Москва





НазваниеМосква
страница1/35
Дата публикации28.12.2014
Размер6.53 Mb.
ТипИзложение
100-bal.ru > Философия > Изложение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


А.А..Гусейнов Р.Г.Апресян

Этика



Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


Гардарики

МОСКВА


2000
УДК 17(075.8) ББК 87.7 Г96

Рецензенты:

доктор философских наук Г.В. Сорина

кандидат философских наук Б.О. Николаичев
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.

Г96 Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с.

ISBN 5-8297-0012-3 (в пер.)

«Этика» представляет собой базовый учебник для высших учебных заведений. Структура и подбор тем учебника позволяют преподавателю моделировать общие и специальные курсы по этике (истории этики и моральных учений, моральной философии, нормативной и прикладной этике) сообразно объему учебного времени, профилю учебного заведения и степени подготовленности студентов.

Благодаря характеру предлагаемого материала, доступности изложения и прозрачности языка учебник может быть интересен в качестве «книги для чтения» для широкого читателя.

Рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
УДК 17(075.8) ББК 87.7

В оформлении переплета использован фрагмент картины


А. Г. Венецианова «На жатве. Лето» (середина 1820-х гг.)

ISBN 5-8297-0012-3 © «Гардарики», 2000

© Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2000
ОТ АВТОРОВ
Изложение этики нам хотелось бы предварить одним замечанием о ее месте и роли в системе образования.

Этика способна вызвать у читателя или слушателя противоречивые чувства. Она может разочаровать банальностью выводов. Она же может захватить возвышенностью идей. Все зависит от того, какими глазами смотреть на этику — видеть ли в ней сугубо умственную конструкцию или примерять ее на себя в качестве критерия оценки.

Первая развернутая систематическая работа по этике, которая была одновременно и первым учебным курсом по этой дисциплине, — «Никомахова этика» Аристотеля — оказалась первой не только во времени, но и по значению. Написанная в IV веке до нашей эры, она и сегодня остается одной из лучших систематизации этики; в частности, наш предлагаемый в конце XX века учебник многое заимствовал из того первого аристотелевского курса. Такая устойчивость содержания, свойственная скорее догматическим, чем научным текстам, прямо связана с особенностью этики. Она сродни устойчивости, которая наблюдается в грамматике или логике. Этика есть нормативная наука, к тому же самая общая нормативная наука. Ее называют еще практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики — не знания, а поступки.

Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми людьми. Чтобы от этики была польза, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели. Семена этики, как и зерна пшеницы, могут взрасти только в том случае, если упадут на благодатную почву. Эту же мысль русский философ XIX века B.C. Соловьев выразил чуть иначе. В предисловии к своей книге «Оправдание добра» он сравнил нравственную философию с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку о том, куда ему ехать. Такой путеводитель не может уговорить ехать в Италию того, кто собрался отправиться в Сибирь. Точно так же, пишет он, «никакое изложение нравственных норм, т.е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель».

Этика не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна, может вызвать лишь раздражение, досаду. Этим замечанием мы не хотим застраховать себя от критики, объявив ее недоразумением. Мы лишь заранее обозначаем диспозицию, когда такая критика может стать особенно продуктивной.

Распространено мнение, что этика назидательна. Мы не разделяем его и всем содержанием учебника пытались его опровергнуть. Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле она мало чем отличается от других наук и учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном; она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование — представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.
* *

*

Данный учебник представляет результат нашей многолетней исследовательской и педагогической работы. Большинство тем учебника в виде лекций были прочитаны для студентов, аспирантов и слушателей факультетов повышения квалификации различных университетов и исследовательских центров как у нас в стране, так и за рубежом. Мы выражаем признательность всем своим слушателям и оппонентам за внимание, терпение и критику.

Отдельные темы учебника представляют собой переработанные и адаптированные варианты текстов, вошедших в наши книги: «Великие моралисты» (А.А. Гусейнов) и «Идея морали и базовые нормативно-этические программы» (Р.Г. Апресян).

Темы 1—10,12—14, 29—31 и вступления к разделам I и IV написаны А.А. Гусейновым. Темы 11, 15—28 и вступления к разделам II и III написаны Р.Г. Апресяном.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Москва iconУчебник для 1 класса. Москва, 2002г. А. П. Матвеев. Методика преподавания...
Программы образовательных учреждений. А. П. Матвеев «Физическая культура». Начальные классы. Москва, «Просвещение», 2006г
Москва icon«Огни Новогоднего Минска»
Приезд в Минск. Рекомендуемые поезда из г. Москва: №195 Москва-Брест, прибытие в 34; №1 Москва-Минск, прибытие в 22; из С. Петербурга:...
Москва iconЕкатеринбург Москва Пермь Санкт-Петербург Регионы Московская область Москва

Москва iconУрок истории по теме: «Москва златоглавая»
Задача: осмысление того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира
Москва iconМосква, 7 декабря 2012 г. Москва
Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными...
Москва icon115478, г. Москва, Каширское шоссе 24
Петушкова Татьяна Анатольевна, 31 год, проживающая по адресу: г. Москва, ул. Илимская 5-18, находилась в отделении химиотерапии гемобластозов...
Москва iconМосква пояснительная записка
«Информатика и икт» (8-9 кл.) Н. Д. Угринович (2011 г.). Москва: бином. Лаборатория знаний, 2011 год
Москва iconПетрозаводск Издательство Петргу 2013 Конференция проводится при...
«Физическое образование в вузах», доцент мгту им. Н. Э. Баумана (Москва), фиан (Москва)
Москва iconТематическое планирование по русскому языку 5 кл. Москва «Экзамен» 2006г 6 Базовая
Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский....
Москва icon2012-11-18 Информационное сообщение о Высочайшем визите Главы Дома...
Информационное сообщение о Высочайшем визите Главы Дома Романовых на Родину в связи с началом празднования 400-летия преодоления...
Москва icon«Режиссура мультимедиа-программ» 071102. 65 Москва 2009 г
Рабочая программа составлена на основании требования Государственного стандарта высшего медицинского образования второго поколения...
Москва iconУрок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая»
Создать условия для осмысления того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира
Москва iconОтчет о результатах поездки делегации сгупс во Францию в фирму «Фрейссине»
Маршрут движения: Новосибирск – Москва – Париж – Москва – Новосибирск. Срок командировки: 10 – 15 октября 2010 г
Москва iconСборник задач по теории вероятностей и математической статистике. Москва, «Наука», 1970 656с
Баврин И. И.: Теория вероятностей и математическая статистика, Москва, Высшая школа, 2005 -160с
Москва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москва-Ханой-Халонг-Нячанг ( на выбор -дананг-Хойан)-Хошимин-Меконг-Хошимин-Москва
Москва iconПостановление Г. Москва 24 января 2007 г. №30 о деятельности Серпуховской...
Москва


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск