглова и Сакса. Мена коммуникативных ролей по инициативе говорящего и по инициативе слушающего. Три типа «взятия шага» по признаку отнесенности соседних реплик во времени. Фреймовая модель мены коммуникативных ролей Т.Балмера и И.Бренненштуля. Фактор психологической природы в регуляции мены коммуникативных ролей.

Минимальная единица языкового общения – двусторонняя единица обмена или интерактивный блок, простая интеракция.

Интеракциональное значение речевой единицы, актуализирующееся в дискурсе. Монологический и диалогический дискурсы.

Наличие общей коммуникативной интенции, глобальной цели в дискурсе. Интенция говорящего – основной текстообразующий фактор репрезентируемый в тексте. Понятие «интенции» в трудах Д.Вундерлиха, Л.С.Выготского, Куммера, Г.Г.Почепцова, И.П.Сусова.

Глобальная цель, объединяющая речевые ходы коммуникантов и определяющая стратегию дискурса. Стратегия – центральное теоретическое понятие в прагматике. Различные типы стратегии в трудах Т.А.ван Дейка и В.Кинча: локальная когеренция, пропозициональные стратегии, продукционные, сценарные, стилистические (у Таннева и Гамперца).

Реализация стратегии с помощью определенных тактик. Тактика. Зависимость тактики от сложившихся условий коммуникации, от ситуации общения, от социально-психологических факторов.

Коммуникативная инициатива как один из категорий коммуникативной лингвистики, соотносящих качества участника взаимодействия с его речевым поведением. Признаки коммуникативной инициативы: преобладание предписывающих ходов, умышленное коммуникативное рассогласование, коммуникативная мена ролей, нормы общения.
Фоновые значения и смыслы в дискурсе. Личностный

аспект речевой коммуникации. Стратегия межличностного языкового общения. (4ч)
Стратегический дискурс как последовательность речевых действий, которые способствуют решению той или иной задачи общения под контролем определенной стратегии или в соответствии с определенной интеракциональной интенцией.

Взаимодействие интеракциональной интенции, определяющая смысл интеракции или тип межличного общения: аргументации, ссоры, выпытывания, убеждения. Последовательность интеракциональных ходов, определяющаяся правилом ведения коммуникации.

Типология стратегического дискурса в современных лингвистических исследованиях. Типология диалогического дискурса В.Франка: комплементарный, компетитивный и координативный типы стратегического дискурса.

Комплементарный диалогический дискурс как дефицит информации у одного из коммуникантов.

Компетитивный дискурс, определяющийся как конкуренция мнений, знаний, стремлений партнеров по коммуникации, при которой автору не удается напрямую воздействовать на собеседника.

Координативный дискурс как координация действий коммуникантов для достижения определенного перлокутивного эффекта.

Способы идентификации типа того или иного стратегического дискурса: свойства грамматической структуры высказывания, паралингвистические характеристики, знания коммуникативной ситуации, знания, полученные из предыдущего дискурса и т.д.

Глобальная цель дискурса, базирующаяся на более общих концептах, а именно – на знании о существовании типизированных последовательностей речевых актов, каждый из которых в глобальном действии имеет свою конкретную функцию. Типизированные последовательности речевых актов – фреймы – по ван Дейку.

Теория фреймов. Термин «Фрейм», введенный М.Минским в 1979 году в современной лингвистику. Неоднозначность трактовок этого термина: результат совпадения в понятии фрейма сходных, но более частных понятий: «планы», «схемы», «ситуационная модель» и т.п. в работах Барлетта (1932), Дейка (1989), Гончаренко, Шингаревой (1984), Джонсон-Лэрда (1988), Шенка (1980), Чарняка (1983) и др.

Общий фрейм ситуативной модели того или иного дискурса: когнитивная модель содержания и знания социального контекста (прагматический фрейм), с учетом специфики которого осуществляется социальное взаимодействие, а также лингвистические знания об организации дискурса как на макроуровне так и на микроуровне.

Верхние уровни прагматического фрейма: информация об общем прагматическом контексте (личное, общественное, институциональное и т.д.), репрезентации общекультурных знаний. Нижние уровни: частные модели социального взаимодействия, которые описываются при помощи релевантных характеристик участников коммуникации, куда входят: позиции, роли, статусы, отношения (превосходство, равноправность и пр.), функции (временные позиционные характеристики).

Стратегический подход ван Дейка и Кинча к динамическим процессам интерпретации и порождения текста.

Взаимодействие когнитивных структур в дискурсе. Когнитивный образ предметно-референтной ситуации, опирающийся на знания о предмете общения и представленный в виде схемы или модели. Когнитивный образ ситуации взаимодействия и его функционирование в качестве одного из главных условий успешного акта общеня. Две когнитивные модели, представленные в дискурсе: декларативная модель предметно-референтной ситуации и процедурный сценарий взаимодействия.

Построение моделей-фреймов при исследовании различных типов стратегических дискурсов – средство диалектического анализа речевого взаимодействия.

Стратегический дискурс – диалогический дискурс, характеризующийся постоянным соотнесением речевых действий с глобальной темой, представляющий собой иерархически организованную связанную последовательность речевых ходов и способствующий решению глобальной цели под контролем определенной стратегии.

Модель-фрейм стратегического дискурса выпытывания и мольбы, в основе которого лежат операции когнитивного поиска, задаваемые концептуальным миром говорящего. Порог информационного насыщения варьируется в зависимости от установки адресата. При отсутствии у адресата желания сотрудничать с адресантом коммуникативное значение «запрос информации» перерастает в выпытывание, а в критический момент – в мольбу. Стадии развертывания стратегического комплементарного дискурса, возникающего из простого запроса информации: стадия экспозиции коммуникативных намерений коммуникантов; стадия разработки говорящим стратегии на получение информации; стадия разрешения коммуникативного конфликта.

Модель-фрейм стратегического дискурса убеждения и принуждения, реализующий глобальную цель коммуниканта – сделать собеседника своим единомышленником по обсуждаемому вопросу и сопричастным к выполнению своих программ.

Разграничение между стратегическими дискурсами убеждения и принуждения, обусловленное реализацией цели, отличающаяся степенью императивности: мягкая степень императивности для дискурса убеждения и жесткая – для принуждения.

Классификация конфликтных ситуаций по Г.А.Брутяну.

Модель критической дискуссии голландских ученых Ф.Х. ван Еемерена и Р.Гроотендорста в основе модели-фрейма стратегического дискурса убеждения и принуждения. Три стадии стратегического дискурса убеждения и принуждения: стадия конфронтации; стадия аргументации; заключительная стадия.
Основные параметры контекста в прагмалингвистике (2ч)
Типы контекста: вербальный, невербальный, исторический, культурный, психологический и социальный. Универсальные черты прагмалингвистического контекста в работе Лайонса. Выделение дополнительных психологических компонентов в работе E.Ochs. Динамический характер прагмалингвистического контекста у ван Дейка и основные параметры типизированного контекста. Гивон: три разновидности прагмалингвистического контекста: дейктический, общий дискурсивный, общий культурный. Особенности культурного контекста и их влияние на специфику построения текста. Вербальный контекст в работах Н.Н.Амосовой, Вайнрайт, И.В.Арнольд. Фразеологический контекст у А.В.Кунина. Дейктический контекст. Когнитивно-психологическая плоскость контекста.

Взаимодействие прагматики и стилистики.
5.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Теория речевых актов как один из вариантов теории

речевой деятельности. Классификация речевых актов.

Подготовка рефератов

4

Проверка рефератов

2

Правила речевого поведения и другие экстралингвистические факторы, способствующие успешному протеканию акта коммуникации

-«-

4

-«-

3

Речевое общение: процессы и единицы.


- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты,

4

- проверка рефератов,


4

Фоновые значения и смыслы в дискурсе.

Лингвистический аспект речевой коммуникации.

Стратегия межличностного общения.

-«-

4

-»-

5

Основные параметры контекста в прагмалингвистике.

-«-

4

-«-


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному ма­териалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:

  • тема;

  • план;

  • вопросы для коллективного обсуждения;

  • задания для самостоятельной работы;

  • литература (основная, дополнительная).


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные по­собия, включая (при наличии) их электронные версии:


  • Основная:

  1. Маслова А.Ю. Введение в прагмалигвистику: учебное пособие для студентов вузов /Маслова А.Ю. – 2-е изд. – М:Флинта: Наука, 2008. – 152с.

  2. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Филологическое образование" / В. А. Маслова. - М. : Академия, 2008. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-4385-2 [Гриф]

  3. Актуальные проблемы современной лингвистики : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540300 (050300) - Филологическое образование / сост. Л. Н. Чурилина. - 4-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 416 с. - Аспиранты. - ISBN 978-89349-892-9 [Гриф УМО]



Дополнительная:

  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998 .

  2. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. - СПБ. 1997 г.

  3. Серль Дж., Вандеркен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Там же. M., 1986. Вып. 18. - с. 242 - 264.

  4. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? .//Зарубежная лингвистика. 11. М.: Изд.группа «Прогресс», 1999. С.210-229.

  5. Серль Дж.Р. Классификация речевых актов.//Зарубежная лингвистика. 11. М.: Изд.группа «Прогресс», 1999. С.229-254.

  6. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого общения, лингвистике и риторике. .//Зарубежная лингвистика. 11. М.: Изд.группа «Прогресс», 1999. С. 254-264.



1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

Не имеется.


  1. Перечень используемых технических средств. Нет

  2. Перечень используемых пособий. Нет

  3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. Нет



  1. Примерные зачетные тестовые задания.


Тест
1. Семиотика подразделена Моррисоном на

  • синтактику

  • прагматику

  • семантику

  • грамматику


2. Прагматика исследует:

  • соотношение между знаком и денотатом

  • соотношение между знаком и пользователем

  • соотношение между знаками

  • соотношением знака и текста


3. Теория речевых актов начала развиваться

  • в России

  • в Англии

  • в Германии

  • в США


4 . Последовательность актов в речевом акте:

  • локутивный

  • перлокутивный

  • иллокутивный


5. Иллоутивный акт равен:

  • интенции

  • импликации

  • действию произнесения

  • воздействию


6. Соответствие максим Грайса:


1

Качества

1. Не преуменьшай и не преувеличивай информацию

2

Количества

2.не отклоняйся от темы

3

Способа

3. избегай двусмысленности, неясности

4

отношения

Не говори ложного или того, на что нет достаточных оснований


7. Среди глаголов речевого общения выберите перформативные глаголы:

  • говорить

  • сообщать

  • отвечать

  • приказать

  • клясться

  • проклинать

  • извиняться

  • предупреждать

8. В теории Гофмана, соответствие позитивного и негативного лица с потребностями личности:

Позитивное лицо

Потребность в поддержке

Негативное лицо

Потребность в свободе




Потребность в одобрении




Свобода от покушения на время, территорию, собственность и т.д.


9. Коммуникативные импликатуры – имплицируемый смысл высказывания, косвенный смысл, возникающий при нарушении ….

10. Часть информации эксплицитно не выраженная в тексте, но предназначенная для понимания называется …


  1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).


Формы контроля

Текущий контроль осуществляется на лекциях в форме письменной записи в журнале о присутствующих и отсутствующих. Итоговый контроль осуществляется в конце семестра в форме зачета по дисциплине.
Требования к зачету

Для успешной сдачи зачета по прагмалингвистике студенту необходимо посетить все лекции по дисциплине, отвечать на семинарах, показать знания и умения по предмету, а также заинтересованность в определенном круге проблем.

Зачет получает студент, который полно и четко ответил на вопросы преподавателя, показал умения логически мыслить и систематизировать полученные знания, а также анализировать отрывок из современной художественной (американской или английской) литературы в свете базовых понятий прагмалингвистике.

Зачет считается несданным если студент не показал знание основных понятий прагмалингвистики, делает ошибки в произношении слов, относящихся к терминологической лексике по дисциплине «прагмалингвистика», а также не предоставил исчерпывающий анализ отрывка из современной художественной (американской или английской) литературы.

Вопросы к зачету по дисциплине «Прагмалингвистика»

1. Прагмалингвистика. Предмет и ее основные задачи.

2. Речевой акт. Акт — трехуровневое единство.

3. Классификация речевых актов Дж. Остина, Дж. Серля.

5. Простые и гибридные речевые акты.

6. Конверсационная теория Г.П. Грайса.

7. Теория вежливости Дж. Лича.

8. Теория П. Брауна и С. Левинсона. Понятия «положительная» и «отрицательная» вежливость.

9.Теория релевантности Д. Шпербера и Д. Уилсона.

10. Имлицитность в узком и широком смысле. Виды имплицитности.

11..Речевой ход. Речевые шаги. Мена коммуникативных ролей.

12.Коммуникативная интенция. Стратегия. Тактика.

12.Стратегический дискурс. Комлементарный диалогический дискурс. Компетитивный диалогический дискурс. Координативный диалогический дискурс.

14.Теория фреймов. Общий фрейм. Прагматический фрейм.

15.0сновные типы контекста. Основные параметры контекста в

прагмалингвистике.



  1. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафед-

рой до начала сессии). Нет.

  1. Примерная тематика рефератов.


1.Классификация речевых актов Дж. Остина, Дж. Серля, У. Вундерлиха, Сусова, др.

  1. Теория вежливости Дж. Лича.

  2. Теория П. Брауна и С. Левинсона. Понятия «положительная» и «отрицательная» вежливость.

  3. Теория релевантности Д. Шпербера и Д. Уилсона.

  4. Имлицитность в узком и широком смысле.

  5. Виды имплицитности.

  6. Теория фреймов Минского. Общий фрейм. Прагматический фрейм.

  7. Основные понятия прагмасемантики.

  8. Понятие пресуппозици в прагматингвистике.

  9. Аргументативный дискурс.




  1. Примерная тематика курсовых работ. Не имеется по курсу.




  1. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.


Прагмалингвистический компонент может включаться в дипломные работы по лексикологии, стилистике, т.д. Например:

  1. Прагмалингвистические характеристики и функции текстов делового письма.

  2. Прагмалингвистические характеристики английских анекдотов.

  3. Прагмалингвистический анализ текстов рекламных слоганов.

  4. Прагмалингвистический анализ феминной и маскулинной рекламы.




  1. Методика(и) исследования (если есть). Нет

  2. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для

оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс
...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс
...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Волонтерские движения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю кв2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю кв2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по модулю б2 «Психология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск